Л. И. Бриллиантов

Источник

Книга Иова

Название книги и главный предмет ее содержания

Книга Иова получила свое название от главного действующая лица в книге, история и причина страданий которого служит предметом ее содержания.

По содержанию книгу можно разделить на три части. Первая часть книги состоит из первых двух глав, она служить введением в книгу. Здесь изображается благочестие Иова и его благоденствие, как награда за добродетели. Иов был великим праведником: правдивость или истинность, непорочность, т.е., отсутствие дурных склонностей, праведность, т.е., жизнь по закону Божию, богочестие, т.е., искреннее почитание Бога и хождение пред Ним в целях точного исполнения Его воли, незлобие или благочестивая настроенность являлись главными качествами добродетельной жизни Иова. Будучи сам строго благочестивым, Иов также строго следил за поведением своих детей, и если они устраивали семейные братские пиршества, то Иов, как отец их патриарх своего рода, приносил за них жертву всесожжения, в опасении не согрешили ли они пред Богом не только поступками, но даже мыслью, нарушив чувство благоговейного к Нему отношения (I гл. 1–6 ст.). Затем пророчески представляется, как диавол на небе пред лицем Бoжиим клевещет на Иова, считая благочестие Иова корыстным и лицемерным, что и может обнаружиться, по мнению диавола, если отнять у него богатства. Господь попускает диаволу сделать это и по действиям диавола Иов подвергается страшным бедствиям: он лишается всего своего богатства и даже своих детей, которые погибли под развалинами дома во время пира. Но Иов терпеливо перенес все эти бедствия и, вопреки ожиданиям диавола, благоговейно прославил Господа, как виновника и подателя благ человеку.

После этого диавол снова возводит клевету на Иова и, считая посланное на него страдание малозначительным, указывает пред судом Божиим на необходимость поразить его самого лично. Тогда Господь отдал тело Иова диаволу с условием не лишать его жизни. И вот святой патриарх был поражен от диавола страшною болезнью черной проказы и, как таковой, должен был находиться вне селения и испытывать все ужасные последствия этой болезни. Верующий в Бога, молящий Его и надеющийся на Него, святой страдалец и это бедствие встретил безропотно, всецело отдаваясь Тому, Кому он служит в течение всей своей жизни (I и II гл.).

Вторая часть книги обнимает главы III-XLI. Она состоит из ряда речей, которые произносились друзьями Иова, пришедшими его утешить, ответных на них речей самого Иова и речи Господа, обращенной к последнему. Иов своею скорбною речью, в которой жалобы его на свое мучительное состояние дошли до крайней степени и выразились в проклятие им дня своего рождения, положил начало для разговора. В ответ на эти жалобы Иова первый стал говорить Елифаз из Фемана (Идумеи), как старший из друзей, затем говорил Валдад из Савхеи19 и наконец – Софар из Паама20. На речь каждого из друзей Иов отвечал отдельно. Далее в таком же порядке следовал второй ряд речей и за ним третий. Друзья Иова защищали то общее положение, что здесь на земле грешные люди всегда наказываются Богом, а правовые благоденствуют, что земная жизнь представляет собою полное соответствие между нравственным достоинством человека и его внешним положением. Этот неизменно существующей порядок в жизни на земле, по мнению их, основывался на понятии о Боге, как Существе правосудному всемогущем, всесвятом, Творце мира и других Его бесконечных свойствах. Доказывая эту общую мысль различными способами (например показаниями опыта, истории, свидетельствами предков и т.п.21), они применяют ее к Иову и обвиняют его в нечестии, за которое он будто бы и наказан Богом так тяжко. Иов же, в свою очередь, старается удостоверить своих друзей в том, что он не знает за собой никакого греха и терпит страдания незаслуженно. Теми же самыми способами, которыми пользовались друзья, он доказывает существование другого порядка на земле, по которому часто нечестивые благоденствуют, а праведники страдают и поэтому счастье и несчастье человека здесь не может служить показателем его благочестия или нечестия22. Сознавая праведность жизни и испытывая в то же время ужасные страдания, он недоумевает над таким своим противоречивым положением на земле, обращается за советом к друзьям, но вместо утешения от них слышит лишь только слова обвинения, от которых страдания его еще более усиливаются23. При таких тяжелых обстоятельствах Иов дерзновенно взывает к суду Божию в надежде быть оправданным. Под влиянием незаслуженности своих страданий и непосильного для разума вопроса о причине их невольно в голове страдальца возникают мрачные мысли о целесообразности устройства мира, Промысле Божием, благости Божией и т.п.24.

Когда друзья Иова и сам он замолчал, заговорил младший из собеседников Илиуй. В своих речах он не обличал Иова, подобно старшим друзьям, в тяжких преступлениях, но, указывая на воспитательное значение посылаемых Богом бедствий, раскрывал опасную крайность самооправдательных суждений Иова25. – Иов молчал, несмотря на неоднократное предложение Елиуя согласиться с его мыслями26. Тогда в буре и грозе выступает со Своими речами Сам Бог, как всемогущий Правитель мира и Судья. Речь Господа к Иову изложена в вопросительной форме. Пораженный вопросами об устройстве мира физического, животного и нравственного, с которыми Господь обратился к нему27, Иов сознал свое ничтожество пред Богом. Он исповедал пред Богом неисповедимость Его судеб в промышлении миром, сознался в неуместности сомнений и просил Бога простить ему такое неразумение28.

В заключительной части книги повествуется о том, как Бог (за исключением Елиуя) осудил друзей Иова за их неправое и жестокое к нему отношение, даровав им помилование только лишь при условии ходатайства за них пред Богом праведного Иова29. Самого же Иова Господь исцелил от болезни и сугубо против прежнего вознаградил богатством и семейным счастьем (XLII, 7–17 ст.).

Время жизни Иова

Праведный Иов жил во времена патриархальные, ранее времен Моисея. Это видно из прибавления к книге, где он называется пятым от Авраама (XLII, 17). Доказательством сего служит и то обстоятельство, что жизнь Иова, его богатства, религиозные обряды, общественный и семейные отношения описываются такими чертами, которые вполне соответствуют временам патриархальным. например, в книге повествуется об одном только древнейшем виде жертвы – всесожжения (I, 5); встречаются указания на изначальные предшествовавшие события жизни человечества: творение человека (X, 8–11 ст.), падение его (XIV, 4–5 ст.), всемирный потоп (XXII, 15–20 ст.), истребление Содома (XVIII, 15) и проч. Между тем как о событиях, происходивших при Моисее и после него, ничего в книге не говорится.

Писатель книги

Автором книги Иова был прежде всего сам Иов, как это признается мнением древних иудейских и христианских толковников. Предположение это подтверждается косвенным свидетельством самой книги. Речи Иова, его друзей и речи Господа к нему изложены так подробно и живо, что невольно приходится сделать заключение о писателе книги, как действующем лице, участнике разговоров или, по крайней мере, очевидце и непосредственном слушателе. Таковым вероятнее всего и был сам Иов, как главное действующее лицо в книге, которому более чем кому-либо другому могли быть известны и памятны все эти речи. К тому же он сам выражал желание, чтобы его страдания и исповедание веры написаны были на память потомству. «Кто бо дал бы, да напишутся словеса моя и положатся оная в книзе во век и на днице железне и олове, или на камениях изваяются» (XIX, 23–24). Но дальнейшая обработка книги в то художественное произведение, каковым она является в настоящем своем виде, была сделана другим богодухновенным писателем из евреев, жившим в более поздние времена, чем патриарх Иов. На это указывает, во-первых, самое присутствие книги Иова в каноне священных еврейских книг; во-вторых, это открывается из того, что в исторических частях книги, где речь ведется от лица самого писателя книги, употребляется имя Божие – Иегова, исключительно открытое и принадлежащее народу еврейскому (Исх. III, 13–15; VI, 3); а в речах Иова и друзей его вместо этого имени употребляются другие имена Божии, выражающие общие понятия о Существе Божием и Его промыслительных действиях. Видно, что автор-еврей, избегая влагать в уста Иова и его друзей имя Иеговы, тем самым старается отделить себя от этих лиц и показать, что последние не принадлежат к благословенному племени Авраама.

Кто же собственно из священных писателей принимал участие в составлении книги, точно указать невозможно; но из сопоставления этой книги с другими произведениями библейской письменности можно думать, что таковым был царь Соломон. Книги Соломоновы Екклезиаст и книга Притчей имеют большое сходство с книгою Иова. Это сходство усматривается как в содержании их, т.е., в одинаковости предметов обсуждения теми и книгою Иова, так и в образе изложения их, т.е., в употреблении одинаковых приемов изложения и развития мыслей. Весьма вероятно, что сделанную Иовом историческую запись евреи нашли в Васане, когда при Моисее завоевали и заселили эту страну и возможно, что найденную запись внесли в существовавшие у них особые сборники, например, «браней Иеговы», в котором помещались повествования о многочисленных победах, одержанных евреями при помощи Божией. Отсюда она уже легко могла сделаться известным царю Соломону, мудрецу древности, любившему почерпать знания из всевозможных источников (Притч. I, 6 ст. 3Цар. IV, 32).

Цель написания книги Иова

Первоначальный писатель книги – сам Иов, как видно из собственных его слов (XIX, 23–24), при описании истории своей страдальческой жизни, руководился желанием передать на разрешение потомкам вопрос о причине страдания праведников на земле и указать им, что эти страдания происходят по воле Божией. Это наставление должно служить великим утешением для всех, кого постигнуть земные бедствия, ибо при этом условии страдания получают свой высший смысл и более легко могут быть переносимы страдальцами, которые таким образом отсюда получают возможность почерпать себе силы для перенесения их.

Что же касается царя Соломона, то он при написании книги Иова преследовал ту цель, чтобы показать людям, что земная жизнь не представляет собою конечного воздаяния человеку, что она имеет переходное значение, служа подготовлением к другой загробной жизни, где царствует правда, где зло существует только как наказание, и добро служит вознаграждением. Побуждением к сему научению со стороны премудрого царя Соломона были те бедствия, которые постигли государство в последние годы его царствования и которые своею тяжестью вызывали большой ропот среди народа. Народ обвинял в этом царя и употреблял все усилия, чтобы выйти из своего несчастного состояния. Желая успокоить своих подданных, царь Соломон и воспользовался древним сказанием книги Иова, содержание которого вполне соответствовало обстоятельствам времени, ибо наглядно в живом примере поучало к терпеливому и благодушному перенесению земных бедствий. Он присоединил к первоначальному виду книги введение и заключение, при этом в первом (введении) богопросвещенный писатель указал, что главным виновником людских зол является диавол, а во втором (заключении) назидательно провел ту мысль, что всякое бедствие терпеливо, безропотно с верою и надеждою на Бога перенесенное человеком, может сделаться для него источником счастья еще здесь на земле.

Главные предметы учения в книге Иова

В прологе книги раскрывается та учительная мысль, что все, происходящее на земле, совершается по непосредственной на то воле Бога, почему Он и является верховным Судиею. Исполнителями воли Божией на земле являются ангелы, при этом по попущению Божию не стесняется в своей деятельности и злой дух. Ангелы, как духи добрые30, являются защитниками человека, помогая ему в борьбе со злом (Mф. XVIII, 10) и представляя суду Божию плоды благой ею деятельности. Злой же дух, как дух противления, является страшным врагом по отношению к человеку; он клевещет на него, старается умалить все хорошее в человеке и, наконец, употребляет различные коварные средства, нередко крайне мучительные для него, чтобы вызвать в человеке ропот и таким образом довести его до греха и поставить в противное отношение к Богу. Страдания праведных попускаются Богом для испытания и усовершенствования их веры и благочестия, но праведники находятся под особым покровительством Божиим, так что диавол не может причинить им никакого зла без воли Божией. Отсюда преданность человека Богу служит для него лучшим средством для борьбы с диаволом, давая ему возможность чрез это обессиливать злого духа и лишать его власти над собою.

Учение о человеке

Человек по самому рождению своему греховен, так как является на свет с первородным грехом. Жизнь человеческая кратковременна и полна несчастий и тяжелых трудов, посылаемых от Бога (XIV, 1–6: XV, 14 и др. VII, 1–3).

Учение об Искупителе и будущем воскресении

Не находя утешения в речах своих друзей и крайне обиженный несправедливым отношением их к себе во время болезни, Иов надеется получить правду, как воздаяние, в другой загробной жизни. Свою веру в это великое будущее время он исповедует следующими словами: «Вем, яко присносущен есть, иже имать искупити мя и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия, от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеша, а не ин: вся же ми совершишася в недре» (XIX, 25–27).

В первых словах Иова выражается вера его в искупление Присносущным (Богом), но как это, по верованию Иова, совершится, определенно здесь не указывается. Если же сопоставить эти слова страдальца с другими его словами, где раскрывается учение о величии Божеской природы и ограниченности, ничтожности человеческой, каковое различие делает невозможным для человека предстать пред Богом для своего оправдания и предполагает Ходатая – Богочеловека (IX, 33), то можно думать, что под искуплением Иов разумел примирение человека с Богом, или уничтожение того средостения заслугами Искупителя Господа Иисуса Христа, которое со времени первородного греха отделяло людей от Бога.

В словах: «и на земли воскресити кожу мою, терпящую сия», Иов выражает свою уверенность в событии будущего воскресения из мертвых. Нельзя здесь усматривать простого пожелания Иова выздороветь от болезни и возвратить себе счастье на земле, так как надежда на это выздоровление, по признанию его, исчезла под влиянием разрушавшей его организм болезни. Наоборот, он ждал себе скорой смерти, как явления неизбежного, непредотвратимого по ходу своей болезни и крепко убежден был к невозможности выздороветь (VI, 11–12; XIII, 28; XIV, 18–22; XVII, 11): поэтому в указанных словах Иова содержится учение о всеобщем воскресении мертвых. В каком виде воскреснут мертвые, Иов не говорит: из слов, что Господь воскресит кожу, «терпящую сия», можно заключать, что он ожидал воскресения людей в том виде, в каком они и умрут. Истина всеобщего воскресения из мертвых раскрывается и в других речах праведного страдальца. В XIV гл. 12–15 ст. Иов говорит, что «человек, уснув, не востанет Дóндеже, не будет небо сошвено, и не возбудятся от сна своего. Убо, о, дабы во аде мя сохранил еси, скрыл же мя бы еси, Дóндеже престанет гнев твой, и вчиниши ми время, в неже память сотвориши ми. Аще бо умрет человек, жив будет: скончав дни жизни своею, потерплю, Дóндеже паки буду. Посем воззовеши, аз же послушаю тя: дел же руку твоею не отвращайся». Из этих слов видно, что воскресению из мертвых будет предшествовать обновление мира и земли31, что смерть людей подобна сну, после которого наступает пробуждение, подобно тому как и после смерти наступит пробуждение людей от сна смерти. Воcкресшие люди, по учению Иова, явятся на Суд Божий, к которому они будут призваны особым повелением Божиим (15 ст.). Иов надеялся быть оправданным тогда во взводимых на него друзьями преступлениях и торжественно выразил свое упование исповеданием веры в наступление будущего славного времени воскресения всех людей из мертвых: «Вем бо, яко присносущен есть, иже имать искупити мя, и на земли воскресити кожу мою терпящую cия». Он изъявил желание, чтобы эти знаменательные слова его были вырезаны железным резцом на скале вовеки (XIX, 23–24).

Словами: «от Господа бо ми сия совершишася, яже аз в себе свем, яже очи мои видеста, а не ин: вся же ми совершишася в недре» Иов указывает на свое внутреннее чувство, которое свидетельствует ему, что все переживаемые им бедствия посланы Богом не как наказание его за грехи, а по особому воздействию Божию. Эта мысль неоднократно высказывалась им, как показание голоса совести, которая у праведника была свободна от грехов, в чем друзья его старались обвинить и усмотреть причину постигших его несчастий (XIX, 1–6 ст. VII, 20).

Пророчественный смысл исповедания Иова в пришествие Искупителя и будущее воскресение яснее открывается при чтении в русском переводе Библии, сделанном, как известно, с еврейского подлинника: «Я знаю. Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит из праха распадающуюся кожу мою сию. И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаявает сердце мое в груди моей». По этому чтению, Иов надеется своими собственными глазами во плоти своей увидеть Бога – Искупителя уже после того, как тело его воскреснет из мертвых и он предстанет на страшный Суд Божий.

Отсюда видно, что тайна воскресения из мертвых не была ясно открыта ветхозаветным людям. В словах Иова мы видим только указание «на воскресение суда», другая же после воскресения из мертвых – блаженная жизнь в непосредственном общении с Богом здесь не указывается. Эта истина стала известною только в Новом Завете, когда Господь Иисус Христос во всей полноте и ясности раскрыл ее в Своем евангельском учении (Иоан. V, 39). Более понятною для сознания верующих последователей Его, даже св. апостолов, она стала только лишь после события воскресения Спасителя, которое послужило началом воскресения всех людей (I Кор. XV, 20 и др.)32. Тем же самым объясняется и то обстоятельство, что вся вообще речь Иова о будущих отдаленных события отличается прикровенным характером.

Преобразовательное и нравоучительное значение Иова

Иов прообразовал Господа Иисуса Христа многими чертами своей жизни. Прежде всего страдания Иова прообразовательно с различных сторон указывали на спасительные страдания Богочеловека. Подобно тому как виновником страданий Иова был диавол, который явился клеветником на Иова пред Богом, следствием чего и были ниспосланы Иову страдания, так и страдания Богочеловека вызваны были диаволом, который прельстил первых людей, увлекши их ко греху и следствием этого было то глубокое заражение человечества грехом, которое потребовало страданий Иисуса Христа.

Как страдания Иова были незаслужены, ибо он был великий праведник, так Иисус Христос, как Богочеловек, рожденный от Пресвятой Девы Марии и Св. Духа, был совершенно безгрешен и Его страдания были безвинны и незаслужены (Ис. LIII, 9; Лук. I, 35; 1Петр. II, 22). Как Иов во время своих страданий испытывал чувство невыносимой боли, которую причиняла ему болезнь и при этом был оставлен всеми, даже своими родственниками и друзьями, так Иисус Христос претерпел страшные мучения смертной казни на кресте и был всеми оставлен, даже Своими учениками в Гефсиманском саду, когда воины пришли взять Его. Как праведный Иов во время своих страданий испытывал нравственные мучения от друзей, которые обличали его в пороках и внутренно в душе мучился ужасным религиозным чувством, по которому он считал себя оставленным даже Самим Богом, без причины его каравшим; так и Господь Иисус Христос претерпел на Себе подвиг великого истощания, подвергшись издевательствам со стороны врагов и такое же состояние Богооставленности испытал на кресте, когда вопиял к Богу: «Боже мой, Боже мой вскую мя еси оставил» (Mф. XXVII, 16).

Иов прообразовал Христа не только своими страданиями, а и своим прославлением, бывшим после этих страданий наградою за его терпение. Славный конец страданий Иова предуказывал собою великие следствия крестных страданий Спасителя: воскресение, вознесение на небо с человеческою плотью одесную Бога Отца, распространение по всему миру евангельского учения, которыми прославил и превознес Бог Отец Ииcyca Христа за Его величайшее смирение, послушание и терпение в подвигах страдания (Деян. III, 13–15; Филип. II, 9).

На прообразовательное значение жизни Иова указывает и Православная Церковь, заимствующая из книги Иова паремейные чтения в первые пять дней страстной седмицы, когда воспоминаются страдания Христовы.

Нравоучительное значение жизни Иова указано апостолом Иаковом. Увещевая страждущих христиан терпеливо переносить переживаемые ими бедствия, он указывает на пример Иова, который за свое терпение удостоился от Бога великой награды. «Вы слышали о терпении Иова, и видели конец (онаго) от Господа; ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» – так говорит св. апостол (Иак. V, II). Великое благодушное терпение выказал Иов, когда лишился всего имения и детей; «наг я вышел из чрева матери моей», – говорил верный раб Божий, – «наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял, да будет имя Господне благословенно»33 (Иов. I, 26). Примером терпения Иова является для всех людей особенно поучительным, потому что страдания его были глубоки и всесторонни, так как страдалец испытывал мучения телесные, нравственные и религиозные, при этом одновременное действие их усиливало тяжесть их. Кроме того, Иов, перенося несчастия, лишен был возможности сознавать высоту и значение своих страданий, чтобы почерпать отсюда для себя ободрение. Он находился далеко в худших условиях, чем первые христианские мученики, которые, страдая за веру Христову, шли по стопам Самого Христа и воодушевлялись тем мученическим славным венцом, который они надеялись получить на небесах, по заповеди, Спасителя. (Лук. ХII, 8). Напротив, Иов жил в такое время, когда господствующим воззрением у людей было то, по которому думали, что человек в земной жизни получает воздаяние от Бога и что внутреннему достоинству человека соответствует и его внешнее положение на земле. Только непоколебимое упование Иова на Божественное правосудие и ожидание торжества его в будущей жизни за гробом поддерживали в нем бодрость духа и давали ему возможность пребывать твердым. Но такое воззрение было личным, а потому оно и не могло быть таким авторитетным источником ободрения, как данное в Откровения. Итак, каждый из нас, кого постигнут неудачи и житейские невзгоды, может с пользою для себя взирать на например страдальца Иона, чтобы найти в нем утешение, чтобы избавиться чрез него от малодушия и с бодростью для себя переносить свои несравненно легкие по отношении с ним несчастия.

* * *

19

Область Ватанеи, или древнего Аврана, позже носившего название Васан, она находилась на значительном пространстве к востоку от реки Иордана (Быт. XXV, 2, 6).

20

Можно полагать, что это был тот самый город, который находился к западу от Мертвого моря в колене Иудином (Ииc. Нав. XV, 41), в котором в то время жили хананеи.

21

IV гл. VIII гл., 3–20; XI гл. XVIII гл. и др.

22

VI гл. VII. IX-X гл. и пр.

23

VI, XII, 1–5 ст. XIII, 1–12 ст. и др.

24

VII гл. X гл.; XII, 4–25 ст.; XIII, 13–28; XIV, 1–6; XIX, 1–22 ст. и др.

25

В речах Иова Елиуй видел опасную заносчивость человека ничтожного пред всемогущим и вечным Существом XXXIV-XXXV гл.

26

XXXVI-XXXVII гл.

27

XXXVIII- XLI гл.

28

XLII, 1– 6 гл.

29

Это обстоятельство служит ясным свидетельством Слова Божия, указывающим на необходимость призывания святых угодников Божиих, как об «том учит и св. Православная Церковь. По ходатайству праведников, Господь милосерд бывает к грешным людям, прощает согрешения их и спасает от гибели.

30

Из речи Господа к Иову видно, что ангелы сотворены прежде человека и прежде видимого мира. (XXXVIII, 7 ст.).

31

В этом пункте учение праведного Иова почти буквально сходится с словами св. Апостола Петра, который в своем послании говорит: «Нова же небесе и новы земли чаем, в них же правда живет» (2Петр. III, 13).

32

По толкованию Иоанна Златоуста, сами апостолы до воскресения Христова «не знали, что такое значит воскреснуть и считали важнейшим никогда не умирать» (Бес. LIV на Ев. Mф. Москва 1843 г. изд. 2-ое, часть II. Бес. LVIII, 492).

33

Сии слова праведного Иова употребляются Православною Церковью в качества молитвенного песнопения в конце литургии пред отпустом.


Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Комментарии для сайта Cackle