Вопрос очень не простой. Дело в том, что в православной аскетической литературе очень часто звучит тема о необходимости найти опытного духовного наставника и о том, как тщательно следует исполнять его благословения, воспринимая их как волю Божию, избегая самочиния, и регулярно исповедывать ему свои грехи и все помыслы.
Однако эта практика во многом относится к монашествующим. Тем более, что в древности старец и послушник часто жили чуть ли не в одной пещере, и у них было время как на совместную регулярную молитву, так и на ежедневную духовную беседу. Самоотречение и смирение своей воли перед духовным отцом – часть древней монашеской практики. Именно это и называется послушанием.
Но как часто в наши дни приходится признавать, что и опытных духовных наставников сейчас не найти, да и обычные священники так заняты на приходах, что об откровении помыслов и о подробной исповеди и речи быть не может. У одного священника на одного прихожанина очень часто бывает времени лишь несколько минут, а то и несколько секунд. И это не его вина. Особенно в большие праздники десятки, а то и сотни людей, стоящих в храме рядом с вами, так же жаждут излить этому священнику свою душу. И он вынужден призывать людей быть максимально лаконичными. В итоге у людей часто остается чувство неудовлетворенности, порой обиды на приходских священников. А также мечта найти где-нибудь за горами, за долами, за высокими лесами настоящего старца, который и помыслы все выслушает, и прозрит будущее, и совет полезный даст. Вот и ездят люди из города «А» в город «Б» в поисках старцев, а люди из города «Б» в город «А» с той же целью.
Я верю, что есть еще на этой земле настоящие святые подвижники, их молитвами мир стоит. Как правило, эти люди не ищут славы человеческой, ищут же уединение и молитвы, скрывают себя смирением. Их слишком мало осталось в этом мире. А люди часто не понимают и не уважают их потребности. Порой организуются чуть ли не автобусные паломнические туры «по старцам». В итоге люди нарушают их покой совершенно ненужными вопросами и суетой мирской. А тем, кому действительно нужен совет и молитва подвижника, порой даже не удается подойти к нему из-за толпы «экскурсантов».
Так что вывод простой: идите в храм, прихожанином которого вы себя считаете, найдите священника из служащих в нем, которому вы духовно доверяете, к которому вы предпочтете ходить на исповедь, и молитесь о нем, чтобы Господь через него открывал вам Свою волю.