Книга Руфь
Эта книга называется так потому, что описывает историю моявитянки Руфи, которая из язычества перешла в истинную еврейскую веру и в качестве чужестранки поселилась в земле Обетованной. Здесь она случайно познакомилась с одним богатым иудеем Воозом и вышла за него замуж. От этого брака произошли ближайшие предки царя Давида. Так как Руфь жила во времена судей, то поэтому и книгу, описывающую ее жизнь, принято рассматривать как род прибавления или дополнения к самой книге Судей. Но вопрос, кто был писателем книги Руфь за отсутствием прямых свидетельств остается открытым. Судя по некоторым указаниям книги, свидетельствующим, что время написания ее совпадает со временем жизни и деятельности пророка Самуила, можно думать, что последнему она и обязана своим происхождением (Руфь, I, 1; IV, 22).
Цель написания книги состояла в том, чтобы передать в памяти потомства родословие царя Давида, а чрез него Иисуса Христа, по плоти происшедшего от Давида. Вместе с этим автор имел в виду показать, что церковь иудейская и в тревожные, мрачные времена судей, не оскудевала благочестием, что при всеобщем нечестии ее членов, встречались между ними и праведники которые были образцами добродетельной жизни, основанной на неизменной вере в Бога. Руфь, Ноеминь и Вооз изображаются в книге чертами святой жизни, полной великих нравственных подвигов. Свидетельствуя об уроках добродетельной жизни этих личностей, писатель книги хотел чрез это показать, что предки Христа Спасителя были людьми благочестивыми и что Промысл Божий особенно бдит над добродетельными и добродетельных не оставляет без награды еще в здешней жизни.
Прообразовательное значение Руфи
Руфь была прообразом обращения язычников в церковь Христову. По словам св. Иоанна Златоуста, Руфь была чужестранка и находилась в бедности, но Вооз не отверг ее за бедность, не презрел ее, как чужестранку; так Иисус Христос принял в Свою церковь и чужих, избрал Своей невестой и язычников, скудных плодами добрых дел. Как Руфь вступила в брак с Воозом не сразу, а после того, как отказался от этого брака ближайший ее родственник, так и язычники приняты были в церковь Христову только тогда, когда проповедь Иисуса Христа и апостолов была отвергнута иудеями. Вступив в среду еврейского народа, Руфь удостоилась великой чести быть праматерью Мессии и таким образом вошла в родословие Господа Иисуса Христа (Mф. I, 5 ст.).