Ипостась
Славь с Херувимами, которые соединяют три Святости в Единое Господство и настолько открывают первую Сущность, насколько трудолюбивые могут видеть из-под крыл. Просветись с Давидом, который говорит Свету: во свете Твоем узрим свет (Пс. 35, 10), то есть как бы в Духе Сына, Которого может ли что быть светозарнее? Возгреми с Иоанном, сыном громовым, глася о Боге не что-либо низкое и земное, но одно высокое и выспреннее, Сущего в самом начале, Сущего у Бога, и Бога-Слово признавая Богом и Богом истинным, от истинного Отца, а не благим сорабом, который почтен только одним наименованием Сына, и иного Утешителя признавая несомненно иным от Говорящего, который есть Божие Слово. И когда читаешь: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30), сосредоточивай мысль на единении Сущности. А когда читаешь: придем к Нему и обитель у Него сотворим (Ин. 14, 23), тогда представляй раздельность ипостасей. Когда же находишь имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28, 19), представляй три личные свойства. Исполняйся Духом с Лукой, внимательно читая Деяния апостольские.… Богословствуй с Павлом, возведенным до третьего неба. Иногда перечисляет он все три ипостаси и притом различно, не соблюдая одного порядка, но одну и ту же ипостась именуя то в самом начале, то в середине, то в конце (и для чего же? Чтобы показать равночестность естества), а иногда упоминает то о трех, то о двух, то об одной ипостаси, как бы прочие подразумевая в упомянутых; иногда же действия Божии приписывает Духу, как бы в этом не было никакого различия; иногда вместо Духа ставит Христа и, когда различает ипостаси, говорит: один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им (1Кор. 8, 6); а когда сводит их в одно Божество, говорит: ибо все из Него, Им и к Нему (Рим. 11, 36), – Им, то есть Духом Святым, как видно из многих мест Писания (1).