В.М. Чернышев

Сектоведение. Часть 1

Источник

Часть 2 * Часть 3

Содержание

Введение

Секты первых веков христианства Гностицизм Докетизм Монтанизм Евиониты Монархиане Савеллианство Манихейство Арианство Донатисты Пелагианство Несториане Монофизитство Монофелитство Павликиане Сектантство на Руси Религиозный аспект происхождения русского сектантства Нравственный аспект сектантства Психологический аспект сектантства Исторический аспект возникновения сектантства О единстве церкви Разделение внутри самих сект Дифференциация сект Реформация в Германии Реформация в Англии Реформация в Швейцарии Евангельские христиане-баптисты Догматическое учение ЕХБ Практическое руководство в полемике с ЕХБ О Священном Предании О почитании святых икон Практическое руководство в полемике с иконоборцами О священстве Практическое руководство к полемике о священстве О православной литургии Исповедь Необходимость молитв за усопших О крещении младенцев Практическое руководство к вопросу о крещении детей О святых мощах и кресте О таинстве Елеосвящения О почитании Богородицы и святых угодников Божиих Об отношении к оружию и защите Отечества О рождении свыше О постах Из истории зарождения баптизма Учение о предопределении в баптизме Пятидесятники Практическое руководство для аргументации к теме об иных языках Из истории харизматического движения Христиане-адвентисты седьмого дня (асд) Учение о скором Пришествии Спасителя Учение о душе Практическое руководство на тему о загробном существовании души О Законе Божием Православное понимание субботы Обрядовый закон Суббота в иудаизме Продолжение полемики с АСД История возникновения адвентизма Секта иеговистов Особенности вероучения Пролог Начало действия Конфликт Финал Понятие Бога Смысл искупления О Пришествии Иисуса Христа на землю Учение о Духе Святом О душе человека Об Армагеддоне Практическое руководство к полемике с иеговистами Обрядовая сторона служения Из истории создания секты Контраргументы и анализ учения иеговистов Кто будет судить нас? Кто наш Пастырь? Кто свет миру? На чей суд предстанем? Во имя Кого мы крестимся? Кто послал Духа Святого? Кто Царь Иудейский? Кто воскресил Иисуса из мертвых? Иегова и Иисус – Создатель Иегова и Иисус – Господь господствующих Иегова и Иисус – есть первый и последний Иегова и Иисус – один Бог Иегова и Иисус – Спаситель Поклоняйся только Богу Что же Христу присуще как Богу? Перевод О душе Доктрина спасения Учение о Боге Полемика о Богочеловечестве Христа Секты мистического толка Возникновение сект мистического толка Распадение на толки Хлысты Прыгуны Скопцы Духоборцы. Догматическое учение духоборцев Учение о Боге Учение о душе человека Учение об искуплении Учение о Церкви, иерархии, таинствах и обрядах История духоборческого движения О Л.Н. Толстом В чем же ошибка и трагедия русского писателя? Украинская автокефальная православная церковь Тоталитарные секты Модификация поведения Контроль поведения Контроль мысли Эмоциональный контроль Информационный контроль Примеры «рукоположения» в тоталитарных сектах Реформирование сознания Коммуникативный контроль Манипуляция мистическими чувствами Борьба за чистоту души и рядов «Научное обоснование» доктрины Лингвистическое моделирование реальности Доминирование доктрины над личностью Право на жизнь и право на смерть Последствия участия в секте Псевдохристианские культы Восточные культы Псевдонаучные культы Синкретические культы Оккультные секты Почему плодятся культы Методы вербовки в секту Правила духовной безопасности Богородичный центр Учение о Церкви и таинствах Церковь объединения муна Как вести себя в случае встречи с адептами секты Муна Мормоны Из истории возникновения Книга Мормона Особенности вероучения секты. О духе и душе Трактовка и понимание Бога Учение об искуплении Символ веры мормонов Священство у мормонов Дальнейшее утверждение секты Историческая перспектива возникновения секты в интерпретации книги Мормона Богослужение Международный институт души «атма» («великое белое братство») Вероучение «Белого братства» Полемика о перевоплощении души Понятие нравственности – категория относительная Пищевой режим секты О сектантских лидерах и основателях сект Сайентология Антигерой Михаила Булгакова. Мессир Воланд, кто вы? Черная Церковь («Церковь наоборот» или «Церковь сатаны») «Южный крест» (Московская Церковь сатаны) Уровень вовлеченности Заключение Библиография  

 

По благословению преосвященного Иова, Епископа Каширского

В книге рассматриваются основные признаки, история и причины возникновения сектантства, дается характеристика основных сект, существующих в настоящее время в мире, в том числе и тоталитарных. Даются рекомендации по полемике с сектантами и борьбе с сектантством как явлением извращенной духовности.

Пособие предназначено для учащихся духовных училищ и семинарий, работников служб социальной помощи пострадавшим от тоталитарных сект, широкого круга учащихся.

Введение

Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

...Итак, если скажут вам: вот, Он в пустыне, – не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте.

Евангелие от Матфея 24:23–24, 26.

«Секта» – слово латинское и в переводе на русский язык значит «правило» или «метод». Древнеримские писатели этим словом обозначали философскую школу или политическую партию, придерживавшиеся отличных от господствовавших в то время взглядов. Так, сторонников Антония Цицерон называет сектантами, а Тацит говорит о секте стоиков.

Несколько позже слово «секта» стали применять к религиозным обществам, учение которых отличалось от верований остальной массы людей. «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» (Деян. 11:26). Уже Плиний Младший говорит о «секте христиан», появившейся в его время среди иудеев.

Для религиозных сект характерна претензия на исключительность своей роли, идейных принципов и установок. Доминирует настроение избранничества и тенденция к активному миссионерству. Резко выражено стремление к духовному возрождению, признаком чего является строгое соблюдение определенного нравственного кодекса и обрядовых предписаний. Как правило, отрицается институт священства, подменяясь «принципом всеобщего священства», а пастырство внутри общины считается харизматическим1, т. е. избирается по мистически – субъективной внутренней установке совокупно всеми членами секты. Считается, что избранный лидер получил как милость Божию, особую способность и мудрость к руководству общиной. При этом следует ссылка на Деян. 1:26 и Откр. 1:6; 5:10. Подчеркивая равенство всех членов, добровольность такого объединения, акцент делается на возрождение (или обращение), которое предшествует членству. Эти основные указанные черты присущи многим религиозным объединениям, т. е. являются своеобразной моделью сектантства.

Прошли столетья и с усилением христианской Церкви слово «секта» стало применяться лишь к тем христианским обществам, которые хотели жить лишь сами по себе совершенно отдельно от ортодоксальной Церкви и, обособляясь от нее в учении или порядке, управлении и дисциплине, имели в себе характерные признаки ереси и раскола. В третьем и четвертом веках количество сект увеличивается. Возникают секты донатистов, монтанистов, эвионитов. Обращаясь к Новому Завету, уже на его страницах увидим упоминания об имеющихся и грядущих отступлениях от истины. В книге «Откровение Иоанна Богослова» святой апостол упоминает николаитов, сторонников Иезавели. Также в 1 Послании к Коринфянам Апостол Павел убеждает отступиться верующих от разделений и не говорить «я Павлов», а «я Кифин"… (1Кор. 1:11–12).

В настоящее время у нас под сектой разумеется такое отделившееся от единства Православной Церкви, ее учения и таинств религиозное общество, которое имеет особое, отличное от нее учение, богослужение, устройство и живет отдельной самостоятельной жизнью, стремясь осуществить в своей замкнутой среде религиозные идеалы.

* * *

1

От греч. χαρίσμα – непосредственное водительство Духом Святым.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle