- Какие примеры антропопатизмов можно встретить в Библии?
- Для чего в библейские тексты были включены антропопатизмы?
- Всегда ли антропопатизмы передаются одинаково в разных переводах Библии?
- Не представляют ли собой антропопатизмы некую проблему для понимания Бога человеком, уводя его в телесно-чувственную плоскость представлений о Боге?
- Когда в Библии говорится об органах Бога («десница Господня», «уста Господни» и т. д.) – это тоже антропопатизм?
- Цитаты об антропопатизмах
Антропопати́зм (от греч. ἄνθρωπος человек + πάθος чувство, страсть аффект) –
1) одна из форм описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, поступки, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений) посредством терминов и выражений, традиционно используемых для описания человеческих чувств (гнева, раскаяния, ненависти, жалости, милости, любви…);
2) такого рода термин или выражение, примененный (примененное) для описания Бога (Его состояния, действия, реакции на мысли, желания, деятельность (и пр.) Его разумно-свободных творений).
Какие примеры антропопатизмов можно встретить в Библии?
К числу библейских антропопатических терминов (антропопатизмов), используемых в Священном Писании, относятся: гнев (Числ.12:9; Ос.11:9), ярость (Числ.25:1) ревность (Числ. 25:11; Ср.: Исх.20:5-6; Исх.34:14), раскаяние (Ос.13:14; ср.: Быт.6:6-7), месть (Ис.59:18; Ср.: Наум.1:2), любовь (2Пар.9:8; Ср.: Ин.3:16), ненависть (Втор.12:31; Втор.16:22), милость (Быт.24:27; Быт.43;29), жалость (Ос.11:8; Ср.: 3Езд.1:19) и т. п.
Для чего в библейские тексты были включены антропопатизмы?
При составлении Книг Священного Писания антропопатизмы использовались ввиду непостижимости Бога и ограниченности человеческого разума, человеческого языка. Антропопатический язык – это язык, адаптированный под способности нашего мышления, нашей речи. Уместность его применения обосновывается также тем, что человек создан по образу Божию, отображает в себе совершенства Божества.
Всегда ли антропопатизмы передаются одинаково в разных переводах Библии?
Не всегда. И хотя в значительном количестве случаев антропопатизмы передаются в Септуагинте буквально, тем не менее некоторые из них представлены там как смысловые аналоги, а не как буквальные лингвистические эквиваленты. Отчасти это объясняется невозможностью подобрать оригинальному слову иноязычное, равнозначное ему и в лингвистическом, и в теологическом отношении.
Не представляют ли собой антропопатизмы некую проблему для понимания Бога человеком, уводя его в телесно-чувственную плоскость представлений о Боге?
В христианском богословии проблема толкования антропопатизмов всегда решалась в свете учения о вечности и неизменяемости Бога. Поскольку, согласно Божественному Откровению, Бог всегда себе тождественен, постольку и нельзя утверждать, что в какие-то моменты времени Он переходит из одного эмоционального состояния в другое. Различные формы описания внутреннего состояния или внешнего проявления Бога могут указывать как на разные аспекты соответствия или несоответствия тех действий разумно-свободных существ, относительно которых утверждается, что Бог радуется, гневается и т. д., так и на различные стороны Божественного Домостроительства.
Когда в Библии говорится об органах Бога («десница Господня», «уста Господни» и т. д.) – это тоже антропопатизм?
Нет, в данном случае мы имеем дело с антропоморфизмами.
Цитаты об антропопатизмах
«Когда ты слышишь слова: «ярость и гнев», в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
свт. Иоанн Златоуст. Беседа на Пс.6.-2. Творения. Т. V. Кн.1. СПб. 1899. С. 49.
«Бог благ и беспристрастен и неизменен. Если кто, признавая благословенным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает однакож, как Он будучи таков о добрых радуется, а злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостивым к ним; то на сие надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается: ибо радость и гнев суть страсти.
Нелепо думать, чтоб Божеству было хорошо, или худо из за дел человеческих. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом, по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отделяемся от Бога, по несходству с Ним.
Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми становимся отверженными от него; сие не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами мучителями соединяют».
преподобный Антоний Великий
«"Сожаление» Бога о создании человека (Быт.6:6) – условный прием, призванный показать живое, личностное отношение Творца к происходящему на земле».
прот. Александр Мень
Литература по теме
- Антропоморфизм и Антропопатизм Православная Богословская энциклопедия
- Антропоморфизм София-Логос. Словарь
Комментировать