Красота́ –
1) имя Божие, раскрывающее Бога как Причину благоустроения и изящества созданного Им мира;
2) эстетическая привлекательность.
Согласно учению Православной Церкви, в собственном смысле Красотой является Сам Бог. Он есть Красота Первопричинная и Первообразная. Созданный Богом мир и особенно образ Божий человек отражают первичную, не созданную, вечную, всесовершенную и высочайшую красоту Бога.
Цитаты о красоте
«Господи, Боже наш, Отче, Сыне и Дух Святой! Ты, не имеющий образа, для созерцания же прекраснейший, Своей неизъяснимой красотою помрачающий всякое видение! Ты более прекрасен, чем может воспринять зрение, ибо Ты превосходишь все, безмерный в свойствах, видимый для тех, кому Ты позволяешь видеть».
преподобный Симеон Новый Богослов
«Бог есть наивысшая красота, к Нему ты должен возводить ум и помыслы и не содержать в мысли ничего, кроме желания увидеть Его».
преподобный Макарий Египетский
«Подлинно неизреченны и неописанны молниеносные блистания Божией красоты: ни слово не может выразить, ни слух вместить».
святитель Василий Великий
«Бог есть единовидное Прекрасное, поскольку не рассеивается на свойства и виды, порождающие красоту, не является для одних прекрасным, а для других нет, но непоколебимо, безначально, абсолютно, естественно и одним и тем же образом вечно является самим Прекрасным».
св. Максим Исповедник
«Все создания Божии прекрасны: научимся любить это прекрасное, как дело рук нашего Господа; но любить так, чтобы из-за тварей не забывать Творца, а, напротив, чтобы через рассматривание красоты видимой только более и более возвышаться нам к созерцанию невидимой, не созданной, высочайшей красоты Божией, и к ней-то привязываться всей своей душой, в ней-то искать для себя истинного блаженства».
митрополит Макарий (Булгаков)
«Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения, потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкой и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одной красотой внешней формы, но, особенно, красотой внутреннего содержания, красотой умно-созерцаемой, идеальной. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская».
свт. Феофан Затворник
«И красота служит союзом брака, – потому что людей весьма привлекает тело. Так как нам дана трудная и тяжелая жизнь, то даровано и некоторое утешение, отсюда воспламеняется любовь, которая охватывает все. Господь предусмотрел и употребил много средств к тому, чтобы союз брака оставался нерасторжимым. Но, скажешь, красота и в начале была соблазном: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, говорится в Писании, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал» (Быт.6:2). Не она была соблазном, а испорченность тех людей. Бог создал дочерей красивыми не для того, чтобы они были бесстыдными, но чтобы каждый любил свою жену».
свт. Иоанн Златоуст.
«Телесную красоту Бог заключил в пределах природы, но красота души, как несравненно лучшая телесного благообразия, свободна от такой необходимости и подчиненности, и вполне зависит от нас и от воли Божией. Человеколюбивый Владыка наш и тем особенно почтил род наш, что менее важное и малополезное для нас, потеря чего безразлична, подчинил естественной необходимости, а распорядителями истинно доброго сделал нас самих. Если бы Он сделал нас властными и в телесной красоте, то мы и лишнюю заботу получили бы, и все время тратили бы на бесполезное, и весьма вознерадели бы о душе».
свт. Иоанн Златоуст
Литература по теме
- О Божественных именах. Имя «Красота» св. Дионисий Ареопагит
- Красота, согласно православному вероучению С.А. Шарапов
- Филокалия. Любовь к Красоте архимандрит Рафаил (Нойка)
- Красота девства преп. Стефан Филейский
- Проблема красоты в миросозерцании Достоевского прот. В. Зеньковский
- Красота Церкви Валерий Духанин
- Эстетические идеи в православной гимнографии свящ. Петр Пчелинцев
- Красота С.Л. Франк
- Богословие красоты А. Бодров
- Красота в природе В.С. Соловьев
Комментировать