Как преуспеть в молитве

Как преуспеть в молитве? Этим вопросом, рано или поздно, задается каждый христианин, который открывает для себя глубину православной веры. Молитва – это стержень духовной жизни, живое общение с Богом. У каждого человека свой подход и свои успехи в молитвенном делании. Для одного молитва – это вычитывание утреннего и вечернего правила, для другого – участие в богослужении, для третьего – постоянная «умная» молитва и т.д. Всех же объединяет одно – желание быть услышанным Богом, быть с Ним. Это чувство вновь и вновь руководит человеком, когда он начинает молиться. Но как сделать так, чтобы молитва действительно стала благоговейной беседой с Богом? Для этого надо обратиться к опыту Церкви.

1. Научение принципам правильной молитвы

Вера.

Апостол Павел говорит: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Без веры невозможна никакая молитва, ибо без веры она становится бессмыслицей. Мы молимся потому, что верим в то, что Бог нас слышит. Мы верим, что Он не только слышит нас, но и поможет. Эту веру вселяет в нас Господь: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят… Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф.7:7-8,11). Вера – первое и наиважнейшее условие правильной молитвы. Святитель Игнатий Брянчанинов это подтверждает: «Вера – основание молитвы. Кто уверует в Бога, как должно веровать, тот непременно обратится к Богу молитвою и не отступит от молитвы, доколе не получит обетований Божиих, доколе не усвоится Богу, не соединится с Богом».

Прощение и примирение с ближним.

Важным условием для начала молитвы является прощение и примирение с ближним. Если в сердце поселилась злоба, обида или вражда, то такое сердце закрыто для искреннего обращения к Богу. Человек, конечно, молится, просит, но слышит ли его Бог? За ответом обратимся к Священному Писанию. Господь говорит: «если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5:23-24). Более очевидный ответ сложно найти. Бог хочет, чтобы люди жили в мире и любви. Бог есть Любовь, и Он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:34-35). Христос учит нас молиться: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим… если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:12,14-15).

Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой… Бог не примет тебя». Христианин, призванный Самим Богом к любви, не может обращаться с молитвой к Богу, который есть Любовь, если не сохраняет заповедь любви. Надо бояться как огня чувства ненависти к кому-либо, ибо «ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1Ин.3:15). Ненависть, отсутствие любви затворяют сердце человека от Бога. Любовь всегда деятельна, она не пустой звук, она всегда действие. Апостол Иоанн Богослов указывает на прямую связь между любовью и молитвой: «станем любить не словом или языком, но делом и истиною… чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин.3:18,22).

Если, в силу веских причин, нет возможности лично примириться с ближним, то чрезвычайно важно простить его в сердце своем, после молиться о примирении, и только потом приступать к остальным молитвам.

Внимание.

«Молитва без внимания есть оскорбление Бога» – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Внимание – один из важнейших принципов правильной молитвы. Очень важно перед началом молитвы привести в спокойствие мысли и чувства, и после этого сосредоточиться на одном лишь деле – молитве. Молитва – это личное обращение к Богу, а не механическое чтение текста, вычитывание из молитвослова. Бог – Личность, в молитве мы обращаемся не просто к абстрактной «энергии», а к Отцу Небесному, безмерно любящему нас и желающему нашего спасения. Чрезвычайно важно осознавать перед Кем мы предстоим во время молитвы, и творить ее с особым усердием и благоговением. Внимательное, осмысленное и неспешное чтение – вот, к чему должен стремиться православный христианин во время молитвы. Любая спешка приведет к рассеянию в молитве. Впрочем, и искусственное затягивание чтения и пения приводят к самолюбованию и ненужному во время молитвы артистизму. Молитва – это не театральное действо, в ней не должно быть элементов искусственности и постановки. Святые отцы учат, что православная молитва – бесстрастная. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Не ищи в молитве наслаждений: они отнюдь не свойственны грешнику. Желание грешника ощутить наслаждение есть уже самообольщение. Ищи, чтоб ожило твое мертвое, окаменевшее сердце, чтоб оно раскрылось для ощущения греховности своей, своего падения, своего ничтожества, чтоб оно увидело их, созналось в них с самоотвержением».

Молитвой называется только то, что делается со вниманием. Настоящей молитве чужд автоматизм и формализм. Часто приходится слышать от людей фразу «вычитал правило». Как будто в вычитывании какого-то количества текстов и заключена молитва. Да, мы знаем молитвы утренние, вечерние, последование ко святому причащению – это все молитвы, написанные подвижниками и святыми отцами. И благо человеку, если он, не имея в себе подобающих слов, обращается к Богу словами святых. Но когда вместо благоговейного и осмысленного молитвословия возникает явление вычитывания текстов «потому что так надо», то это повод остановиться и переосмыслить свой подход к молитве. Вычитывание ради вычитывания – это не молитва. Каково бы было нам, если наш собеседник вместо осмысленных слов как бездушный робот повторял чьи-то слова? Мы бы сказали – он как загипнотизированный, не соображает что делает. А что же Бог думает о нас, когда мы без внимания бубним себе под нос утренние или вечерние молитвы только ради того, что «так надо»? Так не надо! Ни нам, ни Богу.

Покаяние.

Первым условием истинной молитвы, по мнению святителя Игнатия Брянчанинова, является покаяние. «Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом. Молитва – излияние сердечных желаний, прошений, воздыханий падшего, убитого грехом человека пред Богом» – пишет он. Без осознания собственной греховности и сокрушения в грехах человек способен лишь на молитву гордеца-фарисея, который рассказывал Богу о своих заслугах и осуждал мытаря (Лк.18:10-14). И наоборот, видение своих немощей и грехов побуждает человека обратиться к Богу. Истинная молитва покаяния всегда искренняя, как искренне само истинное покаяние. Молитва мытаря – пример истинной молитвы. Не смея поднять глаз, он бил себя в грудь и повторял только одно: «Боже, милостив будь ко мне, грешному». Утреннее молитвенное правило начинается с этих слов, они настраивают нас на правильный лад. Нам всегда есть в чем каяться, не стоит пренебрегать возможностью сделать это в обращении к Богу.

Не хлебом единым.

О чем обычно молится человек? О своих нуждах. Господи, дай мне это, и дай мне то, а еще я болею – исцели, да вот еще и о близких моих не забудь, им тоже много что надо. У кого что болит, то о том и говорит. Хорошо, если не забыл о покаянии, а то ведь бывает и сразу, «с порога» – дай, Господи, нужно мне. Я, так уж и быть, свечку поставлю. Чистый материализм. А когда не получает, то печалится и сетует – молюсь, а Бог не дает. А должен ли? Ответ в Священном Писании: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19-21). О миллионах мало кто молится, но и речь тут не о них, а о том, что ждет христианина в вечности. Какие сокровища должно собрать там? Это добродетели – любовь, воздержание, милосердие, смирение и т.д. Против добродетелей восстают страсти. А часто ли люди молятся об избавлении от страстей? Не часто. О материальном куда чаще. Так если материальное важней, уподобилось сокровищу, то там и сердце. И не удивительно, что не исполняет Бог таких просьб. Вот, что говорит Христос: «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:26). Искать Царства Божия без борьбы с самим собой невозможно, поскольку «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17:21). Молиться надо не только о прощении грехов, но еще и о помощи Божией в борьбе со страстями, которые являются причиной грехов.

Да будет воля Твоя.

Несомненным благом для христианина является доверие Богу и упование на Его промысел. Господь Иисус Христос так учит нас молиться: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Промысел Божий в том, что Бог хочет спасения всем людям. Исполнение воли Божией – это исполнение Его заповедей. Главным примером для христианина является Христос. Его молитва в Гефсиманском саду накануне распятия была очень горячей, «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44). И молился Он так: «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя» (Мф.26:40). Так и мы молиться должны о том, чтобы видеть волю Божию и исполнять ее.

2. Иисусова молитва

Бытует мнение, что Иисусова молитва – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного» – это удел монахов и подвижников. Это не так. Иисусова молитва дана всем и может быть полезна всем. Но приступать к ней неподготовленным и не наученным основам молитвы нельзя.

Молитву разделяют на устную, умную и сердечную. Первая ступень – это устная молитва, гласная, когда человек вслух произносит слова молитвы, сосредотачивается на ней и совершает со всяческим вниманием. О такой молитве говорилось выше. Вторая ступень – молитва умная, совершаемая в уме. Иисусова молитва – это основа умной молитвы. Не научившись устной молитве не стоит приступать к умной. Преподобный Амвросий Оптинский пишет: «Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому прежде всего должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной. Со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной». Но нельзя полагать, что сама молитва является причиной опасности. «Все виды бесовской прелести, которым подвергается подвижник молитвы, возникают из того, что в основание молитвы не положено покаяние, что покаяние не сделалось источником, душою, целью молитвы» – пишет святитель Игнатий Брянчанинов. Ему же принадлежат и следующие слова: «Причина прелести – не молитвословие, не псалмы, не каноны и акафисты, не молитва Иисусова, – нет! Сохрани Боже всякого от такового богохульства! Гордость и ложь – вот причины прелести!».

Непрестанная умно-сердечная Иисусова молитва является молитвенным подвигом подвижников, для простых же мирян правильным будет совершение ее по силам и возможностям. Для современного человека Иисусова молитва весьма полезна, она как якорь в бушующем житейском море, море страстей и искушений, позволяет прилепиться Богу. Если не занять ум и сердце молитвой, то их наполнят мысли и чувства греховные, порождающие страсти. Молиться можно всегда и везде – в дороге, на прогулке, занимаясь домашними делами. Во многих житейских ситуациях Иисусова молитва вытеснит из ума и сердца злобу, раздражение, осуждение и многие другие грехи, которые порой обуревают человека в повседневности. Каждый может испробовать на себе: если чувствуешь, что раздражен, вот-вот выйдешь из себя, хочется выругаться или возникли дурные мысли, остановись и начни молиться в уме. Неспешно произноси Иисусову молитву со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как всё внутри успокаивается, страсти отступают и все становится на свое место. Самое сложное – остановиться вовремя и начать молиться вместо того, чтобы спорить, ругаться и осуждать. Также и когда приступают недобрые помыслы, уныние, гнетут мысли о проблемах и скорбях, стоит начать молиться, и искушения отступят.

Не всякий человек, исходя даже из самых благочестивых помыслов, готов к умной молитве. Поэтому перед тем, как начать молиться Иисусовой молитвой, необходимо посоветоваться с духовником.

3. Понимание смысла

Важнейшим залогом продуктивного общения людей является взаимопонимание. Когда мы говорим с человеком, то делаем это на понятном ему языке. Будь то какой-то национальный язык или язык жестов, всегда его использование необходимо лишь для того, чтобы нас поняли. Бог, видя сердце человека, не нуждается в каких-то специальных языках, чтобы понимать его. Но человеку порой сложно найти слова для общения с Богом. Казалось бы, что может быть проще? Говори, что думаешь – благодари, кайся, проси. Но большинству людей это не дается, либо дается с трудом. А если и получается, то слов для выражения мыслей сильно не хватает. В чем дело? Все очень просто – молитве нужно учиться. Как и всякому другому делу. Нельзя сесть за фортепиано и сразу сыграть «Лунную сонату» Бетховена. Нельзя сесть за руль и сразу управлять автомобилем так, как это делают пилоты болидов Формулы 1. Нужны обучение и практика. Нужны они и в молитве. И для этого у нас есть опыт Церкви и наследие святых отцов. На помощь приходят молитвословы, в которых содержатся утренние и вечерние молитвы, последование ко Святому Причащению и другие молитвы, составленные великими подвижниками. Молиться по молитвослову – дело благое и правильное, в этих молитвах глубина веры, искренность покаяния и жажда богообщения.

Митр. Сурожский Антоний пишет: «Можно ли стать выдающимся музыкантом, выдающимся скульптором, художником, никогда не слушая чужой музыки, никогда не глядя на произведения искусства, просто изнутри собственной гениальности? Конечно, нет. То же самое с молитвой. Конечно, ты можешь и должен молиться своими молитвами, потому что с Богом надо говорить непосредственно, прямо. Но, с другой стороны, молитвы святых нас учат тому, что святые знали о Боге, знали о себе… Поэтому я бы сказал, как меня учили, как святитель Феофан Затворник учит в своих сочинениях: учись молиться из молитв святых, но не из слов, а пробуя проникнуть в опыт, выражаемый молитвами. А когда ты проник в этот опыт, слова делаются менее важными, и можешь воплотить этот опыт в свои дела».

У человека, который впервые берет молитвослов в руки, часто возникают проблемы с пониманием молитв. Все дело в том, что молитвы в большинстве издаваемых у нас молитвословов записаны на церковно-славянском языке. Если даже написано русским шрифтом, то все равно по-церковнославянски. На этом языке ведутся богослужения в ряде Поместных Церквей – Русской, Болгарской, Сербской, Польской и других. За основу его был взят южноболгарский славянский диалект, который был родным для создателей языка – равноапостольных Кирилла и Мефодия. При этом церковно-славянский язык никогда не был разговорным, с самого начала он использовался исключительно для молитвы и богослужений. Также происходит и сейчас. Но если в те далекие времена большинству славян язык был в большей степени понятен, то сейчас многие понимают его лишь отчасти. Конечно, это создает определенные проблемы для молитвы, ведь сложно молиться на языке, который плохо понимаешь. Как всякий язык, церковно-славянский требует изучения. Учебники доступны в интернете, практики в молитвословах хоть отбавляй. Новоначальному христианину, который только недавно покрестился или, будучи уже крещенным, начал свое воцерковление, лучше пользоваться молитвословом на современном русском языке или с параллельным переводом на церковно-славянский. Это приучит к молитве, даст необходимую практику. Параллельно можно начать изучение церковно-славянского языка, это в любом случае будет полезно для понимания текстов и песнопений на богослужении.

Проблема недопонимания молитв есть не только у новоначальных, но и в среде уже воцерковленных людей. Многие, по привычке, читают молитвы на церковно-славянском, не вникая глубоко в суть произносимых слов. Сложносоставные слова видятся красивыми и емкими, но это не делает их понятными. Человек просто прочитывает текст потому, что он есть и его надо прочитать. Как любят говорить – вычитывает правило. Это неверный подход. Если есть недопонимание, то нужно приложить усилие к тому, чтобы найти объяснение. Для понимания сложных слов есть специальные толковые словари. Тогда домашняя молитва станет осмысленной и понятной.

Многие духовники советуют чередовать чтение молитв по молитвослову и личную молитву «своими словами». Это верный подход. Далеко не всю нашу жизнь можно втиснуть в рамки конкретных молитв, а иногда случаются ситуации, о которых не написано ни в каких молитвах. Молиться только своими словами опасно, можно впасть в духовную прелесть, а только по молитвослову – есть риск «привыкания», молитва станет привычной, сознание «замылится». Поэтому важно и то и другое. Обычно советуют после обычного утреннего или вечернего правила добавлять свою краткую молитву, конкретизируя свои просьбы и благодарения.

4. Изучение литургики

Часто приходится слышать – не понимаю, что происходит на богослужении. Это в равной степени относится как к богослужебным текстам, так и к действиям участников богослужения. А когда все так непонятно, то о какой молитве можно говорить? Мысли постоянно рассеиваются, улетают куда-то далеко, к житейским заботам и проблемам. Автоматическое повторение за всеми разных действий – наложение крестного знамения, поклоны, будучи в молитве делом вспомогательным, не приводят к какому-либо ощутимому результату. Выходя их храма не понимаешь, был на службе или не был.

В такой ситуации на помощь христианину приходит литургика – наука, имеющая предметом изучения христианское церковное богослужение, где главное место занимает литургия. Эту дисциплину в полной мере изучают в семинариях, но любой желающий может через изучение литургики приобщиться ко всей глубине христианской гимнографии и эортологии. Известный литургист архимандрит Киприан (Керн) так описывает области изучения, которые охватывает литургика:

«Как таковая, это наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и распадается поэтому на несколько отделов. Вообще же к науке Литургики может быть три подхода, в зависимости от которых она приобретает тот или иной характер Эти подходы можно назвать: историко-археологический, ритуалистический или уставной, богословский.

Историко-археологический подход к науке старается осветить главным образом постепенное развитие и изменение богослужебных чинов, песнопений, облачений, церковной утвари и т.п. Этот подход интересуется возникновением и развитием тех или иных стилей храмоздательства, иконописания и т.д. Часто в богословских школах из науки Литургики выделяется особая наука Церковной археологии и истории христианского искусства.

Второй подход, ритуалистический или уставной, занят главным образом изучением системы православного богослужения в рамках ныне действующего церковного устава или Типикона и теми правилами и обычаями, которыми необходимо руководствоваться для правильного и уставного отправления богослужения. История самого Устава, его типы, их возникновение и изменение в данном случае отступают на второй план, уступая место ныне утвердившемуся Типикону. В семинариях и Академиях часто из Литургики выделяют особую науку под названием «Устава», которая и занимается изучением указанных правил богослужения.

Третий, наконец, подход богословский, смотрит на науку богослужения не только как на предмет исторического или археологического изучения и не только как на правила для отправления богослужения по духу и букве церковного Типикона, но главным образом как богословскую дисциплину, как на источник боговедения и вспомогательное средство для построения богословской системы Православия».

Таким образом, изучение литургики поможет православному христианину быть не сторонним наблюдателем, а сознательным, активным участником богослужения. Разобраться в символизме и последовательности православного богослужения, в первую очередь литургии, также помогут различные объяснения и толкования, которые с легкостью можно найти в интернете.

5. Изучение святоотеческого учения и опыта молитвы

Церковь имеет богатейший опыт и святоотеческое наследие в вопросах молитвы. Православному христианину, если он хочет преуспеть в молитвенном делании, должно изучить опыт святых отцов и подвижников. О молитве писали многие святые отцы, все перечислить невозможно. Среди прочих можно выделить святителя Игнатия Брянчанинова. В своих трудах он не просто излагает собственные мысли, но делает глубокий анализ святоотеческого наследия, приводит множество цитат из творений святых отцов. Много писали почти наши современники – оптинские старцы – преподобные Амвросий, Анатолий, Варсонофий, Макарий и другие.

Напоследок хочется обратить особое внимание на то, что любые молитвенные подвиги необходимо начинать, посоветовавшись с духовником.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka