Array ( [_gcl_au] => 1.1.1658591197.1714618593 [_ga] => GA1.2.541413193.1714618594 [_gid] => GA1.2.1102803220.1714618594 [awqkZLBFzTN-v] => cBVQHsCr [iygoBsAcVb] => ]0PHih6K[Jsa [kewncDgaR_v] => 8ks9vl [_gat_UA-12794142-1] => 1 [_gat_gtag_UA_12794142_1] => 1 )

Избиение младенцев в Вифлееме

Гвидо Рени (1575–1642)
Избиение младенцев в Вифлееме

Сюжет

Избиение младенцев – эпизод, описанный в Евангелии от Матфея. Когда до Ирода Великого, правителя Иудеи, дошли слухи о рождении нового Царя Иудейского, он разгневался и задумал совершить ужасное злодеяние, страшась, что родившийся на свет Спаситель свергнет его с престола. Он «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2:16-18).

Описание

На представленной картине изображен эпизод избиения младенцев: перед зрителем представлено противостояние воинов, по приказу Ирода пришедших истребить младенцев и матерей, которые оказывают активное сопротивление, пытаясь защитить во что бы то ни стало своих детей. Художник стремится передать страх и отчаяние, которое охватило женщин при виде страшного зрелища. Три женщины пытаются спастись бегством, одна, оставшись, протягивает руку к убийце с мольбой пощадить ее ребенка. Безутешная мать на переднем плане в желто-красном платье, стоя на коленях, обращается с молитвой к Господу в надежде на спасение ее ребенка. Ее застывшая фигура контрастирует с бурным движением, происходящим на площади. Рядом с ней на земле лежат бездыханные тела убиенных младенцев погибших по воле обезумевшего царя.

Художник строит композицию картины симметрично, по принципу перевернутого вершиной вниз треугольника. Фигурам справа соответствуют фигуры слева, расположенные крестообразно. Женщины с детьми изображены бегущими в стороны от центра композиции, в то время как воины с кинжалами устремляются навстречу друг другу. Один солдат схватил убегающую женщину за волосы, другой хладнокровно заносит острый кинжал над беззащитной жертвой. Разнонаправленное движение, которое мастерски передает художник, усиливает накал страстей, заставляя зрителя ужасаться кровавой сцене убийства невинных младенцев. Драматизм ситуации подчеркивает мрачный архитектурный пейзаж, на фоне которого развивается действо.

В левом верхнем углу картины мы видим двух ангелов с пальмовыми ветвями, которые являются символами мученичества.

Картина построена на чередовании локальных цветов: синих, красных, желтых, свойственных живописи барокко.

История

Этот алтарный образ – одно из немногих полотен, написанных художником в родном городе Болонье в период между 1601 и 1614 годами. Рени приступил к созданию этой картины с мыслью доказать всем, что он вполне способен создавать не только «камерные», но и яркие многофигурные композиции. С задачей он блестяще справился – фигуры здесь столь динамичны, что готовы выпрыгнуть из холста.

На современников картина Рени произвела огромное впечатление. С этой композиции были написаны сотни копий.

Рекомендуемая литература

Комментировать