Азбука веры Православная библиотека святитель Фотий, патриарх Константинопольский Послание блаженного Иоанна, папы Римского, к святейшему Фотию, патриарху Константинопольскому, о прибавке в Символ веры (Filioque)
Папа Иоанн VIII

Послание блаженного Иоанна, папы Римского, к святейшему Фотию, патриарху Константинопольскому, о прибавке в Символ веры (Filioque)

Источник

Блаженный Иоанн VIII, Римский Папа, управлял Западною Церковию с 872 по 882 год. В 879 году, посылая своих Легатов на Константинопольский Собор для возстановления Фотия, он снабдил их посланиями: к Императору Василию с сынами его, ко всему Собору и лично к Фотию. Здесь предлагается в переводе последнее. Не удивительно, что Римляне почитают это послание подложным: оно произносит на них осуждение. В самой разсудительности и благоразумной уступчивости Иоанна VIII многие из них, кажется еще при жизни его, видели слабость, свойственную женщине, и тем подали повод к вымыслу нелепой истории о Иоанне Паписсе. Притом вообще у Римлян есть обычай называть подложным все то, что не благоприятствует им в каком либо отношении. Перевод Послания сделан с Греческого текста, напечатанного в Собрании Соборов, которое издано Гардуином в Париже 1715 г. Collectio conciliorum regia maxima. T. VI. p. 341.

Иоанн Епископ, раб рабов Божиих, Фотию достоуважаемому и Кафолическому брату, Патриарху Константинопольскому благодать свыше на дела спасительные.

Нам не безъизвестно, что некоторые нелюбители мира распускают дурные слухи о здешней Церкви вопреки истине, так что едва не внушают и вашему братству недобрых подозрений о нас и подчиненных нам. И хоть поводом к тому служит не ложь (это я сам готов сказать им, и из последующего будет видно, и в том Бог будет свыше свидетелем), однако по примеру корчемников, разбавляющих вино водою, они примешивают от себя много вымышленного. И нисколько не удивительно. Виновник зла искони, воздвигший вражду на Бога, и лишивший любви Создателевой нашего праотца, имеет, конечно, и ныне готовых к его услугам, и побуждает их сеять соблазн в Церкви. Но я, взирая на Христа, даровавшего мир, и убившего вражду плотию Своею (Еф. 2:14), потщусь, сколько могу, заградить уста людей, радующихся злу. Посему, даже прежде, нежели твое братство изъявило мне что либо, сам спешу известить тебя о том, что происходит у нас, дабы ты, зная это, не только не слушал охотников порицать, но и отдалял их от себя, и другим не велел слушать их речи. Твое братство знает, что бывший у нас не задолго пред сим твой посланный, испытав нас касательно святого Символа, нашел, что мы соблюдаем оный целым, каким изначала предан нам, ничего не прибавляя и не убавляя, ибо знаем, сколь тяжкое осуждение ожидает дерзающих сие учинить. Итак, чтоб успокоить вас касательно сего члена, который был причиною соблазна в Божиих Церквах, еще раз объявляем твоей честности, что мы не только не произносим его, но и по безразсудству дерзнувших учинить оное вначале, осуждаем, как нарушителей божественных словес и исказителей богословия Владыки-Христа, Апостолов и Отцев, соборно предавших нам святый Символ, и ставим их на ряду с Иудою, как учинивших одинаковую с ним дерзость. Они не тело Господне предают на смерть, но раздирают и разсекают верующих, которые суть Его члены, и чрез то предают их вечной смерти, паче же себя самих, подобно тому недостойному ученику. Но мы думаем, что и святыне твоей, разсудительной и мудрой, не безъизвестно, что не легко нам склонить к такому-же образу мыслей и прочих наших Епископов, потому что не скоро можно сделать перемену в предмете, особенно касающемся до Божества, хотя обычай возник в недавнее время и не утвердился многими годами. Посему полагаем, что можно дозволить читать Символ с прибавкою, чтоб не принуждать насилием к оставлению оной, и лучше действовать с кротостию и осторожностию, внушая мало по малу оставить сию хулу. Пасите еже в вас стадо Божие не нуждею, но волею, ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду, рек верховный Апостол Петр. Итак обвиняющие нас в том, будто и мы разделяем сие мнение, говорят неправду; но те не лгут, которые, не сомневаясь о моем образе мыслей, утверждают, что есть еще у нас люди, дерзающие так произносить Символ. Итак твоему братству подобает и не соблазняться о нас, и не отделять нас от прочего Церкви нашея тела, но паче с кротостию и осторожностию содействовать нам в обращении к истине уклонившихся от нея, да с нами купно получит и награду.

Здравствуй о Господе, достоуважаемый и Кафолический брат.


Источник: Послание блаженного Иоанна, папы Римского, к святейшему Фотию, патриарху Константинопольскому, о прибавке в Символ веры (Filioque) // Духовная Беседа. 1859. Т. 7. № 27. С. 1-4.

Комментарии для сайта Cackle