А.Г. Кравецкий
Что такое колбаса и можно ли ее есть?

Александр Геннадьевич Кравецкий
к. филол. н., ст. н. с. Института русского языка
им. В.В. Виноградова РАН

1. 67 правило Трулльского собора, которое запрещает употреблять в пищу продукты, содержащие кровь, в ряде славянских Кормчих имеет уточнение, что блюдо, приготовленное с кровью, называется колбасой. «Нѣцыи убо угожденiа ради чревнѧго кровь коего любо животнаго хитростiю нѣкакою сътворѧют снѣдно, еже глаголють колбасы». О каком продукте здесь идет речь?

2. Большинство исследователей придерживается тюркской этимологии слова колбаса, возводя ее, например, к среднетурецкому külbasty ‘мясо, жаренное на решетке, жареные котлеты’. Менее популярной является еврейская этимология, возводящая это слово к kǒlbāśār – ‘мясо, всякая плоть’1. В тексте еврейской Библии слово kǒlbāśār встречается более 10 раз, в том числе в Лев.17:14: «Ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его; потому Я сказал сынам Израилевым: не ешьте крови ни из какого тела, потому что душа всякого тела есть кровь его; всякий, кто будет есть ее, истребится». Именно этот запрет подтверждает 67 правило.

3. В ряде восточнославянских списков Пятикнижия встречаются глоссы, заимствованные из еврейского текста2. Я не буду здесь обсуждать гипотезы о появлении этих глосс, а ограничусь указанием на то, что глоссы такого рода в принципе существуют. Уточнение «еже глаголють колбасы» очень похоже на глоссу, указывающую на то, что в еврейском тексте в данном случае стоит слово kǒlbāśār.

4. В связи с этим встает еще два вопроса: во-первых, почему прямой запрет Кормчей, а затем и Стоглава не привел к запрету употребления колбасы и во-вторых, какой именно продукт назывался колбасой.

5. На основании древнейших источников ответить на вопрос о составе колбасы нельзя. Грамота 842: «Се посълаховѣ лоукънъ 6 на 10, а масла 3 молоствѣ. А середѣ 2 свиньи, и хрьбьта 2, а 3 заѧцѣ, и тетеревѣ, и кълъбасу, а конѧ 2 и сторова»3 не дает информации об этом продукте. А из Моления Даниила Заточника («Глаголет бо в мирских притчах: не добро слово продолжное, но добро продолжену колбаса»4) можно заключить лишь то, что колбаса – предмет длинный. И лишь поздние источники (XVII в.) содержат описание того продукта, который мы сейчас называем колбасой.

6. Создается впечатление, что колбаса Кормчих не соотносилась с колбасой хозяйственных документов. Информации о том, что в Древней Руси колбаса была запрещенным продуктом нет. Не обнаружено таких запретов и у старообрядцев, вопреки, казалось бы, прямому запрету Стоглава. Любопытно, что в грамоте 842 рядом с колбасой упоминается зайцы и тетерева, о которых Стоглав пишет в той же статье, что и о колбасе, требуя, чтобы «удавленых тетеревеи и утич и заицов удавленых вторгъ не носили».

7. Обнаружив связь глоссы новгородской Кормчей с текстом еврейской Библии и констатировав, что вплоть до XVII в. источники не дают возможность определить, какой продукт называется колбасой, мы предлагаем вернуться к еврейской этимологии колбасы. В противном случае нам придется признать, что колбаса кормчих и колбаса других источников имеет разную этимологию.


Примечания:

1 Обзор этимологических гипотез см. М. Фасмер. Этимологический II: 286–287.
2 См. А.А. Алексеев. Текстология Славянской библии. СПб., 1999. С. 183–184.
3 В.Л. Янин, А.А. Зализняк, А.А. Гиппиус. Новгородские грамоты на бересте. Том XI. Из раскопок 1997–2000. С. 57–58.
4 Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника. Л., 1981. С. 91.

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka