Святитель Григорий Нисский

Описание

Перед нами один из образов Святительского чина – выдающийся ученый-богослов Свт. Григорий Нисский, в его облике чувствуется спокойная твердость духа, уверенность, величавость.  Образ наполнен особой внутренней духовной силой, суровостью лика, символизирующего готовность постоять за правое дело.  Как известно,творения Григория Нисского  против ереси арианства и других лжеучений пользовались большим авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе.

Великий богослов изображен в епископском облачении с крестами, его правая рука направлена к зрителю в благословляющем жесте, в левой руке он держит Евангелие в золотом окладе, украшенном разноцветными драгоценными камнями. Фигура изображена на золотом фоне. Перед нами муж средних лет, с темными волосами и бородой. Аскетичность облика подчеркивают впалые щеки, достаточно резкие очертания складок одежды, непропорционально увеличенные ладони рук.

В трактовке данного образа преобладает колючий, ломаный ритм линий: мы видим обращенный острием вниз треугольник на переносице и дугообразной формы тень под изогнутыми бровями. Формы крестов на омофоре Святителя полностью соответствуют линейному ритму; кресты вытянутые, угловатые, геометрически сухие. Крупные формы, резкие штрихи, суровость и аскетичность лика свидетельствуют о принадлежности к так называемому Македонскому Ренессансу.

История

Софийский собор в Киеве был главным храмом Киевской Руси. Этот шедевр архитектуры сам по себе уникален, однако есть в нем настоящее чудо – знаменитые на весь мир старинные мозаики и фрески, которые выполнены  настолько мастерски, что их не нужно обновлять – достаточно просто очищать от многолетней копоти и пыли. Мозаики Софии Киевской выполнены в так называемом Македонском стиле, который наблюдался в творчестве в период возрождения и рассвета церковного искусства после долгого периода гонений, которых православные христиане претерпели от иконоборцев. Для этого стиля характерны строгость, аскетизм, отсутствие слащавости и излишних украшательств, что связано с ростом популярности монашества. Именно поэтому все персонажи на мозаиках выглядят непривычно суровыми и как бы застывшими. Фигуры восьми святителей и двух архидиаконов уцелели лишь в верхней своей части — на северной стороне апсиды по грудь, на южной — по колени. При старых реставрациях фигуры были дописаны маслом. Средняя высота фигур около 2,30 м. В подборе отцов церкви составители программы росписи придерживались, за двумя исключениями, наиболее распространенного варианта. На мозаике изображены Епифаний Кипрский, папа римский Климент, Григорий Богослов, Николай Чудотворец, архидиаконы Стефан и Лаврентий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Григорий Чудотворец. Как и архитектура храма, все его живописное убранство внушало молящимся, что государство должно покоиться на авторитете верховной власти, столь же незыблемой, как власть самого Вседержителя, царящего высоко в куполе, в окружении архангелов (роскошно облаченных, наподобие телохранителей византийского императора), которых греческий богослов назвал «небесными чиновниками, блюдущими страны, земли и языки».

Рекомендуемая литература

Комментировать