Артаксеркс, Аман и Эсфирь

Артаксеркс, Аман и Эсфирь

Сюжет

Картина иллюстрирует эпизод из Священного Писания, в котором повествуется о том, что иудейская девушка Эсфирь была взята в жены персидским царем Артаксерксом. Ее родственник и воспитатель Мардохей последовал за нею во дворец, не объявляя о своем родстве, и заслужил немилость царского любимца, визиря Амана, за свою непочтительность. Мардохею удалось предотвратить заговор против жизни царя, за что Артаксеркс приказал Аману воздать Мардохею царские почести. Это усилило ненависть Амана к иудейскому племени. Пользуясь доверием всесильного персидского царя, жестокий и честолюбивый визирь задумал за его спиной и от его имени уничтожить всех иудеев. Все уже было подготовлено; но, рискуя жизнью (ибо никто без зова царя не смел вступать в его покои), пришла к Артаксерксу юная царица Эсфирь; пригласила его вместе с вероломным Аманом на пир и за пиршественным столом смело обвинила визиря в коварных замыслах, направленных против ее народа.

Описание

На картине художник изобразил трех библейских персонажей на пиру, при этом сконцентрировав внимание именно на участников пира, поместив их за столов полукругом. Обстановка пира дана лишь намеком: здесь нет ни богатых яств, ни напитков. На столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.

Сидящие за столом персонажи молчат, позы их напряженны, зритель чувствует затишье перед бурей: совсем скоро должно что-то произойти. Бездействие героев скрывает их внутреннюю напряженность. Никто из участников сцены не смотрит друг на друга.

В этой сложной психологической ситуации каждый из присутствующих персонажей испытывает глубокие, но различные чувства. Выбирая для изображения драматический момент обличения, Рембрандт строит свою картину на контрасте двух образов – уверенной в правоте своего дела вдохновенной Эсфири и застигнутого врасплох, затаившего злобу Амана. Таинственный полумрак, скрывающий богатые покои царского дворца, сгущается в левой части картины, вокруг зловещей, но поникшей на наших глазах фигуры преступника.

Ослепительным, загадочным, золотым светом озарена лишь грациозная фигура изображенной в профиль юной Эсфири. Она словно вписана в равносторонний треугольник справа от зрителя, вершину которого образует роскошный, высокий головной убор из чистого золота, унизанный жемчужными цепочками. Она окончила свою речь. Мы догадываемся об этом по характерному жесту ее еще приподнятых рук, уже коснувшихся локтями края стола и опускающихся на его поверхность. Эсфирь еще целиком находится во власти пережитого, ей было мучительно трудно произнести обличительную речь, она взволнована своим поступком и трепетно ждет царского приговора.Ближе всех к Эсфири находится Артаксеркс, от которого зависит исход событий. Громадная фигура царя в золоченой мантии, сверкающей фантастическими переливами и бликами от падающего откуда-то сверху и слева яркого света, отодвинута от нас в глубину.Артаксеркс задумался над только что услышанным. Сдерживая яростную вспышку, он жестко сомкнул губы и властно сжал сверкающий золотом царский скипетр в правой руке, словно указывая им на Эсфирь и одновременно локтем той же руки как бы отстраняя Амана.

Художникам мастерски с психологической глубиной раскрыт образ Амана, изображенного в профиль. Рембрандт помещает его у самого края стола, намекая на его дальнейшую участь. Визирь затаился, но оцепенелая поза выдает его состояние – он понял, что обречен и охвачен страхом.

Эсфирь символизирует здесь силу молитвы, взывающей к Артаксерксу в самый драматический момент: «Господи мой! Ты один Царь наш; помоги мне, одинокой и не имеющей помощника, кроме Тебя; ибо беда моя близ меня… Не предай, Господи, скипетра Твоего богам несуществующим, и пусть не радуются падению нашему, но обрати замысел их на них самих: наветника же против нас предай позору. Помяни, Господи, яви Себя нам во время скорби нашей и дай мне мужество … Боже, имеющий силу над всеми! услышь голос безнадежных, и спаси нас от руки злоумышляющих, и избавь меня от страха моего» (Есф. 4:17).

История

Картина была создана в начале последнего десятилетия жизни мастера. Вероятно, что Рембрандта на создание картины вдохновила пьеса «Эстер», которая была поставлена в Амстердаме в 1659 году и посвящёна супруге богатого купца Я. Хинлопена – Леоноре Хёйдекопер.

Рекомендуемая литература

Комментировать