Эсфирь и Мардохей

Эсфирь и Мардохей

Сюжет

Данный эпизод иллюстрирует события времен вавилонского плена, описанные в книге Эсфирь. Во времена правления Артаксеркса, при его дворе служил Мардохей.

Один из царедворцев по имени Аман, питая ненависть к Мардохею, ложным доносом склонил царя подписать указ об истреблении еврейского народа. Тогда Мардохей обратился к своей воспитаннице Эсфирь, которая была отдана замуж за царя Артаксеркса с просьбой спасти еврейский народ (Есф. 4:13-14). Мужественная Эсфирь под страхом смерти обратилась к царю во время торжественной церемонии. Найдя благосклонность царя, она и пригласила его на пир вместе с Аманом, где разоблачила его злые намерения. Аман был казнён вместе с сыновьями. В память об этом событии у израильтян был установлен праздник Пурим.

Описание

На картине представлена беседа Эсфири и Мардохея, подготавливающих послание Артаксерксу. Мардохей облачен в побитую мехом мантию, на голове его тюрбан, в руке перо. На столе приготовлены бумаги. Эсфирь уже одела свои лучшие наряды, готовясь предстать в них перед Артаксерксом, держит письмо в руке, приготовив кожаный футляр. Положение тела, жесты рук передают серьезность и решительность в стремлении защитить своих соплеменников от ужасной расправы. Есфирь сидит за столом, на котором расставлены письменные приборы. Искусный и дорогой наряд свидетельствует о ее высоком статусе. Царица задумчиво смотрит перед собой: перед ней выбор: спасти свой народ, дерзнув предстать перед царем на торжественной церемонии, на которой строго запрещалось подходить к правителю, пожертвовав соей репутацией и жизнью или же сохранить свою жизнь и отказаться от просьбы, предав Мардохея и весь народ на погибель. Любя свой народ и искренне желая помочь, Есфирь опасается, что ее слабых женских сил не хватит для совершения столь опасного и большого дела, но все же соглашается действовать. Она готова передать бумаги царю, пригласив его на пир.

Художник переносит библейское повествование в современную обстановку – в комнату, меблированную по последней моде XVII века, облачая героев в полуфантастические полуреальные наряды – платье с длинными рукавами, полушубок. Лица героев ярко выхвачены брошенным снопом света, тогда как комната, напротив, погружена в глубокий мрак. Обстановка мало чем напоминает древний Вавилон – скорее это европейский дом с привычной для художника обстановкой. Художник мастерски передает настроение героев, напряженную обстановку, грозящую неблагоприятным исходом. Чувствуется внутренняя напряженность обоих персонажей, несмотря на внешнее спокойствие и сдержанность жестов.

История

Художника относят к числу последних учеников Рембрандта. Работая в манере своего учителя, он писал преимущественно портреты, исторические и религиозные полотна. Как художник, Гелдер впитал дух и технику поздних лет живописи Рембрандта.

Рекомендуемая литература

Комментировать