Бог создаёт солнце, луну и звезды

Бог создаёт солнце, луну и звезды

Сюжет

Сюжет взят из первой главы книги Бытия: мастер изображает четвертый день Творения – создание небесных светил.

Описание

«Бог создаёт солнце, луну и звезды» – мозаика 12 века Собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы города Монреале (Сицилия, Италия), находящаяся в верхнем ряду южной стены.

Бог-Отец представлен мастером в четвертый день творения со свитком Завета в руке; он создает светила, которые указывают на смену времен года: кроме двух главных, солнца и луны, это – звезды, устилающие небо.

Бог создал два больших светила (большее – чтобы оно управляло днями, меньшее – чтобы оно управляло ночами) и звезды. Бог поместил их на своде небесном, чтобы они освещали землю, управляли днями и ночами и отделяли свет от тьмы. «И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» (Быт. 1:14-19). Мозаика из сицилийской базилики в Монреале представляет собой четвертый день творения не в виде персонификаций – изображений дня и ночи в облике человеческом, как это было принято в античном и раннехристианском искусстве, а абстрактно: мы видим красные и синие диски, как это принято в астрономии. Тем не менее и то, и другое связано с астрономическим способом, с традицией «Генезиса лорда Коттона», который для многих художников являлся образцом, на который они ориентировались. Спаситель здесь изображен средовеком, с длинными волосами и бородой, сидящий на небесной сфере. Такой образ пришел с Востока, он также присутствует в ранних мозаиках Рима и Равенны, но здесь Его изображение более изысканное, утонченный «аристократический» тип лица, плавный взмах руки – все это характеризует комниновский стиль с его ориентацию на искусство античности, с добавлением особой эмоциональной выразительности образов. Фон на представленной мозаике одноцветный, золотой, что должно символизировать божественное сияние. Следует отметить также естественность позы Творца. Небесные сферы изображены в виде условных кругов, числом семь. Семь сфер – семь планет образуют своеобразную «музыку поющего космоса», о которой мы знаем из сочинений Платона, а также неопифагорейцев, с которыми были хорошо знакомы как в Византии, так и на арабском Востоке, на латинском Западе.

История

Огромный собор Монреале соединил в себе мощь североевропейской архитектуры с орнаментальной декоративностью Востока. Он поражает своими размерами. Но главное, чем отличается этот памятник арабо-норманнской архитектуры, это тем, что в своих стенах он хранит настоящую «картинную галерею». В 1183-1189 годах византийские мастера украсили собор мозаиками. Огромный по масштабу мозаичный ансамбль, включающий 130 повествовательных сцен Ветхого и Нового Заветов и покрывающий почти все пространство стен, является одним из самых крупных в мире.

Рекомендуемая литература

Комментировать