Эстетика

Литература по теме

Эсте́тика (от греч. αἰσθάνομαι – чувствовать) – наука о прекрасном, о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно-пpактического освоения.

- Эстетика
«Смотрящие». А. Петров.

Всем ли людям присуще эстетическое чувство?

Эстетическое чувство присуще каждому человеку, однако оно далеко не всегда и не во всех развито правильно и в полной мере. Его надлежащее развитие и направление совершается путем раскрытия в человеке способности правильно оценивать то или иное явление или произведение искусства. Эстетически воспитанный человек сумеет найти черты совершенства и красоты в хорошей картине, музыкальной композиции или литературном произведении. Он сам поймет, оценит, сумеет объяснить другому, что именно красиво в данном произведении искусства, в чем его содержание и в какой форме оно передается здесь.

Каковы особенности религиозной эстетики?

Одной из отличительных черт религиозной эстетики является ее связь с вероучением. Другая ее особенность – консерватизм, так как, если она и меняется, то, как правило, медленнее, чем эстетика других областей человеческой жизни; религиозная эстетика не стремится соответствовать моде и шаблонам эпохи. Кроме того, она направлена на то, чтобы способствовать молитве и осознанию того, что все прекрасное возникает не само собой, самопроизвольно или случайно, но имеет причину своего бытия в Боге, и даже человек создающий прекрасное одухотворяющее произведение создает его потому, что наделен Богом разумным творческим началом.

Какие можно привести примеры эстетики в Православии?

Результат проявления эстетического чувства чувство мы встречаем и в возведении храмов, и в богослужении, и в музыке церковных песнопений, и в иконописи. Православные монастыри нередко основывались в местностях, отличавшихся своею красотой, которая привлекала именно в эти места святых основателей и подвижников данных обителей, и восхищала всех без исключения богомольцев и посетителей их. Например, всем знакома суровая северная эстетика Валаамского монастыря.

Почему эстетика в рамках одной религии не имеет единообразия, что хорошо заметно на примере русских и греческих храмов, икон, песнопений?

Православные люди умеют ценить и любить красоту. Заметим, что Православие не ограничивается рамками одной страны или одного народа. Очень часто религиозная эстетика входит во взаимодействие с той или иной местной средой, происходит адаптация религиозной эстетики к эстетическим реалиям той или иной культуры, либо наоборот, элементы местной культуры преобразуются под влиянием Православия в новые формы. Возможно здесь и смешение религиозной эстетики: так, для Древней Руси характерным является активное освоение византийского художественно-эстетического наследия.

Может ли эстетическое чувство быть греховным?

Эстетическое чувство может приобретать болезненные, греховные формы, когда, например, ему придается значения больше положенного, и оно становится своего рода идолом (эстетика ради эстетики), когда оно оторвано от Бога (отвлеченная эстетика), когда его обладатель пренебрегает Первопричиной этого мира и красоты, когда его привлекает не богоугодная, а богопротивная «красота» и когда она начинает оказывать на него обольщающее, чарующее действие.

Цитаты об эстетике

«Новое небо и новая земля, по Писанию, требуют и новых тел, ради которых они и были приведены [в бытие] от начала. Но, – встает вопрос, – что из членов и частей [этого тела] будет нужно нам [по воскресении]? Не кажется ли неразумным навязать [нам] и всадить [в нас] нечто бесполезное? На это мы отвечаем: конечно, если бы мы видели, что все сотворенное служит для удовлетворения каких-то наших нужд, и слышали, что весь мир создан Богом [исключительно] для того, чтобы [приносить] нам [пользу], тогда был бы повод для опасения: как бы не вышло, что эти члены, не приносящие пользы, противны разуму. Но мы знаем, что многие создания по собственному своему назначению и для полноты целого хороши и полезны, а для нас или для чего-то еще – либо мало приносят пользы, либо бесполезны вовсе. Зато они подвигают прославлять Бога, Создавшего их, и дивиться Ему. Потому прекрасно и то, что вовсе бесполезно. Восторгаешься же ты красотой солнца и влечешься любовью к телесному изяществу? Разве не дивишься ты, не радуешься, не прославляешь Творца, задумываясь, насколько все то, чем определяется красота, [сверх того и] полезно для [нашей] телесной [жизни] – и солнечный свет, и гармоничная соразмерность [телесных] членов? Но разве счел бы ты, что тебе сделалось хуже или что на тебя взвалили лишнюю ношу, если бы уста больше не были нужны тебе для пищи, движения рук – для перенесения необходимого, а ноги – для ходьбы? [Напротив, это было бы только лучше – а значит и причина для радости и славословия не упразднится, но лишь возрастет].
Скажи мне, когда бы ты больше дивился красоте солнечного сияния: видя ее, как сейчас, в шарообразном кружащемся теле, – или [если бы она просияла] в человеческих членах, столь прекрасно устроенных? Как Давид восхваляет солнце и сравнивает его с женихом и исполином, поскольку жених, можно сказать, великолепнее, а исполин – сильнее всех, точно так же и наше тело и его красота для многих послужили поводом к прославлению Бога. А во время оно, когда чистым сделается наше суждение о прекрасном и увянут низкие страсти, не найдется того, кто бы не прославил Творца за красоту зримого!..».
свт. Марк Эфесский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka