Международный институт души «атма» («великое белое братство»)
Мы не стали бы заострять внимание читателя на «Атме», если бы эта секта была одним из ответвлений буддийской религии, – это было бы в компетенции другой дисциплины (Основного богословия), но дело в том, что «Атма» в своем вероучении проводит идею слияния всех мировых религий в некое единство, ссылаясь на то, что в «Иерархию Света» входят и ее же посланниками на земле является Кришна, Иисус Христос, Будда, Магомет, Патанджали, Моисей, Пифагор, Платон, Леонардо да Винчи. Поэтому в их служении наряду с мантрами и атрибутикой кришнаизма используются православные молитвы и христианская символика – иконы, кресты, каждения, ношение рясы и прочее.
Кришнаиты (от санскр. кришна – черный) почитают бога Вишну. Но вначале сделаем небольшой экскурс в историю этого религиозного течения, чтобы определить его истоки. Корни кришнаизма лежат в индуизме, одной из мировых религий, наиболее распространенной в современной Индии, Непале, Бангладеш, Бирме. В свою очередь, индуизм получил импульс вероучительных идей от брахманизма, с доминирующим учением о переселении душ и кармическим состоянием человека, через которое он обретает лучшее перерождение, а в конечном счете приходит к Абсолюту, т.е. слиянию с Богом-Творцом Брахмой, т.к. все живые существа, обитающие на планете – это лишь его частицы. Нарушение же требований полного послушания брахману (учителю) приводит к несчастливым перерождениям.
Само вероучение индуизма возникло в середине I тыс. н.э. Индуизм перенял многое от язычества (например, поклонение священным животным) и ныне представляет собою сложный комплекс религиозно-философских воззрений и предписаний. Индусы поклоняются двум богам – Вишну и Шиве, поэтому индуизм распадается на два течения – вишнуизм и шиваизм. В пантеон индуизма включен и Будда как десятая аватара (воплощение) Вишну. Для всех направлений индуизма характерна вера в вечность и цикличность существования Вселенной, где движение идет по нисходящей линии, а также вера в вечность и неуничтожимость души, совершающей странствие (сансару). В соответствии с законом воздаяния (кармы), освящающим кастовую иерархию верующих, в жизни человека существует четыре основных цели: дхарма – исполнение религиозно-общественных предписаний; артха – т.е. польза, или использование материальных ценностей (если таковые имеются) на благотворительные цели; кама – удовлетворение чувственных страстей и стремлений; мокша – освобождение от цепи перерождений.
Вероучение «Белого братства»
Киевское «Белое братство» является классическим примером нового религиозного движения со всеми характерными для него признаками: эсхатологизмом, харизматичностью лидеров, безусловной верой в правильность учения и непогрешимость проводника, соответствующей системой привлечения неофитов и психологического воздействия на них, внутренним организационным устройством и т.п.
Характерные черты юсмалианской религии, а именно: усилия синтезировать элементы традиционных мировых религий и восточной философии; определяющее влияние теософских идей; метафизические концепции, которые допускают возможность существования инопланетных цивилизаций, возможности общения с «вознесенными учителями»; биоэнергетические теории; оккультные доктрины, среди которых особенное значение имеют представления о всеобщих связях между элементами вселенной, между смыслом слова и его начертанием в каббале; использование в религиозной практике психотехнических приемов восточных культов и разнообразных техник современной психотерапии, – дают все основания считать ее составляющей частью современного религиозного движения «Новый век».
Анализ всевозможных вероучительных источников «Белого братства» свидетельствует о синкретизме его учения, созданного путем использования и синтеза элементов различных мировоззренческих концепций. Подобный эклектизм является основным признаком значительной части нерелигиозных движений. В данном случае мы имеем дело с последовательной реализацией основного теософского постулата об образовании всемирной универсальной религии, построенной на двух основных принципах: 1) единении религии, науки и философии и 2) признании женской сущности Бога.
Использование доктрин кармы и реинкарнации, посылки на «Высшую иерархию», авторитет «Тайной доктрины» Е. Блаватской и «Агни-йоги» Е. Рерих также свидетельствуют об ориентации лидеров «Белого братства» на восточные религиозно-философские концепции, или на те, которые берут от них истоки.
В основе мировоззренческих, морально-этических и организационных постулатов этого учения находятся идеи гностической религиозно-философской концепции. Совершенно не случайно теологическая доктрина «Белого братства» оказалась под сильным влиянием положений теософии, основательница которой Е. Блаватская считала гностиков «интеллектом и сердцем Церкви»60. Ю. Кривоногов в своих пророчествах относительно наступления в будущем Микрозолотого века предусматривал создание «благоприятных условий для интеллекта»61. Подобно теософам, которые утверждают, что откровения и мудрость содержатся во всех религиях, основатели «Великого Белого братства» не усматривают никаких противоречии между кришнаизмом, христианством и магией, указывая на необходимость изучения каббалы, которая сама, как известно, является смесью иудаизма и элементов магии62.
Развитие мировоззренческих установок «Белого братства» представляет собой целостный процесс реализации теософской идеи о создании единой религии с целью приближения эпохи Золотого века. Прослеживая эволюцию и методы практического внедрения учения «Белого братства», можно говорить о нескольких этапах его развития.
Первый этап становления характеризуется попыткой синтеза всех религии мира, а также отсутствием собственного вероучения, мировоззренческим плюрализмом и доминирующим влиянием кришнаизма.
Второй этап отмечается последовательным внедрением идеи кенозиса и попытками создания оригинальной религиозной концепции с акцентированием на женской сущности одного из проявлений Бога. Для подтверждения этой идеи теософская интерпретация Матери мира объединялась с положениями отдельных учений кришнаизма, христианства, богородичного движения, «Розы мира». В этот период осуществляется провозглашение «Живого Бога Марии Дэви Христос» в лице М. Цвигун.
Третий этап – это этап кризиса в деятельности церкви «Белого братства».
Наиболее полно вероучение «белых братьев» изложено в их «священных книгах». На начальном этапе формирования «Белого братства» эту функцию выполняли древневедические «священные писания» (веды, пураны), «Агни-йога» Е. Рерих, «Тайная доктрина» Е. Блаватской в соединении с некоторыми положениями Библии. Позднее М. Цвигун признавала, что именно «Живая этика» стала предтечей «Учения ЮСМАЛОС». Однако, отражая тогдашние духовные симпатии Ю. Кривоногова, первоочередное задание отводилось освоению идей кришнаитской «Бхагавад-Гиты»63.
Отсутствие на то время собственных «священных книг» стало отображением взглядов теософов, согласно которым Божественная мудрость находится во всех религиях. Отсюда следовал логический вывод о том, что источником знаний являются откровения всех мудрецов – Кришны, Христа, Е. Рерих, Е. Блаватской, Прабхупады и других, а, значит, создание каких-то своих канонических текстов совершенно не обязательно.
Для обоснования собственных идей и привлечения как можно большего числа адептов лидеры «Белого братства» использовали библейские положения. Однако приоритет предоставлялся лишь некоторым книгам, в основном апокалиптическому «Откровению Иоанна Богослова» и новозаветным апокрифическим произведениям. К тому же пророчества о новом пришествии Мессии, глобальных катаклизмах, которые непременно завершатся «концом мира», имели целью подчеркнуть избранность учения и его основателя, который называл себя «пророком Апокалипсиса». Отдельных библейских пророков (Илья, Енох, Исайя, Иоанн Богослов) Кривоногов называл своими «предыдущими воплощениями». Свои пророчества основатель «Белого братства» создавал по образцу «Книг пророческих» и произведений христианской традиции. Библейские тексты печатались Институтом души «Атма» в соответствующей интерпретацией и с комментариями лидеров течения64.
С начала 1991 года Кривоногов в своих проповедях стал утверждать, что Библия уже ненужная книга. Юсмалиане несколько раз предпринимали попытки создать собственную редакцию Библии, а также подготовить новый «Третий Завет». Эта идея являлась последствием непосредственного усвоения мысли Е. Рерих о необходимости создания «Третьего Завета». Осенью 1991 года в газете «Атма» была опубликована первая редакция «Третьего Завета рода Адамова», в которой М. Цвигун провозглашалась «Матерью мира»65.
С момента провозглашения Божественности Троицы ЮСМАЛОС все религиозно-философские концепции, даже те, элементы которых использовались в начале формирования вероучения «Белого братства», были провозглашены «неистинными». После внесения некоторых коррективов предыдущие редакции «божественного учения» признавались устарелыми или недостоверными. Примером в подобном для юсмалиан стала Е. Блаватская, которая при создании «Тайной доктрины» использовала положения индуизма, буддизма, древнеегипетской религии и спиритизма, а позднее отбросила их66. До лета 1993 года «Агни-йога» Е. Рерих, «Роза мира» Д. Андреева, Библия, ранние произведения Ю. Кривоногова и почти все выпуски газеты «Атма», кроме двух последних, были запрещены для использования «братьями», поскольку «противоречили учению Марии Дэви Христос67.
В основных чертах теология «Белого братства» сформировалась в 1993 году, когда «святыми писаниями» считались «Откровение Иоанна Богослова», «Наука о свете и его трансформации» (составленная в конце 1992 года первая редакция была названа «Учением ЮСМАЛОС», а вторая опубликована годом позже под названием «Учение Марии Дэви Христос») и «Поэма величальная» (стихотворные проповеди и пророчества «живых пророков»)68.
Вероучение «Белого братства» включает в себя онтологический, антропологический, эсхатологический, социальный и морально-этический аспекты.
Понимание Абсолюта в учении «Белого братства» с момента его создания и до окончательного варианта подвергалось изменениям. На начальном этапе оно представляло собой эклектическое соединение положений теософии, индуизма и христианства. Поэтому членам «Белого братства» разрешалось индивидуальное вероисповедание при условии признания Верховной Личности Бога, к которому они могут идти через своего Духовного Учителя. Согласно трактовке «братьев», культ единого Бога-Отца в разные времена и в различных регионах мира представал пред людьми в разных воплощениях: Кришна, Будда, Чайтанья и т.д.69. Данная концепция вполне отвечала стремлениям Кривоногова осуществить синтез кришнаизма и христианства. Единым Богом на тот момент среди адептов «Белого братства» признавался Шри Кришна, который, якобы, явился в мир 5 тысяч лет тому назад. Местом обитания Верховной Божественной Личности являлась «планета системы Вайкунхти на конкретной планете Кришналока»70. Это положение об аватаре со временем было использовано для теоретического обоснования культа «Живого Бога».
По примеру последователей «Международного общества сознания Кришны» лидеры «братьев» признавали Иисуса Христа всего лишь одним из полубожественных проявлений Кришны, его сыном или аватарой. Институт души «Атма» одним из первых опубликовал книги «учителей» MOCK: Прабхупады «Христос-Кришто-Кришна» и Рамачараки «Жизнь Иисуса Христа». Ю. Кривоногов называл Христа Пророком и Учителем или Первым Ангелом, который указал человечеству путь избавления от грехов. Причем по значению он был ниже Другого Ангела (Истинного Духовного Учителя) Прабхупады, который «распространил учение любви к Богу (Бгакти) и указал конкретные методы и способы самореализации души, оставив в наследство Вечное Евангелие – «Бхагавад-Гиту как она есть»71.
Следующим ожидалось появление в конце XX столетия Третьего Ангела Майтрейи, который должен привести человечество к единому Богу.
Если в начале кришнаитский принцип триединости проявлений Бога (трансформированной индуистской триады Вишну, Брамы и Шивы) соединялся с христианским пониманием природы Абсолюта, то в дальнейшем этот принцип был использован для обоснования собственной эклектической Святой Троицы: Отец – Кришна; Сын (Рама) – Иисус, Святой Дух (Хари) – Параматма72.
После провозглашения начала реализации «Программы ЮСМАЛОС» лидеры движения «белых братьев» постепенно переходят от прямых заимствований чужих мировоззренческих доктрин к созданию собственного учения. Идея контактерского «Послания солунянам» о женщине, которая «пробудит от сна планету Земля»73, дала возможность для провозглашения мессией М. Цвигун, названной «Мариею Дэви». В этот период на первый план начинают выступать элементы богородичного культа, проповедь веры в Марию Дэви, которая начинает отождествляться со Святым Духом и называться женской ипостасью Святой Троицы74. Согласно этой концепции, Планетарный Логос Иисус Христос провел ее «через духовную трансформу после физической смерти»75. Ю. Кривоногов считал роль Марии Дэви намного фундаментальней, чем Бога-Отца и Сына. С этого момента Абсолют начинает восприниматься лидерами «Белого братства» в форме обновленной Божественной Троицы ЮСМАЛОС, где Юоанн Свами («ЮС»), Мария Дэви («МА») становились живым воплощением Ипостасей Троицы, а Христос («ЛОС») – руководителем «Программы».
Трактовка триединости Божественной сущности объединялась с признанием проявления Абсолюта в форме Дуады (Юоанн Свами и Мария Дэви), которая воплощала «две богорожденные монады», «земные ипостаси Бога». Согласно этой концепции, которая подверглась значительному влиянию идей каббалы, на стадии образования мира Бог проявил себя Адамом-Кадмоном, который со временем разделился на мужское и женское начала. Первое проявление Божественной Дуады – праотцы человечества Адам и Ева. Бог-Творец ЮСМАЛОС, в развитие идей Е. Рерих, объединял в себе женское и мужское начала, которые, в свою очередь, «породили» Сына Божьего.
Переход Троицы в духовный мир должен был осуществиться после соединения Божественной Дуады в единую двухестественную сущность и соединения с Христом после завершения «Программы ЮСМАЛОС» на Земле. Миссия Дуады состояла в искуплении грехов человечества и возвращении ему потерянного рая: Иоанн Свами в роли Крестителя «очищает от грехов человечество», а Мария Дэви (Матерь мира) «дает человечеству шанс для спасения»76.
Концепция Божественной Дуады в «Учении ЮСМАЛОС» очень близка идее апокрифического «Евангелия Филиппа», которая была разработана в «Агни-йоге», о будущем соединении Адама и Евы в единое целое (соединение мужского и женского начал), после чего уничтожается первородный грех. Юоанн Свами и Мария Дэви составляют две половины Отца Небесного, которые вскорости должны будут соединиться и предстать завершающим звеном цепи перевоплощений «душ праотцов человечества»: Адам – Дионис – Озирис – Апполон – Орфей – Пифагор – Амон Ра – Гермес – Тутанхамон – царь Давид – пророк Илья – Иоанн Креститель – князь Владимир – Юоанн Свами; Ева – Персифона – Изида – Афродита – Эвридика – Феоклия – Мут – Нефертити – Дева Мария – Мария Дэви77. Настоящее положение свидетельствует, скорее всего, о том, что лидеры «Белого братства» на тот момент были вообще весьма далеки от какого бы то ни было понимания сущности Абсолюта. Подобному набору могла бы позавидовать и сама основательница теософии Е. Блаватская.
Реализация «Программы ЮСМАЛОС», начатая 1 июня 1990 года, т.е. во время «духовной трансформации» М. Цвигун, должна была осуществляться на протяжении 1260 дней (заимствование из «Откровения Иоанна Богослова»). 7 апреля 1991 года, т.е. на время исполнения М. Цвигун 33,5 года (возраст Христа), предвещался приход в средине 1992 года Иисуса Христа, который должен был «запустить программу вечной жизни на Земле». Датой соединения Божественной Триады ЮСМАЛОС (Юоанн Свами, Марии Дэви и Иисуса Христа) было определено 24 ноября 1994 года – «последний, 1259 день начала включения программы», который должен был ознаменовать наступление Страшного суда. Придерживаясь положений «Апокалипсиса Иоанна», выполнив Божественную Космическую Программу, в этот день Триада ЮСМАЛОС должна была погибнуть от рук Антихриста и оставить материальный мир, а через три с половиною дня воскреснуть78.
После внесенных дополнений к «Третьему Завету» было отброшено положение о воплощении Верховного Божества в образе Кришны, который стал называться прообразом Небесного Отца. На смену последнему пришел культ Марии Дэви Христос, культ обожествления живого человека: «Отец, Сын, Мать – суть Образы, в которых проявлялся Господь на Земле. Поэтому отныне Я – Бог в Трех Лицах, которые уже явлены миру: с июня 1990 до августа 1992 года – Бог-Мать, со средины 1992 до марта 1993 года – Бог-Сын (Агнец Божий), а с марта 1993 года – Бог Живой»79.
Космогенез «белых братьев» очень сильно напоминает ведическое понимание миростроения. Учитывая ключевые положения восточных учений о реинкарнации и карме, которые отрицают существование рая и ада, их функцию выполняют планеты мира Бога и адские планеты Антибога. С планет духовного мира живые существа в духовном теле «падают» в материальный мир, откуда человек имеет возможность вернуться к Отцу и Творцу всех миров (Кришне) путем праведной жизни и преданного служения Богу (Бгакти-йога). Позднее эти взгляды дополнялись, под влиянием космогоничной концепции Даниила Андреева и христианства, новыми положениями. Существенное влияние идей биоэнергетики и теософии на мировоззрение лидеров «Белого братства» способствовало утверждению созданного ими учения энергетического происхождения вселенной и земной жизни80.
Три сферы миростроения ЮСМАЛОС выглядят следующим образом: 1) мир Бога (Планетарного Логоса) – «Огненный мир Фохата, который будет охвачен 144 тыс. логосов во главе с Иоанном Богословом»; 2) мир Матери, который погибнет; 3) ад81.
В редакции учения 1993 года материальный мир считается иллюзией (майя), который исчезнет, когда «все станет единым». По мнению авторов учения, Бог сотворил мир из Самого Себя: все сущее возникло из Матери мира – Эйн-Соф – «Великого Непроявленного, выраженного кругом» (каббалистическое понимание природы Абсолюта). Поэтому все и должно вернуться ко своей Матери – «замкнуться в круг»82.
Подобно теософскому представлению, в учении «братьев» эволюции подвергается не только мир, но и само Божество: Бог проснулся – и мир развивается, Бог спит – и мир сворачивается. И так до бесконечности. Но после каждого пробуждения мир Бога расширяется качественно и количественно. При этом все сущее эволюционирует, развиваясь по спирали (положения взяты из «Тайной доктрины» и «Агни-йоги»). Возникновение жизни на Земле, происхождение человечества и эволюция рас представлены в «Учении ЮСМАЛОС» с точки зрения концепции антропогенеза Е. Блаватской.
Душа, согласно юсмалианскому представлению, является проявлением высшего аспекта Бога в средине нас, наивысшего «Я», она представляет вечную субстанцию. Усовершенствования душа может достичь путем «отказа от чувственных, материальных удовольствий», ежедневной медитации и употребления исключительно вегетарианской пищи83.
Ключевым положением можно считать положение о переселении душ. Согласно представлению юсмалиан, душа – неотъемлемая от Бога вечная субстанция, которая после смерти одного физического тела переходит в другое. Признание энергетической природы души свидетельствует о родственности кривоноговского учения с теософией. Причиной вечной цепи перевоплощении человека считалось падение индивидуальной души в материальный мир с духовных планет Вайкунхти из-за проявления зависти по отношению к Верховной Божественной Индивидуальности. «Божественная частичка» (душа) рвется «из цепей сатаны в Божий мир Занебесья – сферу Христа Иисуса-Марии»84. Эволюционируя в разных шарах космоса, осуществляется переход всех тел в состояние последней световой субстанции чистого духа – души (параматмы). У души существует только два пути развития – к свету и саване. После смерти грешник попадает в адские миры, а праведник в соответствующий верхний шар. Некоторые существа в тонких телах постепенно эволюционируют и снова воплощаются на Земле, имея более удачную карму85.
Подобная неразбериха в вопросе о загробном существовании душ свидетельствует о плохом знании лидерами «Белого братства» и восточной традиции, и христианской, но очень сильно чувствуется влияние теософии. В своем учении о понимании сущности души основатели ЮСМАЛОС совершенно не оригинальны, поскольку их концепция полностью повторяет положения «Розы мира» Д. Андреева и взгляды Е. Блаватской о монадах – бессмертных духовных единицах. Юсмалиане считали, что существует две категории монад: богорожденные («внутренняя энергия Господа») и богосозданные («внешняя энергия Господа»). К первым принадлежит «Планетарный Логос» (Иисус Христос), «Звента-Свентана» (названная Матерью Божией) и «некоторые из Верховных Иерархов, которые могут прожить без единого греха». Другая категория – все остальные монады, которые «могут упасть с духовного мира в материальный». Все сущее имеет свою монаду в виде частиц или планет. «Великие монады Матери и Отца Небесных (Солнце и Месяц) – это планеты Сефирот и Великих Духов Юоанна Свами и Марии Дэви, монады святых – звезды, а простых людей– астероиды, кометы и др.»86.
В вероучении «Белого братства» душа предстает одной из трех составных частей человека, взаимосвязанных между собой: астральное тело, душа – «Я», и «дух – разум», в более позднем варианте (под влиянием теософии) – одна из семи составных частей. Спасение человека осуществляется только после достижения параматмы. Считается, что подобного состояния достиг Иисус Христос, который, по мнению представителей оккультной традиции, является «богочеловеком 7-й октавы развития сознания»87. Однако, как бывший научный работник, Ю. Кривоногов давал душе еще одно рациональное объяснение: «Душа – живая субстанция, которая составляет одну десятитысячную часть от размера волосинки»88.
В дальнейшем, под влиянием идей Е. Рерих, взгляды на сущность души как проявление энергии трансформировались в «светоносный Фохат» – мистическую силу, которую души юсмалиан получают от Господа для выполнения «Божественно-космической программы фохатизации Земли». Душа (параматма) предстает «сгустком мировой энергии, мини-Фохатом»89. Только последователи ЮСМАЛОС могли принять спасительный Фохат. Кривоногов утверждал, что все его последователи до наступления Апокалипсиса получат «защитную печать света (Фохат)», которая спасет их во время грядущих катаклизмов. В момент «преображения человечества» будет осуществлена фохатизания «золотого остатка» – 144 тыс. – с частичной фохатизацией трети всего человечества90. Фохат отождествлялся «братьями» поначалу со Святым Духом христианской Святой Троицы. Надо отметить, что именно пантеизм восточных религиозно-философских систем сыграл определяющую роль в попытке отождествить того или иного человекам с Богом, что, в свою очередь, способствовало возникновению культа «Живого Бога Марии Дэви Христос».
Соответственно и вся история человечества на начальном этапе формирования юсмалианства представлялась на кришнаитский манер: Золотой век (Сатья-юга), Серебряный век (Трета-юга), Бронзовый век (Два-паpa-юга) и современный Железный век (Кали-юга)91. Но после введения нового культа Марии Дэви Христос, под влиянием христианства, количество эпох развития человечества сократилось до трех: 1) Иеговы; 2) Иисуса Христа; 3) ЮСМАЛОС. В окончательном варианте эволюция человечества отображается в виде чередования периодов главенства женского и мужского начал, которые, в конце концов, должны завершиться их гармонизацией92.
Каждую страну и эпоху «братья» наделяли определенным астрологическим проводником. Например, Телец отображал Украину и период Египетского культа жрецов, Овен – эпоху Моисея, Рыба – эпоху Христа, Водолей соответствовал СССР и России.
Как известно, одной из любимых книг юсмалиан было «Откровение Иоанна Богослова». В отличие от всех остальных писаний, эта книга выполняла роль подтверждения основных положений веры юсмалиан на всех этапах развития учения. По ней же был написан и сценарий будущего апокалипсиса. Причиной апокалипсиса лидеры «братьев» называли процесс накопления негативной энергии на Земле в эпоху Кали-юга. Апокалипсис представлялся юсмалианами в форме мировой катастрофы, которая будет сопровождаться массой локальных катаклизмов. Как свидетельство влияния положения про реинкарнацию считалось, что на Земле ныне воплотились все живые существа мира для участия в суде. После очищения планеты и победы над Антихристом в 1994 году должно было наступить «духовное царство ЮСМАЛОС» – формация Микрозолотого века. Согласно теософской концепции «белые братья» должны были составить 7-ю расу. «Братьям» будет предоставлена честь войти в так называемую «Пирамиду Адама». Вокруг этой пирамиды будут находиться 600 млн. юсмалиан 6-й расы, которые после Страшного суда попадут в чистилище и за 6,5 лет (т.е. ко времени 2000-летия Рождества Христова) полностью заселят Новую Преображенную Землю, где ими будут управлять Логосы93.
В представлениях о рае и аде «братьев» самым ярким образом проявилась противоречивость их учения. Попытка найти некий компромисс между восточным религиозно-философским мировоззрением и христианством привела к созданию очередного абсурдного положения о трех «Страшных судах», которые, якобы, должны будут произойти в «Эпоху Матери мира». В результате третьего «Страшного суда» сатана будет уничтожен окончательно, а человечеству будет предоставлена возможность исправления своих ошибок и грехов. Причем значительное влияние на эсхатологию «Белого братства» оказали взгляды самого Кривоногова, который, занимаясь наукой, был хорошо знаком с различными теориями в области физики, кибернетики и астрономии. Поэтому своим утопическим идеям о будущем мира он пытался придать наукообразный характер.
В области социальной жизни у последователей ЮСМАЛОС были далеко идущие планы. Ю. Кривоногов и М. Цвигун пытались на практике воплотить конечную цель теософии о создании единой вселенской религии с целью приближения Золотого века. Предполагалось создание новой формации объединенного человечества в форме синархии при наличии общей духовной, экономической и юридической палаты. Однако, когда общество не приняло идей новоявленных «пророков», «Белое братство» пошло на открытую конфронтацию с общественностью. Юсмалиане очень быстро забыли о провозглашенной ими в начале веротерпимости и перешли к провоцированию насильственных действий. Они начали подвергать критике и проклятию всех и вся, начиная средствами массовой информации и заканчивая священниками Русской Православной Церкви, которые не хотели покаяться перед «Господом Мариею Дэви Христос». Причем, стараясь обойти обвинения в нетолерантности и провоцировании межконфессиональных конфликтов, Кривоногов критиковал, в основном, представителей духовенства, заявляя, что юсмалиане не являются врагами ни православию, ни исламу, ни другим религиям. Юсмалиане ополчались не против традиционного иконопочитания, а против того, что православные молятся не тем ликам. Молиться нужно только «Лику Живого Бога Марии Дэви Христос».
Путем дискредитации других церквей лидеры «Белого братства» пытались объяснить провозглашение единственно истинным только собственное учение.
С целью воспитания своих последователей в духе подчинения и для укрепления собственного авторитета Кривоногов ввел взятое из восточных религиозно-философских систем учение об учительстве, которое предполагает безусловное подчинение ученика учителю.
Для поддержания высокого состояния духовности лидеры «Белого братства» ввели ведическое питание. Членам общины разрешалась исключительно вегетарианская диета. Регламенту подлежала и личная жизнь членов общины. Широко рекламировались упражнения йоги и рекомендовалось воздержание от браков и половой жизни. Считалось, что семья не может дать никакой радости и отвлекает от служения «Истинному Богу» . Восприятие этого положения приводило к тому, что юсмалиане разрывали контакты со своими семьями, бросали родительские дома и ко всем родственникам, которые не разделяли их убеждений, начинали относиться как к врагам их «Господа». Юсмалиане на практике воплощали призыв Е. Рерих о самоизоляции от общества: «На пути не отдыхай под гнилым деревом. В жизни не прикасайся к людям с потухшим сознанием. Неразвитость не так заразительна, как сознания потухшие. Потухшее сознание является настоящим вампиром... Именно эти люди бесполезно выпивают энергию. Как зловоние нужно миновать их, преграждая флюиды разложения»94. Подобные заявления способствовали развитию чувства элитарности и чувства равнодушия к окружающим.
В определении абсолютного зла, под которым подразумевался антагонист абсолютного добра (Бога), нашел свое развитие морально-этический дуализм учения «Белого братства». Согласно утверждениям юсмалиан, в современную эпоху идет интенсивное деление всех и вся на добро и зло, на «белых» и «черных»95.
Абсолютное зло в учении Кривоногова и Цвигун персонифицировалось с библейским сатаною (Люцифером) и его продолжением – Антихристом Нового Завета. Можно было бы сказать, что в этом вопросе юсмалиане расходятся со взглядами теософов на Люцифера как благодетеля человечества. Однако, согласно «братьям», сатана играет роль очистителя земли от демонов и слабых духом96. Такое противоречие свидетельствует, скорее всего, о неопределенности взглядов по данному положению и его недоработке.
Характеризуя деятельность «Белого братства», А. Дворкин пишет: «Впечатление такое, что это был некий эксперимент, авторам которого было просто интересно посмотреть, насколько можно заставить людей впасть в массовый психоз и что из этого выйдет. Похоже на то, что постановщики эксперимента, убедившись в том, что все идет «как надо», просто отложили дальнейшее до лучших времен»97.
Процесс рождения и развития данного движения свидетельствует о способности некоторых личностей с гипертрофированным честолюбием подчинять своей воле многочисленные группы людей, которые длительное время находились под давлением системы, в условиях постоянной несвободы, а с наступлением независимости растерялись от предоставленной возможности выбора.
События, произошедшие в Украине в связи с «Белым братством», еще раз подтверждают мысль, что определенная часть людей в посттоталитарном обществе все еще находится в состоянии готовности для подчинения лидеру и его влиянию. Такой посттоталитарный синдром, подкрепленный религиозным невежеством, является прекрасной почвой для всевозможных новоявленных «пророков» и «христов».
Как показала практика реализации культа «Живого Бога», существует большая опасность для общественной стабильности от подобного рода использования религиозных чувств верующих людей с целью достижения честолюбивых целей отдельных личностей или групп. Деятельность «Белого братства» засвидетельствовала о необходимости внимания со стороны общества к духовным потребностям его членов.
Вначале обратимся к 1-му Посланию апостола Павла к Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1Тим. 3:1).
Истина «Атму» не привлекает. Ведь она подразумевает прежде всего послушание. Гораздо интереснее общаться с падшими духами, медитировать, внимать учениям бесовским и быть «посвященным», т.е. генератором на кодирование других. Точек соприкосновения у доктрин спиритов и «Атмы» много. Судите сами. Приверженцы спиритизма, например, считают, что: 1) общение с мертвыми возможно; 2) человек не умирает и не может умереть; 3) человек может уподобиться Богу или стать Богом; 4) никакого суда не будет; 5) после смерти все отправляются в одно место, независимо от того, как прожита жизнь; 6) в будущей жизни у всех будет возможность исправить ошибки, допущенные в настоящей. Почти все доктрины спиритов в большей или меньшей степени находят свое отражение в учении «Атмы» с небольшими оговорками.
Полемика о перевоплощении души
Одним из важнейших моментов в учении «Атмы» является учение о перевоплощении душ. По их мнению, душа человека имеет множество жизней, и когда она перейдет в тело какого-нибудь зверя, то его тело одушевляется переселившейся душою человека; в случае же несоответствия между обеими душами (человека и животного), душа человека ощущает затруднительность состояния и лишена свободы действий. Допустив, что душа человека по переселении в тело животного живет воспоминаниями прошедшей жизни, странным кажется такое ее умаление: почему же не жить ей и настоящим, даже не управлять животным телом и не облагораживать это животное? Необходимо помнить, что душа есть дух, имеющий ему одному свойственный образ действий и оживотворяющий тело. К чему же этот независимый и разумный дух подчинять инстинктивным и бессознательным требованиям животного?
Такое учение крайне оскорбительно для христианской нравственности. Очевидно, что сотворив душу по образу и подобию Своему, Господь уготовал ей соответствующую обитель, превосходящую устройством все прочие организмы живых существ в мире, и человек явился прекрасным как по душе, так и по телу.
Понятие нравственности – категория относительная
Слова «покаяние» нет в Бхагаватгите (свящ. книге кришнаитов, которая одновременно почитается и последователями «Атмы»). Тем не менее «Атма» утверждает, что Библия и Бхагаватгита учат одному и тому же. Даже более того, что Кришна, когда в этом есть необходимость, может быть вероломнее, чем любой другой смертный, а если необходимо ввести человека в заблуждение, то никто не может его в этом превзойти (БХГ, 4, стр. 520).
Не обманывает ли Кришна, не требуя от людей праведности, но обещая сокровенные знания в обмен за преданность? Не напрашивается ли здесь вывод, что подобное когда-то обещал прародителям диавол в раю? «Знание надмевает...» – говорит апостол (1Кор. 8:1).
Читая просветительские труды Прабхупады, можно сделать вывод, что «люди даром теряют время, проявляя чрезмерную привязанность к семье, обществу, стране (4, стр. 92); тот, кто, отбросив любые привязанности, вступает на этот путь, больше ничего уже никому не должен, ибо преданный, служащий Кришне, тем самым, исполняет и все остальные обязанности и находится выше любой материальной критики» (4, стр. 470). Ученику надлежит отныне только читать мантры по многу раз в день. При таком образе жизни приобщающийся погружается в глубокий чувственный транс, и его перестает волновать все окружающее. Далее Прабхупада объясняет: «Находясь в сознании Кришны, «преданный» непосредственно общается с ним и может понять все его указания (4, стр. 146); если Кришна захочет, «преданный» может совершить любое действие, даже нежелательное с обычной точки зрения (4, стр. 158); а если возникнет нежелание выполнить строгий приказ, то такое изначальное состояние живого существа заключается в том, что оно выполняет приказы, идущие «сверху» (4, стр. 303). Не случайно в качестве назидательного примера Свами приводит Арджуну, который не хочет убивать членов своей семьи, из чего последний делает вывод: родные – это препятствие на пути к сознанию Кришны. После этого Арджуна следует указаниям учителя (4, стр. 616), поскольку «преданный» уже не ответственен за свои действия (4, стр. 761) и ему нет необходимости думать о своих прошлых греховных поступках, т.к. Кришна полностью берет на себя заботу о них (4, стр. 588), и такое видение – есть истинное видение. Если человек сумеет развить в себе такой трансцендентальный взгляд, то он достигает того же уровня, что и Кришна. Отмежевание от всего, состояние нирваны (род небытия) – вот главная цель посвященных.
«Только тот, кто одинаково взирает на счастье и несчастье (2, IV, 32) кто не радуется, не ненавидит, покинувший хорошее и нехорошее (2, XIII, 17), кто отказался от сына, жены, дома и прочего, кто не испытывает удовольствия от общества людей (2, XIII, 8–10), кто остается безучастным в стороне и не шевелится, кто покинул все понимания (2, XIV, 35), кого мало волнуют такие происшествия, как болезнь, нужда и даже смерть любимых родственников (стр. 330), утверждавший в Брахме (Кришне), только тот достоин бессмертия (1, I, 15), тот только входит в мое бытие» (2, IV, 10). Таким образом, человек должен стать совершенно безразличным к ближним и к самому себе. Сравните: апостол Христов наставляет: если «кто о своих, и особенно о домашних, не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим. 5:8).
Путь «Белого братства» – это путь самоуверенности и холодного бессердечия, превращающий человека в бесчувственный мысленный аппарат, закодированный биоробот, путь которого – духовное и нравственное самоубийство. Выше мы не случайно затронули кодирования прозелитов секты мантрами, техникой звуковой вибрации и ритмом ударных. Это напоминает массовый психоз. При этом мантры перемежаются молитвами и псалмами, которые тоже читаются нараспев. Сам Кришна признает, что его учение производит на человека действие яда (2, XVIII, 37), и поэтому советует не открывать сразу всю правду учения человеку, «еще не привыкшему ставить перед собой земные цели», но лишь постепенно расширяя эти цели, приводить его к «знанию».
Пищевой режим секты
Учению о вкушении пищи у «Атмы» отводится большое место в деле спасения. Человек «оскверняется» не только тогда, когда не приносит пищу богам, но и тогда, когда вкушает ее несвежую или животного происхождения, а также если пьет спиртные и возбуждающие (чай, кофе) напитки. Сознание такого человека никогда не сможет стать чистым, отрешенным и «реализованным». Кривоногов (Юоанн Свами) пытается доказать, что и Библия учит тому же, но христиане еще не понимают ее правильно. Хотя заповедь «Не убий» была дана людям и для людей, он утверждает, что животные тоже относятся к этой категории. Но в Священном Писании по этому поводу сказано ясно: «Все звери земные, все птицы небесные, все, что движется на земле, все рыбы морские... все движущееся будет вам в пищу» (Быт. 9:1–3). И Новый Завет говорит о том же (Мф. 15:19).
Ни обряда, ни таинства причащения у последователей института «Атмы» нет. Они считают, что ежедневное вкушение пищи для насыщения и поддержания жизни и есть причащение. Но есть у них и языческий обычай – очищение через огонь. Зажигается пятисвечник, а потом по очереди «посвященные» водят ладонью над огнем, последовательно прикладывая особенным образом сложенные пальцы к «третьему глазу Шивы» (над переносицей).
Обобщая эту тему, следует заметить, что «Атма» мало имеет общего как с ортодоксальным буддизмом, так и с христианством. Это скорее некий религиозный винегрет под соусом Кривоногова.
Подводя итог сказанному, хочется закончить такими словами апостола Павла: «Дух же ясно говорит, что отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей... осквернены их ум и совесть... Они говорят, что знают Бога, будучи неспособны ни к какому доброму делу... но конец их по делам их» (1Тим. 4:1; Тит. 1:15; 2Кор. 11:15).
И Сам Господь Иисус Христос говорит о таких: «...Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут Вам: вот, Он в пустыне, – не выходите; вот, Он в потаенных комнатах, – не верьте...» (Мф. 24:24–26).
* * *
Блаватская Е. Разоблаченная Изида, кн. 2. Москва, 2003, стр. 206.
Атма, 1991, №№ 15–16, стр. 2.
Атма, 1991, №№ 15–16, стр. 2.
Учение ЮСМАЛОС. Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 55.
Юоанн Свами. Небесная книга. Апокалипсис или «вещий сон»? – Комментарии к «Откровению Иоанна Богослова». Киев, 1991, стр. 87.
Пророчества ветхозаветного Иеремии о конце славянского народа. Б.м., 1992, стр. 11.
Пророчества великого пророка Исайи о грядущем. Б.м., 1992, стр. 20.
Третий Завет роду Адамову. Атма, 1991, №№ 13–14, стр. 4.
Учение Марии Дэви Христос. Наука о свете. Б.м., 1993, стр. 80.
Учение Марии Дэви Христос. Наука о свете. Б.м., 1993, стр. 80.
Учение ЮСМАЛОС. Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 55.
Как мы узнаем Иисуса? Атма, 1991, № 6, стр. 1.
Открой свою душу. Интервью М. Цвигун. Атма, 1990, ноябрь, № 1, стр. 1.
Божественное сходство и единство. Атма, 1991, № 7.
Не откладывайте свое покаяние на день последний! Атма, 1991, № 10, стр. 2.
Послание солунянам. Киев, 1990, стр. 82.
Юоанн Свами. Апокалипсис. Б.м., 1993, стр. 14.
Юоанн Свами. Апокалипсис. Б.м., 1993, стр. 14.
Великая тайна Космоса!.. Атма, 1992, № 17, стр. 4.
От Адама до Крестителя. Атма, 1991, № 5, стр. 4.
Как мы узнаем Иисуса? Атма, 1991, № 6, стр. 1.
Мария Дэви Христос. Ступайте за мной, дети мои! ЮСМАЛОС, 1993, № 8, стр. 1.
Послание Иисуса Христа. Атма, 1991, № 3, февраль, стр. 2.
Учение Марии Дэви Христос. Наука о свете. Б.м.: 1993, стр. 80.
Бог Живой Мария Дэви Христос. ЮСМАЛОС, 1993, № 11, стр. 1.
Открой свою душу. Интервью М. Цвигун. Атма, 1990, ноябрь, № 1, стр. 1.
Учение ЮСМАЛОС. Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 55.
Учение ЮСМАЛОС. Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 55.
Послание к ста сорока четырем тысячам. Атма. 1991, №№ 15–16.
Учение Марии Дэви Христос. Наука о свете. Б.м.. 1993, стр. 26.
Цит. по В. Гринько. «Веʌике Біʌе братство» як нереʌігійний феномен. Кив, 1998, стр. 44.
Учение ЮСМАЛОС Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 35.
Учение Марии Дэви Христос. Наука о свете. Б.м., 1993, стр. 15.
Путь к спасению души. Атма, 1991, январь, № 2, стр. 1.
Преображенный мир в течение 3000 лет. Б.м., 1993, стр. 10.
Агни-йога, т. 1. Самара, 1992, стр. 213.
Юоанн Свами. Небесная Книга. Апокалипсис или «вещий сон»? – Комментарии к «Откровению Иоанна Богослова». Киев, 1991, стр. 19.
Учение ЮСМАЛОС. Наука о свете. Б.м., 1992, стр. 29.
А. Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, 2000, стр. 560.