Должна ли самооценка быть высокой?
Наталья Ярасова

Должна ли самооценка быть высокой?

(6 голосов4.3 из 5)

В популярной психологии часто твердят, что самооценка должна быть высокой, что надо повышать самооценку. Это приводит в замешательство православных людей, которые знают, что гордыня – это грех (а высокая самооценка ассоциируется именно с гордыней), и избегают слишком хорошо думать о себе.

Проблема в самом термине «самооценка», особенно в сочетании его с определениями высокая/низкая.

В психологических словарях встречаются разные определения самооценки: это и «субъективные представления человека о самом себе», и «оценка своих собственных качеств», и «удовлетворенность собой», и «чувство собственной значимости».

Последуем совету Декарта точно определять значения слов и разберемся с тем, что же все-таки психологи понимают под самооценкой.

Самооценка. Проблемы определения

Считается, что первым в психологии использовать термин «самооценка» начал Уильям Джеймс в рамках разрабатываемых им представлений о «Я-концепции» (1890 год). Джеймс определял самооценку как удовлетворенность или неудовлетворенность собой в зависимости от того, добивается ли человек такого значимого для него успеха, на который рассчитывал. Формула определения самооценки по Джеймсу до сих пор используется в психологии самоотношения: Самооценка=Успех/Уровень притязаний.

Высокая самооценка по Джеймсу предполагает, что человек доволен собой, когда достигает всего (почти всего), чего хотел, или его успех даже больше ожидаемого. Или же когда он обладает теми качествами, какими хотел бы, и даже лучше. Можно сказать, что высокая самооценка предполагает ощущение «всё, как надо», «всё, как хотелось, и даже лучше», удовольствие от этого и отсутствие существенных поводов быть недовольным собой. В случае же недостаточного успеха или вообще провала человек оценивает себя низко – он недоволен собой. Самооценка может быть общей (себя в целом) и частной (в отношении какого-то конкретного качества или способности).

«Я хорошо умею считать в уме» – высокая самооценка. Её повышение и понижение зависят от того, удается ли человеку справиться со счетом в конкретной ситуации. Если успех человека соответствует его представлениям о себе, самооценка остается высокой. При ошибках в счете успех меньше ожидаемого, и самооценка снижается, приводя к недовольству собой.

Высокая самооценка может сопровождаться самолюбованием, но при этом самолюбование не является её неотъемлемой чертой. Человек может высоко оценивать себя, свою внешность, свои способности, достижения и радоваться своим возможностям, не предаваясь тщеславию и гордыне. Этому весьма способствует направление своих преимуществ в русло добрых дел.

Другой знаменитый психолог, Карл Роджерс, заметил, что адекватной эмоциональной оценки себя на основе своих достижений, способностей, возможностей и прочих характеристик недостаточно для здорового самоотношения. Важно еще и то, способен ли человек понимать и принимать самого себя.

«Я общительный, дружелюбный парень» высокая самооценка. Но при этом у человека может быть ощущение, что он недостаточно хорош, страх, что он никому не нужен, он может постоянно стремиться доказать другим свою приятность и полезность.

Принятие себя во многом определяется тем, насколько представления человека о себе соответствуют его идеалу, то есть тому, каким он хотел бы быть.

Так в психологии самоотношения появилось еще два термина:

Я-реальное – моё представление о себе, каков я сейчас.

Я-идеальное – то, каким я хотел бы быть (мой идеал в отношении себя).

Формула Джеймса была преобразована с учетом этих двух вариантов «Я»:

Самооценка=Я-реальное/Я-идеальное,

то есть самооценка – это соотношение представлений человека о том, какой он есть, и о том, каким он хочет быть. Чем больше разрыв между этими представлениями, тем ниже самооценка, а уменьшение разницы между Я-реальным и Я-идеальным способствует снижению внутренней напряженности, самопринятию, спокойствию и т. п. Это уравнивание осуществляют двумя способами: развитие себя и своих достижений, чтобы приблизиться к идеальному «Я», и снижение требований к себе, позволяющее создать более рациональный образец для сравнения.

Таким образом, трудами многих психологов установлено, что для здорового самоотношения человеку необходимо быть удовлетворенным собой, своими качествами, своими достижениями и понимать, принимать себя.

Порой всё это в совокупности называют общей самооценкой, однако в профессиональной психологии в последнее время понятия самооценки и самоценности рассматривают по отдельности. Это позволяет работать с каждым из этих качеств индивидуально и расширяет возможности анализа, коррекции и терапии данных характеристик личности.

Самооценка и самоценность

Самооценка – это субъективное мнение о себе, процесс и результат оценивания себя в сравнении с неким идеальным для себя образцом или другими людьми. Это отношение к себе на основе оценки себя, своих качеств, возможностей, положения среди других людей и т. п., или эмоционально-оценочный компонент «Я-концепции». Высокая самооценка означает, что человек доволен собой, низкая отражает недовольство собой.

Самоценность – эмоционально-безоценочный компонент «Я-концепции». Это отношение к себе, которое не зависит от оценки себя в ситуациях успехов и неудач, обычно его выражают через принятие/непринятие себя. При высокой самоценности человек принимает себя, при низкой – нет.

Получается, что самооценка – это параметр, который зависит от того, как человек проявляет себя, какими свойствами он обладает. А поскольку и сам человек, и его поведение постоянно меняются, то и самооценка должна меняться. И в самом деле, обычный человек доволен собой или нет в зависимости от ситуации, от того, что он делает, от его настроения, самочувствия, окружения и много от чего еще. Более того: «Самооценка — достаточно сложное образование человеческой психики. Она постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс установления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а, следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе». (Карпов А.В., Общая психология).

Скажу сразу, что самооценка в этом понимании должна быть не высокой, а адекватной: когда надо – высокой, когда надо – низкой. А повышать её нужно, только если она занижена.

А вот самоценность (самопринятие, самоуважение) – этот параметр личности у здорового человека действительно должен быть высоким. То есть психически здоровый, личностно зрелый человек должен ценить и принимать себя. При высокой самоценности человек принимает себя таким, как он есть (не путать с нежеланием меняться), при низкой – не принимает. Это качество формируется в раннем детстве в зависимости от того, как относились к человеку его родители. Именно это качество нередко сопоставляют с любовью к себе.

Человек с высокой самоценностью ощущает себя значимым, даже если не может объяснить, почему и зачем. Он просто чувствует, что важен мирозданию таким, какой есть, неидеальным. Он доверяет себе, открыто, без опасений общается с окружающими, легко может попросить о помощи, но при этом сам принимает решения и способен поступать обдуманно. Для него естественны доверие и надежда. Он способен встать выше своих переживаний и при необходимости сделать рассудочный выбор, даже вопреки чувствам, он ценит себя больше, чем свое сиюминутное удовольствие. Собственные промахи для него не становятся поводом ненавидеть себя, он способен отдыхать и радоваться жизни. Он умеет понимать и признавать свои желания, и может не идти у них на поводу, если они неразумны.

Человек с низкой самоценностью живет в пространстве негативных эмоций и страхов, которые могут быть фоновыми, а могут поглощать его личность. Он определяет себя через обладание чем-то – вещами, положением, личными качествами. Интересные маркеры низкой самоценности в нашей культуре – неспособность радостно, без чувства неловкости, принимать подарки и нелюбовь к своему дню рождения.

В отличие от здоровой самооценки, которая то возрастает, то падает в зависимости от обстоятельств, самоценность мало изменяется в течение жизни человека. Однако повысить ощущение собственной ценности можно, хоть это и довольно кропотливая работа над собой.

Усилия по обретению чувства самоценности являются важными не только для психического развития и решения своих психологических проблем, но и для духовного самосовершенствования: лишь ощущая собственную ценность, человек способен по-настоящему понимать, принимать, уважать ценность других людей. Сочувствовать другим может лишь тот, кто умеет чувствовать то же самое. Это очевидно перекликается с заповедью о любви к ближнему.

Иногда людям кажется, что они ценят других, даже если ненавидят себя. Но пропущенное через призму ненависти к себе отношение к другим людям искажается. Оно либо приглушается, либо становится неполноценным, с множеством условий и условностей. Это уже не та чистая любовь к ближнему, не то признание его ценности, которое присуще человеку, искренне и открыто ощущающему ценность каждой личности, в том числе своей собственной.

В психологии человека есть такая закономерность: его чувства блокируются оптом. Не всегда это касается всей полноты эмоций, но заблокировать сольно только одно какое-то чувство человек не может: попутно приглушаются и другие чувства, вплоть до ощущения бесчувствия в той или иной сфере. Потеряв способность ощущать собственную ценность, заблокировав ощущение самоценности, человек теряет способность полноценно ощущать ценность других людей.

Интересная закономерность: люди с высокой самоценностью и самооценку обычно имеют адекватную. А люди с низкой самоценностью обычно оценивают себя неадекватно.

Оценивайте себя адекватно

Самооценка может быть адекватной (высокой или низкой) и неадекватной (заниженной или завышенной).

Здоровая самооценка – это адекватная гибкая, динамичная самооценка. Она повышается, если успех человека соответствует его ожиданиям или даже превышает их, и снижается при неудачах.

Например, человек запланировал ходить не менее 5 км в день. В те дни, когда он выполняет норму или даже проходит больше, он доволен собой: «я сегодня выполнил норму», его самооценка высока. Если же он нагуливает всего 2 км, то его самооценка снижается, он испытывает недовольство собой: «я сегодня не такой, как хотел бы», и это мотивирует его либо увеличить усилия, либо снизить уровень притязаний.

Таким образом, адекватная самооценка регулирует поведение человека.

Но порой человек оценивает себя неадекватно. Согласитесь, странно считать нормальным, если проваливший важный для него экзамен студент будет высоко оценивать себя и думать, что он добился успеха. И столь же нелепо, когда заслуженный победитель международной олимпиады в порыве комплекса самозванца считает, что он глупый и ни на что не способен. Если у человека нет ноги, а он будет воображать, что у него всё в порядке и нога есть, он явно наломает дров и может даже погибнуть.

Если человек слишком высоко или низко оценил себя в какой-то конкретной ситуации, психологи обычно не говорят, что у него завышенная или заниженная самооценка, для обозначения эпизодической неадекватной самооценки используются слова «недооценил себя» и «переоценил себя». Неадекватная самооценка – это стабильная склонность человека переоценивать или недооценивать себя. Неадекватная самооценка практически не изменяется, она является закостенелым психическим образованием. Из-за неё активизируется стереотипное мышление человека, вызывая ощущение: «Я-ничтожество» или «Я-идеал» в отношении конкретных способностей или, в тяжелых случаях, охватывая всю личность человека. Неадекватная самооценка не стимулирует человека на изменения, а заниженная самооценка еще и приводит к унынию.

Факты вместо оценочных суждений

Для того чтобы самооценка была адекватной, она должна опираться на факты. Оценивать себя адекватно – это констатировать свои реальные качества и способности, а не унижать себя с обесцениванием или отрицанием собственных плюсов (при заниженной самооценке), и не преувеличивать имеющиеся или не приписывать себе несуществующие достоинства (при завышенной самооценке). То есть самооценка не должна выражаться через навешивание ярлыков («клеймение», «стигматизация») – не надо ставить себе ни оскорбительный, ни самопревозносящий диагноз. Чаще проблемой являются нелестные ярлыки («я козел», «я истеричка», и др.), но и ярлыки восхищения собой («я самая красивая», «я гений») – штука не полезная.

Пример самооценки в сравнении себя с образцом: для молодых людей–не спортсменов есть норма ГТО пробежать 100-метровку примерно за 13–18 сек в зависимости от пола и возраста. Человек пробежал это расстояние за 35 секунд.

Адекватная самооценка: мой результат значительно ниже норм ГТО, я не справился с нормативом и из-за этого недоволен собой (в этом и выражается эмоциональность самооценки). Из такой самооценки можно сделать выводы о причинах установленного факта (я слишком мало занимаюсь спортом, я недостаточно подготовлен к этому типу спортивных состязаний, я не в форме, у меня такие-то проблемы со здоровьем или особенности тела), а также, при желании или необходимости, продумать, как исправить ситуацию (мне надо тренироваться, подлечиться и т. п.). А желание избавиться от недовольства собой – довольно неплохой мотив, чтобы начать действовать.

Неадекватная самооценка в данном случае: «я слабый», «я ничтожество», «я ни на что не способен», «я хуже других» и т. п. Это те самые нелестные ярлыки. Такое субъективное негативно-окрашенное отношение к себе является фоновым для человека с заниженной самооценкой и словно подкрепляется каждым случаем неудачи. Неадекватная самооценка загоняет в уныние, она лишает мотивации, блокирует способность ощущать удовольствие от жизни.

Адекватную самооценку надо начинать с замены оценочных ярлыков на констатацию фактов. Например, не «я толстая», а «у меня есть лишний вес». Не «я тупой», а «я ничего не знаю о квантовой физике». Не «я неспособный», а «у меня не получается понять, научиться» и т.п.

Это позволяет снизить интенсивность неприятных эмоций. И хотя при негативных фактах недовольство собой остается, оно не является всепоглощающим, становится легче настроиться на какие-то действия, и риск уныния при этом меньше.

Изменить себя или свое отношение к реальности

Выводы из самооценки зависят от того, можно ли что-то изменить. Например, если речь идет о памяти, её можно до определенных пределов тренировать, как можно тренировать и тело, даже если кажется «я не смогу». Если же нет музыкального слуха или одной руки, придется принять как факт невозможность для себя играть на скрипке и жить с учетом этого факта. Или преодолевать реальность, как безрукие художники, пишущие картины ногами, и безногие танцоры – каждый выбирает для себя.

Адекватная самооценка позволяет не страдать о собственной бездарности, о собственном несоответствии каким-то идеалам, а ставить цели, которые учитывают неспособность в какой-то сфере. Ну, или принимать себя с этой неспособностью, не отчаиваясь, не перечеркивая другие свои возможности, не теряя чувства собственной значимости при осознании своих слабостей.

Вообще при оценивании себя нужно понимать, что наши качества – это как «дано» в математической задаче. Что-то является переменной, что-то – величина постоянная. И с тем, что изменить нельзя, нужно смиряться, принимать это. А в отношении изменяемых качеств открывается простор для работы над собой. Самооценка – как раз такое изменяемое качество.

Другое дело, что порой человеку только кажется, что какую-то свою черту изменить нельзя. Например, я сталкивалась с позицией: «если родился пессимистом, то таким и помрешь». Подобные убеждения иррациональны. Рождаемся мы с темпераментом. А наши мысленные установки – прижизненное приобретение, они изменяемы. Конечно, не всегда можно полностью искоренить ту или иную позицию, но смягчить её, сделать менее категоричной, а значит, облегчить себе жизнь – вполне возможно.

Реалистичность идеалов

Еще одно условие адекватной самооценки – выбор разумного образца для сравнения.

Например, если я оцениваю свою внешность в сравнении с фотомоделью, у которой ни одной морщины, ни одного прыща, идеальная осанка, стройная фигура, я, скорее всего, буду вечно в проигрыше, даже если вполне симпатичная особа. Если же я сравниваю свой достаток с миллиардерами, то, вероятно, буду страдать от своей нищеты, даже если вполне прилично зарабатываю.

Но и довольствоваться тем, что я живу лучше бомжа – тоже неразумный выбор идеала для сравнения, хоть и позволяет чувствовать себя лучше.

Нужно выбирать оптимальный образец – не достижимый в исключительных случаях, а вполне достижимый, а также достаточно близкий к желаемому.

Что делать с неприятием своей внешности

1. Прекратите придавать слишком большое значение своей внешности в собственных мыслях.

Наша внешность важнее всего нам самим, для остальных людей она является только фоном для вашей личности — нас воспринимают целостно, и хотя приятность черт оказывает влияние на первое мнение человека, оно очень быстро модифицируется в зависимости от того, как вы проявляете себе в общении. И речь не идет о том, умеете ли вы поддерживать интересную беседу, – важно, насколько вы доброжелательны, не проявляете ли агрессию, снобизм и т. п. «Едва ли сыщется такой недостаток внешности, с которым приятное обхождение нас постепенно бы не примирило» (Д. Остен, «Доводы рассудка»).

Психологи предлагают различные тренинги по принятию собственной внешности. Например, воспользоваться возможностями своего телефона и наделать множество селфи, строя очень смешные и страшные рожи, а затем регулярно просматривать сотни этих ужасных снимков. Это вызывает привыкание к себе, мозг устает эмоционально реагировать на собственные недостатки и начинает воспринимать их менее болезненно, а еще на контрасте с такими снимками обычное собственное лицо начинает казаться вполне нормальным. Более жесткая версия тренинга – ходить в не устраивающем себя (но приличном и опрятном) виде, например не причесываться слишком тщательно или одеваться в нелюбимом стиле, женщинам – не краситься. Общаться с другими при этом надо, представляя себя в полном порядке, словно вы идеальны. Со временем (причем не очень-то много его и понадобится), станет очевидно даже вам, что внешность оказывает не слишком большое влияние на процесс общения. Те ваши особенности, которые заставляют вас страдать, другие зачастую почти не замечают. Повторим, что речь не идет о неопрятности и неряшливости – запах и грязь реально могут отпугнуть людей.

2. Останавливайте свою самооценку на этапе констатации факта, не позволяйте себе скатываться в оценочные суждения.

Не «я дебил», а «я этого не знаю». Не «я криворукий», а «я не умею плести кружева». Обычно этот переход к оценочным суждениям происходит в вашем сознании автоматически, но он всегда начинается с информации о факте: «Я не плету кружева, значит, я криворукий». Приучайте себя отслеживать момент перехода от факта к «диагнозу» и прекращайте навешивать на себя негативные ярлыки.

3. Учитесь не сравнивать себя с теми, кто кажется вам идеалом.

Такое сравнение непродуктивно, оно вызывает зависть. Вы можете называть это отношение белой завистью, но завистью она от этого быть не перестает. Лучше порадуйтесь за человека, что у него всё хорошо в том, чего вам не хватает.

А дальше сконцентрируйтесь на себе – постарайтесь понять, что вы можете сделать, чтобы получить это недостающее. Если не можете ничего – думайте, чем иным вы можете это компенсировать.

Но даже эта концентрация на себе должна быть здоровой – это просто постановка цели, а не новый повод для страданий. Слишком интенсивные переживания в любом случае выматывают, истощают ваши душевные силы.

4. Откажитесь от иллюзий: вы страдаете не из-за собственного недостатка, а из-за собственной неспособности смириться с ним, научиться жить с ним без вечного саможаления, неумения компенсировать его чем-то продуктивным, если недостаток нельзя исправить. Или из-за сопротивления, нежелания изменять себя и свой образ жизни, если ситуацию вполне можно поменять к лучшему.

Например, если у человека нет ноги, на нашем уровне медицины вырастить новую невозможно. Но одни люди, потеряв ногу, душевно ломаются, становятся неспособны смириться с собственной инвалидностью. Они считают себя ущербными, по сути – ставят крест на своей жизни и проводят свои дни в вечном унынии и недовольстве собой. Другие же понимают и принимают как факт, что их возможности изменились, ищут хорошие протезы, подбирают виды деятельности, которые могут совершать в новых условиях, заводят семью, рожают детей, занимаются спортом, помогают другим инвалидам — то есть сохраняют самооценку на уровне «я нормальный человек, просто у меня есть особенности, которые я должен учитывать». Безусловно, без ноги жить сложнее – в сравнении с тем, у кого обе ноги целы. А если сравнивать со слепыми, с безрукими, с лежачими больными? В нашем мире многое относительно, и фактически всегда найдется тот, кому хуже. Саможаление в большинстве случаев непродуктивно.

А вот если вы страдаете от того, что у вас плохая память, то перед тем, как искать способы не потеряться на соседней улице, надо честно ответить себе на вопрос: «А что я сделал, чтобы натренировать свою память? Сколько часов в день я потратил на мнемотехнику? Какие именно упражнения я выполнял?» И вот тут у некоторых людей, которые переживают о своей памяти, уже может появиться ответ: если вы не в курсе, что значит «мнемотехника» и не знаете ни одного мнемотехнического упражнения, то вы уделили развитию своей памяти недостаточно внимания. То есть еще рано утверждать, что ваша память плохая. Она может быть просто нетренированной, а это уже совсем другая история.

Если же страдание касается не реального физического недостатка (само слово обозначает, что чего-то недостает – в буквальном смысле), а несоответствия своей внешности какому-то представлению о красоте, то это вообще непродуктивный путь вечного саможаления.

Переживания из-за некрасивой внешности в подавляющем большинстве случаев иррациональны, так как причины их лишь в нашем собственном воображении. Без нашего чрезмерно негативного эмоционального восприятия факта собственного несовершенства собственные недостатки не будут так нас тяготить. Поэтому надо работать над восприятием самого себя, изменять собственные образцы для сравнения, приучать себя не следовать эмоциям, а рассуждать, руководствоваться разумом, усваивать конструктивные мысленные установки и поведенческие стратегии. В первую очередь нужно перестать маниакально считать условием собственного счастья свое соответствие некоему идеалу красоты.

Это не значит, что нужно успокоиться, просто не переживать о том, что ты, например, толстый, и ничего не делать. Знание факта о пагубности лишнего веса позволяет принять рассудочное решение: буду ли я что-то делать для решения этой проблемы, что именно я буду делать, а на что не готов. Ну и дальше – действовать, если есть такое решение. Если же нет – не надо оправдывать себя тем, что вы не можете. Честно признайтесь, хотя бы себе, что не хотите прикладывать усилия для изменений, что для вас проще оставаться таким, каков вы есть. Парадоксально, но как раз такое признание и может стать началом изменений, так как высвобождаются необходимые для них силы, прежде уходящие на сопротивление и психологические защиты.

5. Работайте над вылавливанием и обезвреживанием собственных когнитивных искажений.

Когнитивные искажения – это результат нормальной работы мозга. Так называют типичные для всех людей «ошибки мышления», появляющиеся в ходе экономии времени и энергии мозга. По сути – это типичные заблуждения и мысленные привычки. Например, мы считаем, что другие думают о нас столько же, сколько мы сами думаем о себе. Или мы оцениваем что-то новое не само по себе, а в сравнении со старым. Или завышаем важность непривычных, незнакомых вещей. А еще наши сомнения в своей способности что-то изменить не дают нам действовать, даже если по факту дело далось бы нам весьма легко. Списки когнитивных искажений разнообразны и велики, по некоторым данным насчитывается около 200 видов систематических ошибок мышления.

Когнитивные искажения есть у всех, но вот степень их влияния на здравомыслие человека очень сильно различается. Избавиться от них невозможно, да и опасно. А вот научиться ими пользоваться как инструментами, распознавать их и решать, что с ними делать, вполне возможно – по крайней мере до такой степени, чтобы выработать адекватное самоотношение вместо набора иррациональных представлений о себе.

Духовные проблемы и чувство меры в отношении к себе

Некоторые психологические способы коррекции самооценки мы уже рассмотрели, но важно еще и затронуть вопрос довольства собой, которое является проявлением высокой самооценки.

Можно разделить чувство удовлетворения на составляющие: радость от успеха и благодарность к источнику успеха и радости. Часто оба этих чувства обращаются на самого человека – человек доволен именно собой, ощущает, какой он молодец, или какой он красивый, способный и т. д. Однако это путь, замыкающий человека на самом себе и провоцирующий горделивые, тщеславные помыслы.

Стоит распределять эти чувства между собой и истинным источником успеха. Православный человек должен помнить, что без Бога он немощен, и не приписывать свой успех и свои способности исключительно своим заслугам, стечению обстоятельств и другим людям. А уж внешностью своей и вовсе не должно тщеславиться.

Позитивное ощущение довольства тогда может выражаться в чистом ощущении радости с разумным признанием своего вклада в успех или помощи других людей, но без самопревознесения и человекопреклонения, а остальные позитивные чувства преобразуются в благодарность к Богу.

Если человек три года работал над изготовлением какой-то сложной технической конструкции, и сделал ее так, как и задумывалось, то, обладая здоровой самооценкой, он не будет упиваться тем, какой он молодец. Успех принесет ему чувство радости от выполненной работы. Отрицать сделанное им человек тоже не будет – он ведь понимает, что реально много труда вложил в дело. Однако он знает и то, что без Божиего произволения он не сумел бы сделать ничего – это Бог дал ему ум, способности, здоровье, силы, условия для работы. И он испытывает светлое чувство благодарности за всё это. Успех его сопровождается высокой самооценкой, но это приводит его не к самовосхвалению, а к радости и благодарности Богу.

Иногда говорят, что лучше избегать низкой самооценки, так как даже временное негативное отношение к себе подавляет человека, а реалистичность негативной самооценки вообще может стать пагубной, ведь осознав свою критическую неполноценность в чем-то, человек может душевно сломаться. Отсюда – депрессии, алкоголизм, суициды… Но повторим слова о невозможности полноценного лечения без правильной постановки диагноза. Негативная адекватная самооценка подобна признанию некоего диагноза, это точка начала «лечения»: отрицая наличие болезни, невозможно от этой болезни избавиться, разве что случайно. В этом смысле низкая самооценка соотносится с самоукорением.

Крушение иллюзий о себе, действительно, чрезвычайно болезненно для людей с завышенной и с заниженной самооценкой, так как тесно связано с их способностью ощущать свою ценность, по сути – свое право жить. Человек с завышенной самооценкой катастрофически боится соприкоснуться с собственным несовершенством, в момент осознания своей неидеальности у него рушится и самоценность. А у человека с заниженной самооценкой по определению проблемы с самоценностью. Он либо ощущает себя неполноценным без опоры на кого-то более уверенного в себе, либо обесценивает и унижает кого-то, чтобы за счет такого принижения других повысить чувство собственной значимости. Для него признание факта собственного провала в чем-то серьезном может переполнить чашу терпения своей ничтожности.

И именно потому, что момент прозрения может стать для человека с неадекватной самооценкой серьезным кризисом, лучше осознанно работать над своей самооценкой, целенаправленно стремиться делать ее адекватной, чтобы такое не всегда приятное самопознание совершалось не вдруг, а максимально безопасно, с готовностью принять свои больные места.

А для человека с адекватной самооценкой даже чрезвычайно низкая оценка себя в какой-то момент времени – точка роста. Для него осознание своих минусов, своих недостатков — повод не для страданий, а для исправления, для развития в лучшую сторону. Потому что у человека с адекватной динамичной самооценкой обычно все в порядке и с ощущением самоценности, не зависящим от того, доволен ли он собой в конкретный момент времени.

Увы, православные люди тоже нередко страдают, не ощущая своей ценности, не понимая, зачем нужны, почему значимы, чем ценны. Для людей, живущих духовно, это проявление не только личностной проблемы, которую нужно решать с психологом, но и маловерия. В таком случае можно предложить одновременно простой и неимоверно сложный рецепт прекращения страданий от этих размышлений и сомнений: доверьтесь Богу. Если Он вас создал, если Он дал вам жизнь, значит, Ему вы нужны, значимы, ценны. Как у Маяковского: «Ведь если звезды зажигают – значит — это кому-нибудь нужно…». И не всегда нам нужно понимать – зачем и почему. Порой приходится это просто принять, поверить в это. Это тоже урок смирения – интересный и парадоксальный урок – смириться, признав свое достоинство. Это действие, раскрывающее дополнительный смысл добродетели смирения – приведение себя в состояние той меры, которая позволяет нам идти евангельским путем: «Истинное смиренномудрие состоит в послушании и последовании Христу» (святитель Игнатий Брянчанинов).

Итоги:

Здоровая самооценка адекватна и изменчива: она повышается и понижается в зависимости от ситуации. Но эти изменения не хаотичны: с одной стороны, они определяются внешними и внутренними условиями (успехом, оценкой себя в сравнении с кем-то, мнением окружающих, самоанализом и саморазвитием, и др.), а с другой – ощущением самоценности. Колебания самооценки под воздействием разных условий можно сравнить с детской неваляшкой, которая стремится вернуться в устойчивое положение, куда бы её ни отклонили. Различные внутрипсихические и социальные процессы «оттягивают» самооценку в ту или иную сторону, но некая целостная и постоянная личностная структура стремится вернуть самоощущение в привычную форму. Таким возвращающим душевное равновесие «центром тяжести» здоровой самооценки является ощущение эмоционального благополучия, которое базируется на высоким чувстве самопринятия. Принятие себя, то есть высокая самоценность, – это не самопревознесение, а восприятие себя как гармоничного создания, имеющего и реализующего смысл жизни. Это чувство можно описать словами святителя Игнатия (Брянчанинова): «преизобильное ощущение существования». Кто-то пытается достигнуть такой гармонии исключительно рациональным путем: решая свои личностные проблемы; и действительно, в какой-то степени улучшает свое эмоциональное состояние. Но условием полноценного самопринятия является полное доверия к Богу раскрытие себя в духовной жизни.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать