протоиерей Михаил Дронов
От незнания Бога к Богопознанию

Что такое познание

Задумывались ли Вы когда-нибудь как то, что находится вне нас: вещи окружающего мира, люди, идеи, которые «носятся в воздухе», становятся нам близкими, понятными, становятся «нашими»? Как в нас появляется знание о вещах, как люди из чужих становятся знакомыми, как мы усваиваем себе те или иные абстрактные идеи? Собственно, в чем же состоит процесс познания?

Прежде всего, надо определить участников этого процесса. Если человек хочет узнать о каком-то предмете, то уже есть самое главное — познающая личность, или как говорят философы, субъект, самосознающее «Я». Теперь надо определить объект познания. Объектом может быть любой предмет: вещь, процесс или личность вне субъекта. Но человек не просто познает этот предмет, а он по сути дела познает только свое восприятие того, какой он есть. Предметом, объектом познания, таким образом является информация, которую сознание человека получает от органов чувств: зрения, слуха, осязания… Более того, предметом познавания может стать сам субъект, если он начнет наблюдать за собой, заглянет в свою душу, обратит свою познавательную способность в самопознание.

И здесь очень важно, чтобы человек по настоящему, действительно, хотел познать неизвестное вне него или в нем, чтобы он не подменил подлинную реальность какими-то заранее заготовленными представлениями. К примеру: мне показалось, что автомобиль сделан из бумаги и раскрашен, и, если я не подойду и не потрогаю его жестяную поверхность, так и останусь при своем ошибочном мнении.

Что нужно для познания Бога

Обязательное условие всякого познания — это настоящее, подлинное, искреннее желание познать истину. В этом отношении познание мира видимого, материального одинаково с познанием реальностей выходящих за пределы обыденного жизненного опыта, познания Бога.

Здесь те же самые позиции; субъект, мое «Я», некий Объект вне меня и искреннее желание познать Его, каков Он на самом деле. Здесь тоже важно не подменить реальность своими заранее приготовленными ответами, которые возникли от желания, чтобы это было только так, а не иначе. Но есть и существенная разница. Она состоит в том, что Объект вне меня, Который я хочу познать, это совсем другое, чем не сознающая себя материя мира, которая не более, чем кирпичи и блоки мертвого строительного материала. Познание Бога возможно только в том случае, если Он позволит это сделать, а Он вправе не пожелать этого. Познание Его становится возможным только, если Бог Сам откроет знание о Себе.

Насколько достоверно такое знание? Неверующие могут сказать, что верующие только внушают себе, что знают Бога как объективную реальность, а на самом деле это диалог не с Богом, а с самим собой. Но, если стать на такие позиции атеистов, то придется признать, что правы те пессимистически настроенные философы, которых называют субъективистами. Они утверждают, что объективное познание материального мира вообще не возможно, потому что информация для сознания поступает не непосредственно, а через органы чувств, через зрительные, осязательные нервы и другие рецепторы, где информация неизбежно трансформируется в соответствии с природой этих рецепторов и их ограниченными возможностями. То есть человек живет как в подводной лодке, плавающей в пучине морской без иллюминаторов, и знает о том, что происходит снаружи, только глядя на слабо мерцающий экран эхолота. Это значит, что любое познание, и в том числе познание объективного мира — все равно, как бы то ни было, диалог с самим собой. Поэтому, если мы все же признаем, что представители крайнего субъективизма не правы и мы адекватно познаем материальный мир, то, также адекватно мы можем познавать нематериальную реальность — Бога. Тем более, что знание о Нем доходит до сознания непосредственно, минуя физические органы чувств.

Как убедиться в достоверности познания Бога?

И все же, как проверить знание людей верующих? Здесь также, как в познании материального мира, есть несколько путей. Первый из них напоминает то, как, например, школьник изучает физику по учебнику. Действительно ли есть атомы и элементарные частицы, действительно ли солнце тех размеров, как о нем написано, а не как кажется, величиной с монету? Школьник не может сам убедиться в очень многих вещах и доверяет учебнику. Это касается не только физики и естествознания, но даже предметов, казалось бы более доступных, например, истории. Был ли на самом деле Наполеон? Ведь никто из сейчас живущих его не видел. Конечно, остались свидетельства о нем в документах, вещи, множество книг. На их основании мы можем достаточно детально восстановить его жизнь. Ну а если вопрос встает об истории более удаленной, например, истории Древнего Египта?

Надо сказать, что в XX веке, в связи с заострением вопроса о правильности прочтения и понимания древних текстов, вообще под большое сомнение поставлено наше знание истории. В самом деле, историки описывают историю так, как они ее представляют себе в свой век, а не ту, которая была на самом деле. Поэтому историкам иногда опасно доверять. В 80-х годах была даже сделана попытка с помощью ЭВМ создать математическую модель истории. И машина выдала результат, что никакой древней истории не было, всю историю сочинили в средние века. Это, конечно, абсурд, потому что есть масса археологических памятников и даже разработан такой точный способ датировки, как радиоизотопный метод. Но тем не менее, вопрос стоит очень серьезно: можем ли мы доверять сегодняшнему пониманию исторических свидетельств, или нет? И все же единственный выход из тупика — довериться свидетельству исторических документов. Ученые доверяются своим древним предшественникам — историкам. Школьники и студенты — свидетельству ученых, которые свои выводы часто записывают в учебнике без какого-то ни было обоснования в догматическом виде. Свидетельство — это очень важный аргумент для доверия, для веры. Сам термин этот взят из юриспруденции. Там судьи верят свидетелю. На основании показаний свидетеля можно оправдать или осудить человека.

Каких свидетелей веры мы имеем? Прежде всего, это свидетельство писателей Библии, получивших Откровение от Бога. Это — писатели ветхозаветных книг и новозаветные евангелисты и апостолы. Они все свидетельствуют о Боге. Кстати, название, «Новый Завет» переведено с греческого «Kaine diathike». На латинский язык это же понятие было переведено как «Novum testamentum». Латинское слово Завет (testamentum — завещание, завет) по смысловой наполненности еще ближе к свидетельству (testamen), чем греческое diathike. Хотя и в греческом языке в этом слове есть и тот, и другой оттенок.

Есть еще один путь проверки действительности познания Бога верующими. Кроме свидетельства Откровения есть свидетельства огромного числа верующих людей, живших на протяжении двух тысяч лет христианства. Удивительно то, что люди, жившие и две, и полторы, и тысячу лет назад, люди разных возрастов, юноши и старцы, богатые и нищие, философы — умнейшие люди своего времени — и люди простые, даже необразованные и неграмотные — все они в один голос свидетельствуют об одном и том же знании Бога, о том как Он им открылся и в какие взаимоотношения с Ним они вступили.

И, наконец, третий, пожалуй самый важный путь доказательства, проверки истинности познания Бога — это личная встреча с Ним. Проверить убеждения атеистов невозможно. В то, что Бога нет, можно только верить, но эта вера непроверяема. А вот проверить веру в то, что Бог есть, возможно. Более того, путь проверки один и для верящих в то, что Бога нет (если они пожелают убедиться в своей вере), и для верящих в то, что Бог есть. Это очень простой способ. «Вкусите и видите», — приглашает Писание, надо попробовать самому, и тогда уже на основании своего личного опыта сказать: «Я попробовал, я искал Бога, но не нашел Его». Или наоборот: «Теперь я сам встретил Бога и знаю Его лично, теперь я уже не нуждаюсь ни в чьем свидетельстве о Нем».

Почему Бога нельзя познать одним только рассудком

И все же познание в науке отличается от познания веры. Для любой науки главный познавательный инструмент — это чистый рассудок. Если у вас есть навык, вы можете делать математические расчеты и одновременно смотреть телевизор. При этом вдобавок вы можете вспоминать о приятной прогулке в лесу. Рассудочное умозаключение само по себе ни в коей мере не может всецело захватить человека, его ощущения приятного или неприятного. Операция рассудка — это чистая отвлеченность, мнимость, абстракция.

Надо сказать, что рассудок — это не единственная способность человека. В человеке есть самосознание — способность задавать самому себе вопросы. Именно эта способность отличает человека от всего живого на земле. Человек единственный, кто может обратиться к самому себе: «ты».

Кроме сознания у человека есть воля, то есть он может к чему-то стремиться, чего-то желать и ожидать.

И, наконец, третья способность — эмоции; т.е. удовлетворение или неудовлетворенность, переживание радости или, напротив, горя — человек может любить или раздраженно кого-то ненавидеть.

В отличие от научного познания материального мира, вера захватывает всего человека, все его способности: и самосознание, и волю, и эмоции. Конечно, было бы ошибкой отказать ученому в удовлетворении, которое он может получить в научном познании. Здесь тоже присутствует эстетический элемент, радость открытия гармонии мира. Однако, чаще всего, когда вы принимаетесь за учебник, кроме рассудочного напряжения здесь трудно что-то еще ожидать. Перед вами поставлена задача: сопоставить, понять, то есть выстроить мыслимую модель изучаемого предмета или процесса, наконец, запомнить.

Таков в общих чертах, познавательный процесс, когда дело касается мира неодушевленного. Но, если материальный мир пассивен, остается безмолвным перед любопытным разумом человека, бездушен, мертв, даже, если это царство живой природы, то Бог — это Личность. Можно было бы сказать, Бог — Личность в такой же степени, как и человек, но Он в неизмеримо большей степени обладает качествами личности, ибо и человек, сотворенный Богом по Своему образу, только потому является личностью, что похож на Бога.

Познание Бога, поэтому, скорее напоминает познание человеком человека. Ведь узнать человека можно только вступив с ним во взаимоотношение, встретившись с ним лицом к лицу, заглянув ему в душу, обратившись к нему «ты».

Любой человек, и уж конечно каждый подлинно верующий, прежде чем узнал Бога как Личность, сомневался и искал ответ на мучивший его вопрос. Прежде всего его мысль должен был поразить факт неотвратимой смерти. Что последует за смертью? Еще хорошо, если только лопух вырастет на могиле, а если придется отвечать перед Богом за все содеянное в жизни? Да и вообще, уж слишком до странности, до удивления мир целесообразен, все в нем с точностью, исключающей случайность, подогнано одно под другое, все слишком гармонично, чтобы образовалось само собою. А может быть и правда в нем все-таки есть «Что-то Такое»?

На первых порах бывают и такие версии: а вдруг вся наша земля — это пробирка у инопланетян и они экспериментируют над нами? Такие догадки можно часто слышать не только от интеллектуалов. Видимо, сыграли свою роль средства массовой информации, которые с конца 40-х годов периодически поддерживают среди романтиков жажду контактов с неземными цивилизациями. Оптимисты, полемизирующие со скептиками, например, могут аргументировать: откуда школьники в Вологодской области, встретившие НЛО, могли заранее знать об инопланетянах? Но ваш покорный слуга, автор этих строк, может привести другой случай, свидетелем которого он был сам. Трехлетний мальчик, рассказывая, что он нарисовал, неожиданно для отца заявил, что это инопланетянин. Информационная экспансия проникает в детские души гораздо сильнее, чем думают взрослые. Поэтому, говорить о чистоте эксперимента в случае с вологодскими и прочими школьниками и дошкольниками, не приходится.

Версия с инопланетянами, как одна из гипотез может возникнуть на том этапе, когда это «Что-то», которое «все-таки» есть, человек воспринимает как Неизвестное, от Которого он не знает, что можно ожидать. Человек видит в Нем Силу, но не знает, насколько Она разумна. А может быть Она жестока и коварна? Кто же все-таки это «Что-то»?

Чтобы доподлинно узнать все о Нем, есть только единственный верный путь. Надо спросить Его Самого. И самый первый вопрос к Нему может показаться странным и нелогичным. Это вопрос: есть ли Ты, или Тебя нет? На самом деле все верно и логично. Этот вопрос — первый акт взаимоотношений, собственно установление общения личности с Личностью, когда непознанное, чуждое Оно становится познаваемым, понятным, близким «Ты».

Этим путем, от незнания Бога лично, через сознательное обращение к Нему: «Ты», прошли все верующие, независимо от того, выросли они в церковной религиозной среде, или пришли к Богу взрослыми. Часто бывает так, что человек обращается к Богу, только когда попадет в беду или трудную ситуацию, когда он понимает, что никто больше не сможет ему помочь. Когда осталось последнее средство — Бог. Из глубины отчаяния, со всей открытостью человек устремляется к Нему за помощью и неожиданно для себя встречается лицом к Лицу с Тем Кто любит его, любит бесконечной, нежной и жертвенной любовью. И, вместе с этим, так трепетно Любящий его — Всесильный и Безграничный Бог! Он — Личность, Которая по значимости, по тому, сколько дает радости, по ценности превосходит все в этом мире.

Преподобный Максим Исповедник, глубочайший христианский философ и богослов VII века выразил эту мысль в таком сравнении: насколько душа лучше тела, настолько Бог лучше всего того, что Он сотворил. Поэтому, сколь безумен человек, который сердцем больше привязывается к сотворенному, чем к Творцу, к Богу.

Когда человек, обратившись к Богу с горячей мольбой о чем-то конкретном, узнает эту Личность, Которая есть сама Любовь и сама Красота, он нередко забывает то, о чем просил. То, чего он так страстно желал и добивался, для него перестает быть актуальным. По ценности, по значимости, по красоте и важности для него все далеко отступает перед тем открытием, которое он сделал неожиданно для себя. Он встретил Бога и узнал в Нем своего любящего Творца и Спасителя.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka