Л. И. Бриллиантов

Источник

Книга Судей

Книга Судей передает историю народа еврейского от смерти Иисуса Навина до времени Самуила, в продолжение 400 лет. Время это в жизни народа еврейского было переходным временем от быта патриархального и пастушески-кочевого к быту оседло- земледельческому и государственному. Вскоре после смерти Иисуса Навина евреи вместо того, чтобы твердо хранить веру в истинного Бога, помнить Его благодеяния, стали сближаться с языческими ханаанскими народами, научились от них языческому суеверию и уклонились в идолопоклонство, заменив поклонение своему истинному благодетелю Иегове, самым развратным похотливым служением языческим богам Ваалу и Астарте. В наказание за это идолопоклонство Господь предавал их в руки поработителей соседних языческих народов, которые грабили и угнетали их. Находясь под гнетом своих поработителей, евреи раскаивались в своих грехах, обращались к Богу с молитвою о помиловании. Милосердый Господь внимал их молитвам и посылал им избавителей в лице судей, которые спасали их от руки грабителей и управляли ими, предостерегая их от идолопоклонства. Но по прошествии малого времени, евреи забывали грозный урок наказания Божия и снова впадали в идолопоклонство. Пораженные новым бедствием, они опять обращались к Богу с молитвою, и Он посылал им другого избавителя. Таких порабощений евреев ханаанскими народами и избавлений от них нарочито воздвигаемыми от Бога личностями было несколько. Эти временно посылаемые Богом мужи называются судьями. Они совершали для спасения народа великие подвиги, охраняли народ от идолопоклонства и управляли им по повелению Божию на основании закона. Книга Судей, как повествующая о порабощении евреев хананеями и избавлении от них подвигами сих мужей или судей, от имени их и получила свое название.

Писателем книги Судей признается пророк Самуил. Хотя прямого свидетельства об этом в самой книге нет, но сие мнение согласно с временем происхождения ее и подтверждается древним иудейским преданием и тем, что в Новом Завете Самуил называется первым пророком – писателем после Моисея и Иисуса Навина (Деян. III, 24; Евр. 11:32). Можно полагать, что Самуил написал ее вскоре же после помазания Саула на царство, желая научить израильтян оставаться верными Богу и при новом образе правления.

Прообразовательное значение некоторых лиц и событий в книге Судей

Из судей особенно замечательными были: пророчица Девора, Варак, Гедеон. Иефоай, Самсон и др. Каждый судья, как чрезвычайный посланник Божий, как спаситель от врагов, порабощавших еврейский народ, был прообразом Спасителя – Мессии, Который пришел освободить всех людей от рабства греху и диаволу17. Каждый судья невольно обращал мысль израильтян к древним обетованиям о Спасителе и самой деятельностью своею, направляемою Богом, оживлял надежду на исполнение этих обетований. Вот почему слово Божие и св. отцы Церкви усматривают прообразовательное значение как в самих личностях судей, так и в совершившихся чрез них великих событиях. Так, например, дивная победа Гедеона над мадианитянами пророком Исаиею сравнивается с чудной победой Мессии над врагами (Ис. IX. 4), а сам Гедеон, победитель мадианитян, по толкованию св. отцов, является прообразом Иисуса Христа, победителя державы смерти и ада.

Чудесное событие с руном Гедеоновым было прообразом оживляющей благодати Божией в Церкви Христовой; чудесное орошение одного руна, при отсутствии влаги на земле, означало церковь ветхозаветную, оживляемую Божественною благодатью среди суеверного языческого зноя всей земли; обратным же действием чуда, когда руно было сухо, а земля влажною, предуказывалось оживление язычников благодатными дарами св. Духа в церкви Христианской и сухость сердец еврейского народа, которую он терпит, находясь в бесплодном состоянии вне Церкви Христовой.

Кроме того, чудесное снисшествие росы небесной на руно Гедеона прообразовало воплощение Бога – Слова, бывшего небесной росою на чистейшей Деве Марии, которая, подобно руну, таинственно восприяла Его. С пришествием в мир небесной росы – Христа, весь греховный мир, находившийся в тлении и сухости от греха, оживился росою благодатных даров Божиих.

Судьи Иеффай и Самсон также многими сторонами своей жизни и длительности прообразовали Иисуса Христа. Как Иеффай, изгнанный из дому своими братьями, захотевшими отнять у него отцовское наследство, сделался судьею и спасителем всей израильской земли от врагов, так и Иисус Христос, преследуемый слепотствующими иудеями и преданный ими позорной казни на кресте, восторжествовал над Своими врагами и спас все человечество от духовного врага диавола. Необычайный обет Иеффая, в силу которого он принес во всесожжение Богу свою единственную дочь, служит прообразом того неизреченного совета, по которому Господь Свою человеческую природу отдал на смерть и страдания для удовлетворения правосудия Божия, разгневанного грехами людей (Бл. Августин. Иероним).

* * *

17

Мрачные времена судей, когда евреи терпели бедствия от порабощений врагов, прообразовательно указывали на рабское состояние всего человечества под игом диавола, греха и смерти со всеми ужасными его последствиями.


Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Комментарии для сайта Cackle