В премудрости Православной Церкви в устроенных ею службах Великих праздников усматривается обширная и вместе с тем глубоко духовная работа над тем, чтобы эти торжества были отмечены отлично от других церковных дней и имели бы свое лицо.
Наряду с эксапостилариями, место которых мы попытались рассмотреть выше, большое значение в построении церковной праздничной службы имеет порядок введения особых стихословий, именуемых икосами. Положенный по 6-й песни канона, всегда исполняемый вслед за кратким и обычно хорошо знакомым верующему песнопением кондака, икос, так же как и кондак, несет в себе намерение песнотворца выделить особенность празднуемого события. Интересно само название этого песнопения, которое переводится с греческого как ‘дом’1. Иными словами, в икосе, своим названием уподобленном обширному, сложносоставленному строению, описывается расположение наиболее важных и характерных для праздника событий и богословских идей.
Воистину, икосы как бы имеют стремление описать основу и вместе труднодоступные уголки того “дома”, с которым можно сравнить происходящее празднество. Так, в торжественных последованиях Великих Господских праздников, например, в службе празднику Преображения Господня мы встречаем поразительный икос, излагающий такие чувства и мысли человека, которые опущены даже в тексте самого канона.
Востаните ленивии, иже всегда низу поникшии в землю, души моея помыслы, возмитеся и возвыситеся на высоту божественнаго восхождения. Притецем к Петру и к Зеведеевым, и вкупе с онеми Фаворскую гору достигнем, да видим с ними славу Бога нашего; глас же услышим, иже свыше слышаша и проповедаша Отчее сияние.
Высок и тонок эксапостиларий праздника Преображения, но икос дает молящемуся ощущение личного участия в торжестве и тем составляет как бы неотъемлемую часть, особое основание происходящего.
***
Ближайший по времени к празднику Преображения Господня Господский праздник Воздвижения Креста Господня также содержит обширный икос — подлинно духовное строение, в нем же помещены дарования Креста Господня.
Иже до третияго небесе восхищен бысть в рай, и глаголы слышав неизреченныя и божественныя, ихже не леть языки человеческими глаголати, что галатом пишет, яко рачитилие писаний прочтосте и познасте: мне, глаголет, хвалитися да не будет, токмо во едином Кресте Господни, на немже страдав уби страсти. Того убо и мы известно держим, Крест Господень, хвалу вси: есть бо нам спасительное сие древо, оружие мира, непобедимая победа.
Подобное рассуждение, отнесенное к духу апостола Павла (см. Гал.6:14), как будто выходит за пределы основной темы праздника и вместе с тем связывает неразрывно Воздвижение святого Креста и внутреннюю жизнь человека, и результат получается необычайный: с празднования Воздвижения Креста Господня люди уносят живой ответ Апостола, зримо нашедшего в Кресте основу жизни.
***
Праздник Рождества Христова — Малой Пасхи подходит в большом ожидании, и уже утром в Сочельник раздадутся на праздничном выходе слова праздничного кондака. Это основное песнопение “Дева днесь…” будет настолько отрадным и ожидаемым, что долго еще на нем и от него будет радостью исходить душа, с меньшим вниманием относясь к прочим праздничным стихословиям.
И действительно, икос праздника Рождества Христова, сам глубокий по своей сути, не будет так владеть душой, как кондак “Дева днесь…”. В икосе даются глубокие мысли о рождении “Младенца внутрь вертепа”, о исполнении через это Рождество ожиданий, надежд Адамовых и Давидовых.
Едем Вифлеем отверзе, приидите видим, пищу в тайне обретохом; приидите, приимем сущая райская внутрь вертепа. Тамо явися корень ненапоен, прозябая отпущение; тамо обретеся кладязь неископан, из негоже Давид пити древле возжадася, тамо Дева рождши Младенца, жажду устави абие Адамову и Давидову.
Заканчивается икос праздника словами:
Сего ради к нему идем, где родися Отроча младо, Превечный Бог.
Так мудро поступает Христова Церковь, что радость непосредственную, всеобъемлющую находит возможным соединить с глубоким, подлинно богословским содержанием икоса. От этого величие праздника усугубляется, а при чтении довольно сложного и продолжительного икоса — и углубляется, и расширяется, как при вхождении в изысканно убранный дом.
И так — после радостотворного и громкого пения кондака “Дева днесь…” — необходим и глубокий по своему смыслу и стройный по форме икос праздника Рождества Христова.
***
Богоявление Господне — праздник Святой Троицы — проходит в лучах радостного весеннего солнца2, и оживляются чувства верующих от этого яркого сияния солнечного света, тем более, что он, этот свет — ранний, начальный, только входящий в природу. В древние времена два великих праздника — Рождество Христово и Богоявление Господне праздновались одновременно. Позднее они были разъединены, и Крещение Господне приобрело свою яркую окраску.
Шумно на улицах около церкви: стар и мал собрались за святой водой, и оживленный говор у храма дополняет радость праздника. В Божественной службе все хорошо: и паремии — уход в древние дни, и светлое новозаветное пение, — вместе с солнцем освещают храм. Величественен канон Праздника, величественны стихиры, а громады людей во всех уголках храма говорят сами за себя, осуществляют радость.
Среди прочих “чудес” праздника находят место и молитвословия 6-й песни канона, и среди них — икос. Люди должны в этот день — великий и светлый — напитаться вполне той радостью, которую содержит Святая Церковь, и утешиться глубиной песнопений, среди которых икос стремится до конца раскрыть смысл и значение праздника, его торжества.
Галилеи язычестей, Завулонстей стране и Неффалимстей земли, якоже рече пророк, свет велик возсия Христос. Омраченным светла явися заря, из Вифлеема облистающая, паче же из Марии Господь, всей вселенней возсиявает лучи, Солнце Правды. Темже, иже от Адама назии, приидите, вси облечемся в Него, да согреемся: покрывает бо нагия и просвещает темныя. Пришел еси и явился еси, Свет Неприступный.
***
Ушли великие праздничные дни святого Рождества Христова и Богоявления, Церковь входит в период, предваряющий Великий пост, и здесь она — Божественною волею — поддерживает верующих празднованием святого Сретения Господня. Скорбное время в Церкви, и скорбные напевы “Сушу глубородительную землю…” укрепляют душу перед наступлением Поста, и вот — праздник Сретения Господня приходит во всей своей глубине.
Грустны напевы ирмоса “Сушу глубородительную землю…”, знаменателен и грустен образ кончины старца Симеона Богоприимца, встретившего Господа в храме и переходящего в иной мир. Праздник так и не выходит из радостно-печального настроения, из изложения сущности всех событий, должных совершиться. Икос соответствует задаче осветить характер праздника и приводит нас к размышлению о недоведомых глубинах Божественного домостроительства.
К Богородице притецем, хотящии Сына Ея видети, к Симеону носима, Егоже с небесе бесплотнии видяще, дивляхуся, глаголюще: чудная зрим ныне и преславная, непостижимая, несказанная. Иже бо Адама создавый, носится яко Младенец; Невместимый вмещается на руках старчих; Иже в недрех неописанных Сый Отца Своего, волею описуется плотию, а не Божеством, Един Человеколюбец.
В конце канона праздник украшается прославлением Богоматери и святых, участвующих в событиях этого дня, и многие верующие черпают из этого величания духовную радость. Она-то и укрепляет души христианские, готовит их к грядущим дням Великого поста и покаяния.
публикация А. Беглова
Примечания:
1 Имеется краткое указание на место икоса в православном богослужении в трудах архимандрита Киприана (Керна). См. Архимандрит Киприан (Керн). Литургика. Гимнография и эортология. М., 1997. С. 30–31.
2 Пусть читатель не смущается мыслью о знаменитых крещенских морозах: здесь речь идет о весне солнца, о начале удлинения светового дня. — Ред.
Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, № 38, 2003.