Л. И. Бриллиантов

Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета

Источник

Содержание

Предисловие

Понятие о Священном Писании

Главный предмет всего Священного Писания

Разделение священных книг по времени написания и по содержанию их

Книги законоположительные

Книга Бытия Время, место, главный предмет и цель написания книги Бытия Глава II-я Глава III-я Глава IХ-я Глава XII, ст. 1–9. Призвание Авраама и первые Божии обетования ему Глава XIII, ст. 14–18. Третье явление Бога Аврааму Глава XIV, 14–24. Плен Лота и благословение Авраама Мелхиседеком Глава XV, ст. 1–18. Четвертое богоявление Аврааму и завет Бога с Авраамом Обряд обрезания Глава XXII, ст. 1–19. Восьмое богоявление Аврааму, жертвоприношение Исаака и возобновление всех прежних обетований Глава XXVIII, ст. 10–22. Первое богоявление Иакову в видении таинственной лествицы Глава XLIX, 10 ст. Пророческое благословение Иакова своим сыновьям Книга Исход Главный предмет книги и краткое изложение содержания ее Глава XII, ст. 1–27. Закон о Пасхе Глава XIII, ст. 1–6. Закон о посвящении Богу первенцев Глава XIV, 11–32 ст. Переход евреев через Чермное море Глава XIX. Приготовление евреев к Синайскому законодательству Глава ХХ-я. Синайское законодательство Глава XXIV, 3–8 ст. Торжественное вступление избранного народа Божия в завет с Богом Описание устройства скинии свидения Книга Левит Главный предмет книги Понятие о ветхозаветных жертвах (I-VII гл.) Ветхозаветное священство Глава ХХIII-я. Законы о праздниках Год субботний и год юбилейный Значение левитского служения, по объяснению св. Апостола Павла в послании к евреям Книга Числ Наименование книги и место ее Глава VI. Обзор назорейства и слова священнического благословения Глава XVII-я. Утверждение священства за родом Аарона чудом прозябшего жезла его Глава ХХI-я. Медный змий Пророчество Валаама (XXII-XXIV гл.) Второзаконие Время и место написания ее

Исторические книги Ветхого Завета

Книга Иисуса Навина Значение личности Иисуса Навина Книга Судей Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей Книга Руфь Прообразовательное значение Руфи Книги Царств Содержание первой книги Царств Изложение содержания второй книги Царств Третья книга Царств Четвертая книга Царств Писатели книг Царств Пророчества об Иисусе Христе в книгах Царств Meccиaнское обетование, данное Давиду (2 Царств. VII гл. 12–24 ст.)

Книги учительные

Книга Иова Название книги и главный предмет ее содержания Время жизни Иова Писатель книги Цель написания книги Иова Главные предметы учения в книге Иова Учение о человеке Учение об Искупителе и будущем воскресении Преобразовательное и нравоучительное значение Иова Псалтирь Объяснение названия книги Писатели псалмов Надписания над псалмами Деление псалмов по содержанию Употребление псалмов во время богослужения и в частной жизни в древности у евреев и в Христианской Церкви Псалом II-й Псалом VIII-й Псалом XV-й Изложение содержания Псалом XXI-й Повод к написанию псалма Псалом LXVIII Псалом XXIII Псалом XLIV Псалом CIX Изложение содержания Псалом CXVII-й Изложение содержания Книга Притчей Название книги Изложение содержания книги Притчей Сведения о писателе книги Притчей Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви Глава I, 20–33 ст. Глава VIII-я, 20–23 ст. Глава IХ-я Книга Екклезиаст Наименование книги Писатель и цель написания книги Изложение содержания книги Главные предметы учения в книге Екклезиаст Отношение учительных книг к законоположительным и историческим

Пророческие книги

Понятие о пророках вообще и пророчествах Цель пророческого служения Способы восприятия пророками откровения от Бога Способы, чрез которые пророки сообщали откровения Божии людям Число и наименование пророческих книг Распределение пророческих книг в Библии Содержание пророческих книг Книга пророка Исаии Сведения о пророке Исаии. Время его жизни и пророческой деятельности Особенности книги пророка Исаии Главные предметы содержания книги пророка Исаии и разделение ее по частям Глава I-я. Обличение иудеев в отступлении от Бога и возвещение суда Божия для водворения среди них правды и святости Глава II-я, 1–5 ст. Пророчество о явлении и возвышении горы Господней VI-я глава. Призвание Исаии к пророческому служению Глава VII, 14–16 ст. Пророчество о рождении Эммануила Глава IX, 1–7 ст. Пророчество о выступлении в мир Эммануила с божественною проповедью и предсказание о свойствах и действиях Его Глава ХI-я. Пророчество об отрасли из дома Иессеева Глава XXVIII, 16. Пророчество о краеугольном камне в основание Cиoну Глава XXXV-я. Изображение спасения человечества под образом пустыни жаждущей, превращенной обилием чудодейственных милостей Божиих в цветущую долину Глава XL, 1–14 ст. Пророчество о гласе вопиющего в пустыне Глава XLII-я, 1–9 ст. О кротком Отроке Господнем Глава LII, 13–15 стихи и LIII-я. Пророчество о страданиях и прославлении Спасителя мира Глава LIV-я. Пророчество о распространении и умножении Церкви Христовой, или о многих чадах Неплодной Глава LV-я. Пророчество об обилии вод для жаждущих или даровании людям благодатных даров в Церкви Христовой Глава LX-я. Прославление Иерусалима Глава LXI-я. Пророчество о Помазаннике Господнем и благодатном Его служении Глава LXIII, 1–8 ст. О победителе врагов Церкви Глава LXV-я. Призвание язычников и торжество Церкви Глава LXVI-я Общий взгляд на содержание пророчеств Исаии Книга пророка Иеремии Сведения о пророке и обстоятельства его жизни Особенность пророчеств Иеремии по содержанию и способу изложения Содержание книги пророка Иеремии и разделение ее на части Глава I-я. Призвание Иеремии к пророческому служению Глава IХ-я. Обличение народа иудейского в грехах и предсказание ему наказания Божия Глава ХХ-я. Грозное предсказание Пасхору, оскорбившему пророка и жалоба Иеремии на трудность своего служения Глава ХХIII-я. Возвещение суда Божия над пастырями и лжепророками Глава XXX-я. Пророчество Иеремии о прекращении бедствий плена Ассиро-Вавилонского и наступлении новых благодатных времен Глава XXXI-я. Пророчество о спасении Израильтян и Иудеев. Предсказания о наступлении времен нового вечного завета Глава ХХХII-я. Обетования о возвращении народу земли и заключении Нового Завета Глава ХХХIII-я. Предсказание о восстановлении разрушенных городов Иудеи и об исполнении божественных обетований Давиду 0бщий смысл пророчеств Иеремии Книга пророка Иезекииля Сведения о лице пророка Иезекииля и обстоятельствах его жизни Особенности книги пророка Иезекииля Разделение книги пророка Иезекииля по частям Глава I-я. Видение подобия славы Божией Глава II-я. Призвание Иезекииля к пророческому служению Глава III-я. Вступление пророка в служение и его обязанности Глава XXXIII-я. Обязанности пророка относительно спасения заблуждающихся Глава XXXIV-я. Возвещение суда Божия над нерадивыми пастырями израильскими и пророчество о спасении чрез истинного Пастыря из дома Давидова Глава XXXVI-я. Пророчество о восстановлении земли Израильской и обновлении жизни ее обитателей Глава XXXVII-я. Видение оживления сухих костей, рассеянных по полю и символическое изображение соединения царств Израильского и Иудейского Главы XL-XLVIII. Видение нового храма и града Божия Глава XLIII, 25 –27 ст. Освящение жертвенника Видение о заключенных вратах храма XLIV, 1–4 ст. Общий смысл содержания книги пророка Иезекииля Книга св. пророка Даниила Сведения о пророке Данииле Современное пророку Даниилу состояние язычества и иудейства Разделение книги пророка Даниила Глава II-я. Сновидение Навуходоносора о четырех царствах и истолкование его пр. Даниилом Глава III-я. Открытие славы Божией между язычниками чудом спасения трех отроков от огня в пещи Халдейской Глава VII-я. Видение четырех зверей, символов четырех царств, и открытие вечного царства и власти Сына Человеческого Глава IX-я. О седмидесяти седминах Глава XI, 36– 39 стихи и глава ХII-я. Пророчество о пришествии антихриста, о воскресении мертвых и последних судьбах мира Общий смысл книги пророка Даниила  

 

Составлено применительно к программе, испытаний для лиц, желающих поступить в Духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов.

Оба выпуска вместе. Первый выпуск выходит 3-м изданием, второй выпуск – 2-м изданием без изменений.

Определениями Святейшего Синода от 10–16 января 1912 года и от 18 января-10 февраля 1914 года постановлено одобрить в качестве руководства по Св. Писании Ветхого Завета для лиц, поступающих в старшие классы духовных семинарий вольнослушателями богословских предметов, и вместе с сим допустить в ученические библиотеки духовно-учебных заведений.

Предисловие

Предлагаемое «Краткое руководство к изучение Св. Писания Ветхого Завета» назначается главным образом для лиц, которые желают поступить в духовные семинарии вольнослушателями богословских предметов. Известно, что Св. Писание Ветхого Завета проходится в семинарии в первых четырех классах и служит подготовительною ступенью для изучения богословских наук в следующих специально богословских классах – пятом и шестом. Поэтому, чтобы быть в курсе своего дела и с пользою для себя проходить слушание богословских предметов, желающим поступить в указанные классы необходимо, по крайней мере, в существенном и главном ознакомиться с содержанием Св. Писания Ветхого Завета. Кроме того, Св. Писания Ветхого Завета само по себе является не только богословским предметом, послужить основанием и для других богословских наук, которые из него, как из божественного источника, почерпают свои сведения. Отсюда, самое приобретение богословских знаний должно по необходимости обусловливаться изучением Ветхозаветного Слова Божия и оно в ряду других богословских предметов должно занимать одно из первых мест.

Предлагаемое руководство составлено применительно к программе испытаний для лиц, ходатайствующих о допущении к слушанию богословских предметов в духовных семинариях.

Так как среди существующих различных учебников и руководств по Св. Писанию Ветхого Завета нет одного общего учебника, т.е. такого, который заключал бы в себе, хотя бы в кратком виде, сведения о книгах законоположительных, исторических, учительных и пророческих, с необходимыми объяснениями глав и с большим обращением внимания на главные мессианские места их, то желающим изучить Слово Божие по предложенной программе пришлось бы прибегать к различным отдельным руководствам. Таких учебников, по соответствию с четырьмя разрядами книг Св. Писания, потребовалось бы иметь не менее четырех. Это представляло бы большие неудобства, во-первых, в том отношении, что изучающий разбрасывался бы среди многих учебников, и отыскивая в массе материала их ответы на вопросы программы, даром терял бы время; во-вторых, приобретение четырех учебников, стоящих сравнительно дорого, сопряжено было бы для него со значительными денежными затратами.

Цель предпринимаемого печатного руководства и заключалась именно в том, чтобы устранить эти препятствия и облегчить труд для желающих изучать Св. Писание Ветхого Завета. В этом отношении изданный печатный труд может оказать услугу и тем лицам, которые держат экзамены при духовных семинариях на священника или диакона. «Краткое руководство к изучению Ветхого Завета» составлено на основании тех учебников, учебных руководств и пособий по Св. Писанию, которые одобрены Св. Синодом для употребления в духовных семинариях. Из этих пособий выбраны ответы на все вопросы указанной программы.

При составлении своей книги автор имел ввиду то обстоятельство, что готовящиеся быть вольнослушателями богословских классов и желающие держать экзамен на звание священника, благодаря основательному изучению Закона Божия, прохождение курса по Священной истории, хорошо осведомлены в библейско-исторических событиях и не нуждаются в повторительном изложении их. Неотложною необходимостью для них, как будущих питомцев духовных семинарий и пастырей Церкви является изучение Слова Божия по самому тексту Библии, ознакомление с содержанием ее и усвоение смысла божественного священного повествования. На этом автор в учебнике и останавливает свое внимание, стараясь представить мысли священных писателей в подлинной связи и последовательности. При этом пророчески, мессианские места Ветхозаветного Откровения являются предметом особенного рассмотрения, они раскрываются автором с наибольшею полнотою и обстоятельностью.

Из пророческих книг в состав руководства вошли только лишь книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила. Но рассмотрение указанных книг составляет наибольшую часть содержания учебника. Это объясняется тем, что пророческие книги много содержат в себе мессианских мест. В этом отношении они, за исключением Псалтири, превосходят все другие книги Ветхого Завета, Известно, что пророки предвозвестили в своих пророчествах о всех главных событиях земной жизни Иисуса Христа и с ясностью изложили учение о совершенном Им спасении людей или Церкви. Даже стороны в содержании пророческих книг, не имеющие прямого приложения к временам мессианским, как например, повествование о событиях современных пророкам, изложение речей обличительного и вообще учительного содержания, тесно соединяются с пророчествами об Иисусе Христе и в них получают свое значение. Словом, содержание пророческих книг всецело сводится к учению о Мессии и Его Царстве. Недаром у св. отцов Церкви пророки называются предуготовителями явления Христова во плоти, а пророк Исаия именуется ветхозаветным евангелистом (блаж. Иероним).

Ввиду такого важного значения пророческих книг в домостроительстве нашего спасения, совершенного воплотившимся Сыном Божиим, автор, счел своим долгом обратить особенное внимание на писания пророков. Oн поставил своею целью рассмотреть пророчества всестороннее, подробнее и обстоятельнее. Чтобы дать возможность учащимся основательно познакомиться с пророческими речами и легче усвоить их смысл, автор излагает содержание каждой пророческой речи по Библии и путем библейско-богословских, свято-отеческих, исторических и церковно-богослужебных объяснений показывает, как надо понимать пророчества.

Вместе с этим обращается особенное внимание на пояснение славянского текста Библии, по которому вообще ведется в руководстве толкование Св. Писания. Раскрытие смысла церковно-славянского текста достигается чрез перевод его на русский язык и чрез объяснение непонятных слов и выражений.

В тех случаях, когда церковно-славянское чтение является темным и вследствие этого затруднительным для понимания смысла Слова Божия, автор прибегает к русскому переводу, сделанному, как известно, с первоначального текста еврейской Библии, и чрез сопоставление одного с другим старается устранить встречающуюся неясность. Если же в некоторых местах между библиями славянской и еврейско-русской встречается разночтение, то по этому поводу в руководстве указывается, что противоречия тут нет, что в том и другом переводе в сущности раскрывается одна и та же истина, только различно передаваемая.

При такой постановке дела вторая часть предлагаемого руководства дает такие сведения по Св. Писанию Ветхого Завета, которыми могут пользоваться и воспитанники семинарий. В особенности же это следует сказать об отделе книг пророческих, так как последние рассматриваются в полном соответствии с программой, установленной Святейшим Синодом для преподавания Св. Писания в IV классе духовных семинарий.

После высказанных соображений едва ли будет справедливо упрекать автора в том, что он при составлении второй половины руководства, именно в отделе о пророческих книгах, пустился в излишние подробности и чрез это уклонился от первоначального своего плана, как бы забыв, что он пишет «краткое руководство». Всестороннее обсуждение предмета с целью представить его в наивозможно полном виде не следует смешивать с излишними подробностями. По нашему же мнению, пророческие книги рассматриваются в руководстве так, как необходимо это для того, чтобы ближе познакомиться с деятельностью пророков и полнее усвоить черты их мессианского пророческого учения. Конечно, трудно было во всем этом соблюсти надлежащую меру и избежать недостатков, но все-таки автор не упускал из виду и следил за тем, чтобы книга его в области пророческих книг по возможности обнимала самое существенное, не нарушая в тоже время очень важных в каждом произведении качеств полноты и обстоятельности.

В заключение автор снова повторяет, что предполагаемый труд не может считаться совершенно свободным от недостатков и пробелов. Но он надеется, что все замеченные недочеты благосклонно будут оправданы новизной, сложностью и трудностью работы, тем более что вести ее приходилось при обстоятельствах не вполне благоприятных для автора.

Понятие о Священном Писании

Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные по вдохновению от Святаго Духа нарочито воздвигнутыми для сего Самим Богом мужами, которые обыкновенно называются пророками, евангелистами и апостолами. Таким образом, книги Св. Писания, хотя и написаны людьми, но заключают в себе глаголы Св. Духа. Богодухновенность священных писателей и написанных ими книг засвидетельствована многочисленными местами Писания. Всякое пророчество книжное, говорит, например, св. апостол Петр, по своему сказанию не бывает. Ни бо волею бысть когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша святии Божии человецы (2Петр. 20–21). Всякое писание богодухновенно, говорит о книгах св. Писания св. апостол Павел (2Тим. III, 15). Тоже Божественное Откровение, которое пророками и апостолами передано было людям словом и примером и лишь после богопросвещенными преемниками их святыми отцами и учителями Церкви записано, называется священным Преданием.

Наименование Божественного Откровения Священным Писанием взято Церковью из самого же этого Откровения. Так, ап. Павел в послании к Тимофею пишет: из млада Священная Писания умееши (2Тим. III, 15). Кроме того, в нем же самом оно называется и просто Писанием (Mф. XXI, 42: Иоан. V, 39; Деян. VIII, 32), а также и Словесами Божиими (Римл. III, 2) или просто Словом Божиим (Лук. XI, 28). У св. Отцов Церкви наиболее употребительно наименование «Святая Библия» или просто «Библия». Слово «Библия» есть греческое, оно оставлено без перевода и означает: книги. Это наименование усвояется св. книгам для означения их превосходства, как книг богодухновенных, пред всеми прочими книгами человеческого произведения. Авторитет и достоинство книг св. Писания, как книг Божественного происхождения, так велики, что все остальные книги в мире, как книги человеческого происхождения – результат деятельности слабого и часто впадающего в заблуждения ума человеческого и в сравнение идти с ними не могут, а только одни книги св. Писания заслуживают именоваться книгами, а все остальные как бы и не книги.

Главный предмет всего Священного Писания

Главным предметом всего св. Писании является дело спасения человечества, совершенное Иисусом Христом, Сыном Божиим, снисшедшим на землю, принявшим человеческую плоть, просветившим людей светом Своего Божественного учения, пострадавшим и распятым за грешный род человеческий. Эта великая истина в ветхом завете раскрывается как событие будущее, событие желаемое и ожидаемое, предызображается в прообразованиях и пророчествах о Христе и имеющем совершиться чрез Него деле искупления. В новом же завете изображается самое событие спасения людей чрез воплощениe, жизнь, дела, учение, страдания, смерть и воскресение Спасителя – Богочеловека. Таким образом Ветхий Завет был сенью грядущих благ, а Новый Завет самым образом вещей (Евр. X, 1).

Разделение священных книг по времени написания и по содержанию их

Книги св. Писания разделяются различно, смотря по тому, что считать за начало этого разделения и чем руководиться при их распределении. Если иметь ввиду время происхождения их, то всю совокупность их можно разделить на две части – на книги, написанные до Рождества Христова, и книги, написанные после Рождества Христова. Первые называются книгами Ветхого Завета, или короче, Ветхим Заветом, последние же называются книгами Нового Завета, или кратко, Новым Заветом. Такое наименование библейских книг взято из самого же свящ. Писания. Слово «Завет» в первый раз упомянуто в книге Бытия для обозначения союза, заключенного между Богом и человеком после потопа (IX, 9); потом этим же именем Завета назван союз, заключенный Богом с человеком чрез Авраама (Быт. XYII, 1–2 стр.). Из книги Исход видно, что такой же союз Господь заключил чрез Моисея со всем Еврейским народом, при этом условия этого союза, записанные Моисеем, названы книгою Завета (Исх. XXIV, 7–8). После этим именем стали называться у священных писателей и все первые пять книг, написанные Моисеем (1 Царств. XXIII. 2. Сирах. XXIV, 25 и 37). Св. апостол Павел в послании к Коринфянам назвал все священные книги, написанные до Рождества Христова, Ветхим Заветом (2Кор. III, 14). Соответственно с этим впоследствии и книги новозаветные, написанные апостолами, стали называть «Новым Заветом». Наименование это помимо своего библейского происхождения, имеет очень важное значение в том отношении, что оно указывает на главный предмет содержания Библии – на то, что главным предметом ее содержания служит союз или завет Бога с людьми, который иначе называется религией.

Если руководиться при разделении книг слова Божия содержанием их, то с этой стороны их следует разделить на четыре разряда: книги законоположительные, исторические, учительные и пророческие.

Законоположительными книгами называются такие, в которых повествуется об основных законах, определявших жизнь ветхозаветного народа как в церковно-религиозном, так и гражданско-политическом отношении. Таковыми считаются первые пять книг Библии, написанные Моисеем, книги: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Исторические книги изображают историю жизни Еврейского народа со времени вступления его в землю обетованную до последних времен пред пришествием Спасителя. Сюда относятся следующие книги: Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре книги Царств, первая и вторая книги Паралипоменон, первая книга Ездры, Неемии, вторая книга Ездры, Товита, Иудифь, Есфирь, первая, вторая и третья книги Маккавейские, третья книга Ездры.

Учительными книгами В. 3. называются такие, которые заключают в себе учение веры и нравственности. Научая человека правилам и средствам к благочестивой по закону Божию жизни, эти книги являются раскрытием и разъяснением основных законов Завета, находящихся в книгах законоположительных, в приложении их к нуждам и потребностям жизни. Книги эти следующие: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, книга Премудрости Соломона и книга Иисуса Сына Сирахова.

Пророческими книгами В. 3. называются такие, которые содержат в себе древние предсказания о Мессии и Его царстве и откровения о будущих судьбах Церкви новозаветной. Это книги четырех великих пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцати малых пророков.

Еще книги св. Писания разделяются по сравнительной важности и достоинству своего содержания – на канонические и неканонические. Название это происходит от греческого слова κανν (кaнон), которое имеет следующие значения: 1) правило, образец, 2) постановление или определение высшего лица или общества, 3) список, каталог. Отсюда каноническими книгами называются такие, которые признаются Церковью в собственном смысле священными и божественными, т.е. написанными по откровению от св. Духа и потому содержащими в себе источники веры и нравственности. Как богодухновенные, книги эти тщательно отделялись от книг небогодухновенных определениями соборов и отцов Церкви и вносились в каталог книг подлинно пророческих и апостольских, будучи таким образом ограждаемы от всяких посторонних привнесений. Неканоническими книгами называются те которые, хотя и вошли в состав Библии, но такого богодухновенного достоинства не имеют, а посему и не могут быть божественным, всегда обязательным правилом веры и нравственности. Книги эти однако удержаны Церковью в составе священных книг, как особенно полезные, добрые и назидательные для чтения желающим огласиться словом благочестия.


Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Комментарии для сайта Cackle