Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода

Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода

Сюжет

Перед нами изображение тихой обители в маленьком приволжском городке. Картина посвящена в первую очередь Волге. Живописец восхищался величием волжских пейзажей и стремился перенести свою любовь к неброской красоте тихих уездных городков на полотно.

Описание

На картине изображён вид на Печерский Вознесенский монастырь, расположенный у Волги, недалеко от места впадения Оки. Пасмурный ветреный день. Широкая гладь Волги. Небо в облаках, косогор с берёзами. На первом плане – деревянные домишки, белокаменная церковь, шатровая колокольня, портик с колоннами.

Мягкая цветовая гамма картины подчёркивает спокойствие и умиротворение, отражающее величественность волжского пейзажа. У подножия холма открывается прекрасный вид на небольшой провинциальный город – широко разлилась водная гладь, быстро бегут облака, стройные деревья качаются на ветру, и во всём этом природном великолепии виднеются крыши домов.

Домики, кусты, деревья – всё это написано в тёмных, коричневатых тонах. И лишь монастырь изображен белоснежно-золотистым, как будто только на него падает пробивающийся сквозь облака солнечный свет. Этот художественный приём как бы подчёркивает контраст между обыденным миром, где люди заняты своими будничными делами, и миром духовным, где светит горний свет: миром монастыря, за стенами которого люди оставляют житейские попечения. Древняя обитель придаёт полотну значимость и глубокий смысл, призывая зрителя хотя бы на миг отрешиться от мирской суеты, погрузившись в созерцание тихой обители, призывающей путника в свои объятия.

История

«Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода» – одно из первых полотен Алексея Саврасова из серии картин, посвящённых Волге. По размеру это одна из самых крупных картин Саврасова. Художник начал работу над полотном во время поездки на Волгу летом 1870 года. В том же году на основе этюда, написанного с натуры, он завершил первый вариант картины, доработка которого была продолжена в 1871 году, так что по окончании работы картина была датирована 1871 годом.

В этом же году картина получила вторую премию на конкурсе Общества поощрения художников в Петербурге и была куплена у Саврасова Павлом Третьяковым (по другим данным, Третьяков согласился купить картину ещё в конце 1870 года, когда Саврасов закончил её первый вариант). В 1932 году картина была передана из Третьяковской галереи в Нижегородский художественный музей.

Критика

Пейзаж был положительно оценен современниками: все отмечали высокий лиризм, одухотворенность композиции, то, как художник вовлекает зрителя в этот пейзаж, заставляет следовать за собой, погрузившись в тихое раздумье.

Рекомендуемая литература

Комментировать