Книга Иисуса Навина
Писателем этой книги был Иисус Навин, преемник Моисея в звании вождя израильского народа. На это указывает заглавие книги и содержание ее, с мельчайшими подробностями описывающей события, случившиеся при Иисусе Навине, места, лица его времени, которые ему, как свидетелю очевидцу, более были известны и поэтому рукою его могли быть так подробно описаны. Кроме того, в книге находится прямое свидетельство об Иисусе Навине, как священном писание её (XXIV гл., 26 ст.), оно подтверждается также преданием иудейской и древне-христианской церкви.
Книга Иисуса Навина рассказывает историю завоевания евреями земли Обетованной и сообщает о разделе завоеванной земли Обетованной между коленами. Отсюда она естественно разделяется на две главные части. В первой части после краткого введения, где говорится о первом откровении Бога Иисусу Навину с целью возбудить его мужество, описываются события, ознаменовавшие собою занятие израильтянами земли Обетованной, сначала предшествовавшие этому занятию и подготовлявшие его: повеление Божие о переходе чрез Иордан, посольство соглядатаев в Иерихон и приняло их Раавью, чудесный переход через Иордан и совершение обрядов обрезания и Пасхи (I гл.-V гл.). После этого рассказывается о самом завоевании земли Обетованной: чудесное падение стен Иерихона, завоеваниe Гая, великая победа израильтян при Гаваоне над соединенными силами ханаанских царей при чудесном стоянии солнца и перечисление побежденных ханаанских царей и др. Во второй части повествуется о разделении земли Обетованной между коленами. Здесь указывается на измерение земли Обетованной особо выбранными для этой цели лицами, описывается самый способ разделения земли посредством жребия, который бросался в присутствии Иисуса Навина, первосвященника и старейшин от народа. Затем говорится об уделах или участках земли, доставшихся каждому из колен и о том, как Иисус Навин исполнил повеление Божие, данное еще при Моисее, об отделении городов для убежища невольных убийц и для левитов. В заключение книги излагаются две прощальных предсмертных речи Иисуса Навина, в которых он увещевает евреев не сообщаться с язычниками и оставаться верными завету с Богом, и в самом конце ее делается краткое замечание о смерти Иисуса Навина.
Значение личности Иисуса Навина
Иисус Навин является очень поучительною личностью во многих отношениях. Как вождь народа Божия, он отличался замечательною храбростью. Эта доблесть зависела у него от крепкой веры в Бога. Великую силу веры в Бога он обнаружил когда еще был соглядатаем земли Обетованной (Числ. XIV, 6–9 ст.). В этой вере он окреп и сделался богобоязненным при постоянном обращении с Моисеем, как служитель его и соучастник его тайн, открываемых ему Богом (Исх. XXIV, 13; XXXIII, 11). Когда он стал вождем, то безбоязненно шел против врагов, так как был в полной уверенности, что они сделаются добычею Израиля. Будучи образцом веры, благочестия и упования на Бога, Иисус Навин в то же время отличался величайшим смирением. Он не себе приписывает победы над врагами, а Богу, Который поборал за него и был с ним (Иис. Нав. VI, 25; XXIII, 3–10). Но отношение к ближним Иисус Навин является кротким, снисходительным и справедливым (VI, 24. IX, 27).
Но преемник Моисея был велик не только как вождь крепкий в бранях, он не менее велик был и как мудрый управитель. Главною задачею его деятельности в этом отношении было ввести и утвердить в народе форму Богоправления, предписанную законом. С этою целью он совершает над евреями обряд обрезания, когда они только что вступили в землю Обетованную; в первый раз на этой земле празднует Пасху (V, 1 – 12 ст.); велит провозгласить на горах Гаризин и Гевал благословения на исполнителей и проклятия на нарушителей закона (VIII, 30–35); он разделяет землю между коленами не по своему произволу, а чрез священный жребий, чтобы Сам Бог решил, где кому надлежало поселиться (XIII-XIX гл.); поставляет Скинию в Силоме, назначает города Левитам, всегда действует в согласии с первосвященником Елезаром (XVII, 4; XXI, 1); наконец, пред смертью своею он увещавает евреев оставаться всегда верными завету с Богом и избегать идолопоклонства, а чтобы сильнее побудить их к этому он торжественно возобновляет завет израильтян с Иеговою в Сихеме и берет от них клятвенные обещания в неуклонном соблюдении условий сего завета (ХХIII и XXIV гл.).
По учению св. апостола Павла, Иисус Навин прообразовал Иисуса Христа (Евр. IV, 8–9). Черты сходства заключаются в самом имени его и в том, что как Иисус Навин был вождь плотского Израиля, так и Иисус Христос вождь духовного или глава Церкви. Иисус Навин ввел евреев в землю Обетованную; Иисус Христос вводит верующих в Него в наследие в царстве небесном. Иисус Навин успокоил сынов Израиля в земле обетования, когда победил врагов своих, Иисус Христос также доставляет истинный покой верующим, после того, как восторжествовал над врагами – адом и смертью (Деян. XIII, 35–37). Чудесный переход чрез Иордан, совершенный Иисусом Навином, был прообразом новозаветного таинства крещения. Посему Православною Церковью положено в навечерие праздника Богоявления читать паремии из книги Иисуса Навина о переходе чрез Иордан.