Исцеление расслабленного

Исцеление расслабленного
  • Дата создания: 1885
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Ин. 5:1-9

Сюжет

Иисус Христос, проповедуя иудейскому народу приблизившееся Царство Божие, подкрепляя слова благовестия чудесами, свидетельствующими о Его Божественной силе и любви к людям. Чаще всего Господь исцелял больных. Об одном таком событии, произошедшем накануне иудейского праздника у купальни Вифезда, рассказывает апостол Иоанн.

«После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний».

Описание

Для иллюстрации этого евангельского рассказа художник встраивает многофигурную композицию, которая подробно повествует о произошедшем событии. Действие происходит в Иерусалиме, в предрассветный час. Город еще дремлет, но у крепостных стен собрался народ, жаждущий исцеления. Кто-то идет сам к таинственному источнику, кого-то ведут родственники или близкие друзья, поддерживая под руки, кто-то, не имея помощи, пытается доползти до купели. На заднем плане мы видим носильщиков с телом больного, группу людей, пытающихся подвести к купели бесноватого юношу, указывающего пальцем на Иисуса Христа, остановившегося возле источника. Вокруг Него, на первом плане, группа людей, страдающих различными недугами: опирающийся на костыли старик в изношенном халате, больной гангреной, которому мать перевязывает кровоточащую рану, девочка со слепой старушкой, опирающейся на палку, и безутешная мать, умоляющая спасти лежащего в глубоком забыть младенца.   В центре картины показан Христос, наклонившийся над больным паралитиком, у которого нет никого, кто мог бы его доставить к купели, и он ожидает исцеления уже давно – почти сорок лет, терпеливо ожидая, когда хоть капля чудесной воды попадет на него и исцелит от страшной болезни. Но к нему, лежащему почти полвека, вероятно все давным-давно привыкли, никто не замечает его, проходя мимо по своим делам. На картине художник показывает, как больные смотрят на Спасителя с удивлением и недоумением одновременно. Учитель остановился у этого расслабленного, протянув к нему руки, Он призывает его встать. И перед их взором происходит невероятное – больной начинает двигаться, он тянет руки к Спасителю, приподнимаясь со своего одра.

Фигура Христа выделяется среди собравшихся людей: яркий луч света падает на Его светлый Лик, как бы выхватывая Его из толпы. Этим же светом выделен расслабленный, поддерживаемый одним из учеников Спасителя. Все остальные фигуры находятся в полумраке.

Композиция, будучи разбита на два плана, построена так, что мы видим два события – это Христос и слева бесноватый юноша, который указывает на Спасителя.  Рядом с Христом опустившаяся на колени мать с ребенком. От головы Спасителя исходит сияние, означающее Его Божественное достоинство.

Самый яркий свет сосредоточен в центре картины – на больном старике, вероятно символизируя излившуюся благодать. Поэтому мы видим еще лежащего, но уже исцеленного старика, к которому явился Владыка времен, стихий и Ангелов и одним лишь словом исцелил расслабленного.

Среди фигур позади Христа есть фигура, очевидно, фарисеи, лица которых искажены гримасой ненависти. Вероятно, бесноватый признал Спасителя, и они смутились от его слов. Для них явно нежелательно то, что явившийся Мессия посмел нарушить привычный порядок вещей, посмел нарушить закон субботы.

 

История

Написанная в 1885 году,  картина получила положительную оценку на выставке в Kunstverein München. Это позволило художнику более широко выставляться.

Комментировать