В.М. Чернышев

Источник

О сектантских лидерах и основателях сект

Безусловно, говоря об основании сект и новых культов, нельзя не остановиться на личностях, зачастую незаурядных, их основавших. Многие секты распадались почти автоматически со смертью своего основателя или очередного лидера; другие существуют доныне. Что же это за люди, основатели христианских сект? Мы посмотрим на некоторых из них со стороны. Но при этом нужно учесть тот факт, что эти люди имели как вспомогательное (иногда как доминирующее) средство для привлечения в общины и распространения своего учения откровения, видения и пророчества.

Заглянув в глубь истории – на начало Реформации, увидим некоего Мельхиора Хоффмана, который предсказывал, что после своей скорой смерти придет вместе с Христом в 1533 г. для суда и установления «Нового Иерусалима» в г. Страсбурге. Однако, когда пророчество не сбылось, его сподвижник Жан Маттис, тоже считавший себя пророком, указал, что Хоффман ошибся не в пророчестве, а в... географии. Ибо таковым «Иерусалимом» будет не Страсбург, а Мюнстер. Это были крайние анабаптисты, которые пользовались большим авторитетом в своих кругах.

Безусловно, и в наши дни Бог может сверхъестественным образом открывать нечто важное и нужное для человека, но не может такое откровение быть основой для установления нового учения или доктрины вне Церкви.

Госпожа Мэри Мэйкер Эдди, основавшая культ «Христианская наука» в Бостоне в 1875 г., говорила о себе, что Бог долго готовил ее к особой миссии для основания новой секты.

А Джим Джонс, основатель секты «Народный храм», который переселил ее в 1976 г. в Гайану, а потом заставил всех сектантов принять яд, прямо называл себя воплощенным Христом. Это был безраздельный диктатор и деспот в секте. Он нещадно бил палкой за малейшую провинность и, со слов сбежавших от него людей, насиловал в наказание замужних женщин на глазах их мужей.

Основатель секты «Дети Бога» Давид Берг, называвший себя Моисеем, заставлял своих последовательниц идти на панель, чтобы через плотское соитие привлекать мужчин в секту, за что эти несчастные получили название «флиртующих рыбок» (религиозная проституция). Самого его часто фотографируют в окружении молодых полуобнаженных особ. Кроме того, Берг требует от своих последовательниц регулярных рапортов относительно их половой жизни вне секты. Таким образом, он растворил греховную радость свального греха псевдорелигиозным фанатизмом, тем самым, вывел специфическое сектантское образование.

Сан Мюн Мун, со слов его обожателей, «имеет нечто величественное в своей осанке, и когда он заходит в комнату, все чувствуют, будто ветром их придувает к стене. Он, по словам очевидцев, распространял какую-то неведомую силу вокруг себя. Известен, например, факт, что когда он приходит в зоопарк, все звери сбегаются к тому месту, где он стоит. А если находится возле аквариума, рыбы стаей сбиваются у стекла. «Он имеет власть над всем существующим», – говорят его последователи.

Еще один пример: малоизвестная секта пятидесятников Нины и Ивана Курганаевых, отколовшихся от своих, из-за того, что Иван три года прожил в затворе, наложив на себя жестокий пост, никуда не выходя из дома. После этого никто не имел права даже касаться его, т.к. Ваня был объявлен «посредником» между Богом и людьми. Только Нина Курганаева передавала вопрошавшим о своих нуждах ответы мужа. Его устами «вещал Бог», а членам секты запрещалось обращаться к докторам и принимать лекарства.

Абсолютным диктатором в духоборческой среде был Петр Веригин. Этот человек не считался в общине ни с чьим мнением. Как-то раз, вспоминает его секретарь Рыбин, он круто проигрался в карты в г. Триели (Канада). Послал гонца, чтобы собрали огромную сумму (13 тысяч долларов) в общине в счет погашения долга. Сумма была тут же собрана. Некоторые отдавали последнее, скопленное за годы тяжкого земледельческого труда. Когда посторонние люди указали духоборам на этот неблаговидный поступок их вождя, они спокойно ответили, что он вождь и это его дело, а их дело – смирение и послушание.

Другой случай, опять вспоминает Рыбин, произошел из-за конфликта духоборов с канадским правительством. Тогда П. Веригин в гневе заявил собравшимся, что раз землю отбирают у них силой, то духоборы в знак протеста будут топить в реке своих детей и стариков. Когда он это сказал, сторонние наблюдатели расценили это как естественный эмоциональный срыв. Но тут же один старичок лет 80-ти, Ваня Быканов, подошел к реке, прочел «Отче наш» и, сказав: «Господи, благослови!», потихоньку пошел в воду и ушел с головой. Никто и не думал его останавливать.

Иосиф Смит, пользуясь непререкаемым авторитетом среди мормонов, сожительствовал сразу с несколькими женщинами. Открыто говорить об этом было опасно, т.к. тут же последовало бы отлучение и изгнание. Однако, после гибели Смита, Бригэм Янг стал практиковать такое сожительство открыто, позволяя это и всем желающим мужчинам-мормонам. Янг говорил: «Каким человек есть, Бог однажды был; каким Бог есть, человек может быть». Можно себе представить, каков авторитет был у Б. Янга, т.к. лишь принцип строгого единоначалия и жесткой дисциплины помог мормонам выжить в походах, боях и на Соленых озерах.

То же самое можно сказать и о Бруклинской Корпорации «Свидетелей Иеговы». Любое несогласие с президентом или официальной линией (хотя она колебалась и временами значительно корректировалась) могло вызвать отлучение без всякого разъяснения и полемики. В этой эсхатологической и антитринитарной секте особенно сильную личную диктатуру установил Руттерфорд, занявший кресло Корпорации в 1916 г.

Известный идеолог адвентистского движения Елена Уайт обладала феноменальной особенностью, которую, с точки зрения православной аскетики, можно характеризовать как одержимость. Эта маленькая хрупкая женщина в состоянии экзальтации хватала руками огромную тяжелую Библию и на длительное время застывала с ней неподвижно на вытянутых руках. При этом дыхание ее пресекалось, поднесенное к устам зеркало не запотевало, а потом как бы в сомнамбулическом полусне-полуреальности она цитировала целые библейские фрагменты, при этом одной рукой точно открывая нужную страницу и водя по ней пальцем. Когда это состояние, иногда длившееся час и более, заканчивалось, щеки ее розовели, жизнь к ней как бы возвращалась, она бессильно опускала руки, делала глубокий вдох и обессилено падала в кресло. Ее последователи и она сама записывали «откровения». Это была самая «плодовитая» религиозная писательница.

Другой «новоявленный мессия» Секо Асахара, создавший секту «Аум Сенрике», призывает в своих проповедях «разбудить кундалини» в самих себе. Энергию, дремлющую в кончике позвоночника, необходимо, по его мнению, вызвать к жизни медитацией и специальными упражнениями. Секо Асахара, не боясь ложной скромности, называет себя не только «Спасителем», но и «Христом». На глянцевой обложке своей книги «Провозглашая себя Христом» Асахара изображен пригвожденным ко кресту, в терновом венце, с нимбом вокруг головы. Видна рана от копья с правой стороны, набедренная повязка...

Начинает автор свою книгу такими словами: «Сим провозглашаю себя Христом. До 23 октября 1991 г. я не читал ни одной страницы Нового Завета, за исключением Откровения. В тот же день я убедился, что в этой книге содержится пророчество о том, что я являюсь Спасителем и Мессией». Ни больше, ни меньше. Далее Асахара пускается в пространное пояснение, что сейчас, дескать, появилось много лжепророков и лжехристов. Много, но только не он сам. Следуют неуклюжие аналогии из жизни Иисуса Христа и Асахары. Христос был возведен в пустыню духом – и Асахара упорно держал когда-то длительный пост; Христос был во гробе три дня – и Асахара владеет приемами медитации, где без доступа кислорода может некоторое время пребывать под водой; Христос в Кане Галилейской превратил воду в вино – и Асахара изменяет структурный состав воды посредством наговора; если Христос исцелял больных – то Асахара вспоминает, как кто-то после его лечения стал ходить без палочки... Однако о его невежестве говорит тот факт, что, по мнению автора «Провозглашаю...», одно из четырех Евангелий не является таковым ни по содержанию, ни по духу. Отгадайте какое? Так вот, по мнению Асахары – это Евангелие Павла. Одним словом, всего этого бреда вполне хватает Секо, чтобы посчитать себя равным Христу.

Одна из странных исторических особенностей культизма заключается в том, что многие из культистов либо начаты женщинами, либо испытали решающее влияние слабого пола: «Христианская наука» – Мэри Беккер Эдди; «Школа единства» – Миртл Филмор; спиритизм – сестры Фокс; «Адвентисты седьмого дня» – Елена Уайт; «Миссионерское движение за мир» – сестры Пенни и Виола Вильсон; теософия – Елена Блаватская...

Что касается последней, Елены Блаватской, основавшей современную разновидность индуистской и буддийской философии, ставшую популярной в наше время под названием «Теософское общество», то она, в частности, писала:

«...Разъясним этот вопрос раз и навсегда: тот, на кого священство всех догматических религий, преимущественно христианских, указывает как на Сатану, врага Бога, в действительности является Высочайшим Божественным Духом – Оккультной Мудростью на Земле, которая естественно антагонистична каждой земной, преходящей иллюзии, включая и догматичные или церковные религии. Естественно рассматривать Сатану, Змия в книге Бытия как истинного Создателя и Благодетеля, Отца Духовного человечества».

Очевидно, что оспаривать подобные постулаты нет никакого смысла. Для любого христианина Жертва – это Христос, дьявол – был и остается князем тьмы, врагом Божиим. Такие заявления для верующего просто неприемлемы: «Именно сатана является Богом нашей планеты... и это без всякого аллегорического намека на его злобность и развращенность».

Подобное сползание к открытому сатанизму вполне логично увязывается со всей пантеистической системой теософии и ее оккультной направленностью.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle