Мормоны
Из истории возникновения
В 1805 г. в г. Шарон округа Виндзор, штата Вермонт, США, родился Иосиф Смит. А в 1815–1820 годах на континенте повсеместно начали происходить большие религиозные волнения. Начавшись в секте методистов, они скоро распространились среди и других религиозных сект. Одни поддерживали методистов, другие защищали пресвитериан, третьи утверждали, что только баптисты спасутся. И Смит, будучи подростком, наблюдал такое положение в религиозной жизни прихожан. К кому примкнуть? Кто из них прав?
Как он позже описывал, этот период времени, период внутренних терзаний, сомнений, был для него и периодом обращения к Священному Писанию, в частности, к стиху 5-му главы 1-й Послания апостола Иакова, где сказано: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающему всем просто и без упреков, – и дастся ему» (Иак. 1:5). Впоследствии эта цитата из Священного Писания стала крылатой в секте мормонов и наиболее расхожей в их проповедях.
Итак, юноша стал уединяться с целью постичь волю Божию в этом хаосе религиозного противоборства. Однажды он удалился в лес, чтобы в очередной раз вопросить Бога о мучившем его вопросе. Тогда же он пережил необычайное состояние духовного подъема и молитвенного экстаза. Это состояние, однако, сопровождалось страхом. Вот как он сам описывал это состояние: «Едва я открыл уста свои, как внезапно какая-то сила, охватив и совершенно обессилив меня, произвела на меня такое поражающее действие, что язык у меня оцепенел, и я не мог говорить. Страшная тьма окутала меня, и мне казалось, что я был обречен на вечную гибель...»58. Тогда в лесу, как утверждает Смит, было сказано, что он не должен присоединяться ни к одной из религиозных общин, т.к. все они находятся в заблуждении. Юноша мысленно делает сравнение своего видения с видением апостола Павла, о котором последний рассказал царю Агриппе (Деян. 26:13).
В 1823 г. Иосифу Смиту было второе видение, в котором небесный вестник Мороний сообщил ему, что он избранник Божий, и ему будет вверена великая тайна, а его имя будет известно во всем мире, но одним оно возвестится во зло, а другим на добро. Далее в этом видении было сообщено Иосифу о некоей сокрытой книге, написанной на золотых листах и содержащей историю прежних жителей этого материка и источник их происхождения. Также вестником было сообщено, что полнота вечного Евангелия содержится в этой сокрытой книге, т.к. ее дал Сам Спаситель древним жителям этой земли. Но вместе с книгой, говорилось далее, сокрыты и два камня в серебряных оправах, и что именно эти камни, прикрепленные когда-то к нагрудному щиту, составляли то, что называется в Ветхом Завете урим и туммим59. И так как древние еврейские первосвященники пользовались этими камнями для того, чтобы быть «провидцами», потому Бог и уготовил эти камни для того, чтобы перевести тайные письмена с книги. Затем, Мороний стал приводить пророчества из Ветхого Завета, цитируя следующие места из Библии: Мал. 4:5, хотя читал он указанный стих иначе, чем в книге: «Вот, я открою вам священство рукою Ильи-пророка, до наступления великого и страшного дня Господня», затем были прочитаны 3-я глава книги Деяний, 11-я глава Исайи, 2-я глава пророка Иоиля. Кроме этого Мороний объяснил в видении, что лишь при получении упомянутых им листов, будут получены и камни, но показывать ни того, ни другого людям нельзя под страхом смерти, кроме того узкого круга лиц, на который Мороний сам укажет. И вот счастливый своим избранничеством и ошеломленный видением, Смит рассказал об этом своему отцу. Отец Иосифу поверил и повелел выполнить слова Морония, а само видение признал за Божественное Откровение. Таким образом, первыми его последователями стали близкие родственники.
Недалеко от деревни Манчестер, в округе Онтарио штата Нью-Йорк высится большая гора – самая высокая в окружающей местности. «На западной стороне, недалеко от вершины горы, под камнем довольно большого размера лежали листы, уложенные в каменный ящик», – так вещает летопись мормонов о местонахождении будущего источника их вероучения. В результате перевода с этих листов на свет появилась книга Мормона. Перевод же был сделан Смитом с помощью урима и туммима, как впоследствии он утверждал сам.
Книга Мормона
Первое английское издание вышло в 1830 г., русское – в 1980 г. Это сокращенная летопись народа Нефиева, а также ламанийцев. Написана книга к ламанийцам – остатку дома Израилева, а также «к иудею и к иноверцу». Здесь же сокращенная летопись, взятая из книги Ефера, которая содержит историю народа Иаредова, рассеянного в то время, как Господь смешал язык народа при постройке Вавилонской башни. Летопись написана была на золотых листках рукою Мормона, который являлся последним вождем народа. Книга состоит из 15-ти главных частей. Летописи эти занимают период времени от 600 г. до Р.Х. до 421 г. после Р.Х. Приблизительно к последнему году Мороний, последний из нефийских историков, записал Священную летопись и сокрыл ее для целей Господа. В 1827 г. этот же самый Мороний, тогда уже воскресший из мертвых, вручил выгравированные листы Иосифу Смиту. Книга Мормона состоит из следующих книг: первая книга Нефия, вторая книга Нефия, книга Иакова, книга Еноса, книга Иарома, книга Омния, слова Мормона, книга Мосии, книга Алмы, книга Геламана, третья книга Нефия, четвертая книга Нефия, книга Мормона, книга Ефера, книга Морония. Из других вероучительных книг, кроме книги Мормона, есть еще две: «Учение и заветы» и «Жемчужина драгоценная».
Особенности вероучения секты. О духе и душе
«Восстанут ли люди из мертвых в первую очередь, во вторую или третью – это неважно; ибо Бог знает все это; для меня же достаточно знать, что это так, что назначено время, в которое все восстанут из мертвых. Но должен быть промежуток времени между смертью и воскресением. И ныне я спрашиваю, что делается с душой человека после смерти и до воскресения? Назначено ли более одного срока для воскресения человека – это неважно, ибо все не умирают в одно и то же время, и это не имеет значения; у Бога все как один день, и только у человека числится время. А потому назначено для человека время, когда все воскреснут из мертвых; и существует промежуток времени между смертью и воскресением. И о том, что, касаясь этого промежутка времени, делается с душами людей, я усердно старался узнать от Господа; и это я именно и узнал.
Когда настанет время воскреснуть всем, тогда и они узнают, что Бог знает все времена, назначенные человеку. Что же касается состояния души между смертью и воскресением, вот мне было открыто ангелом, что духи человеческие немедленно после того, как они оставляют эту смертную плоть, добрые или злые, возвращаются домой к тому Богу, Который дал им жизнь. И будет тогда так, что духи праведных будут приняты в радостное состояние, называемое раем, место отдыха, место покоя, где они будут отдыхать от всех своих хлопот, забот и горя. И будет тогда, что духи нечестивых, злые духи, – ибо, вот, они не имеют ни одной крупицы Духа Господня; ибо, вот, они избрали вместо добрых злые дела; а потому дух диавола вошел в них и овладел их обителью, и эти будут изгнаны во тьму внешнюю, где будет плач, рыдание и скрежет зубовный, и это из-за своего нечестия они введены в плен по воле диавола. И вот, таково положение душ нечестивых, да, во тьме, в ужасном и страшном состоянии они созерцают над собой яростный гнев Божий; и так они находятся в таком положении, так же праведные пребывают в раю, ожидая своего воскресения. Итак, есть такие, которые поняли, что это счастливое или печальное состояние души до воскресения было первое воскресение» (Алма 40).
Далее следует свидетельство о том, что второе воскресение будет при Пришествии Иисуса Христа. Таким образом, мормонами признается существование некоего промежутка во времени между смертью и всеобщим воскресением плоти и пребывание души в счастливом или мучительном состоянии до назначенного Богом времени, когда мертвые восстанут, душа и тело которых «будут воссоединены, и, будучи приведены, предстанут пред Богом на суд за свои дела» (Алма 40:21).
Трактовка и понимание Бога
«Вот, Я – Тот, Который был уготовлен от основания мира, чтобы искупить Мой народ. Вот Я – Иисус Христос. Я есмь Отец и Сын. Во мне все человечество будет иметь жизнь...» (Еф. 3:14).
Теология мормонов далека от христианской теологии. Бог состоит из плоти и крови и обитает на планете Трон. В людях изначально заложена возможность становиться богами, ибо, по их мнению, Бог «тоже когда-то был как мы, но усовершенствовался и возвысился», а поэтому от каждого зависит через личное совершенство его обожение, чтобы потом иметь свою планету с ее обитателями и быть на ней богом. Отрицается всякая мысль о непостижимости Бога человеком, но существует множество миров, каждый из которых управляется своим богом. Иисус Христос был сотворен Богом нашей Вселенной. Он был «духовный брат Люцифера», но затем Христос воплотился в образе человеческом и после распятия вознесся до «уровня Божества». Поэтому разница между Христом и мормонами – это лишь вопрос времени, а не природы.
Учение об искуплении
Смерть Христа, по мнению мормонов, искупила только прошлые грехи людей, а не будущие. Оправдание человека по вере в Искупительную Жертву Христа отвергается. Чтобы спастись, мало верить во Христа, но необходимо крещение водой, покаяние, беспрекословное подчинение старейшинам общины, наличие добрых дел и крещение Духом (наподобие пятидесятнического, но с наложением рук). Не берется ими во внимание и важность первородного греха. Адам не согрешил, в противном случае он не сумел бы выполнить заповедь – «плодитесь и размножайтесь». Поэтому и до сего дня дети рождаются невинными. Спасение у мормонов – это попытка каждого достигнуть Божественного состояния с тем, чтобы затем создавать собственные миры, населять их, и такой процесс продолжается бесконечно. Упомянув здесь о крещении, следует заметить, что детей, исходя из учения об отсутствии первородного греха, мормоны не крестят. «Вот, я говорю тебе, что вы должны учить покаянию и крещению тех, которые ответственны за себя и могут грешить... И их малые дети не нуждаются ни в покаянии, ни в крещении. Вот, крещение есть для покаяния во исполнение заповедей для отпущения грехов. Но малые дети живы во Христе от самого основания мира; иначе Бог есть Бог пристрастный, а также изменяемый Бог и лицеприятный; ибо как много малых детей умерло без крещения!» «Вот я говорю вам, что тот, кто думает, что малые дети нуждаются в крещении, исполнен горечи желчи и в узах неправды, ибо у него нет ни веры, ни надежды, ни милосердия...» (Мороний 8:11–14).
Символ веры мормонов
1. Мы верим в Вечного Бога Отца, в Сына Его Иисуса Христа и в Святого Духа.
2. Мы верим, что люди будут наказаны за свои собственные грехи, а не за согрешения Адама.
3. Мы верим, что через искупление Христа все человечество может быть спасено, следуя законам и таинствам Евангелия.
4. Мы верим, что основными законами и обрядами Евангелия являются: первое – вера в Господа Иисуса Христа; второе – покаяние; третье – погружение в воду для крещения и отпущения грехов; четвертое – рукоположение для дарования Святого Духа.
5. Мы верим, что человек должен быть призван Богом через откровение и рукоположение тех, кто облечен властью, чтобы проповедовать Евангелие и исполнять обряды его.
6. Мы верим в то же устройство, которое существовало в первоначальной Церкви, а именно: в апостолов, пророков, пасторов, евангелистов и так далее.
7. Мы верим в дар языков, в пророчества, откровения, видения, исцеления, в истолкование языков.
8. Мы верим, что Библия – слово Божие, постольку, поскольку она переведена правильно; мы также верим, что книга Мормона является Словом Божиим.
9. Мы верим во все, что открыл Бог, во все, что Он ныне открывает, и мы верим, что Он еще откроет много великих и важных вещей, касающихся Царства Божия.
10. Мы верим в подлинное воссоединение Израиля и в восстановление десяти колен; в то, что Сион (Новый Иерусалим) будет основан на Американском континенте; что Христос будет лично царствовать на земле; и что земля обновится и получит свою райскую красоту.
11. Мы заявляем за собою право поклоняться Всемогущему Богу согласно голосу нашей совести, и предоставляем всем людям то же право: пусть они поклоняются так, как им угодно, где и кому угодно.
12. Мы верим в подчинение государям, президентам, правителям, государственным служащим, соблюдая, почитая и поддерживая закон.
13. Мы верим, что мы должны быть честными, правдивыми, непорочными, благожелательными, высоконравственными и делать добро всем людям; воистину, мы можем сказать, что следуем наставлению апостола Павла: «Мы всему верим, на все надеемся, мы многое перенесли и надеемся, что сможем перенести все. Если есть что-либо добродетельное, прекрасное, достойное уважения или похвалы – мы стремимся ко всему этому» (Иосиф Смит).
Священство у мормонов
В отличие от других сектантских объединений, признается необходимость преемства у служителей через возложение рук. Но восстановление священства произошло у мормонов весьма своеобразно. Вот как это описано в «Повествовании пророка Иосифа Смита»: «В следующем месяце (мае 1829 г.) в то время, как мы еще занимались переводом с листов, мы пошли однажды в лес помолиться и обратиться к Богу с вопросом по поводу крещения для отпущения грехов, на которое нашли ссылку в переводе листов. В то время, как мы молились и взывали к Господу, небесный вестник сошел в облаке света и, возложив на нас свои руки, посвятил нас (Смита и Оливера Каудери – Прим. авт.) в духовный сан со словами: «На вас, мои братья-служители, во имя Мессии я возлагаю Аароново священство, в котором содержатся ключи Евангелия покаяния и крещения погружением в воду во отпущение грехов, которое впредь не будет взято от земли, пока сыны Левия не принесут снова дар Господу в праведности». Далее этот вестник сообщил, что Аароново священство не имеет силы в рукоположении для дарования Святого Духа, но что они удостоятся этой силы позже. Далее он повелел им здесь же креститься, указав, чтобы Смит крестил Оливера, а затем наоборот – Оливер крестил Смита. Далее Иосиф Смит пишет: «Следуя этому, мы пошли и крестились. Сначала я крестил его, а потом он крестил меня. После этого я возложил руки на его голову и посвятил его в Аароново священство, а затем он возложил руки на меня и посвятил меня в то же священство – ибо так нам было указано. Вестник, посетивший нас в этот раз и возложивший на нас священство, сказал, что имя ему Иоанн, что он тот самый, который в Новом Завете называется Иоанном Крестителем, и что он действовал под руководством Петра, Иакова, Иоанна, имеющих ключи к Мелхиседекову священству, и он сказал, что это священство будет в свое время возложено на нас, и что я буду назван первым старейшиной Церкви, а Оливер Каудери – вторым».
Это произошло 15 мая 1829 года, когда через возложение рук этим вестником они были посвящены в сан и одновременно крестились у берегов реки Сасквеханна, между Хармони, области Сасквеханна, Пенсильвания и Колевилл, области Брум, Нью-Йорк.
Дальнейшее утверждение секты
В то время как уже начала печататься книга Мормона, основатели секты продолжали активную миссионерскую работу в штате, убеждая своих последователей объединиться в общину под руководством старейшины Иосифа Смита. Они собирались в доме Питера Витмера старшего в количестве шести человек и проводили молитвенные собрания. Уже 6 апреля 1830 г., открыв собрание торжественным молебном, шестерка избранных прямо без обиняков вопросила у собравшихся – согласны ли они их принять как законоучителей. На что все единодушно согласились.
Читаем: «Тогда рукоположением я посвятил Оливера Каудери в пресвитеры Церкви Иисуса Христа святых последних дней; после чего он посвятил меня в чин пресвитера сей Церкви. Затем, взяв хлеб и благословив его, мы преломили его с присутствующими; потом, взяв вино и благословив его, мы выпили его с ними. Тогда мы возложили руки на каждого из присутствующих, чтобы они получили дар Святого Духа и были утверждены членами Церкви Христовой. Святой Дух так обильно излился на нас, что некоторые пророчествовали… Теперь мы начали призывать и посвящать в различные чины священства некоторых братьев по мере того, как дух давал нам» («Повествование А.С.», стр. 34). Вскоре, после основания общины, И. Смит со своими последователями переселились из Нью-Йорка в Кертланд Огайо, близ Кливленда. Там был построен большой храм и развернута широкая миссионерская работа, т.к. община значительно увеличилась. Были основаны первые миссии, в том числе в Миссури, куда впоследствии переместилась и вся община.
Это было время религиозной нетерпимости, и хотя Символ мормонов задекларировал полную веротерпимость, антагонизм с последователями других вероисповеданий рос день ото дня. Толпы людей нападали на мормонов, разоряли дома, и последние защищали себя и свои семьи с оружием в руках. В таких стычках гибло много мужчин, и в общине была разрешена полигамия в целях восстановления потомства. Постепенно мормоны обучились воинскому искусству: умели занимать удобную оборону, метко стрелять, использовать верховых животных. Постепенно мигрируя из местности в местность, они пришли в штат Иллинойс, где нашли пристанище, казалось бы, уже навсегда. В пустынном месте у берегов Миссисипи мормоны купили большую полоску болотистой земли и, осушив ее, построили город Наву. Здесь число их приверженцев значительно увеличилось, и они некоторое время процветали. Но вскоре Иосиф и его брат Хайрум были заключены в тюрьму по наветам недругов, а во время пребывания под стражей в июне 1844 г. оба были застрелены неизвестными. Место президента Церкви занял Бригам Ионг. Под его управлением Святые Последних Дней покинули Иллинойс и ушли в скалистые горы запада США, где основали крупную колонию мормонов. Этот штат назывался Юта, и мормоны в нем устроились по принципу теократического государства со столицей Солт-Лейк-Сити.
Историческая перспектива возникновения секты в интерпретации книги Мормона
Около 600 лет до Р.Х. началась вестись летопись «на языке отцов, происходящих из наук иудеев и языка египтян» (1 Нефий 1:2). Начал эту летопись Нефий – его первой книгой и предваряется остальные 14 книг. Нефий свидетельствует, что в годы правления Седекия, царя Иудейского, появилось много пророков, которые призывали народ к покаянию, ибо, в противном случае Иерусалим будет разрушен. В видении отцу Нефия, Легию, было указано, чтобы он с семейством ушел в пустыню, оставив дом, землю, ценные вещи. Легий бродил с палаткой возле Красного моря, а сыновья, шедшие с ним, Ламан и Лемуил, роптали на него за неустроенность и бытовые неудобства. Однако, Легий посылает всех трех сыновей в Иерусалим забрать у Лавана летопись иудеев, а также родословные праотцев, выгравированных на медных листах. Лаван не хочет отдавать медные листы. Тогда, по повелению отца, пришедшего на помощь, Нефий убивает Лавана. Братья забрали медные листы и опять ушли к отцу в пустыню. При просмотре листов там оказались: содержание пяти книг Моисея, излагающих сотворение мира, первых людей; история иудеев с начала до вступления на престол Седекии, царя Иудейского; были там пророчества от начала царствования Седекии и много пророчеств Иеремии. Из листов семейство узнало, что они – прямые потомки Иосифа, сына Иакова, проданного в Египет.
В видении была показана обетованная земля за «большими водами», куда должен был направить Легий стопы свои со своим семейством. Господь показал, как выделывать деревянные части для корабля, и: «Я, Нефий, не обрабатывал дерево способом, известным человеку, и не строил корабль по примеру человека, а строил его по способу, указанному мне Господом, и потому он не был построен обычным путем» (1 Нефий 18:2).
Через Средиземное море утром, «приготовив все наши вещи, много плодов и мяса из пустыни, и меда в изобилии и продовольствия, согласно тому, как заповедал нам Господь», они вошли в корабль и потекли в далекий путь – к земле обетованной. Путешествие длилось много дней, было насыщено различными приключениями в пути, на грани от смертельной опасности находился корабль, но при помощи свыше все обошлось благополучно. Прибыв на Американский континент (около 589 г. до Р.Х. по их летоисчислению), они раскинули шатры, начали пахать землю, сеять семена, которые привезли из земли Иерусалимской и стали охотиться на животных, которых здесь было в изобилии. Попутно Нефий сделал листы из «руды» (очевидно, золота), на которых выгравировал летопись своего народа, т.е. того народа, который произойдет от этой семьи, ушедшей за «большие воды», по примеру Ноя.
«И, сделав это, я заповедал моему народу, как поступать с ними после смерти моей, и чтобы эти листы передавались из одного рода в другой или от одного пророка к другому» (1 Нефий 19:4). Интересно, что многие повествования этой книги переплетаются с событиями Ветхого Завета, иногда их чуть ли не буквально повторяют. Не случайно в подстрочных сносках книги Мормона идет прямая ссылка на места Ветхого Завета. Много подробных и обширных описаний пророчеств, видений, их комментариев устами авторов книг, разъяснений в свете имеющих в будущем произойти событий или уже происшедших. Так, мормоны отстаивают право на предсказание об открытии Америки Колумбом (1 Нефий 13:12), об участи американских индейцев (1 Нефий 13:14), о пуританах, прибывших на континент, о войне независимости против аборигенов, о невозможности монархического управления на континенте (2 Нефий 10:10–14) и т.д.
Главная часть книги, от Мосии до Мормона, включая 7-ю главу, – это перевод сокращенного текста Мормона с листов Нефия. Последняя часть книги, начиная с восьмой главы и до окончания тома, была выгравирована на листах сыном Мормона Моронием, который сначала закончил историю жизни своего отца, а затем сократил летопись Иаредову, назвав ее книгой Ефера. Позже он добавил части, которые известны нам, как книга Морония. Мороний (он же небесный вестник, воскресший из мертвых), последний нефийский историк, запечатал в земле книгу и сокрыл, а после своего воскресения в 1827 г. указал И. Смиту на ее месторасположение для основания новой веры. Как сами последователи обозначают данный факт: «Эта древняя летопись, как голос народа, вопиющего из праха, была извлечена из земли и, переведенная на современный язык по дару и силою Божией, в первый раз явлена миру в 1830 году».
Если обобщить и привести к общему знаменателю догматическое учение мормонов, то увидим, что: у буддистов ими заимствована идея о перевоплощении душ; у язычников – вера во множество богов; у евреев – теократическое управление; у баптистов – крещение по вере взрослых; у пресвитериан – обычай голосования всех вопросов; у мусульман – отказ от спиртных напитков и в ранней стадии полигамные браки.
Богослужение
Такое богослужение характерно для многих протестантских деноминаций. Больше напоминает адвентистское служение, т.к. с кафедры проповедуют и женщины. Хотя у ап. Павла есть повеление о том, чтобы в храме женщина молчала. Тем не менее, первая часть собрания начинается гимном «Господь – Пастырь мой», потом на кафедру входят мужчины и женщины и обращаются со Словом Божиим к присутствующим.
Чаще, справедливости ради, следует сказать, что ссылок на текст Св. Писания гораздо меньше, чем ссылок на книгу Мормона. Кроме этой книги, еще почитается в их среде «Жемчужина драгоценная» и «История создания Церкви Иисуса Христа святых последних дней» в нескольких томах.
После первой проповеди звучит вторая. Потом гимн. Объявляется перерыв. Молятся все сидя, чуть наклонив голову, что тоже отличает их от других сект. Во второй части всех присутствующих приглашают участвовать в вечере Господней. Предшествует этому объяснение старейшины: «Хлеб и вино (на самом же деле хлеб и вода) символизируют Тело и Кровь Господни. Мы употребляем эти символы в память о Его жертве за нас и о Его Воскресении. В причастии, как и других обрядах, мы делаем завет с Богом. Мы даем обет, что всегда будем помнить Христа и выполнять Его заповеди» («Восстановление истины», учебное руководство мормонов). Участвовать в этом обряде могут все без исключения желающие, даже впервые попавшие в собрание, что также отличает мормонов от других сектантских объединений. Хлеб, наломанный небольшими кусочками, складывается на металлическом подносе, а вода, тоже разлитая по мелким стаканчикам, умещается на другом (в санитарно-гигиенических целях мормоны отказывают себе во вкушении от общей чаши).
* * *
Повествование пророка Иосифа Смита. Изд. Церкви Святых последнего времени, Солт-Лейк-Сити, штат Юта, США.
Урим и туммим (Исх. 28:30). Эти слова в буквальном смысле означают «свет и совершенство». Составляли ли урим и туммим особое украшение первосвященника или означали только свойство наперсника и его камней, или это были самые камни с вырезанными на них именами колен Израилевых, или составляли и означали что-нибудь другое – определенно не известно. В Священном Писании урим и туммим представляются в тесной связи с наперсником первосвященника. «Сделай наперсник судный искусною работою... и вставь в него оправленные камни в четыре ряда... Сих камней должно быть двенадцать, по числу двенадцати имен сынов Израилевых... На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда он будет входить во святилище пред лице Господне, и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним» (Исх. 28:15, 17, 21, 30).
Из этого видно, что урим и туммим составляли особое внешнее украшение, отличное от наперсника, хотя к нему и принадлежащее. Если же они составляли особое украшение наперсника, то следовало бы ожидать, что они, подобно другим принадлежностям Скинии и священнослужения, точно будут описаны в книгах Моисеевых. Но этого-то и нет. Так, в Исх. 29:8–21; Чис. 27:21; Втор. 33:8 подробно описаны наперсник и драгоценные камни на нем, но об уриме и туммиме вовсе не упоминается. В книге Царств нередко говорится о вопрошении Господа (1Цар. 14:36, 37; 22:10; 23:69; 28:6; 30:7), но об уриме и туммиме дается информация, что это было одно из различных средств, какими Бог отвечал вопрошающим Ею. Сирах, прославляя древних великих мужей и упоминая об Аароне и его одеждах, урим и туммим также соединяет нераздельно с наперсником, где, изображая подробно величие священного облачения и украшений первосвященника Симона праведного, ничего не говорится об уриме и туммиме. В Новом Завете об этих предметах не упоминается вовсе. Иудейское предание также не дает о них точных сведений. Флавий не отделял урим и туммим от драгоценных камней наперсника, приписывая им особенное блистание, когда Бог милостиво внимал приносимым жертвам и предвещал победу идущим на сражение. Флавий присоединяет, что камни эти перестали сиять лет за двести до того времени, как он начал писать свою историю (Древн. К.З.). По мнению некоторых западных толкователей Священного Писания урим и туммим как символ истины заимствован Моисеем у египтян, у коих верховный жрец носил на золотой цепочке на шее как образ или символ истины украшение из драгоценных камней, которое называлось «истина». Чтобы подытожить все вышесказанное, отметим: об уриме и туммиме не имеется точных сведений, также неизвестно, каким образом чрез них узнавалась и возвещалась воля Божия и какие случаи и решения подлежали этому способу откровения воли Божией, ибо в народе Божием были и другие способы, через которые открывалась и возвещалась воля Божия (1Цар. 28:6). Одно известно, что великий первосвященник через урим и туммим мог вопрошать Господа (Чис. 27:21) и имел дар предсказывать будущее и открывать волю Божию вопрошающим о ней; видно также, что Бога вопрошали таким образом в важных случаях, касавшихся всего народа, а не для разрешения частных запутанных споров и распрей (Суд. 1:1; 10:18). Для решения обыкновенных спорных дел служило законное судопроизводство, а через урим и туммим вопрошали Бога в таких случаях, в которых никакой закон не мог давать решений, и существующее право не могло разрешить ситуацию. Что же касается способа, как узнавалась и возвещалась при этом воля Божия: голос ли был слышен, или особенный блеск и свет камней наперсника давал понимать смысл ответа, или это было некое внутреннее озарение и просвещение в вопрошающем Господа, или это было мистическое таинственное действие священных имен, – в Священном Писании нет по этому поводу никаких объяснений. Известно только, что это было высокое отличие и преимущество первосвященника, которое не подчинялось произволу человеческому, и после пророческого слова имело особенное значение.
После Самуила и Давида способа познания воли Божией посредством урима и туммима уже не видно, а после плена прямо говорится, что священника с уримом и туммимом тогда не было, и потому некоторые дела оставлены тогда не решенными, «доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» (1Езд. 11:63; Неем. 7:55). Этот ожидаемый первосвященник с уримом и туммимом есть, конечно, Господь наш Иисус Христос (Библейская энциклопедия. Изд. архимандрита Никифора, Москва, 1891).