Преображение

Преображение

Сюжет

В основу сюжета вошла не только евангельская история, но также сочинение известного монаха-францисканца Амадея Португальского, папского духовника, находящегося на службе Ватикана. После смерти Амадея в 1502 году из его сочинений и проповедей был составлен сборник, именуемый «Apocalypsis Nova», в котором проводится аналогия между попыткой изгнания нечистого духа из одержимого отрока и Преображением, как символом Страшного суда и окончательной победы над сатаной, которого может победить только Сын Божий Иисус Христос.

Описание

На картине Рафаэля изображены два эпизода из Евангелия – собственно Преображение Господне с явлением Моисея и Илии в присутствии апостолов Иоанна, Иакова и Петра (Мф. 17:1-9, Мк. 9:2-12), и изгнание из отрока нечистого духа, о котором повествуют евангелисты Матфей и Марк (Мф. 17:14-21, Мк. 9:14).

Картина композиционно разделена на две части. Верхняя пронизана неземным светом и являет взору Преображение Господне: Христос в белоснежных развевающихся одеждах парит над землёй. К Нему устремлены фигуры пророков Илии и Моисея. Под их ногами в отблеске фаворского света пали ниц поражённые чудом апостолы – Пётр, Иаков, Иоанн. У левого края склонили колени Юстус и Пастор – святые покровители собора, для которого предназначалась картина, день их памяти совпадал с праздником Преображения. Однако есть другая версия, согласно которой на картине изображены диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II в день Преображения.

В нижней части мы видим сцену попытки исцеления бесноватого отрока учениками Христа. Они указывают отцу отрока на гору, куда удалился Иисус. Мальчик стоит с воздетой по направлению ко Христу рукой, как бы взывая к Спасителю исцелить его от болезни. Такой приём позволил художнику объединить обе части картины. Апостол Матфей, изображённый в левом нижнем углу на уровне глаз зрителя, делает предостерегающий жест, словно просит не подходить, выполняя таким образом функцию посредника между зрителем и происходящими на картине событиями.

Взгляд Матфея обращен к женщине в центре композиции. Преклонив колено в контрапосте, она образует композиционную связку между группой апостолов и семейством одержимого отрока. На ее плечах голубая накидка, оттеняющая нежный цвет кожи. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении – вероятнее всего апостол Андрей. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. В левом верхнем углу нижней части вероятно изображен Иуда. В основе «Преображения» лежит противопоставление земного и небесного царства: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, символизирующей греховность человеческой природы.

История

«Преображение» – последняя картина, созданная Рафаэлем. Заказ поступил от кардинала Джулио Медичи (будущего папы Климента VII) и предназначался для алтаря французского собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. Однако, когда полотно было готово, Джулио не стал отправлять его во Францию, а поместил её в главном алтаре римской церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио. В 1774 году для Собора Святого Петра художником Стефано Поцци была выполнена мозаичная копия «Преображения» Рафаэля.

Однако в 1797 году картина, вместе с сотней других произведений искусства, была конфискована французскими войсками Наполеона. В ноябре 1798 года она была выставлена в Большом салоне, а 4 июля 1801 года заняла центральное место в экспозиции из двадцати картин Рафаэля в Большой Галерее Лувра.

После падения Наполеона в 1815 году, в рамках выполнения мирного договора, в Италию было возвращено шестьдесят шесть картин, в том числе «Преображение» Рафаэля.

Критика

Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Швейцарский и английский рисовальщик Иоганн Фюссли отмечал, что из всех картин Лувра данное творение великого художника уступает лишь «Мученичеству святого Петра» Тициана. Англо-американский живописец Бенджамин Уэст писал, что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Джозеф Фарингтон так отзывался о картине: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была».

Рекомендуемая литература

Комментировать