Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту

Сюжет

В 1860 году Павел Петрович Чистяков написал картину «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков», отражающую исторические события Смутного времени, когда значительная часть Московского государства находилась под властью польско-литовских войск. Патриарх Гермоген, в частности, отказался признать русским царём польского королевича Владислава. Поэтому с 1610 года он был заточён в Чудовом монастыре в Кремле. После Пасхи 1611 года Первое ополчение осадило Москву. К патриарху явились интервенты и русский изменник боярин Салтыков. Во главе этой делегации был комендант Кремля Гонсевский. Осаждённые потребовали от Гермогена, чтобы тот подписал приказ русским ополченцам об оставлении города. В случае отказа они обещали казнить непокорного иерарха. Гермоген сказал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога. Если все вы, литовские люди, пойдёте из Московского государства, я благословлю русское ополчение идти от Москвы. Если останетесь, здесь я благословлю всех стоять против вас и помереть за православную веру». В отместку захватчики оставили старца в заточении. Там 17 февраля 1612 года священномученик скончался от голода. Гермоген – важный образ для Русской Православной Церкви и русского искусства в целом. Если церковь почитает его как хранителя веры, мученика, не отказавшегося от православия, как верховного иерарха, на долю которого выпали испытания Смутного времени, то государство – как истинного патриота, который фактически пошел на смерть, отказавшись сотрудничать с захватившими Московское государство поляками. Сегодня этот образ, остававшийся в некотором смысле забытым, вновь взят на вооружение.

Описание

Художник изобразил патриарха Гермогена в тот момент, когда он уже находился в темнице. Он изображен в левом углу картины, облаченный в монашеское одеяние, изможденный голодом и пытками, но вместе с тем не сломленный. Рядом с ним поляки, облаченные в воинские доспехи, щеголевато подпоясанные красными кушаками, одетые по последней моде своего времени. Они составляют контраст с сухощавой фигурой Патриарха, вооруженные до зубов, пышущие здоровьем и силой они пытаются заставить узника подписать предъявленную ему грамоту. Лица их самодовольны, напыщенны, в движениях чувствуется гордость и превосходство. Отказ Патриарха вызывает у них смущение, переходящее в озлобленность и гнев. Однако всё это свидетельствует об их бессилии – Патриарх остается непреклонен. В его жесте, взывающем к Богу, в его поступке мы видим неподдельную духовную силу и мужество.

Как и полагалось правилами классицизма, картина представляет собой театральную сцену, на которой разворачивается событие. Скромная ряса Патриарха и роскошные одежды, мужество и трусость, сила и слабость – деление на положительных и отрицательных героев и исторический сюжет. Усиливает драматизм контраст света и цвета. Задачей автора было показать мужество и глубокую веру Патриарха. На момент заключения поляками Гермогену было более 80 лет, но старец пользовался уважением и любовью в народе, во многом благодаря своему патриотизму и стойкой гражданской позиции.

История

Павел Петрович Чистяков – русский художник, мастер исторической, жанровой и портретной живописи. Но, в первую очередь, он педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся русских живописцев: В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, В.Д. Поленова, В.А. Серова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина.

В 1846 году Павел Петрович Чистяков начал посещать классы Академии художеств как вольнослушатель, а через три года стал вольноприходящим учеником. Годы ученичества выдались голодными, трудными и полными работы. На жизнь юноша зарабатывал частными уроками и случайными заказами.

Павел Чистяков специализировался на исторической живописи, считавшейся вершиной академической иерархии жанров. Его учителем был П.В. Басин. Трудолюбие, внимание и наблюдательность молодого художника вскоре принесли первые успехи. В 1860 году он получил Малую золотую медаль за полотно «Патриарх Гермоген в темнице», а спустя год – Большую золотую медаль за полотно «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного».

Критика

«Единственным (в России) истинным учителем незыблемых законов формы» почтительно назвал Павла Чистякова Валентин Серов (1865-1911). Такое признание педагогического таланта выдающегося мастера стало уже заслуженно традиционным, подчас даже умаляя сам источник успеха – напряженную работу в искусстве. Однако в ней, несмотря на скромное количество завершенных картин, современники видели начало «настоящей» русской исторической живописи.

Рекомендуемая литература

Комментировать