Иисус Христос

Иисус Христос
  • Дата создания: 1315-1321 гг.
  • Техника: мозаика
  • Материал: смальта
  • Оригинал: Монастырь Хора

Сюжет

Купол с сюжетами, посвященный Христу Вседержителю, находится в самом южном компартименте. Под Христом изображены двадцать четыре праотца, от Адама до Иакова (в верхнем ярусе), и двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова (в нижнем ярусе).

Двенадцать сыновей и трое других потомков Иакова видно в нижнем ярусе купола. В верхнем ярусе компартимента и парусах – множество сюжетов совершенных чудес Иисуса Христа

Описание

Мозаики церкви Кахрие-Джами традиционно относят к искусству палеологовского Ренессанса, который характеризуется изящество образов, акцентом на их одухотворенности, особой светоносностью, где свет и цвет являются основными художественными характеристиками.

Образ Спасителя в представленной мозаике выполнен с  пластической красотой, Он характеризуется тонкой колористической гаммой, характеризующейся богатыми переливами, светоносностью. Совершенная форма уподоблена объемной скульптуре.Взгляд Спасителя  живой, ясный, конкретный, некрупные черты лица кажутся привычными, все выглядит близким, знакомым, никакого подчеркивания особого достоинства личности нет. И при всем том — поражающая красота иконы. Голова, лицо, руки написаны с пластическим совершенством.

В облике Иисуса Христа с одной стороны чувствуется особая одухотворенность, а с другой — здесь нет крайнего аскетизма, телесное начало не умалаяется, а предстает в прекрасном обожествленном виде; все материальное и чувственное поднято на уровень представлений об идеальном. В трактовке образа Спасителя в Кахрие Джами  ставится акцент на милосердии, открытости миру, человечности Спасителя, вместе с тем это и Бог-Судия, в чьей длани заключены судьбы всего человечества.

История

Мозаики храма Христа Спасителя в Полях монастыря в Хоре  — является жемчужиной византийского искусства. Название ее связано с местом строительства: до возведения Феодосием II городских стен церковь стояла вне стен императорской столицы, к югу от Золотого Рога. Сохранившееся здание построено тщанием Марии Дука, тёщи императора Алексея Комнина, в 1077-81 гг. Уже через полвека часть сводов обрушилась, вероятно, из-за землетрясения, и младший сын Алексея профинансировал восстановительные работы.

Церковь Хора была вновь перестроена после прихода к власти Палеологов, в 1315-21 гг. Ктитором выступал великий логофет Феодор Метохит. Заказанные им мозаики и фрески — непревзойдённое художественное достижение Палеологовского возрождения.

 

 

Комментировать