Избиение младенцев

Литература по теме

воспоминается 11 января

Избие́ние младе́нцев – эпизод новозаветной истории, описанный в Евангелии от Матфея (Мф.2:16–18), и повествующий об убийстве царём Иродом младенцев в Вифлееме и окрестностях, предполагавшим, что среди них окажется Мессия.

izbienie mladencev – Избиение младенцев

Хотя евангелист Матфей не уточняет мотивов этого злодеяния, историки много пишут о том, что Ирод очень боялся потерять свою власть, видя соперников даже среди ближайших родственников. Из-за этого он казнил жену и нескольких сыновей. Кроме того считается, что царь страдал тяжелой формой атеросклероза, от чего был подвержен приступам ярости и безумия.

У римского писателя Макробия (V в.) сохранилось такое свидетельство: «Так как он (император Август – ред.) услышал, что среди мальчиков двухлеток, которых приказал истребить в Сирии царь иудеев Ирод, оказался даже его сын, сказал: “Лучше быть свиньей Ирода, чем сыном”» (Saturn. IV,11).

С древности вифлеемские младенцы почитаются мучениками, невинно пострадавшими не только за Христа, но вместо Него. Наиболее раннее свидетельство их почитания как святых мучеников содержится в сочинениях сщмч. Иринея Лионского († 202 г.) (Против ересей. III,16,4) и сщмч. Киприана Карфагенского († 258 г.) (Письма. 58,6). Их церковная память впервые появляется в Сакраментарии свт. Льва Великого (ок. 485 г.) и в Карфагенском календаре (ок. 505 г.). В греческом и русском церковном календаре их память отмечается 29 декабря по новоюлианскому и юлианскому стилю соответственно.

Сколько младенцев было убито?

Хотя евангелист не называет никаких цифр, в более поздней традиции мы их находим. Так блаженный Иероним пишет, что в Вифлееме было убито «много тысяч» младенцев (Толкование на книгу пророка Исайи. 7,15). В византийской традиции (откуда это представление пришло на Русь) называется 14 тысяч, в сирийских источниках – 64 тысячи, а в ряде западных мартирологов – 144 тысячи младенцев. Однако, есть мнение, что такие крупные цифры можно принять только в символическом значении (ср. Мф.2:18 и Быт.46:22), но не историческом. По подсчетам некоторых исследователей население Вифлеема было 300–1000 человек. «Если все население было 1000, с коэффициентом рождаемости 30 детей в год, то младенцев мужского пола двух лет и ниже с трудом насчитывается более 20» (Brown R. The Birth of the Messiah: A Commentary on the Infancy Narratives in the Gospels of Matthew and Luke. 1999. Р. 204). При этом преступление Ирода не уменьшается и не увеличивается от того, убил ли он двадцать или четырнадцать тысяч младенцев, и остается одинаково позорным и бесчеловечным.

«Некоторые недоумевают, почему несправедливо убитые за Христа младенцы были оставлены в пренебрежении, тогда как Он Сам предпринял бегство. Таким мы скажем, что хотя многие несправедливо поступают, но никто не страдает несправедливо. Всякий, кто по-видимому несправедливо страдает, страдает или для того, чтобы омыть свои прегрешения, и посему не испытывает зла, а скорее благодеяние, – или для того, чтобы иметь причину получить венец, и тоже благодетельствуется, получая за перенесение временного несчастья вечное успокоение. Итак, наносящий другому обиду, конечно, причиняет эту обиду, – но для претерпевающего она не служит несчастьем. Так как эти младенцы убиты не ради очищения своих грехов, то ясно, что они пострадали, чтобы быть увенчанными, и посему не страдали несправедливо. Может быть, эти младенцы и не были бы полезными. Если Бог даже грешников удерживает в жизни, ожидая их обращения, то гораздо более нужно верить, что никаким образом Он не лишил бы жизни тех, которые должны быть великими в добродетели. И немного спустя после убийства младенцев, Ирод потерпел наказание за насильственное убийство, окончив жизнь горькою смертью, как пишет Иосиф [Флавий]» (Евфимий Зигабен. Толкование Евангелия от Матфея, составленное по древним святоотеческим толкованиям).

«Одна из царских крепостей, Иродион, находилась в пределах видимости из Вифлеема, и, возможно, Ирод послал воинов оттуда. Иудеи расценили детоубийство как чудовищное языческое преступление; этот метод, применявшийся римлянами по отношению к младенцам с врожденными уродствами, служил также для ограничения роста порабощенного населения (Исх.1:16;1Мак.1:60,61;2Мак.8:4). Как и Моисей, Иисус избежал участи других младенцев мужского пола (Исх.1-2:10), а такого пророка, «как Моисей», ожидали многие иудеи (Втор.18:15,18(К. Кинер. Библейский культурно-исторический комментарий. Новый Завет).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka