Выдержка седьмой главы из книги «Православное учение о Сотворении и теория эволюции»
1. Образ и подобие
Никакое из сотворенных Богом существ, кроме человека, не почтено честью иметь образ и подобие Божие. Не естественная причина – зачатие и рождение – а сверхъестественная, именуемая Предвечным Божиим советом, послужила появлению Адама: И рече Бог: сотворим человека (אדם) по образу Нашему и по подобию (по-еврейски – בצלמנו כדמותנו, бэцальмэну кидмутэну; в синодальном переводе, по образу Нашему и по подобию Нашему) (Быт.1:26).
Не только перстный Адам, но и все последующие роды праотца унаследовали его природу (хотя и поврежденную грехопадением, но имеющую образ и подобие первозданного человека): Поживе же Адам лет двесте тридесятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврейски – בדמותו כצלמו, бидмуто кэцальмо; в синодальном переводе: по подобию своему, по образу своему), и нарече имя ему Сиф (Быт.5:3).
Так, образ Божий, воспринятый изначально Адамом при его сотворении, живет поныне во всех его потомках.
При заключении Завета с Ноем Бог дает обетование в том, что взыщет со всякого убийцы (зверя или человека) кровь человеческую, яко во образ Божий сотворих человека (в синодальном переводе: ибо человек создан по образу Божию) (Быт.9:6).
Так, образ Божий сохранился в сынах Адамовых и после Потопа. В Священном Писании эта мысль находит неоднократное подтверждение.
В Ветхом Завете: Яко Бог созда человека в неистление и во образ подобия Своего сотвори его (Прем.2:23).
В Новом Завете апостол упоминает человеки, бывшыя по подобию Божию (Иак.3:9).
Как отмечают некоторые комментаторы [188], еврейское слово דמות (дмут,«подобие») является однокоренным со словом אדם (адам). Это позволяет сделать вывод о том, что богоподобие является изначальным отличительным свойством, присущим человеку при его сотворении. Можно даже сказать, что наречение человека Адамом означает свидетельство о существовании у него подобия Божьего. Потеря подобия (דמות) приводит к уничтожению человека, истреблению в нем духовного начала.
Человек (אדם, адам) находится как бы в промежуточном положении между родственными ему состояниями: снизу – земля (אדמה, адама); сверху – образ Божий (דמות, дмут). Каждый человек тяготеет к одному из этих полюсов.
Евхаристический канон Литургии Василия Великого содержит слова: «...создав бо человека, персть взем от земли, и образом Твоим, Боже, почет, положил еси его в Раи сладости...»[141].
Православное богослужение в точности отражает библейское учение о создании человека по образу Творца.
Постная Триодь [159, ч. 1]:
Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, и безславну, не имущу вида.... (суббота Мясопустная, славник на Господи, воззвах)
Цветная Триодь [160]:
...прибегает (слепорожденный) к Светодателю, от Негоже приемлет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подобию твоему, и по образу создавшаго естество человеческое от земли первее... (понедельник 6-й седмицы по Пасхе, 2-я стихира стиховна на утрени)
Минея [103]:
По образу и по подобию, истлевша преступлением (то есть Адама) видев Иисус, приклонив небеса сниде, и вселися во утробу девственную неизменно, да в ней истлевшаго Адама обновит, зовуща: слава явлению Твоему, Избавителю мой и Боже. (Рождество Христово, 4-я стихира на литии)
Октоих [107]:
Егда в начале Адама создал еси Господи, тогда Слову Твоему Ипостасному возопил еси Благоутробне: сотворим по Нашему подобию, Дух же Святый соприсутствоваше Содетель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седален на полунощнице)
Создавый по образу Твоему, Человеколюбче, человека, и умерщвлена грехом преступления ради, распенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон крестовоскресен, песнь 4, тропарь 1)
Никакое другое создание, кроме человека, не получило от Творца дыхание жизни: И созда Бог человека, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни; и бысть человек в душу живу (Быт.2:7). Человек при Сотворении получил от Бога особый дар, которого не получил никто из иных созданий.
Святитель Иоанн Златоуст: «Человеколюбию Божию угодно было созданного из земли человека сделать обладателем разумной души, благодаря чему это живое существо оказалось превосходным и совершенным. И вдунул, говорит Моисей, в лице его дыхание жизни. То есть вдуновение сообщило созданному из земли жизненную силу, и так образовалось существо души. Потому Моисей и прибавил: и стал человек душею живою. Приняв вдуновение, дыхание жизни, созданный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею действующей, для которой члены тела – как орудия ее действий, послушные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Из видимого и невидимого естества Бог Своими руками сотворил человека по образу Своему и по подобию; из земли Он образовал тело, а душу словесную и разумную сообщил человеку Своим вдуновением» [цит. по: 92, с. 428].
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий: «Философия – есть разумение божеских и человеческих дел, которое учит человека чрез добродетель, насколько возможно, приближаться к Богу, сотворившему человекапо Своему образу и подобию» [46, с. 330] (11 мая).
Преподобный Симеон Новый Богослов учил, что человека Бог «создал Собственными Своими невидимыми руками по образу и подобию Своему» [139, с. 73].
Церковное учение о создании человека по образу и подобию Божию было в христианстве изначальным и общераспространенным. В частности, его исповедовали многие мученики, страдавшие за веру.
Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест: «Когда же Бог привел мир в порядок и прекрасное бытие, создав его не из существовавшей уже ранее материи, но приведя к бытию из небытия, то Он сотворил человека по образу Своему и по подобию» [46, с. 373] (13 декабря).
Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп: «Он благоволил создать по образу Своему и подобию человека и украсил его особым даром премудрости, ведения и разума, чтобы он усердно искал Господа – Владыку всех тварей и не обнаруживал непочтения к Нему чрез пренебрежение познанием Его» [46, с. 35] (16 января).
Преподобномученица Евдокия услышала от ангела: «Великая радость бывает на небе в ангельском лике всякий раз, как какой-нибудь грешник обращается к чистому свету покаяния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа человеческая, которую Он издревле Своими пречистыми руками создал по подобию Своего образа» [46, с. 19] (1 марта).
Мученик Дула: «Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его Своим образом, вдохнув в него дух жизни, и поселил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).
Мученик Иакинф исповедовал «Бога истинного, сотворившего небо, землю, море и все, что в них, даровавшего людям светила небесные и создавшего по Своему образу человека» [46, с. 42] (3 июля).
Большинство учителей Церкви считают, что разница между образом и подобием Божиим в человеке заключается в следующем.
Образ есть данность, полученная от Бога, дар, характерная и неотъемлемая часть адамовой природы. Человек, сотворенный по образу Божию, представляет собой как бы живую икону Бога. Наличие образа Божия в человеке отличает его от всех остальных тварей.
Подобие же Божие в человеке – это возможность развить свой имеющийся образ до преподобия, совершенства. К этому непрестанному усовершенствованию был призван Адам (и призваны все мы). Богоподобие – это цель жизни, итог подвижнической деятельности святых. К богоподобию призывает нас Творец, когда говорит: Яко Аз есмь Господь Бог ваш, и да освятитеся и будете святи яко свят есмь Аз Господь Бог ваш (Лев.11:44).
Церковнославянское слово преподобный означает «святой». Этим эпитетом издревле именовали людей богоугодной аскетической жизни, по преимуществу монахов, за которыми наименование «преподобный» закрепилось как форма святости. В этом смысле становится понятным призыв апостола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор.4:16). Следует подражать святым в их стремлении к раскрытию в себе богоподобия, поскольку они стали преподобными, подражая (уподобляясь) Христу.
Человек – венец мироздания; весь мир сотворен ради него. И в этой мысли нет губительной гордости и самообольщения, ибо речь идет не о личных достоинствах и заслугах какого-либо человека, а о нашем великом предназначении – стать подобными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех (Мф.5:45).
В русском и славянском переводах Книги Бытия привычным стало выражение:Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему (Быт.1:26) – с предлогом «по» перед обоими словами. В еврейском же тексте Библии перед словами «образ» и «подобие» стоит не одинаковый предлог «по», но различные префиксы: перед «образом» – בּ (бэ, имеющий значение «в»), перед «подобием» – כּ (ки, имеющий значение «как», «как бы»). В итоге буквальный смысл выражения בצלמנו כדמותנו (бэцальмэну кидмутэну) может быть переведен так: «в образе Нашем и как бы по подобию Нашему». Так, слова «образ» и «подобие» здесь являются даже не однородными членами предложения.
О сравнении в человеке образа и подобия писали многие святые Отцы.
Святитель Григорий Нисский: «Первое (по образу) мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы сами совершаем по произволению. Быть по образу Божию свойственно нам по первому нашему сотворению; но сделаться по подобию Божию зависит от нашей воли. И это зависящее от нашей воли существует в нас только в возможности; приобретается же нами на самом деле посредством нашей деятельности» [цит. по: 92, с. 456].
Преподобный Иоанн Дамаскин: «Словом – по образу, означается сила ума и сила свободы, а словом – по подобию, уподобление Богу в добродетели, сколько это возможно» [цит. по: 92, с. 455].
Преподобный Диадох Фотикийский: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подобию Божию есть принадлежность только тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей примирил нас с собою – чего никто не может достигнуть, если не убедит душу свою не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой» [«Сто глав о духовном совершенстве», цит. по: 9, с. 40].
Святитель Димитрий Ростовский: «Образ Божий есть и в неверного человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном; и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа. И аще в муку вечную осудится: образ Божий той же в нем вовеки, подобие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].
Следует уточнить: Священное Писание утверждает, что человек сотворен по образу, но не по подобию: И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори Его (Быт.1:27). Подобие же Божие в нас раскрывается как благая возможность, как призыв к его достижению, как призвание человека и спасительная цель жизни.
Трудно представить себе, как с позиций эволюционизма можно трактовать наличие образа Божиего в человеке. Неужели образ Божий некий достижимый уровень, и всякая обезьяна, стоит ей только постараться, имеет шанс достичь этого качества? Если образ Божий так легко доступен, что его можно достичь путем эволюционного развития, значит Бог – целиком принадлежит этому миру, а не является его Создателем. Такой эволюционистский «Бог» и не способен даровать никому царское достоинство.
Архимандрит Платон (Игумнов) отмечает, что стремление личности к достижению полноты – основное предназначение человека. В основе его – процесс раскрытия им своей духовной и нравственной одаренности. При этом восхождение человека на новые ступени бытия есть не эволюция и не прогресс, а «метаморфоза» и «преображение».
2. О царственном достоинстве человека
Большинство святых Отцов понимает образ Божий в человеке, прежде всего как власть, полученную праотцем от Творца.
Еще прежде создания человека Бог определил ему цель и предназначение – владычество над всеми прочими тварями: Да владычествуют они (Быт.1:26)...
Сказав о сотворении созданного по образу Божию человека (Быт.1:27), Священное Писание свидетельствует о благословении мужа и жены: Иблагослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими и зверьми, и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли (Быт.1:28).
Вторично благословение на власть над всякой тварью было дано человечеству после Потопа: И благослови Бог Ноя и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небесных и на всех движущихся по земли и на всех рыбах морских: в руце вашы вдах я. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь (Быт.9:1-3).
Подобно писал псалмопевец Давид: Вся покорил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты польския, птицы небесныя и рыбы морския (Пс.8:7-9).
Именно качество господства и власти (по-славянски «обладания») отличает человека от прочих созданий Божиих. На это указывали многие святые Отцы.
Святитель Григорий Нисский: «И все богатство твари, на земле и в море, уже было приготовлено, но еще не было того, кому владеть этим. Ибо не появилось еще в мире существ это великое и досточестное существо, человек. Ведь не подобало начальствующему явиться раньше подначальных, но сперва приготовив царство, затем подобало принять царя. Поэтому Творец всего приготовил заранее как бы царский чертог будущему царю: им стала земля, и острова, и море, и небо, наподобие крыши утвержденное вокруг всего этого, и всяческое богатство было принесено в эти чертоги. Богатством же я называю всякую тварь, все растения и ростки, и все чувствующее, дышащее и одушевленное... Поэтому последним из творений введен был человек: не потому, что был как нестоящий отринут в последние, а потому, что был призван сразу стать царем подвластного ему» [26, сс. 12–13].
Святитель Иоанн Златоуст: «Человек есть превосходнейшее из всех видимых животных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бессловесные животные... Бог сотворил человека властителем всего существующего на земле» [60, сс. 60, 62].
Святитель Амвросий Медиоланский, комментируя библейский стих: Да владычествуют они (люди) над рыбами морскими, и над птицами небесными... и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле (Быт.1:26), говорит: «Как видишь, Он дал тебе власть трезвым суждением различать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог призвал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты пожелал допустить к себе и соединиться с тем, что, как видишь, наименее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83].
Преподобный Максим Грек: «Изначала Он создал нас по Своему образу и подобию; ранее же того нас не было, и мы не просили Его об этом, но Сам Он, по неизреченной Своей благости привел все вообще из небытия в бытие и после всего благоволил создать человека по образу Своему и по подобию, поставил его над всем созданным, как бы князем и властелином» [94, ч. 1, с. 118].
Святитель Димитрий Ростовский: «Господь создал видимый мир и владыку его – первого человека – Адама, для которого Он насадил рай на востоке. Сюда Господь ввел Адама, повелев ему господствовать над всею землею, – зверями, скотами, гадами, рыбами, плавающими в морях, и птицами, летающими под небесами» [46, с. 663] (март).
Учение о власти человека над Божьим творением исповедовали многие мученики.
Преподобномученик Епиктет: «Если дети должны почитать плотского своего родителя, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подобию Своему, дал нам смысл и разум и поставил нас владычествовать над творениями рук Его» [46, с. 145] (7 июля).
Мученик Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что находится в них; после всего Он сотворил по образу и подобию Своему бессмертного человека и подчинил его власти все, что на земле, в море и воздухе» [46, с. 74] (5 августа).
Слово Божие говорит: И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небесныя, и приведе я ко Адаму видети, что наречет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему (Быт.2:19).
Святитель Иоанн Златоуст в толковании на этот стих отмечает: «И он, видя близ себя зверей, не побежал прочь, но как иной господин дает имена подчиненным ему рабам, так дал имена всем животным... Итак, этого уже довольно бы для доказательства, что звери вначале не страшны были человеку» [цит. по: 136, с. 482].
Святитель приводит и другой аргумент, доказывающий изначальную власть человека над творениями и отсутствие страха перед животными: «Разговор змия с женой. Если бы звери страшны были человеку, то, увидев змия, жена не остановилась бы, не приняла бы совета, не разговаривала бы с ним с такой безбоязненностью, но тотчас бы при виде его ужаснулась и удалилась. А вот она разговаривает, и не страшится; страха тогда еще не было» [там же, с. 483].
Царственное достоинство человека, выраженное в его власти над прочими творениями, невозможно рассматривать как результат борьбы за существование. Оно не есть этап эволюционного развития человека, но дар Божий. Для того чтобы победить зверей, полезнее было бы развивать силу и ловкость, а не ум. Положение человека в иерархии животного мира определяется не его эволюционным восхождением по лестнице борьбы, а его изначальным статусом царя, полученным от Творца.
Конечно, после грехопадения праотцев все в человеческой природе, в том числе и царственное достоинство людей, весьма повредилось. Будучи низвержен из Рая, человек потерял свое царское достоинство:
...Иногда царь (некогда) сый земных всех созданий Божиих, ныне пленник явихся от единаго беззаконнаго совета... [159, ч. 1] (неделя Сыропустная, 1-я стихира на хвалитех)
О коликих благ окаянный себе лиших! О какова Царствия отпадох страстный аз! Богатство изнурив, еже приях заповедь преступих. Увы мне, страстная душе! Огню вечному прочее осудишися. Темже прежде конца возопий Христу Богу яко блуднаго приими мя сына, Боже, и помилуй мя. [159,ч. 1] (неделя О блудном сыне, стихира на Господи, воззвах, славник)
Для того чтобы восстановить его, необходимо получить от Бога особую благодать. С этой целью в таинстве миропомазания Церковь испрашивает от Бога благодатную силу будущему государю.
Ни один человек не может сам себя провозгласить царем, но должен быть кем-то возведен в это достоинство. Пророк Самуил помазал на царство сначала Саула (1Цар.10:1), затем Давида (1Цар.16:13). Так и Адам не восхитил первенство власти на земле, но получил его как благословенный дар.
Между прочим, именно революционеры, среди которых практически все были эволюционисты (как в России, так и в других странах), оказались главными врагами монархии. Они отрицали царственное достоинство – дар, воспринимаемый помазанниками от Бога. В этой связи уместно вспомнить анафематизм из чина Торжества Православия:
Помышляющим, яко православнии государи возводятся на престолы не по особливому о них Божию благоволению, и при помазании дарования Святаго Духа к прохождению великаго сего звания в них не изливается, и тако дерзающим противу их на бунт и измену, Анафема [6, с. 419].