Святитель Василий Великий

Святитель Василий Великий

Описание

Перед нами образ Св. Василия Великого, внесшего огромный вклад в византийское богословие, наряду с Григорием Нисским, Григорием Богословом и Иоанном Златоустом.

Святитель изображен в священническом облачении, держащим в руке Евангелие. Его лицо, немного вытянутое, с правильными аристократическими чертами лица, высоким лбом, огромными глазами свидетельствуют о его благородном происхождении. Проникновенный взор, проникающий в глубины сердца, призывает к молитвенному созерцанию.  В данном образе явственно чувствуется дуновение большого, столичного искусства. Остальные мозаики, особенно медальоны с севастийскими мучениками, выдают более примитивное исполнение.

История

Первым значительным памятником древнерусского зодчества явился Софийский собор в Киеве — главный христианский храм домонгольской Руси. Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, не ранее 1017 года и не позднее 1019 года, а освящен собор в 1032 году. Софийский собор был главным религиозным, общественно-политическим и культурным центром Древнерусского государства. Здесь происходили церемонии «посажения» великих киевских князей, у стен храма собиралось киевское вече, здесь велось летописание и размещалась первая на Руси библиотека. В одном из нефов собора была устроена великокняжеская усыпальница, где похоронены киевские князья Всеволод Ярославич, Ростислав Всеволодович, Владимир Мономах. А на внутренних стенах храма сохранилось около трехсот граффити — надписей и рисунков, относящихся к XII—XIII векам.

Собор был построен в классическом «византийском» стиле и имел, как считают некоторые исследователи, 25 куполов (по другим данным — 13 куполов). Тринадцать центральных куполов храма, покрытые листовым свинцом, символизировали Христа и двенадцать апостолов. Фасады храма не были оштукатурены. Их украшали декоративные ниши, орнамент, живопись.

Переступив порог храма, зритель попадает во внутреннее пространство — высокое, торжественное, где среди причудливой игры света и тени мерцают древние мозаики и переливаются многоцветные фрески.

Размещение мозаик в Софии Киевской соответствует схеме украшения столичных храмов – в частности Константинополя, о чем свидетельствует  святительский чин, состоящий из импозантных, фронтально поставленных фигур, индивидуальные лица которых хранят в себе отголоски эллинистической портретной живописи . Этот  чин, с четкой конструктивностью его монументальных форм и изысканными красками, является наиболее сильной частью всего декоративного ансамбля.

Рекомендуемая литература

Комментировать