-
1. Наука о человеке называется:
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: АнтропологияКомментарий:Антропология – это христианское учение о человеке, его происхождении (тво-рении), строении, земной и последующей жизни.
-
2. Какой состав имеет человек, согласно православному богословию?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: ДихотомияКомментарий:В современных пособиях по догматике нередко указывается на двоякость подхода к этому вопросу. Тем не менее, в святоотеческом богословии твёрже проводится мысль о том, что человек состоит из души и тела, то есть что он — двусоставный. При этом дух понимается как высшая принадлежность души.
-
3. Каковой стала иерархия человеческих потребностей после грехопадения?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Беседа о человеке, протоиерей Серафим СлободскойКомментарий:До грехопадения плоть человека всецело подчинялась руководству души, которая, в свою очередь, руководилась духом (как высшим организующим началом души). При этом дух был устремлён к Богу. Таким образом, Центром человеческих стремлений был Господь.
В результате греха эта иерархия оказалась нарушенной. Плоть не только перестала контролироваться душой, но и во многом взяла над ней верх (кому неизвестно, как трудно бывает бороться с греховными плотскими побуждениями?). Душа перестала полностью управляться духом, а дух устремился ко греху.
-
4. Кто в православной антропологии подразумевается под "ветхим человеком"?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Ветхий человекКомментарий:Ветхим человеком называется состояние человека, следующего греховным страстям.
Противоположностью ветхому человеку является человек обновляющийся.Ветхим человеком называется нравственное состояние человека или сам человек, пребывающий под властью дьявола и греха, не стремящийся следовать за Христом, жить полнотой духовной жизни.
-
5. Центральная идея христианской антропологии:
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: Образ и подобие БожииКомментарий:В основе христианской антропологии – как ее центральная идея – лежит учение об образе Божием в человеке. Именно благодаря тому, что человек есть образ и подобие Божие (образ человеку дан, а подобие – задано в его свободе и составляет жизненную задачу самого человека), он способен осознавать вечное, бесконечное, непреходящее, духовное и отождествлять себя с ним. С христианской точки зрения становление человека – это осуществление (восстановление) образа Божия в своей индивидуальной жизни...
В.И. Слободчиков, д.п.н. член-кор. РАО -
6. Сколько у человека органов чувств?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: ЧувстваКомментарий:Человек получает информацию посредством пяти органов чувств: зрения, вкуса, обоняния, слуха и осязания.
-
7. Диавольские искушения направлены против трех главных сил человеческой души: мыслительной, чувственной и волевой. Какое искушение направлено против чувственной силы души человека?
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: СтрастиКомментарий:Чувственная сила души связана с восприятием (человеком) тех или иных реалий, как приятные — неприятные, радующие — тяготящие, вызывающие довольство — вызывающие недовольство.
Грех очень часто влечёт человека именно как источник (или средство для получения) удовольствия. Хорошо зная об этом, дьявол, воздействуя на чувственную сферу, может искушать человека через напоминание ему о сладости прежних грехов, или настраивая на совершение новых (приятных) грехов.
"Против трех сил души три князя злобы, борясь с подвижниками, делают нападения, и в чем кто ни преуспеет и над чем ни трудится, в том и борим бывает ими" /Григорий Синаит. 1900, с.210/.
-
8. Духовная жизнь православного христианина складывается из двух главных составляющих. Выберите их:
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №1,4Верно!Материалы для изучения: Духовная жизнь -
9. Психология для православного христианина:
Правильный ответ: №2Верно!Материалы для изучения: Психология и духовная жизньКомментарий:Психология многими понимается как сугубо светская наука. Тем не менее от неё не следует отмахиваться как от якобы априори бессмысленной в отношении спасения.
Накопленный психологией опыт может быть с успехом использован человеком и в отношении себя самого, и в отношении ближних (например, в рамках пастырской, преподавательской, миссионерской, апологетической деятельности).
Некоторые базовые принципы, лежащие в основе светской психологии, лежат и в основе такой дисциплины как Православная психология.
-
10. Несет ли человек ответственность за грехи, совершенные им по немощи человеческой природы?
Правильный ответ: №1Верно!Материалы для изучения: ВоляКомментарий:Так как человеку даны от Бога свободная воля в выборе нравственных поступков, совесть для определения их нравственного достоинства и божественные заповеди, то его личная немощь может являться только смягчающим обстоятельством, но не оправданием греха.
Кроме того, Сам Господь помогает борющемуся с грехом человеку Своей благодатью, особенно подаваемой в Его Таинствах. -
11. Отчего в жизни зачастую приходится сталкиваться с таким явлением – неверующие или сектанты оказываются безупречными в нравственном отношении, в то время как многие из православных позволяют себе иногда весьма грубые грехи?
Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.Правильные ответы: №2,4Верно!Материалы для изучения: Духовная борьбаКомментарий:Так как православные хотя бы в силу своей принадлежности к истинной церкви и знанию божественного закона находятся на верном пути ко спасению, их духовная брань гораздо тяжелее, и неудивительно, что многие ее не выдерживают или выдерживают с трудом. Однако в любом случае в покаянии они могут получить прощение и благодать для исправления. А для неверующих или принадлежащих к сектантским сообществам их безбожия и ереси вполне достаточно для вечной погибели, и нет никакой необходимости искушать их грубыми грехами. «Там, где есть большая пагуба, там в меньшей нет нужды» - пишет преподобный Петр Дамаскин.
-
12. Тело для человека:
Правильный ответ: №2Верно!Комментарий:Тело – созданное бессмертным из праха земного орудие души, подвергшееся тлению и смерти после грехопадения человека, долженствующее воскреснуть и преобразиться во время Второго Пришествия Христова и участвовать в жизни будущего века или вечном осуждении.
Тело есть храм Духа, как говорит Ап. Павел (1Кор. 6:19). Оно − не просто "оболочка", но − в этом мире − выразитель, осуществитель действий души и духа, неотъемлемое от них; и в будущем веке тело наше будет с нами, только преображенное, одуховленное.
-
13. Толкователи Библии традиционно отмечают, что при искушении в пустыне Христос отвергает все те соблазны, на которые в свое время прельстилась Ева: соблазн духа, души и тела. Какой соблазн относился к душевной сфере прежде всего?
Правильный ответ: №2Верно! -
14. Существует ли душа человека до зачатия?
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: ДушаКомментарий:Душа человека не существует до зачатия. Церковь, последуя Божественным словам, утверждает, что душа творится вместе с телом, а не так, чтобы одна творилась прежде, а другое после (5-й Всел. Соб.).
Вопрос же о происхождении человеческой души (индивидуальное творение Богом или рождение от родителей) в догматическом богословии точно не решен, он относится к области богословских мнений. -
15. Человеческая ипостась (личность) включает в себя:
Правильный ответ: №3Верно!Материалы для изучения: Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословиеКомментарий:Тело каждого человека вместе с душой составляет цельную, по составу, ипостась. Святые Отцы на основании Библии учат, что душа и тело не являются чуждыми элементами, соединенными в индивидууме лишь на какое-то время, но даны одновременно и навсегда в самом акте творения: душа «обручена» телу и неразлучна с ним. Только совокупность души и тела является полноценной человеческой личностью-ипостасью: ни душа, ни тело сами по себе таковой не являются: «Ибо что есть человек, если не состоящее из души и тела разумное живое существо? – говорит святой Иустин Философ. – Итак, душа сама по себе является ли человеком? Нет... А тело разве можно назвать человеком? Нет... Только существо, состоящее из соединения обоих, называется человеком». Неразрывную связь души и тела святитель Григорий Нисский называет «знакомством», «дружбой» и «любовью», которые сохраняются даже после смерти: «В душе и после разлучения с телом остаются некие знаки... соединения, ведь узнали богатый и Лазарь (друг друга) в раю. На душе остается как бы отпечаток (тела), и во время обновления она опять примет на себя это (тело)».
Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты тестов в личном кабинете и участвовать в рейтинге.
Комментировать