Всемирный потоп

Всемирный потоп

Сюжет

Перед нами известный библейский сюжет, где показывается гибель падшего человечества, поглощаемого морской пучиной.

Описание

На представленном полотне художник иллюстрирует известный библейский сюжет, повествующий о гибели человеческого рода, поглощаемого морской пучиной,

В отличие от одноименной картины Айвазовского, художник делает акцент не на море, а на небе. Низкие свинцовые тучи нависают над группой людей, оставшихся в живых и делающих попытку спастись, собравшись на маленьком островке суши. Однако непрестанно идущий дождь прибавляет воду: от разбушевавшейся стихии невозможно укрыться – повсюду вода, и отчаявшиеся люди в тщетной надежде спастись хватаются за последний клочок земли. Продрогшие от воды и холода фигуры разбросаны на маленьком пятачке земли, боль, страдание страх на лицах людей. Здесь же и хищные животные, которые видят в оставшихся в живых хорошую добычу. Вот перед нами разъяренный лев бросающийся на толпу с яростным рыком. Рядом ядовитые змеи, вонзающие жало в трепещущую плоть. На первом плане истерзанное тело молодого человека, крестообразно раскинувшего руки – его пытаются вытащить из воды седой старик и молодая женщина. В центре картины испуганная мать, подобно птице, распростершей крылья, спасающей младенцев от смерти.

Однако на заднем плане небо светлее. На горизонте видны очертания ковчега, в котором укрылся праведный Ной со своим семейством.

Художник показывает, что гибель падших людей неизбежна и от божественной кары не уйти. И только праведникам, уповающим на Бога и исполняющим Его заповеди  даруется спасение.

Верещагин уходит от традиционных способов изображения стихии. Четкость передачи деталей смазывается, пестрота красок блекнет и первостепенной задачей является отражение эпизода жизни. Пространство картины размыто, нет прежней фокусировки на центральной части, портретном акценте, картина как бы продолжается в пространстве и получает повествовательный характер.

История

Данный эскиз – это часть серии картин на библейские сюжеты, которые были написаны во время путешествия художника в Святую землю.

Совершив путешествие в Палестину, Верещагин наблюдает жизнь арабов и евреев, обычаи и традиции этой земли, фиксирует в набросках типы и характеры. Его цель – точность изображения и внимание к деталям.

Критика

Серия картин художника на библейские сюжеты была принята неоднозначно и вызвала шквал критики. Выставка палестинской серии в Москве в 1883 году была закрыта, картины запрещены к показу в России. Скандалом закончилась и выставка в Вене в1885 году.

Рекомендуемая литература

Комментировать