Боже́ственные име́на – имена, относимые к Богу Священным Писанием и Священным Преданием, отражающие особенности Божественных Ипостасей, Божеские сущностные свойства и Божественные действия (энергии), в том числе, направленные на творение мира и попечение о нём.
Понятие об именах Божьих
Следуя православному богословию, понимаем, что Сама по Себе Божественная сущность непостижима, а значит и неименуема. Бог познаётся по Своим действиям, энергиям.
Условно Божественные имена делятся на положительные или утвердительные (катафатические) и отрицательные (апофатические).
Будучи выше всякого имени, Бог раскрывается в тварном мире посредством Своих действий. Так неименуемый и непостижимый в Своей сущности Бог становится, по словам автора «Ареопагитик», «бесконечно многоименен» в Своих действиях.
Учение о Божественных именах наиболее полно изложено в «Ареопагитиках». Среди множества Божественных имен в этом литературном памятнике указана Благость. По Своей благости Бог создает мир, распространяя на все сущее животворящие «лучи всецелой благости». Озаряя мир благим лучезарным сиянием, Бог именуется духовным или умственным Светом. Благой Свет является началом единения, собирает творение воедино, объемлет его Собой, дает единое знание о Себе. Единотворящие лучи Благого Света свидетельствуют о Боге как Едином Существе, являющем Себя Основой всего существующего. Будучи Единым Благом и Светом, Бог еще и Красота, поскольку от Него сообщается «очарование всему сущему», Он выступает Причиной благоустроения и изящества тварного мира. Как Благо и Красота, Бог есть предмет любви. Сам Бог охватывает Своей любовью мироздание, обнаруживая Себя в Своем Добре и Благости к миру в виде бесконечной и безначальной Любви.
Помимо Благости, Света, Единства, Красоты, Добра и Любви, в «Ареопагиках» упоминаются иные Божественные имена: Сущий, Жизнь, Премудрость, Ум, Разум (Слово), Сила, Совершенный и др. Божественные имена отражают Божественные действия, в которых Бог становится доступным для причастия своим творениям. Вместе с тем имена Бога не говорят о Нем исчерпывающе, но отражают своей множественностью множественность Его действий.
Священное имя Божие в Ветхом Завете
Перед тем как Моисей, выполняя требование Божье, отправился в Египет с миссией вывести оттуда израильский народ, Господь открылся ему под именем «Сущий»: «Сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх.3:13-15). Греческим эквивалентом этого имени является ὁ ὤν, а еврейским - так называемый тетраграмматон. Точное значение этого имени не установлено, даже огласовка составляющих его четырех согласных букв (Иегова, Яхве) является гипотетической. Святые отцы, которые толковали это место по греческому переводу, говорили о том, что оно в наибольшей степени свойственно Богу. Свт. Григорий Богослов объясняет: «Наименования Сущий и Бог суть некоторым образом наименования сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был об имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя это, и повелел сказать народу: Сущий послал меня, но и потому, что наименование это находим наиболее свойственным Богу. Ибо имя Θεος (Бог), которое искусные в корнесловии производят от θέειν (бежать) или αιθειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим (Втор.4:24), есть имя относительное, а не отрешенное, подобно как и имя Господь, которое также принадлежит к наименованиям Божиим. Ибо сказано: Я Господь, – Мое имя (Ис.42:8); также: Господь имя Ему (Ам.4:13). Но мы ищем имя, которым бы выражалось естество Божие, или самобытность, и бытие, ни с чем другим не связанное. А имя Сущий действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что и не было и не будет чем-либо ограничено или пресечено. Что касается других имен Божиих, то некоторые очевидным образом означают власть, а другие домостроительство, и последнее, частью до воплощения, частью после воплощения». По словам свт. Иоанна Златоуста, Сущий «означает вечно пребывающий и безначальный, подлинно и всецело пребывающий». Это имя указывает на такое сущностное свойство Божие как самобытность.
Третья заповедь, запрещающая употребление имени Бога всуе, в библейском тексте относится и к этому священному имени. Несмотря на то, что в библейском повествовании сообщается о том, что Моисей был первым, кому было открыто это имя, уже в книге Бытия оно встречается неоднократно (Быт.4:26; 8:20; 15:2, 6-7, 8; 12:8; 13:4, 18; 21:33; 32:9). После вавилонского плена (не позднее III века до Р. Х.) иудеи из благоговения вообще перестали произносить это имя. Только раз в год, в день Очищения, первосвященник входил во Святое Святых, чтобы там произнести это священное имя. Во всех прочих случаях его заменяли на Адонай (Господь). Впоследствии правильное произношение священного имени было забыто. C XVI века на Западе стали употреблять искусственную вокализацию (Иегова), а в середине XIX века ученые предложили, что наиболее вероятное прочтение тетраграмматона – Яхве. Сейчас такое прочтение является общепринятым в библейской науке.
Священное имя Божие в виде тетраграмматона, согласно указу Святейшего Синода от 21 мая 1722 года следует изображать в православных храмах вместо изображения Господа Саваофа (Ипостаси Отца). В крестчатом нимбе Господа Иисуса Христа принято писать имя ὁ ὤν (Сущий).
Имя Христово
Имя «Иисус» (Иешуа) принадлежит одной из Божественных Ипостасей - вочеловечившемуся Сыну Божию. В переводе с еврейского языка оно означает: «Яхве спасает». Таким образом, в самом имени Мессии присутствует священное имя Божие и обозначается Его спасительная сила. Слово «Христос» является эквивалентом еврейского слова «Машиах» (отсюда: Мессия) и означает «Помазанник». Во времена Ветхого Завета при посвящении человека на священническое или пророческое служение, а также при поставлении на царство его помазывали елеем. Иисус же Христос, совершая земное служение, осуществлял его и как Царь, и как Первосвященник, и как Пророк. Как Царь Он повелевал стихиями, изгонял бесов, победил ад; как Первосвященник - принес Себя в Искупительную Жертву на Кресте; как Пророк - возвещал людям волю Божию. Имя Христово занимает важное место в молитвенной практике Православной Церкви. См. Молитва Иисусова.
Что значит прошение молитвы Господней «да святится имя Твое»?
Хотя имя Божие само по себе свято (Лк.1:49), оно может святиться в жизни верующих людей, когда они прославляют Бога своей жизнью, так что и другие люди, смотря на них, также прославляют Его святое имя.
Можно ли говорить об особой силе, присущей имени Божию?
Нельзя придавать магический смысл буквам и звукам имени Божия. Однако следует помнить, что благодать Божия может быть преподана верующему посредством его молитвенного обращения к Богу по имени.
Цитаты о божественных именах
«Нет ни одного имени, которое бы, объяв все естество Божие, достаточно было вполне его отразить».
св. Василий Великий
«Божество, будучи непостижимым, непременно будет и безымянно. Итак, да не станем отыскивать имени Его существа».
св. Иоанн Дамаскин
«Я же, наученный богодухновенным Писанием, дерзаю утверждать, что Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний, а сущность – неименуема».
«Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие. Все люди, имеющие разум, думают, что какою бы то ни было силою речений невозможно выразить неизреченное естество».
св. Григорий Нисский
«...для несотворенной Троицы невозможно найти имя, являющее Ее природу, но все Ее имена суть именования Ее энергий».
св. Григорий Палама
«Ибо потому что называется Он Благим, и Правосудным, и Вседержителем, и Саваофом, не есть Он различен и инаков. Но будучи Один и Тот же, бесчисленные открывает действия Божества».
св. Кирилл Иерусалимский
«Бог не есть речение, и не в голосе и звуке имеет бытие.
Все люди, имеющие разум, думают, что какою бы то ни было силою речений невозможно выразить неизреченное естество».
свт. Тихон Задонский
Литература по теме
- О Божественных именах свщм. Дионисий Ареопагит
- Имена Божии. Симфония свт. Григорий Богослов
- Имя Божие свящ. Игорь Ефимов
- О прославлении имени Божия свт. Тихон Задонский
- Имя Божие свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Имена Божии в книге Откровения Иоанна архим. Ианнуарий (Ивлиев)
- Имя Божие в Библии прот. Геннадий Фаст
- Тетраграмма, или Божественное Ветхозаветное имя архиеп. Феофан Полтавский
- Сличение исламского учения о именах Божиих с христианским Г.С. Саблуков
- Об именах Божиих и имябожниках С.В. Троицкий
- Таблица: Имена Божии
Комментировать