Мате́рия – 1) вещественная основа мира; 2) вещество); 3) форма энергии. Была сотворена Богом из ничего.
Является ли материя источником зла?
В первые века существования христианства учение о том, что материя служит источником зла, пропагандировали представители ряда гностических сект. Родоначальником гностических ересей считается Симон Волхв, тот самый, который нашёлся предложить апостолам продать дар Святого Духа за деньги (Деян.8:18).
Общим отличием гностических учений являлось то, что они содержали в себе смесь различных религиозных и мифологических верований, философских концепций. По строгому же счёту гностики не придерживались ни одной из известных в то время религий. В круг их верований входили элементы зороастризма, иудаизма, христианства.
Основу гностических верований дуалистического направления составляла идея о том, что мир обязан своим существованиям двум совечным началам: высшему духовному и низшему материальному.
Высшее духовное существо произвело из себя множество прочих духовных существ, составивших некую плирому или полноту бытия, основу духовной жизни. Материя же, напротив, составила основу для грубой, вещественной, чувственной жизни.
Согласно убеждениям гностиков, дух и материя суть не только два независимых, но и два противоборствующих начала. Причём, если по мнению одних, материя изначально препятствовала деятельности духа как хаотичное, пассивное, инертное начало, то по мысли других, она противоборствовала духу как активный и самодеятельный источник зла.
Иначе относится к материи Церковь. Понимая под ней вещественную основу мира, целенаправленно созданную Благим Богом из ничего, и зная, что Бог, будучи Сам в Себе высочайшим Добром, никогда не творил и не творит ничего злого, Церковь исповедует, что материя не только не является самостоятельным источником зла, но и всецело зависит по бытию от своего Творца.
Здесь возможен вопрос: почему же тогда плотский человек противопоставляется в Писании духовному (1Кор.3:1)? – Отнюдь не потому, что материальная, вещественная плоть признаётся греховной сама по себе.
Как известно, Адам изначально был чист и невинен как по душе, так и по телу. В этом первозданном состоянии плоть не подталкивала его ни ко греховным помыслам, ни ко греховным поступкам.
Плоть взяла верх над его душой лишь после того как он сам, отказавшись от послушания Богу, подчинился владычеству зла (см.: Грехопадение). Отдалившись от Бога и утратив радость богообщения, потомки Адама предпочли искать радость не через возвращение ко Господу, что требовало послушания, а в плотских удовольствиях, чему не препятствовало ни своеволие, ни общая разнузданность.
Со временем плоть сделалась для человека не только источником радостей, но и объектом служения. Вместо полноценного, жертвенного служения Богу человек стал служить удовлетворению плотских страстей.
Именно в этом отношении плотские помышления обозначаются как вражда против Бога (Рим.8:7), и именно поэтому утверждается, что живущие по плоти не могут угодить Богу (Рим.8:8).
Литература по теме
- Материя Толковый словарь В.И. Даля
- Материя (вещество) свт. Григорий Богослов
- Материя свт. Феофан Затворник
- «Логическое» основание материи Христос Яннарас
- Философские теории происхождения мира архим. Исаия
- Материя и дух Антоний, митрополит Су́рожский
- Материя и дух проф. С.С. Глаголев
Комментировать