Поклонение золотому тельцу

Поклонение золотому тельцу
  • Дата создания: 1633-1634 гг.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 153,4 × 211,8 см
  • В Библии: Исх. 32:1-6.

Сюжет

В Ветхом завете, в книге Исход рассказывается о том, как Моисей вел свой народ из Египетского рабства в обещанную Богом Землю. Однажды израильтяне остановились на отдых и разбили лагерь у горы Синай. По велению Бога Моисей поднялся на гору, чтобы получить знаменитые десять заповедей, а также другие установления, по которым предстояло жить народу Израиля. Сорок дней и ночей провел Моисей на вершине горы, общаясь с Богом. Долгое отсутствие своего вождя взволновало израильтян. Они стали думать, что Моисей может и не вернуться к ним, и высказали свое требование Аарону – старшему брату пророка: «встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось» (Исх 32:1). Тогда они сдали все свои золотые украшения: «Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Исх. 32:1-4). Так народ израильский предал истинного Бога.

Поклоняться золотому тельцу означает отказаться от истинного Бога в пользу другой жизненной цели – накопления земных сиюминутных богатств.

Описание

В центре полотна на искусно украшенном постаменте Пуссен изображает идола – золотого быка, а вокруг него – ликующий народ, кружащийся в дикой пляске. Они не обращают никакого внимания на спустившегося с горы Синай Моисея, держащего в руках скрижали Завета: их взоры обращены исключительно к отлитому из золота и украшенного драгоценными камнями идолу. Рядом с этим изваянием справа, как бы в противоположность Моисею, находящемуся вдали, художник изобразил седовласого старца в белоснежном одеянии – это Аарон, который указывает на идола обезумевшей толпе. В жестах собравшихся людей угадывается ликование и мольба. Лица с надеждой устремлены к золотому тельцу.

Пуссен использует в своем произведении типичные приемы классицизма: передний план картины написан преимущественно в золотисто-коричневых тонах. Персонажи идеализированы, их образы обобщены. Композиция картины симметрична, все происходящее на ней представляет собой условные кулисы, в центре сцена, на которой разыгрывается главное действие. Полотно наполнено множеством персонажей, все они вовлечены в действие, а композиция составляет единое целое. В этом Пуссен был непревзойденным мастером и использовал свои находки в полной мере, воплощая их в разных композициях и контекстах.

История

Картина написана в Риме в 1633-1634 годах. Это период творческих исканий и личных живописных достижений мастера. На картине изображено поклонение израильтян золотому тельцу. Сюжет взят из 32 главы ветхозаветной книги Исход. Полотно было написано как часть пары картин (вторая – «Переход через Красное море») по заказу Амедео даль Поццо, который хотел создать серию работ, иллюстрирующих события из жизни Моисея, для своего дворца в Турине, и Пуссен был идеальным выбором. Работы Пуссена основаны на изучении классических древностей, но при этом поразительно современны благодаря использованию цвета и сложности композиции.

Рекомендуемая литература

Комментировать