Повествование о неком блуднике, который творил милостыню, не оставляя блудный грех. Пролог от 12 августа (перевод на современный русский язык)
В те дни, когда правил царь Лев (Лев Исавр, VIII век – прим. переводчика), был в городе Константинополе весьма известный и богатый человек, милостивый к нищим. Однако, творил он также и скверный грех прелюбодеяния, оставаясь в нём до старости, в виду того, что этот застарелый грех стал злой привычкой. И так, непрестанно творя милостыню, он не отступал от греха прелюбодения. И внезапно тот человек умер.
И был спор об этом человеке у патриарха Германа с другими епископами, которые говорили, что он спасён; потому что сказано в Писании, что человек спасается через богатство. Другие же, напротив, утверждали, что раб Божий должен быть непорочен и нескверен; потому как сказано в Писании, что даже если и весь закон человек исполнит, но согрешит в чём-то одном, его праведность будет забыта. Ибо говорил Бог в Писании: «В чём тебя застану, в том тебя и сужу». И повелел патриарх всем монастырям и всем затворникам, чтобы помолились Богу об этом человеке и да откроет им о нём.
Когда это случилось, открыл Бог некому затворнику, как и где пребывает тот человек. И позвав патриарха, рассказал ему перед всеми людьми, говоря: «Я всю ночь молился и видел некое место, по правую сторону которого был рай, исполненный неизреченных благ. С левой же стороны было огненное озеро, пламень которого восходил до самых облаков. Между блаженным раем и страшным пламенем умерший человек стоял привязанный и горько стонал, и часто смотрел на рай, и плакал горько. И видел я светоносного агнела, который приступил к нему и говорил: «Отчего напрасно ты стонешь, человек? Ведь ради твоей милостыни ты избавлен от муки. Но потому, что не оставил ты скверное прелюбодеяние, лишился ты блаженного рая.»»
Всё это слышал патриарх, и бывшие с ним люди говорили в страхе: «Истинно писал апостол Павел, что нужно избегать блуда. Всякий грех, который человек творит, есть грех вне тела, блудящий же оскверняет своё тело. И где сейчас те, кто говорил, что и творя любодеяние, спасёмся милостынею? Ибо если ты истинно милостив, то должен прежде всего помиловать самого себя и соблюсти телесную чистоту; без неё никто не узрит Бога. Никому не поможет серебро, раздаваемое из нечистой руки и нераскаянной души.
Слово о некоем блуднице, иже милостыню творя, а блуда не остася. Оригинал
В лета Леона царя, бяше в Константине граде человек славен зело и богат, милуя нищия. Неприязненным же действом творяще грех прелюбодейственый, в нем же и до старости прейде, занеже устарелся бе злый той обычай. И тако непрестанно творя милостыню, ни от прелюбодеяние не отступаше. И внезапу умре человек той.
Стязанию же о нем бывшу Герману патриарху со иными епископы, овем глаголющим яко спасен есть; писано бо есть, избавление мужу свое ему богатство. Инем же противу глаголющим, яко не порочну и не скверну подобает рабу божию быти; писано бо есть аще и весь закон исполнит человек, во едином же согрешит, непомянется правда его. Рекшу Богу, вчем тя застану, втом ти и сужю. И повеле патриарх всем монастырем, и всем затворником, да помолятся о нем к Богу, и явит им о сем.
Сему же бывшу, откры Бог некоему затворнику, како и где пребывает человек той. И призва патриарха исповеда ему предвсеми людми глаголя, аз бех всию нощь моляся, и видех некое место, одесную имущо рай, исполнено неизреченных благ. Ошую же езеро огненое, егоже пламень восхождаше до облак. Между же блаженнаго рая, и страшнаго пламене умершии муж привязан стояше и зле стоняше и часто к раеви взираше, и горько рыдаше. И видех светоносна ангела приступльша к нему и глаголюща, что всуе человече стонеши. Се бо милостыни твоея ради, избавлен если муки. А понеже не остался еси любодеяния сквернаго, зато лишен еси рая блаженнаго.
И се слышав патриарх и сущии с ним, страхом одержими глаголаху, по истине Павел апостол писа глаше, бегайте блуда. Всяк бо грех иже аще сотворит человек, кроме тела есть, а блудяй во свое тело согрешает. Где убо суть нецые глаголющии, аще и любодеяние творим, но милостынею спасени будем, ибо аще милостивец еси истинен, то себе ти подобает преже помиловати, и чистоту телесную соблюсти; безнея же никтоже узрит Бога. Никтоже бо пользует даемое сребро из руки не чисты и души не покаянны.