Имя Божие
Стоит труда… не оставить без рассмотрения наименования Сына (которые и многочисленны, и взяты от различных умопредставлений о Сыне), но объяснить значение каждого и открыть тайну имен. Начать же это должно со следующего.
Божество неименуемо. Не один разум показывает это, но, насколько можно догадываться, мудрейшие и древнейшие из евреев. Ибо те, которые почтили Божество особенными начертаниями и не потерпели, чтобы теми же буквами были написаны и имя Божие, и имена тварей, которые ниже Бога, дабы Божество даже и в этом с ними было не сообщимо, могли ли когда решиться рассеивающимся голосом произнести имя естества неразрушаемого и единственного?
Как никто и никогда не вдыхал в себя всего воздуха, так ни ум не вмещал совершенно, ни голос ни обнимал Божией сущности. Напротив, к изображению Бога заимствуя некоторые черты из того, что окрест Бога, составляем мы какое-то неясное и слабое, по частям собранное из того и другого представление, и лучший у нас Богослов не тот, кто все нашел (эти узы103 не вместят в себя всего!), но тот, чье представление обширнее и кто образовал в себе более полное подобие или оттенок (или как бы ни назвать это) истины. Поэтому, сколько для нас удобопостижимо, наименования Сущий и Бог суть некоторым образом наименования сущности, особенно же таково имя Сущий, не потому только, что Вещавший Моисею на горе, когда вопрошен был об имени, как именовать Его, Сам нарек Себе имя это и повелел сказать народу: Сущий послал меня (Исх. 3, 14), но и потому, что наименование это находим наиболее свойственным Богу. Ибо имя Θεός (Бог), которое искусные в корнесловии104 производят от и Θέειν (бежать) или άιΘειν (жечь), по причине приснодвижимости и силы истреблять худое (почему Бог именуется и огнем истребляющим (см. Втор. 4, 24)), есть имя относительное, а не отрешенное, подобно, как и имя, Господь, которое также принадлежит к наименованиям Божиим. Ибо сказано: Я Господь, это – Мое имя (Ис. 42, 8); также: Господь имя Ему (Ам. 4, 13). Но мы ищем имя, которым бы выражалось естество Божие или самобытность и бытие, ни с чем другим не связанное. А имя Сущий действительно принадлежит собственно Богу и всецело Ему одному, а не кому-либо прежде и после Него, потому что и не было и не будет чем-либо ограничено или пресечено. Что касается других имен Божиих, то некоторые очевидным образом означают власть, а другие домостроительство, и последнее частью до воплощения, частью после воплощения. Например: Вседержитель и Царь или славы (Пс.23,10), или веков (1Тим.1,7), или сил, или возлюбленного народа (Пс.67,13), или царствующих (1Тим.6,15), и Господь Саваоф (Ис.3,15), или, что то же, Господь воинств, или сил (Ам.6,8), или господствующих (1Тим.6,15), – явным образом суть имена власти. А Бог спасения нашего (Пс.67,20), или отмщений (Пс.93,1), или мира (Рим.16,20), или правды (Пс.4,2), Бог Авраама, Исаака, Иакова (Исх.3,6) и всего духовного Израиля, который видит Бога, – суть имена домостроительства. Поскольку нами управлять можно посредством страха наказаний, надежды спасения, а также славы и через упражнение в добродетелях, то отсюда заимствованы предыдущие имена, и имя Бога отмщений назидает в нас страх, имя Бога спасений – надежду и имя Бога добродетелей – подвижничество, чтоб преуспевающий в чем-либо из сказанного, как бы нося в себе Бога, тем более спешил к совершенству и сближению с Богом посредством добродетелей. Сверх того, имена эти суть общие наименования Божества; собственное же имя Безначального есть Отец, безначально Рожденного – Сын и нерожденно Исшедшего или Исходящего – Дух Святой.
Но перейдем к именованиям Сына... Мне кажется, что Он именуется: Сыном, потому что он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца.
Единородным (Ин.1,18), потому что Он не только Единый из Единого и единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела.
Словом (Ин.1,1), потому что Он так относится к Отцу, как слово к уму, не только по бесстрастному рождению, но и по соединению с Отцом и потому, что изъявляет Его. А иной сказал бы, может быть, что относится к Отцу как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова «видевший", Ин.14,9) Сына познал Отца и Сын есть сокращенное и удобное выражение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего. Но не погрешит в слове, кто скажет, что Сын именуется Словом, как соприсущий всему Сущему. Ибо что держится не Словом?
Премудростью (1Кор.1,24) как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?
Силой (1Кор.1,24) как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия.
Истиной (Ин.14,6) как единое, а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолична), как чистая печать и нелживейший образ Отца.
Образом (2Кор.4,4) как Единосущный и потому, что Он от Отца, а не Отец от Него, ибо сама природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим называется он образом. Впрочем, здесь больше, чем обыкновенный образ. Ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живой Образ – живого Бога, более имеющий с Ним сходства, нежели Сиф с Адамом и всякое порождение – с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном сходствовать, а в другом не сходствовать – напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.
Светом (Ин.8,12) как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех – тьма, то ведение и жизнь Божественная – свет.
Жизнью (Ин.14,6), потому что Он Свет, опора и осуществление всякой разумной природы. Ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17,28), по двоякой силе вдохновения, и по дыханию жизни, которое вдохнул Он во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим, и по мере того, как отверзаем уста разумения.
Правдой (1Кор.1,30)105, потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под законом, и тех, которые под благодатью, и душу, и тело, чтоб одна начальствовала, а другое состояло под начальством, чтоб лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.
Освящением (1Кор.1,30) как чистота, чтобы Чистое вмещаемо было чистотой.
Искуплением (1Кор.1,30) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за Вселенную.
Воскресением (Ин.11,25) как переселяющий нас отсюда и умерщвленных грехом вводящий в жизнь.
Эти имена принадлежат еще и Сущему выше нас, и Сущему ради нас, собственно же нам свойственные и принадлежащие воспринятому им человечеству – следующие:
Человек (1Тим. 2, 5), чтобы Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело, но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, – телом, душою, умом – всем, во что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.
Сын Человеческий (Ин.3,18) и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного – как от праотца, от другой – как от матери) и по закону, и сверх законов рождения.
Христос – по Божеству, ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствием этого помазания – то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.
Путь (Ин. 14, 6) – как через Себя ведущий нас.
Дверь (Ин. 10, 9) как вводитель.
Пастырь (Ин. 10, 11) как вселяющий на месте злачном, воспитывающий у воды тихой (см. Пс. 22, 2), путеводствующий отсюда, защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого (см. Иез. 34, 4) и вещаниями пастырского искусства собирающий в тамошнюю ограду.
Овца (Ис. 53, 7) как заклание.
Агнец (1Пет. 1, 19) как совершенный.
Первосвященник (Евр. 4, 14) как дарующий нам доступ.
Мелхиседек (Евр. 7, 1–3) как рожденный без матери по естеству выше нашего и без отца – по естеству нашему как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род Его кто изъяснит (Ис. 53, 8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил.
Имеешь перед собой наименование Сына. Шествуй по ним; и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то – подобострастно, лучше же сказать – совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снизошедшего ради нас свыше.
А более всего и прежде всего наблюдай сказанное – и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. Иисус Христос вчера и сегодня телесно, Тот же духовно и во веки (Евр. 13, 8) веков (1).
* * *
То есть тело человеческое.
Корнесловие – наука, занимающаяся словопроизводством по корням или по происхождению слов от общих слогов. – Прим. ред .
В синодальном переводе: праведностью. – Прим. ред.