<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XXI
О Русской Церкви.
Царственные мученики, новомученики
и исповедники российские. Русская Церковь и Великая Отечественная война

Русская Православная Церковь имеет более чем тысяче­летнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Перво­званный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и предсказал, что «на этих горах воссияет благодать Божия и Бог воздвигнет множество церквей». Распространению христи­анства на Руси способствовало ее соседство с могучей христи­анской державой — Византийской империей. Юг Руси был освя­щен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение киевская княгиня Ольга.

Все это подготовило величайшие события в истории русского народа — Крещение князя Владимира, а затем и Креще­ние Руси, став началом утверждения христианства на русских землях. В 988 году при св. князе Владимире была основана Русская Православная Церковь с центром в Киеве. Возглав­лявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков.

При сыне князя Владимира, Ярославе Мудром, роль Церкви в государстве усилилась. Важнейшими событиями церковной жизни эпохи Ярослава Мудрого стало прославление первых русских святых — князей Бориса и Глеба (при Ярославе были обретены их мощи и перенесены в специально построенную для них церковь), а также избрание на митрополию первого русского епископа — Илариона.

С X века на Руси строятся величественные храмы. С XI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподоб­ный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной и культурной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна.

В монастырях велись летописи, донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искус­ство книгописания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обите­лей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.

В XII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Православная Церковь противодействовала междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие, величайшее бедствие, постигшее Русь в XIII веке, не сломило Русскую Церковь. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси — залога будущей победы над поработителями.

Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в XIV веке. Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выда­ющиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками Московских князей (святитель Алексий (1354—1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского; препо­добный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига).

Примечательной чертой церковной жизни XIV—XV вв. стало стремительное увеличение числа общежительных монастырей. Всего с XIV до середины XV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей.

В 1453 году под ударами турок пала Византийская импе­рия, выступавшая за сохранение Православия.

Далее Русская Церковь приобретает независимость и опре­деление юридического статуса среди церквей христианского мира. Главные проблемы, перед которыми стала Русская Церковь в условиях самостоятельности, были вопросы внутреннего устро­ения и борьбы с ересями. В это же время произошло окончатель­ное разделение Русской митрополии на Московскую и Киевскую.

Великий князь Иван III (1462—1505 гг.) первым на Руси принял титул самодержца и сделал русским гербом визан­тийского двуглавого орла, означающего государственное тело с «двумя главами» (царем и патриархом).

Иван IV Грозный в 1547 году по образу византийских импе­раторов венчался на царство. Царь установил в стране режим террора, который распространился и на святителей. Он возводил и свергал митрополитов, руководствуясь лишь своей волей.

В XVI веке, в царствование Федора Иоанновича, был поднят вопрос об учреждении патриаршества в России. В 1589 году собор русских архиереев избрал на учрежденный патриарший престол митрополита Иова.

XVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую землю вторглись польско-шведские интервенты. В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону. С 1667 года Русская Православная Церковь была сильно ослаблена старообрядческим расколом.

В результате раскола произошло отделение Русской Право­славной Церкви от старообрядчества. Поводом для раскола стала реформа Патриарха Никона, проведенная по инициативе царя Алексея Михайловича, направленная на исправление богослу­жебных книг по греческим образцам и установление единообра­зия церковной службы. Многие защитники старой веры приняли участие в крестьянской войне С. Разина, Соловецком восстании, восстаниях Булавина и Пугачева.

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикаль­ными реформами Петра I. Реформы коснулись и Русской Церкви: вмешательство царя в церковные дела приняло систематиче­ский характер, он полностью игнорировал, а порой и публично оскорблял Патриарха. Царь вновь ввел строгий контроль за церков­ным имуществом со стороны государства. Русское государство стало империей, но не византийского образца — с двумя главами, а западного — с одной главой, светской. Священники были обязаны доносить начальству обо всем, что могло представлять угрозу государственному строю. Если эти сведения были получены на исповеди, когда священник выступает перед Богом свидетелем раскаяния человека в совершенных грехах, то духовник должен был разгласить тайну исповеди — совершить то, что по церков­ным канонам считается преступлением. Под давлением монарха епископы подписали документ о создании новой государственной коллегии — Святейшего Синода. Патриаршество было отменено, на 200 лет Русская Церковь осталась без Патриарха.

Новые правила вводились и относительно монастырской жизни. Запрещалось поступление в монастырь военным и чинов­никам. Вводился возрастной ценз: мужчины могли поступить в монастырь начиная с 30, женщины — с 50 лет. Категорически запрещалось основание скитов. Основание новых монастырей было возможно только с дозволения Синода. Многие монастыри закрыли под предлогом нехватки средств на их содержание.

Церковную политику Екатерины II, сменившей недолго царствовавшего Петра III, характеризует ее высказывание: «Уважать веру, но никак не давать ей влиять на государствен­ные дела». В ее царствование был подведен итог многовековому спору о монастырских вотчинах. Средства на содержание мона­стырей теперь выдавала Коллегия экономии. Для монастырей вводились штаты. Не вошедшие в штаты обители упраздня­лись или должны были существовать на приношения верующих. В результате этой реформы число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч, а многие древние обители закрылись. Закрытые монастыри превращались в казармы и дома для умалишенных.

Сын Екатерины, Павел I, в течение своего недолгого царствования во всем противоречил начинаниям матери. Он несколько улучшил положение лиц духовного звания, осво­бодив их от телесного наказания и увеличив штатное содержа­ние духовенства.

Александр I поначалу очень мало интересовался делами Церкви. Вопрос о положении церковных дел перед государем поставил М. М. Сперанский. Сперанский начал интенсивно зани­маться проблемой духовного образования. С приходом к власти Николая I (1825) государственная политика по отношению к Церкви приобрела жесткий «охранительный» характер. Царь пытался оградить Церковь от влияния различного рода сект. Усилилась духовная цензура. В этот же период движение за присоединение к Православию обнаружилось среди эстонцев и латышей, которые воспринимали лютеранство как религию немецких баронов.

В конце 1860-х годов осуществлялись большие перемены в положении приходского духовенства. Отменялись наследствен­ные права на церковные должности. Сыновья священнослужите­лей получали права, аналогичные правам детей личных дворян или потомственных почетных граждан. Им предоставлялась возможность поступать на военную или гражданскую службу и вступать в купеческие гильдии. Таким образом, юридически устранялась сословность духовенства. Важным направлением деятельности Церкви этого времени оставалось миссионерство.

Эпоха Александра III вошла в историю как эпоха реакции на либеральные реформы 1860-х годов, однако на деле сохра­нялся жесткий государственный контроль над Церковью.

В начале XX века Русская Церковь продолжала осущест­влять широкую миссионерскую деятельность. При вступлении на трон Николая II умножилось число канонизаций.

Царственные Мученики. Император Николай II Алек­сандрович родился 6 мая 1868 года. Он был старшим сыном императора Александра III и его супруги императрицы Марии Феодоровны. Воспитание он получил под руководством своего отца. Николай II всегда тянулся к простому народу, в общении с ним отводил свою душу, так как сам по природе был человеком простым и бесхитростным и в людях умел ценить простоту.

В 1884 году в Петербурге торжественно справлялось брако­сочетание великого князя Сергея Александровича с принцессой Елизаветой (ныне прославленная в лике святых преподобному­ченица Елисавета, память 18 июля). На торжествах присутство­вала юная сестра невесты — Алиса. Здесь впервые встретились будущие супруги. Наследнику тогда было 16 лет. Через пять лет Алиса Гессенская снова посетила Россию и пробыла в Санкт- Петербурге несколько недель. Тогда у наследника созревает окончательное решение жениться на ней. Государь Александр III не дал своего согласия. «Все в воле Божией, — записал наследник у себя в дневнике после беседы с отцом, — уповая на Его мило­сердие, я спокойно и покорно смотрю на будущее».

Пять лет была испытываема эта любовь. Принцесса Алиса, уже настоящая красавица, к которой сватались многие коро­нованные женихи, отвечала всем решительным отказом. Так же и цесаревич отвечал спокойным, но твердым отказом на все попытки своих родителей устроить иначе его счастье. Наконец весной 1894 года августейшие родители наследника, видя непоколе­бимое решение своего сына, его терпение и покорность родительской воле, дали свое благословение на брак. В том же году он вместе с протопресвитером Иоанном

Янышевым выехал в Кобург, чтобы сделать предложение принцессе.

Единственным препят­ствием к свадьбе стал вопрос вероисповедания. Алиса была верующая, воспитан­ная в лютеранстве. Менять религию она не хотела. Тут помог бывший ректор Санкт-Петербургской Духовной академии прото­пресвитер Иоанн Янышев. Он сумел открыть ей всю красоту и истину Православной веры. Но полному обращению принцессы помогли искренние, горячие слова наследника, излившиеся из его любящего сердца: «Аликс, я понимаю Ваши религиозные чувства и благоговею перед ними. Но ведь мы веруем в одного Христа; другого Христа нет. Бог, сотворивший мир, дал нам душу и сердце. И мое сердце, и Ваше Он наполнил любовью, чтобы мы слились душа с душой, чтобы мы стали едины и пошли одной дорогой в жизни. Без Его воли нет ничего».

Дни их помолвки совпали с предсмертной болезнью госу­даря Александра III. За 10 дней до его смерти они приехали в Ливадию. Александр III, желая оказать внимание невесте своего сына, несмотря на все запреты врачей и семьи, встал с кровати, надел парадную форму и, сидя в кресле, благословил припавших к его ногам будущих супругов.

20 октября 1894 года почил государь император Алек­сандр III. На следующий день принцесса Алиса приняла Право­славие с наречением ей имени Александра, в честь царицы муче­ницы Александры (f 303). Через три недели состоялось венчание государя императора Николая Александровича и принцессы Александры.

Первые 20 лет супружества Царской четы были самыми счастливыми в их личной семейной жизни. Осенью 1895 года родилась первая дочь, великая княжна Ольга. Она унаследо­вала от отца все лучшие стороны его души: простоту, доброту, скромность, непоколебимую честность и всеобъемлющую любовь к Родине, а от матери — глубокую евангельскую веру, прямоту, умение владеть собой и крепость духа. Она обладала очень живым умом и рассудительностью. Отец часто советовался с ней, даже по самым важным вопросам. Великая княжна Ольга очень любила Россию и так же, как и ее отец, любила простой русский народ. Через два года родилась вторая девочка, назван­ная во Святом Крещении Татьяной, еще через два года — Мария, а еще через два года — Анастасия.

С появлением детей Александра Федоровна отдала им все свое внимание, не доверяя своих детей никому: сама кормила, купала. Государыня не любила ни минуты оставаться празд­ной, и своих детей она приучила к труду. Чудные вышивки выходили из-под их быстрых рук. Две старшие дочери — Ольга и Татьяна — во время войны работали с матерью в лазарете, исполняя обязанности хирургических сестер.

Во время прославления преподобного Серафима Саровского Царственные супруги молились перед его мощами о даровании им сына — наследника. На следующий год у них родился маль­чик, который в Крещении был назван Алексием в честь святи­теля Алексия, митрополита Московского. На второй месяц после его рождения обнаружилось, что ребенку передалась наслед­ственная болезнь — гемофилия, которая ставила жизнь его под постоянную угрозу внезапной смерти. Даже при легких ушибах происходили внутренние кровоизлияния, от которых наследник сильно страдал.

Много Николай II потрудился для славы и величия Право­славной Церкви. Велика его роль и в деле прославления русских святых. В его царствование было прославлено больше святых, чем за весь XIX век.

Первая мировая война, начавшаяся двумя героическими подвигами России — спасением Сербии от Австро-Венгрии и Франции от Германии, оттянула лучшие народные силы на борьбу с противником. Сам Государь с августа 1915 года боль­шую часть времени проводил вдали от столицы и дворца. И вот, когда победа была столь близка, тыл совершил измену своему императору. В Петрограде началось вооруженное восстание, связь Царя со столицей и семьей была умышленно прервана. Измена окружала Государя со всех сторон, его приказы коман­дующим всех фронтов о посылке воинских частей на подавление мятежа не были исполнены.

Намереваясь лично узнать положение в столице, Нико­лай Александрович отправился в Петроград. В Пскове к нему явилась делегация от Государственной думы с просьбой отречься от престола для успокоения мятежа. К ним присоединились генералы Северного фронта, а вскоре и командующие другими фронтами.

Страдания Николая II были очень велики: боль за семью, судьба которой была ему неизвестна; боль за Родину, которой он отдал всю свою жизнь и которую он любил всем сердцем; боль за народ, в который он так верил. В день отречения от престола он сказал: «Дело идет о России, о ее кровных инте­ресах. Для России я готов отдать и трон и жизнь, если я стал помехой счастья Родины. Нет той жертвы, которой я не принес бы во имя действительного блага и для спасения России. Посему я готов отречься от престола».

Во время отречения Государя в течение нескольких дней императрица не получала от него известий. 9 марта 1917 года утром Государь смог приехать к семье. 31 июля 1917 года Царскую семью и свиту преданных слуг под конвоем отправили в Тобольск. Все Царственные страстотерпцы сознавали прибли­жение конца и готовились к нему. Святой цесаревич Алексий говорил: «Если будут убивать, то только бы не мучили». Пони­мали это и преданные слуги Государя, мужественно последо­вавшие за Царской семьей в ссылку. «Я знаю, что я не выйду из этого живым. Я молю только об одном — чтобы меня не разлу­чали с Государем и дали умереть вместе с ним», — говорил гене­рал-адъютант И. Л. Татищев.

Царственные страстотерпцы в заточении возносили молитвы за своих мучителей. Великая княжна Ольга писала: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, чтобы не мстили за себя и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь…»

В Тобольске Царскую Семью постигло новое испытание. Прибывший из Москвы комиссар объявил Государю, что его увозят и что отъезд состоится этой ночью. Государыня решила сопровождать мужа, несмотря на болезнь сына, из-за которой вся семья не смогла поехать вместе.

Следующим местом их заточения был Екатеринбург. Два с половиной месяца прожила здесь Царская Семья, подверга­ясь издевательствам. Караульные были поставлены во всех углах дома и следили за каждым движением заключенных. Они покрывали стены неприличными рисунками, глумясь над импе­ратрицей и великими княжнами. В нижнем этаже дома было устроено караульное помещение. Грязь там стояла ужасная. Пьяные голоса все время горланили революционные или непри­личные песни.

Царственные мученики твердо переносили все страдания. Тюремщики, покоренные царственной простотой, смирением и человеколюбием, смягчили свое отношение к ним. Узнав, что охрана Царской семьи начинает проникаться добрыми чувствами к узникам, ее тут же сменили на новую. Произошло установ­ление каторжного режима. Государь любил всегда физический труд, отсутствие движения плохо сказывалось на его здоровье. Начальник стражи Юровский запретил Государю работать в саду, подходить к окнам.

За три дня до убиения Царственных мучеников к ним был последний раз приглашен священник для совершения Литургии.

Убийство Царской Семьи. В ночь с 16 на 17 июля, когда узники спали, их разбудили и приказали одеваться, чтобы поки­нуть город, которому будто бы угрожала опасность. Царская семья спустилась в нижний полуподвальный этаж, где Государь с больным сыном сел на стул посреди комнаты. Вокруг располо­жились Государыня, великие княжны, доктор и трое преданных слуг. Все ожидали сигнала к отъезду.

Неожиданно в комнату вошел Юровский в сопровождении вооруженных людей. После прочтения приговора он выстрелил в упор в Государя. Императрица бросилась к убитому мужу, но тут же упала, сраженная несколькими пулями. Бог избавил их от ужаса слышать стоны цесаревича, видеть его лицо, зали­тое кровью, его руки, протянутые к отцу, и крики раненой вели­кой княжны Анастасии, которую два палача добивали штыками. Тела святых мучеников остались лежать в лужах крови.

Боясь, что святым останкам начнет воздаваться должное поклонение в народе, мучители уничтожили их тела. Но память о святых Царственных мучениках и их верных слугах они не смогли уничтожить. Свидетельством этого стало прославление всей Царской Семьи в лике святых в 2000 году. Сбылось проро­чество преподобного Серафима Саровского о последнем русском Государе: «Бог Царя возвеличит». Вся Русская Православная Церковь прославляет Царственных мучеников.

Гонения на Русскую Православную Церковь в Совет­ском Союзе. После отречения 2 марта 1917 года от престола Николая II управление страной перешло к Временному прави­тельству. Синод пытался наладить с ним отношения. Резуль­татом стало восстановление патриаршества (со времен Петра I Патриарший престол пустовал). Святейшим Патриархом был избран митрополит Тихон (Белавин).

Придя к власти, большевики сразу начали подготовку закона об отделении Церкви от государства, лишая ее юриди­ческого права и права владения собственностью. Принятие этого закона явилось началом гонений на Русскую Православную Церковь, которые продолжались на протяжении всего советского периода до конца 80-х годов. Первым практическим результатом действия декрета «Об отделении Церкви от государства» было закрытие в 1918 году духовных учебных заведений.

В стране царил хаос. Шла Гражданская война, в которой новая власть в лице Красной армии одерживала одну победу за другой. С отступлением Белой армии многие священники и архиереи покинули Россию. Часть священнослужителей и верующих, оказавшихся в эмиграции, образовала так назы­ваемую Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ). В это время в стране уже начались преследования священни­ков, монахов и монахинь.

Сразу после Октябрьской революции власти поставили цель арестовать как можно больше священно- и церковнослужителей. Аресты тогда исчислялись тысячами и для многих заверши­лись мученической кончиной. Также сильным потрясением для верующих стала большевистская кампания 1920 года по вскры­тию и уничтожению мощей святых.

В 20-х годах по Церкви был нанесен удар изнутри. Часть священников поспешила отказаться от Патриаршей Церкви, приняла советскую власть и в 1921—1922 годах начала движе­ние «обновленчества», которое призывало обновить религиоз­ную жизнь. Вносились произвольные изменения в порядок бого­служения, грубо нарушался церковный устав. Патриарх Тихон подверг обновленцев анафеме.

В феврале 1922 года был издан декрет об изъятии церков­ных ценностей для изыскания средств для борьбы с голодом. В ряде случаев в ходе конфискации произошли кровавые столк­новения верующих и милиции. Церковь обвинили в том, что она отказалась отдавать церковные ценности, чтобы спасти людей, страдающих от голода, хотя в действительности Церковь не отка­зывала в помощи, а протестовала только против разграбления храмов и надругательства над святынями.

Опять начались аресты, домашнему аресту подвергли Патриарха Тихона. В апреле 1923 года объявили о лишении Патриарха Тихона сана. Патриарха отпустили на свободу, пред­варительно потребовав публично признать себя виновным перед советской властью. После заключения недолго удалось править Русской Церковью святителю Тихону. В 1925 году он скончался.

Православную Церковь возглавил Местоблюститель Патри­аршего престола — сначала митрополит Петр, а затем митропо­лит Сергий (Страгородский). Митрополит Сергий сразу же обра­тился к правительству с просьбой о легализации Церкви.

В 1923—1928 годах были арестованы сотни священно­служителей и мирян, но почти не было смертельных пригово­ров. Власти стали готовиться к широкомасштабной высылке крестьян, большую часть которых составляли православные, сохранившие старый религиозный уклад жизни, для которых вера была не только образом мыслей, но и соответствующим ей образом жизни. Репрессии нарастали, храмы закрывались.

Усиление террора в отношении Церкви во всероссийском масштабе, приведшее к массовым расстрелам и арестам, произо­шло в 1929-м и продолжалось до 1933 года. Значительная часть духовенства была сослана в лагеря и там приняла мучениче­скую кончину Также в это время началось повсеместное закры­тие храмов и монастырей, многие из которых уничтожались, другие превращались в склады, тюрьмы и колонии. Церковь была на грани исчезновения.

В начале 1937 года была проведена перепись населения СССР. По предложению Сталина в эту перепись был включен вопрос о религии, на который отвечали все граждане начиная с 16 лет. Правительству хотелось узнать, каковы же их реальные успехи за 20 лет борьбы с верой и Церковью. Из переписи с ясно­стью следовало, что население страны осталось православным, сохранив национальные духовные корни.

И в 1937—1938 годах террор вновь усилился. Были аресто­ваны почти все священнослужители и многие верующие миряне, закрыто более 2/3 действовавших храмов. Духовенство истреб­лялось в качестве «врагов народа». В 1937 году было арестовано 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляно 85 300; в 1938 году арестовано 28 300, расстреляно 21 500. Осенью 1937 года и зимой 1937/38 годов сотрудники НКВД едва успевали ставить свои подписи под «следственными» бума­гами, а в выписках из актов о приведении в исполнение смерт­ного приговора секретарь часто ставил «1» — час ночи, потому что на написание этой цифры тратилось меньше всего времени. И получалось, что все приговоренные, например, в Тверской области были расстреляны в одно и то же время.

В 1938 году советская власть завершила 20-летний период гонений, в результате которых процесс разрушения был доведен до состояния необратимости. Если уничтоженные или превра­щенные в склады храмы можно было в обозримой перспективе восстановить или отстроить заново, то расстрелянные — более 100 архиереев, десятки тысяч священнослужителей и сотни тысяч православных мирян — стали невосполнимой утратой для Церкви. Последствия этих гонений сказываются и в наши дни. Массовое уничтожение святителей, просвещенных и ревност­ных пастырей, множества подвижников благочестия понизило нравственный уровень общества, что привело его в угрожающее состояние духовного разложения.

Власти не собирались останавливать процесс закрытия храмов, он продолжался, и неизвестно, каков был бы его конец.

Русская Православная Церковь и Великая Отече­ственная война. 22 июня 1941 года, в день Всех святых, в земле Российской просиявших, Германия напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Целью войны для Гитлера и его приспешников было расчленение нашей страны, порабощение славянских народов и истребление других народов. Поэтому в случае победы Германии русскому народу грозило жестокое гонение. Вожди нацистской партии открыто отвергали христианские нравственные ценности.

Митрополит Сергий в первый же день войны написал послание, в котором призвал православный русский народ на защиту границ нашей Родины и благословил от имени Церкви всех защитников Отечества. Свое обращение митрополит Сергий закончил словами: «Господь нам дарует победу!»

По всей стране в православных храмах служились молебны о даровании победы. Оставшиеся храмы были переполнены молящимися и причастниками. Даже в будние дни подавались горы записок о здравии и о упокоении. Температура в храмах опускалась часто ниже нуля. Певчие пели в пальто, в вален­ках, от голода едва держались на ногах. Из-за несмолкаемого обстрела, от взрывов бомб окна в храмах нередко бывали выбиты воздушной волной, и по церквам гулял морозный ветер. В прихо­дах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. Кроме денег верующие собирали также теплые вещи для солдат: валенки, рукавицы, телогрейки.

Война стоила нашей Родине гибели 25 миллионов ее сынов и дочерей, среди которых были миллионы православных. Русская Церковь потеряла прекрасные храмы, разрушенные артилле­рийскими обстрелами, взорванные бомбами. На оккупирован­ных территориях сжигали деревни, убивали стариков, юношей и девушек увозили в Германию для рабского труда на военных заводах.

Фашисты прикрывали свою разбойничью войну именем Бога, называли ее крестовым походом. В пропагандистских целях оккупационные власти выдавали разрешения на откры­тие церквей. Немцами было открыто 3732 храма, т. е. больше, чем во всей Советской России. Но в проведении религиозной политики оккупационные власти исполняли коварное указание Гитлера: «Мы должны избегать, чтобы одна Церковь удовлет­воряла религиозные нужды больших районов, каждая деревня должна быть превращена в независимую секту Если некоторые деревни в результате захотят практиковать черную магию, как это делают негры или индейцы, мы не должны ничего делать, чтобы воспрепятствовать им. Наша политика на широких просто­рах должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола».

Однако ни начало войны, ни поражения первых меся­цев, ни оставление обширных территорий врагу нисколько не повлияли на враждебное отношение советского правительства к Русской Православной Церкви и не побудили прекратить гоне­ние. Аресты духовенства не прекращались. Лишь после того как стало известно, что немцы разрешают открытие храмов на окку­пированных ими территориях, власти пересмотрели свою пози­цию. По распоряжению советского правительства начали откры­ваться храмы, закрытые в 30-х годах; многие из оставшихся в живых священнослужителей были освобождены из лагерей и смогли возобновить свое служение. Возобновились архиерей­ские хиротонии.

В конце августа 1943 года гражданская власть предложила Местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Сергию возвратиться в Москву. Сразу же после возвращения митро­полит Сергий встретился со Сталиным. С этого исторического момента началось «потепление» в отношениях Церкви с госу­дарством, однако Церковь непрестанно пребывала под государ­ственным контролем и любые попытки расширения ее деятель­ности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

Вследствие этой встречи правительство допустило избра­ние Патриарха, открытие приходов и духовных школ, призна­вая тем самым несбыточность большевистских планов полного разгрома Церкви и устранения ее из жизни народа. Митрополит Сергий в течение 17 лет фактически нес обязанности Патриарха. 19 сентября 1943 года состоялась его Патриаршая интронизация в кафедральном Богоявленском соборе в Москве.

После избрания Патриарха более интенсивными стали контакты Русской Церкви с другими православными и инославными Церквами. В течение года состоялось несколько архиерейских хиротоний. По всей стране открывались новые приходы, а священников катастрофически не хватало.

В 1944 году Патриарх Сергий умер и был погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора. В день кончины Патриарха Сергия было вскрыто его завещание, составленное в начале Великой Отечественной войны. В согла­сии с волей почившего Первосвятителя Священный Синод утвердил Местоблюстителем Патриаршего престола митропо­лита Ленинградского Алексия (Симанского), которому патриар­шество сроком на 25 лет предсказал еще преподобный Сера­фим Вырицкий. По призыву Местоблюстителя во всех епархиях продолжали открываться закрытые ранее приходы (с января по ноябрь 1944 года было открыто более 200 церквей); рукополага­лись пресвитеры и диаконы. Мысль о возобновлении духовного образования в России была наконец осуществлена. В Москве открылись Богословский институт и Богословско-пастырские курсы.

Конец 1943—1944 г. — время непрерывных побед над фашист­скими войсками. В 1944 году Красная армия почти безостано­вочно продвигалась на запад; исход войны был уже предрешен. 9 мая 1945 года безоговорочной капитуляцией Германии закон­чилась Великая Отечественная война.

Русская Церковь в послевоенные годы. Люди, пере­несшие тяготы войны, потерявшие своих близких, потяну­лись в храмы, ища в них утешения. Большинство не утратило веру в годы гонения на Церковь и истребления духовенства, но многие из-за отсутствия рядом храмов или по малодушию открыто посещать церкви не решались. Многие родившиеся после революции, по преимуществу мужчины, утратили живую связь с Церковью, но и в их домах ради верующих матерей и жен часто сохранялись иконы, праздники они помнили и детей своих крестили. В городе ситуация была более плачевной, особенно глубоко расцерковленной оказалась новая советская интеллигенция, а также часть рабочих, в особенности младшего возраста, но большинство рабочих женщин сохранили веру. Например, в 1946 году на Пасху Божественная литургия повто­рялась до трех раз, и делалось это потому, что храмы были переполнены молящимся народом. В сравнении с предреволюционными годами после войны православных церквей в нашей стране было в 3,5 раза меньше, но посещаемость их несравненно возросла. Конечно, в храмах женщин было значительно больше, чем мужчин, а пожилых больше, чем молодых, но приходили люди и других возрастов, приводили детей; заметно реже появлялись в храмах школь­ники и молодые люди.

Советская власть уже не так сильно притесняла Церковь, как в период агрессивной антирелигиозной политики 2030-х годов, но все же атеистическая пропаганда возобновилась. Многие из священнослужителей были арестованы по подозрению в сотруд­ничестве с оккупантами, которое, как правило, выражалось только в том, что священники открывали храмы и совершали богослужения по разрешению немецких властей. Арестованных отправляли по лагерям, которые были в основном каторжного режима.

1948 год принес с собой перемены к худшему: давление государства на Церковь усилилось. В 1949 году стало запре­щаться и то, что Церковь могла совершать в рамках своей бого­служебной жизни — крестные ходы (кроме пасхальных), поездки духовенства в населенные пункты для духовного окормления верующих, окормление одним священником нескольких храмов, что при отсутствии священника могло привести к их закрытию. В 1951 году был повышен налог, которым стали облагать отчис­ления причта в пользу епархии, потребовав уплаты этого налога за два предыдущих года.

Продолжался процесс закрытия храмов. В большинстве случаев это были храмы, уже ранее отбиравшиеся у Церкви, но во время войны вновь открытые на оккупированной территории. В соответствующих документах о них говорится как о «неза­конно захваченных верующими». Другие храмы передавали под клубы, кинотеатры, склады, заводы и т. д. Иногда приходу взамен конфискованного храма предлагалось на свои средства купить или снять в аренду обычное жилое здание и оборудовать его под молитвенный дом. Несмотря на многочисленные просьбы верующих об открытии храмов, с 1948 по 1953 год ни один храм не был открыт.

Существенные перемены в жизни Церкви произошли лишь после смерти Сталина в 1953 году. Впервые после восстановления Патриаршества была переиздана Библия. Многие священники были амнистированы.

Крайне невелико было число священников, которые посто­янно пребывали в своих приходах, значительную часть состав­ляли исповедники, пережившие тюрьмы, лагеря, ссылку, иногда и смертные приговоры, которые были заменены пожизненным заключением.

Уже с конца 1950-х годов наметилась новая волна давления на Церковь. Продолжились аресты священников. Основанием теперь уже были не политические обвинения, а борьба против «религиозных пережитков» в сознании людей. Власти шантажи­ровали священников епархии, предлагали им снять сан, убеж­дали верующих не посещать церкви.

Вновь угроза гонения нависла над Церковью в 1958 году. Совет Министров СССР принял новые постановления, направ­ленные против Церкви: сокращение земельных наделов и коли­чества монастырей и постановление по прекращению палом­ничества к святым местам. Вслед за постановлениями грянула атеистическая кампания, сравнимая разве что с гонениями 2030-х годов.

В монастырях преобладали пожилые и нетрудоспособ­ные насельники и насельницы, потому что принимать туда лиц моложе 30 лет тоже запрещалось. Советские власти отнимали у обителей земельные угодья, оставляя им неудобные, малопри­годные для обработки наделы. Когда предпринималась попытка закрыть Почаевскую Лавру, насельников лишали прописки, выдворяли из лаврских стен, подвергали зверским избиениям, призывали насильно в армию, лишали паспортов, арестовы­вали. Большая часть строений, принадлежавших Лавре, была конфискована, остались только церкви и монашеские кельи. Из гостиницы для насельников сделали больницу, запретили зимой продавать топливо, так что иноки вынуждены были спать в неотапливаемых кельях, но добровольно из монастыря не уходили, на что рассчитывали местные руководители, боровши­еся с обителью. Жители Почаева, которые давали приют палом­никам, подвергались преследованиям, штрафам, у некоторых конфисковывали дома, других лишали прописки и выдворяли из Почаева. Паломники ночевали на голой земле у лаврских стен или в полях и лесах, окружавших монастырь. На них совершала набеги милиция, тех, кто не успевал скрыться, избивали, иногда арестовывали, вывозили из города по статье за нарушение паспортного режима и приговаривали к лишению свободы, неко­торых помещали в дома для сумасшедших. Но все-таки насель­ники во главе с настоятелем сумели отстоять Лавру

Газеты заполнялись кощунственными карикатурами и богохульными статьями, наполненными оскорблениями в адрес религии и священнослужителей. По площадям и улицам горо­дов прокатилась волна антирелигиозных шествий и карнавалов. Комсомольцы стали устраивать дебоши в храмах во время бого­служений, попытки сопротивления приводили к столкновениям и закрытию храмов. Началось систематическое и организованное закрытие храмов и монастырей. Параллельно шла травля веру­ющих. Атеисты следили за активными верующими, предлагали им отречься, в случае их упорства устраивали публичные собра­ния, организовывали их изгнание с работы. Священников начали лишать регистрации по самым абсурдным поводам. Верующих «прорабатывали» по месту учебы, работы, жительства. Креще­ние ребенка, например, могло быть чревато для его родителей исключением из партии, крупными неприятностями на работе.

По распоряжению Хрущева число приходов уменьшилось почти вдвое. Основания для закрытия церквей были разные. Часто храм закрывали и разрушали, ссылаясь на необходимость расширить проезжую часть улицы, многие церкви закрыва­лись под предлогом реставрации, другие просто уничтожались. С января 1960 года число церквей сократилось более чем на 30%, а число монастырей — почти в 2,5 раза, при этом увеличилось число жалоб на действия местных властей.

В 1960 году власти потребовали проведения церковнопри­ходской реформы. Во главе прихода теперь оказался не священ­ник, а совет из двадцати прихожан, подобранных властями. В их распоряжение переходило все церковное имущество и пожерт­вования. Своим решением они могли уволить священника или закрыть храм. В 1961 году был вновь запрещен колокольный звон в Москве и многих других местах.

В приходском духовенстве в годы хрущевских гонений были и печальные случаи отпадений и предательства. Однако в целом русское духовенство стойко выдержало грозу очередных гонений. Новый натиск на Церковь получил широкую огласку на Западе и критические комментарии в зарубежной печати. Это подрывало авторитет советского руководства, предпринимав­шего особенно энергичные усилия по выводу страны из изоля­ции, по смягчению холодной войны и предотвращению угрозы третьей мировой войны.

Несмотря на ужесточение атеистической пропаганды, в одном отношении это время было для Церкви самым благо­приятным за весь советский период истории России: вначале по амнистии, а потом и через реабилитации стали выпускать на волю священнослужителей — узников лагерей еще с дово­енных времен, и тех, кто был арестован после войны за службу в храмах по разрешению оккупационных властей, или как «повторник», или по клеветническим доносам.

Русская Церковь в 1960—1980-х годах. После смены правительства и прихода к власти Л. И. Брежнева (1964) поло­жение Церкви немного изменилось. В конце 60-х годов церковная жизнь начала стабилизироваться. Но стал сказываться острый недостаток в кадрах духовенства. Старшее поколение священни­ков, переживших предвоенное и военное время, уходило в иной мир. Закрытие духовных школ, сокращение числа воспитанни­ков в оставшихся школах не позволяло восполнять естествен­ную убыль духовенства выпускниками семинарий.

Снизился образовательный уровень духовенства. Бого­словское образование имела лишь половина духовенства. Почти половина священнослужителей не имела общего среднего обра­зования. Подбор кандидатов для священства был крайне затруд­нен. Приходилось рукополагать благочестивых мирян, не полу­чивших церковного образования.

Также заметно уменьшилась, в сравнении с послевоенным десятилетием, посещаемость храмов прихожанами. Снизилось число крещений. В России среди молящихся в церквах реши­тельно преобладали теперь уже пожилые женщины. Соста­рились те, кто вернулся в Церковь в военные и послевоенные годы, а приток молодых людей в Церковь почти иссяк. Обра­щения были немногочисленными, в основном в среде столичной интеллигенции. К началу 1970-х годов сложилось положение, когда уже более половины населения страны было воспитано вне влияния Церкви и религии.

17 апреля 1971 года скончался Патриарх Алексий I. Перво­святительское служение великого старца продолжалось 25 лет. Господь даровал ему редкое долголетие. После блаженной кончины Патриарха Алексия I Местоблюстителем Патриаршего престола стал митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен. 3 июня 1971 года в Богоявленском кафедральном соборе Москвы состоялась интронизация нареченного Патриарха. В первой половине 70-х годов церковная жизнь оставалась относительно стабильной и протекала без особых потрясений.

В результате продолжающейся миграции сельского насе­ления в города некоторые сельские приходы прекратили свое существование, а новые храмы в промышленных городах откры­вались исключительно редко. Продолжала оставаться серьезной кадровая проблема.

Сказалось резкое сокращение числа учащихся в семина­риях в начале 60-х годов. Некоторые священники окормляли по два, три и даже по четыре прихода.

В 70-х и первой половине 80-х годов продолжался процесс закрытия церквей. Идеологи советского государства предпо­лагали, что препятствия, созданные ими для прихода людей в храмы, приведут к уменьшению числа верующих, а вместе с этим и к закрытию православных храмов.

19701980-е годы — время, когда наблюдалось оживление общественного интереса к проблемам Русской Православной Церкви. 1980-е годы прошли под знаком подготовки к праздно­ванию юбилея 1000-летия Крещения Руси.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образова­тельного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Русская Церковь в конце XX — начале XXI века. 3 мая 1990 года на 80-м году жизни скончался Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Его преемником стал Патриарх Алексий II.

Под его Первосвятительским омофором Русская Право­славная Церковь взяла на себя тяжелейшие труды по воссозда­нию утраченного за годы гонений. В первой половине 90-х годов было возвращено большинство храмов, в некоторых городах, реже в селах строились новые храмы. В связи с этим значи­тельно выросло число православных приходов. Священников было меньше, чем приходов. Это значит, что несколько тысяч приходов не имели своих постоянных настоятелей, окормляясь по совместительству священниками соседних приходов.

Также продолжало увеличиваться и число обителей, возвращенных Церкви. Насельникам и насельницам разорен­ных монастырей приходилось нести прежде всего труднический подвиг, реставрировать храмы, ремонтировать и строить церкви, корпуса келий и другие монастырские здания, часто восстанав­ливая их из руин.

С 90-х годов Русская Церковь явилась объектом агрессии со стороны тоталитарных, а также крайних протестантских сект, главным образом из США («Белое братство», «Аум Синрике» и др.). В целях религиозной пропаганды подчас использовалась и гуманитарная помощь, оказываемая нашей стране. Активность сект, достигнув наивысшей точки в 1990—1994 годах, в настоящее время немного снизилась.

Патриарх Алексий II первостепенное внимание уделял рели­гиозному воспитанию детей на приходах, устроению воскрес­ных школ и организации обучения в них. В одном из собраний 1996 года он сказал: «Дети должны получать не только православ­ное образование, но в первую очередь православное воспитание в духе скромности, страха Божия, благоговения и благочестия».

С особой тревогой Патриарх Алексий II говорил о пагубном для нравственного здоровья общества влиянии средств массовой информации, особенно телевидения, навязчиво пропагандирую­щих разврат и насилие.

Русская Православная Церковь сохранялась в самых слож­ных ситуациях и на протяжении всей истории Русского государ­ства жила со своим народом одной жизнью. И в период страшного испытания 1917—1918 годов, и в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, и в период скрытых хрущевских гонений 50-х и 60-х годов она вместе со всем народом переживала все несчастья, которые обрушились на нашу Родину, целиком отда­вая себя на служение ей.

Как сказал Патриарх Алексий II: «Пройдя через десяти­летия гонений, Церковь восстает сегодня из пепла, воскресает на глазах, вновь становится голосом народной совести, глав­ной движущей силой духовного возрождения в наших странах. Но не будем обманываться этим расцветом; не будем забывать о том, что в мире сем Церковь всегда была, остается и будет гонимой. Сегодня против нее восстают различные силы, пыта­ясь расколоть ее и ослабить, разрушить ее целостность, посеять вражду и недоверие между ее членами, подорвать ее авторитет в глазах людей. За свою тысячелетнюю историю Русская Право­славная Церковь всегда старалась быть с народом, разделяя его радости и скорби… Мы видим перед собой огромные задачи в непосредственном участии в процессе возрождения духовно­нравственной жизни нашего народа. Церковь готова поделиться со всем обществом теми ценностями, которые она, несмотря на все трудности, сохранила в своих недрах».

5 декабря 2008 года Патриарх Алексий II скончался и на его место был избран митрополит Кирилл (Гундяев). Его интрониза­ция состоялась 1 февраля 2009 года.

Вопросы

      1. Какое событие явилось началом утверждения христианства на Руси?
      2. Что способствовало распространению христианства на Руси?
      3. Кто был первым просветителем славянских земель?
      4. В каком году произошло Крещение Руси?
      5. При каком князе была основана Русская Православная Церковь?
      6. Где тогда находился центр Русской Православной Церкви?
      7. Что означает герб с двуглавым орлом и откуда его происхождение ?
      8. Кто по образу византийских императоров венчался на царство?
      9. Чья реформа привела к расколу и появлению старообрядчества?
      10. Какие перемены произошли в отношении Церкви во время правления Петра I?
      11. Как Николай II выбрал себе жену?
      12. Что явилось помехой для свадьбы Николая II и Алисы?
      13. Какое имя Алиса получила в Крещении?
      14. Сколько детей было в императорской семье?
      15. Кому молилась Царская Семья о даровании наследника?Какая болезнь была у царевича Алексия?
      16. Куда отправили в заточение Царскую Семью и куда затем перевели?
      17. Какую мученическую смерть приняла Царская Семья?
      18. Кто был выбран Патриархом после восстановления Патриаршества?
      19. Какие перемены произошли в Церкви с приходом к власти большевиков?
      20. При каком условии выпустили из-под ареста Патриарха Тихона?
      21. Под каким предлогом большевики истребляли духовенство?

(Ответ: «враги народа».)

      1. В какой праздник началась Великая Отечественная война?
      2. Роль Церкви во время Великой Отечественной войны.
      3. Почему немцы стали открывать храмы на оккупированных территориях?
      4. Когда началось «потепление» в отношениях Церкви и государства?
      5. Кто стал следующим Патриархом после Патриарха Сергия?
      6. Почему не удалось истребить Церковь?
      7. Какая ситуация сложилась в Церкви после Великой Отечественной войны?
      8. На каком основании продолжилось закрытие храмов?
      9. Как изменились отношения Церкви и государства после смерти Сталина?
      10. Как Хрущев относился к Церкви?
      11. Почему, когда прекратились открытые гонения на Русскую Православную Церковь, многие храмы пустовали?
      12. Что произошло в истории Церкви в период Патриаршества Алексия II?
      13. Кто сейчас является Патриархом Русской Православной Церкви?

Комментировать