Аллилуиа́рий (греч. ἀλληλουϊάριον от ἀλληλούϊα «аллилуйя») – стихи псалмов (в редких случаях – библейских песней), произносимые и воспеваемые на литургии после чтения Апостола в сопровождении пения «аллилуйя».
Первоначально аллилуиарий, кроме слова «аллилуия», содержал только один стих псалма, впоследствии появились аллилуиарии с двумя или тремя стихами. В отличие от прокименов, полные тексты псалмов в аллилуиарии никогда не входили.
Как правило, аллилуиарии состоят из стихов, которые берутся из одного и того же псалма; нередко это – начальный стих и характерный стих из середины псалма, иногда в противоположном порядке (как и у прокименов). Например, на церковное Новолетие сначала произносится вводный стих псалма 64, затем – из его заключительной части (соответственно «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме» и «Благословиши венец лета благости Твоея»). Иногда стихи аллилуиария берутся из разных псалмов (например, в сырную субботу читаются Пс.91:14 и Пс.96:12). Примеры наличия у аллилуиария трех стихов достаточно редки (литургия Великого Четверга, вечерня Великой Пятницы, утреня Великой Субботы). В исключительных случаях стихи для аллилуиария берутся не из псалма, а из библейских песней: на Сретение Господне из Лк.2:29, 32 и на Рождество святого Иоанна Предтечи из Лк.1:68, 76.
По Уставу на литургии во время исполнения аллилуиария диакон совершает каждение алтаря и иконостаса; это каждение предваряет чтение Евангелия. На практике сейчас это каждение совершается во время чтения Апостола.
Аллилуиарий поется в следующих службах:
- на полных литургиях в течение года (за исключением литургии Великой субботы, на которой он заменяется пением «Воскресни, Боже, суди земли…» со стихами Пс.81);
- на литургии Преждеосвященных Даров в случае полиелейного или храмового праздника;
- на вечернях Великой Пятницы, а также накануне Рождества Христова и Богоявления, когда великая вечерня совершается отдельно от литургии (если сам праздник в воскресенье или понедельник);
- утреня Великой субботы;
- в тех чинопоследованиях и частных богослужениях, в которых полагается чтение Апостола и Евангелия: великое и малое освящение воды, таинства Крещения и Миропомазания, Брака, Елеосвящения, чины погребения.
Цитаты об аллилуиарии
«Считаясь священнее Апостола, Евангелие должно иметь пред собою и превосходнейшее подготовление. Если на утрене таким подготовлением к нему служит прокимен, то на литургии, где последний предшествует Апостолу, Евангелие должно исит пред собою что-нибудь более исключительное. Таки и является положенная пред литургийным Евангелием песнь аллилуиа.
По Апокалипсису, это будет небесная песнь вечности. Кроме «аминь», это единственное еврейское выражение, которого не дерзнула коснуться рука переводчика, оставив его и в тех звуках, в которых оно вдохновлено Богом; от него веет поэтому духом глоссолалической (Вступ. гл., 41; ср. 34 и д.) таинственности, вызывающей применение его, например, при таинстве крещения (подобно Кирие елеисон при священстве). Служа припевом самых радостных (у евреев – пасхальных) псалмов в Библии, аллилуиа выступает в качестве почти неизменного припева псалмов в нашем богослужении, но это почти единственное место (другое – на великопостной и заупокойной утрене), где оно выступает в качестве самостоятельной песни, имеющей, наоборот, при себе припевы, называемые аллилуиариями (ἀλληλουϊάριον); это псалмические стихи, имеющие отношение к воспоминанию дня, которых обычно положено два для троекратного пения аллилуиа (каждый раз по трижды) (три стиха только в Страстную субботу). Стихи, как и в прокимне, берутся из одного псалма, часто соседние».
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
«Аллилуарием называется также стих, или точнее стихи псалмов, взятые с той же целью, что и прокимен, для предварения чтения из священных книг. Разница только в том, что стихи псалмов, составляющих прокимны, предварят или ветхозаветные чтения (паримии), или новозаветные (Апостол и Евангелие) на вечерне, утрени или на часах. Аллилуарий же поется только на литургии и он только тогда предваряет собой евангельское чтение, когда перед ним было чтение Апостола. Это стих псалма с прерывающим его аллилуйя (откуда и название), который связывает чтение Апостола с чтением Евангелия».
архимандрит Киприан Керн. «Литургика. Гимнография и эортология».
Комментировать