Дочь Иаира

Дочь Иаира
  • Дата создания: 1887 (?)
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: ?
  • В Библии: Мк. 5:22-23,35-42

Сюжет

Рассказ о смерти дочери Иаира и ее воскрешении Иисусом Христом содержится у трех Евангелистов: Матфея, Марка, Луки. Наиболее подробно событие передает апостол Марк. «И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и сильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. …  Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление» (Мк. 5:22-23,35-42).

Описание

На картине  изображена спальня в доме Иаира. В центре на ложе, украшенным по обеим сторонам лилиями, стоящими у изголовья, лежит девочка, бледность кожи которой и вытянутое тело не оставляет сомнения в ее смерти. Рядом с ложем сидят родственники, погруженные в глубокую печаль, о чем свидетельствуют их позы: кто-то опустил голову на колени, кто-то смотрит на тело умершей, пребывая в глубокой печали. Юные девы, оплакивая свою младшую сестру, закрыли лицо руками. Повсюду царит гнетущая атмосфера скорби и глубокого горя. Бесконечно тянутся эти долгие часы и минуты, напряжение нарастает – еще одно мгновение и это тягостное безмолвие нарушится внезапным пришествием Христа. Подобно солнечному лучу, разгоняющему грозовые тучи будет явление Спасителя, разрушающего узы ада и смерти. Предчувствие совершившегося вскоре чуда заметно в напряженном ожидании родственников, в их скованных позах, замедленных движениях. Напряжение усиливается отсутствием лишних деталей  — интерьер дома достаточно лаконичен.  Здесь же заметен свойственный модерну психологизм и эмоциональная выразительность – перед нами собирательный образ смерти: кажется, что в комнате нет живых – и даже родственники похожи на безжизненные мумии. Здесь будто бы остановилось время.  Волнообразные, как бы текучие линии, контраст света и тени, замедленный ритм усиливают напряжение зрителя. Вглядываясь в глубину жилища, он ищет отсутствующую фигуру Спасителя, и создается впечатление, что Он где-то рядом, за глухими стенами. Еще минута и яркий свет хлынет в это холодное и мертвенной пространство и прозвучит тихий, но властный глас Иисуса: «девица, встань». Отныне смерть побеждена, тяжелый мрак рассеялся и радостным ликованием заполнился безмолвный прежде дом.

Комментировать