В.М. Чернышев

Источник

Секта иеговистов

Особенности вероучения

Иеговистская концепция сводится к следующему. Все христианские Церкви и мирские власти в своей совокупности составляют современный Вавилон. При этом осуждается христианское учение о земном мире как Божьем мире. Вместо этого выдвигается новое положение, по которому весь земной мир объявляется миром сатаны. Однако Бог Иегова (откуда и название секты) уже вмешался в «проклятый бег этого мира» и предрешил его конец. Близится битва с силами сатаны, и уже видны ее приметы. Отныне задача последователей Иеговы сводится к тому, чтобы возвещать людям его волю и убеждать в том, что единственный путь спасения человечества от гибели в предстоящей битве Христа с земным царством сатаны – это переход в секту иеговистов сейчас, пока Христос не вступил в битву с сатаной. Иеговисты не один раз уже устанавливали и меняли «дату» второго Пришествия Христа на землю. Так Руттерфорд (о нем ниже) утверждал, что Христос незримо начал очищать духовный храм земли с весны 1918 года и, что, наконец, наступило время священной битвы – Армагеддона.

Руттерфорд не случайно избрал 1918 год. Как известно, в это время полмира было охвачено революционным движением и кризисом, потрясшим социальные и экономические устои. Вопреки христианскому учению о спасении, иеговисты утверждают, что основная идея Библии – это защита и оправдание Бога как Творца всего сущего. Поскольку низвергнутый с неба сатана, бросив вызов Богу, поставил под сомнение Его всемогущество, Иегова начертал в Библии основные этапы, на протяжении которых люди должны убедиться в Его всемогуществе и бессилии сатаны отвратить людей от Бога. Только усвоив эту главную идею Библии, как считают иеговисты, человек будет идти правильным путем к своему спасению и обретет силы для противодействия пагубному влиянию сатаны. Библию иеговисты рассматривают только как историю, как изложение событий, в ходе которых Иегова открывает людям свою волю. По мнению иеговистов, Библия – это «Великая драма», которая началась в Едемском саду с грехопадения первых людей и завершится всемирным Армагеддоном. Как всякое драматическое произведение, эта «драма» имеет свой пролог, начало, конфликт и финал.

По учению иеговистов, у Иеговы было два духовных сына: Христос и Люцифер. Люцифер был сыном Зари, светлым архангелом и обязан был контролировать поведение первых людей. Адам и Ева были совершенными людьми. Люцифер не был доволен своим положением и желал сравниться во власти с Богом Иеговой. Свое могущество Люцифер решил испытать на первых людях – Адаме и Еве, внушив им, что вкушение от древа познания принесет не смерть, но могущество, которым обладает Сам Бог. Первые люди погрузились в пучину греха, глаза у них открылись, они познали добро, но не имели сил его творить, а познав зло, – не имели сил бороться с ним. Однако, здесь их трактовка грехопадения существенно отличается от православного осмысления. Ева согрешила первой, но Адам, утверждают иеговисты, видя, что Ева должна умереть, добровольно решил разделить с нею этот жребий. Он так привязался к своей жене, что разлука с нею, пусть и в будущем, была для него тягостна. Он добровольно принял запретную снедь и этим сознательным актом сам себя приговорил к смерти. Сумев соблазнить первую пару, Люцифер утвердился в мысли, что Бог Иегова не так всемогущ, если не сумел предотвратить падение людей – венца Своего творения. А раз так, то против Бога можно сражаться и дальше. Иегова оставил Люцифера существовать в течение 6 тысяч лет, чтобы доказать ему невозможность победы зла над добром.

Но вернемся к концепции «Великой драмы». Как уже было сказано ранее, эта драма поделена на части, и мы кратко рассмотрим их.

Пролог

Бог Иегова творит. Как великий Художник, Словом созидает и возводит все из небытия. В изумлении замерли ангелы, дивные хоралы неземной музыки прорезают тонкий мир света, даются законы Вселенной, путь звездам, орбиты планетам, созидаются микро- и макромиры, даются законы природе. Стройным пением славят Творца светлые небожители, присутствует полная гармония, и любовь объемлет и пронизывает собою все.

Начало действия

И вот первые люди в невинном состоянии пребывают в Едемском саду. Бог Иегова попускает одному из Своих духовных сыновей – Люциферу – приступить и ввести в искушение первую супружескую чету. Первой ест плод Ева, поддавшись уговору Люцифера. Адам, узнав, что Ева стала смертна, колеблется в своем выборе (остаться с Богом или умереть с Евой), но все-таки избирает последнее и принимает запретную снедь. Посему «похоть плоти» (приятно на вкус), «похоть очей» (красиво на вид) и «гордость житейская» (сравняться с Богом) становятся доминирующим орудием сатанинского искуса во всей последующей истории человечества.

Но Иегова, как наш любящий Небесный Отец, предопределил искупление этого греха Иисусом Христом – Своим вторым духовным сыном, оставшимся Ему верным.

Конфликт

Сатана (таковым стал Люцифер после падения первых людей по его вине) бросает открытый вызов Богу; хочет отвратить от Него всех людей и подчинить «племена, народы, языки» на той проклятой в Адаме земле, что родит волчцы и тернии, но уже имеющей немалое население.

И вот Господь Иисус Христос пришел на землю, дабы взыскать и спасти погибшее, т.е. всех, кто примет Его искупительную жертву. Но этого мало. Необходимо обязательно членство в секте иеговистов как непременное условие спасения. Ведь изгнанный из рая сатана, который искушал духовного брата (Христа) в пустыне, сейчас организовал себе царство и все более ожесточенно ведет борьбу с Иеговой. Это царство сатаны обширно: начиная со всех без исключения Церквей мира до политических партий, государственных структур и организаций, до социальных, международных и неформальных объединений. Один из главных оплотов сатаны – Организация Объединенных Наций.

Христос искупил грехи людей на древе (креста иеговисты не признают, утверждая, что Спаситель был прибит просто к столбу), Люцифер посрамлен, но позиций своих не сдал. Борьба с силами добра ужесточается. Формы ее различны, размах велик, силы, задействованные в ней, неисчислимы.

Финал

Бог Иегова вторично посылает Христа на землю, но уже в незримом виде, для расправы с Люцифером. В Армагеддоне, священной войне, Христос со Своим воинством уничтожает Люцифера и всех его сторонников. На планете устанавливается тысячелетнее Царство Христа, куда попадут 144 тысячи руководящих братьев Корпорации и наиболее верных последователей секты иеговистов. (Правда, для них вовсе не имеют значения слова Священного Писания: «...и 144 тысячи... не осквернившихся с женами», т.к. у них нет института монашества.)

Иегова оправдан. Справедливость восторжествовала. Все иеговисты будут воскрешены во плоти и будут царствовать на земле. Восстановится настоящее теократическое мировое государство во главе с Богом Иеговой и Его Ангелом-Сыном – Иисусом. Все христиане других конфессий, деноминаций, сект, представители других религий будут уничтожены в Армагеддоне. Ада нет, ибо ад – это в буквальном понимании «могила», поэтому все неиеговисты и неверующие уйдут просто в небытие.

Вот основные концепции в понимании Слова Божьего секты «свидетелей». Ее руководители предусмотрительно объявили, что толковать Библию можно только посредством вспомогательной литературы, поступающей из Бруклина – центра иеговизма. Такой подпоркой в осмыслении Слова Божьего является, в частности, журнал «Сторожевая башня». В заглавии этого журнала такая купюра: «Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы». На обратной стороне титульного листа пояснение: «Цель «Сторожевой башни» состоит в прославлении Иеговы Бога как суверенного Господа Вселенной. Она наблюдает события в мире, которыми исполняются библейские пророчества. Она утешает всех людей благой вестью, что Царство Бога скоро уничтожит тех, кто притесняет своих ближних, и что оно превратит планету в рай. Она поощряет к вере в теперь господствующего Царя Бога, Иисуса Христа, пролитая кровь Которого дает человечеству возможность получить вечную жизнь. «Сторожевая башня», издаваемая Свидетелями Иеговы с 1879 г., не принимает участия в политической борьбе. Она придерживается Библии как своего авторитета. Издается этот журнал на 111 языках мира, средний тираж его 15 290 ООО экземпляров».

Обыгрывая концепцию необходимости вспомогательной литературы для понимания Библии, в частности, один из лидеров Корпорации Руттерфорд писал: «Человек утолит свою жажду из колодца только в том случае, если есть бадья, чтобы достать из колодца воду». Вот потому «Сторожевая башня» является той «духовной посудой» для иеговистов, которой они черпают из Библии все то, что нужно верующему для ее понимания и достижения путей спасения.

Понятие Бога

Отличительной особенностью «свидетелей» в учении о Боге является то, что они отрицают догмат о Нем, как едином по существу, но Троичном в Лицах, т.е. отрицают Святую Троицу. Бог, по их мнению, есть один Всемогущий Бог. Христос не равен Иегове, при этом следуют ссылки на тексты Нового Завета: Ин. 14:26; 15:1; Мф. 19:17:Лк. 22:42 и т.д. Но совсем не принимается во внимание другое место из Священного Писания «...Я в Отце и Отец во Мне...» (Ин. 14:10) и «Я и Отец – едино» (Ин. 10:30) и др.

Смысл искупления

Искупительный подвиг Иисуса Христа рассматривается как персональная жертва ради одних лишь согрешивших прародителей, но не для всех.

Закон Бога Иеговы требовал, чтобы за потерянную Адамом безгрешность была принесена в жертву совершенная человеческая жизнь. Но грех уже на генетическом уровне овладел человечеством, все смертны, ибо сказано: «Все согрешили и лишены славы Божьей» (Рим. 3: 23); «Нет праведного ни одного...» (Рим. 3: 10). Тогда Иегова решил сделать таким совершенным человеком Своего второго духовного сына – Иисуса Христа.

По воле Иеговы, Христос перевоплотился из духовного существа в человеческое создание, став совершенным, в отличие от других людей, населявших Землю. Он умер на столбе как человек, искупив грех Адама, но воскрес не по плоти, а по духу, т.е. уже как духовное существо с Божественной природой. У человечества появился шанс на спасение, т.к. Иегова дал это право Своему духовному сыну.

О Пришествии Иисуса Христа на землю

По учению иеговистов, Христос невидимо пришел на землю уже в 1918 году, сейчас пребывает на земле, ведет борьбу с силами сатаны. Видимым проявлением такой борьбы они считают первую и вторую мировые войны. Они тщательно смотрят за политическими событиями в мире, за локальными конфликтами на континентах и в регионах, за международными изменениями и высказываниями политических лидеров с тем, чтобы в нужном свете подать отрафинированную и профильтрованную в Бруклине информацию своим последователям как очередной признак скорого Армагеддона. Центром «бесовского бега этого мира» объявлена организация ООН. Другим важным признаком Пришествия Христа на землю является существование и деятельность их Корпорации в Бруклине. Они утверждают, что Корпорация возникла по предначертанию Иеговы, а их история идет еще с Ветхого Завета, когда свидетелей (читай иеговистов) Божиих гнали иудеи и побивали камнями, а в Новом Завете первым «свидетелем Иеговы» был первомученик Стефан (Деян. 7:59).

Учение о Духе Святом

Дух Святой, по мнению иеговистов, – не Личность, не Ипостась Бога, но невидимая действенная сила, которая исходит от Иеговы. Своего рода энергия, которая сама по себе мертва без своего источника. Иногда в полемике они сравнивают с аккумулятором, от которого горит свет. Нет аккумулятора, нет и тока...

О душе человека

Здесь свидетели полностью сходятся в учении с адвентистами о состоянии души после смерти тела. Прежде всего, они, как и адвентисты, стремятся доказать, что в Библии под душой понимается жизнь. Душами являются и люди, и животные, которые, умирая, перестают быть реальностью. Соответственно, с телом умирает и душа. Такая трактовка об отсутствии души получает свое полное завершение в финале «Великой драмы», где битва Армагеддон сотрет все «не-иеговистское» в небытие и забвение.

Об Армагеддоне

Что же это за ключевой пункт в вероучении иеговистов – Армагеддон?

Давайте вначале рассмотрим этимологию самого слова. Слово Армагеддон сложное. Оно состоит из «Ар» и «Мегило». Еврейское слово «Ар» означает холмистую местность, «Мегило» – географическое место в Палестине. Оно послужило во времена судей полем битвы Варака с Сисарою (Суд. 5:19). На этом же месте было сражение египетского фараона Нехао с иудейским царем Иосией (4Цар. 23:29). Таким образом, это место является памятником победы и поражения. Отсюда и слово «Армагеддон» имеет символический смысл.

По учению свидетелей Иеговы, в 1918 году Господь Иисус, придя на землю, стал собирать преданные и верные Ему силы для будущей священной войны с сатаной. На Его стороне будет 144 тысячи сторонников из наиболее последовательных и верных членов Корпорации, умерших до начала Армагеддона. Но Господь их воскресит для такого святого и нужного дела. Эта битва произойдет в Палестине около горы Гар-Мегиддон (т.е. Армагеддон). Вот название местности и дало наименование самому событию, т.е. войне.

После победы над силами зла и их полным затем уничтожением, обновленной землей будет управлять Иисус со 144 тысячами верных. Воцарится полная теократия и гармония, обновленная Земля станет цветущим садом, будут воскрешены и все остальные последователи «Общества». Болезней, забот, страха, печали и неудовлетворенности не будет. Как не будет нации, армии, границ, государственных структур и прочего. Как поют иеговисты (ильинцы) в одном из своих гимнов:

Всюду святость у людей.

Хороводы дам-девиц

Кротких, мудрых и певиц

Вьются Божьим вензелем

И поют Ему о Нем.

Всюду слышится игра:

Аллилуиа и ура.

Практическое руководство к полемике с иеговистами

Идеолог иеговистов Руссель (Бруклин, США) указывал, что окончательный конец царств этого мира и полное установление Царства Божия на земле совершится в 1914 году. Он же говорил, что и времена язычников окончатся в 1914 году, т.е. в этом году должны быть ликвидированы государственная и политическая власти этого мира. Но так как это пророчество не сбылось, иеговисты «божественный план» перенесли на 1918 год. Но и тут вышла осечка, после чего был назначен новый срок – 1925 год. Уже в 1941 году журнал «Сторожевая башня» писал, что «нынешняя война будет окончательно завершена лишь в Армагеддоне…». Очередной Армагеддон был перенесен на 1975 год. Неужели из всего вышесказанного не ясно, что иеговисты и все их учение держится не на Божьем Откровении, – что является прерогативой канонической Церкви, – а на человеческих домыслах и фантазиях? Если бы Бог действительно пророчествовал их устами, то Он не мог бы столько раз ошибаться в датах, к которым был приурочен Армагеддон. В остальных вероучительных позициях секты для полемики обратитесь к разделу «Адвентисты» данного пособия, т.к. многое у них сходно.

Обрядовая сторона служения

Если мы говорим, что понятие Церкви является главным фактором спасения, это и есть тот фундамент, благодаря которому удерживаются и осуществляются практические институты христианской веры в Православии: Откровение, Дары Святого Духа, законное священство, таинства… У иеговистов же ничего этого нет.

Институт Церкви подменяется занятиями в кружках, т.н. килках, которые, в свою очередь, объединяются в стрефы, где штудируются бруклинские инструкции, и в их освещении – текст Священного Писания. На таких занятиях происходит обмен опытом миссионерской работы «старших слуг», наводки на вербовку новых членов и т.д. Таинств нет. Причащение (в нашем понимании) происходит раз в году, 14 нисана. Совершается после захода солнца.

Вкушают «видимые знаки Тела» только руководящие братья, а остальные лишь присутствуют при этом. И хотя Господь сказал: «...пейте от нея все...» (Мф. 26:27), иеговисты поясняют, что в Царствии Божием будет лишь вначале 144 тысячи свидетелей, но далеко не все воскреснут для Армагеддона.

Порядок подачи права на миссионерскую работу (о законном рукоположении речь здесь даже не идет) в секте таков. Через водное крещение избранный руководящими слугами рядовой член секты приобретает право быть проповедником. Перед погружением в воду вся община (численность ее, как правило, невелика) поет гимн хвалы Иегове, затем идет общая молитва. Потом старший слуга держит речь перед присутствующими и говорит о глубоком значении совершающегося акта, об ответственности, о заслугах Иисуса Христа, а потом все опять молятся. Наконец, крещаемый со скрещенными на груди руками заходит в воду и, ответив на последний вопрос о признании себя грешником, погружается с головой в воду. При этом старший слуга, который производит крещение, и сам стоит в цивильной одежде по грудь в воде.

Из истории создания секты

В американском городе Питсбурге (США) небольшая община адвентистов занялась тщательным подсчетом времени второго Пришествия Иисуса Христа. Во главе этой общины стоял Чарльз Руссель. В 1874 г. Руссель издает брошюру «Цель и способ возвращения Бога», где подвергает нападкам учение адвентистов о втором видимом Пришествии Иисуса Христа и со ссылками на Библию «доказывает», что невидимое Пришествие осуществится в 1874 году, а видимое – в 1914-м. После этого порывает с адвентизмом. В 1878 г. он начинает издавать журнал «Сторожевая башня», первый выпуск которого вышел тиражом 6 тысяч экземпляров. Развивает учение о Боге Иегове, втором Пришествии Христа и установлении тысячелетнего Царства. В конце XIX века пропаганда этого учения распространяется во многих странах мира. Руссель издает шеститомное «Исследование Библии». За 44 года своей деятельности на посту главы Корпорации «Свидетелей Иеговы» Руссель сумел сделать довольно много для распространения ереси во всем мире: это и издательская обширная работа, и миссионерские структуры во многих странах мира, и многотомные личные сочинения. В 1916 году он умер, а в 1917 г. к руководству Корпорацией приходит Руттерфорд. Спустя десять лет, в 1927 году, Руттерфорд открыл радиостанцию «Радио Нового мира», которая и до настоящего времени осуществляет широкое вещание на разных языках мира. Руттерфорд, в отличие от своих предшественников, не назначал точных дат Армагеддона. В 1942 году Руттерфорд умер, и президентом Корпорации мирового центра «свидетелей» становится Натан Кнорр.

В настоящее время ответвления «Общества» существует более чем в 168 странах. Основным руководящим документом секты является «Организационное указание для возвещателей Царства», которое было официально одобрено конгрессом иеговистов в 1945 году. Одним из методов вовлечения в секту является широкая благотворительность.

До недавнего времени на территории бывшего СССР организация «Свидетелей Иеговы» была полуполитической религиозной структурой, а потому могла выжить и осуществлять свою деятельность через систему глубоко законспирированных цепочек, студий, килок, разъездных проповедников. Сейчас, организация у нас в стране получила официальную регистрацию. Возглавляет секту краевой комитет, состоящий из группы профессиональных проповедников, которые, в свою очередь, много разъезжают по другим регионам. Непосредственно всей работой руководит в нашей стране бруклинский центр при активном содействии «Краевого комитета» иеговистов Польши.

Параллельно с рассмотренной нами организацией иеговистов-русселитов (по имени своего основателя), на территории СНГ еще остались немногочисленные последователи Ильина, так называемые иеговисты-ильинцы. Немного остановимся на них.

На Урале в 1832 году некто Николай Ильин, русский офицер артиллерии, православный по вероисповеданию, занялся глубоким анализом мистической и теософской литературы. Постепенно у него созрела идея о возможности объединения всех религий в некий конгломерат. При этом он стал изучать иудаизм, посещать синагогу. В 1846 году Ильин подверг резкой критике Православие со всеми его институтами. Тогда же из-под его пера вышел вероучительный трактат «Сионская весть». Первыми его прозелитами были друзья и родственники. Учение это быстро стало распространяться в Нижнем Тагиле, а затем через листки и брошюры по Вятской, Уфимской, Самарской, Оренбургской губерниям. Летом 1859 г. за повторное открытое выступление против Православия лидер новообразованной секты Н. Ильин был заключен на исправление в Соловецкий монастырь. Арест руководителя только озлобил рядовых членов новообразованной секты и подстегнул активизацию работы в массах. Они пошли «в народ», что явилось детонатором в распространении ереси в Приуралье и Поволжье. К ним пошли крестьяне, мастеровые, отдельные представители духовенства. Ильин был в заточении почти 20 лет, однако его инструкции как-то достигали адресатов. А адресатами его были и английская королева Виктория, и еврейский финансовый магнат Ротшильд, и генерал «Армии Спасения» Бутс, и известный западноевропейский писатель В. Диксон. Наиболее известные работы Ильина: «Сионская весть», «Семитысячелетняя битва Христа с Велиаром», «Эссенция из животворящего света», «Свидетельство Бога пророков святых», «Послание в общество теософии Востока и Запада» и другие. Но многое расставляют на свои места слова самого Ильина на процессе по делу о 27 иеговистах в 1887 году в Екатеринбурге, выступивших против Православия. Он буквально заявил следующее: «Сам Бог пророков Иегова на второй день моего заточения в Соловецкий монастырь в 1859 г. открыл мне, что я-то и есть именно тот, про которого сказано в 41-й и 42-й главах пророка Исайи и кто назван Светом всем народам и соединителям сонма иудеев в одну веру... Предъявленные Вами теперь мне сочинения писаны мною собственноручно и посланы мною как к Вам, так и в Америку, где уже есть последователи Иеговы...». Вот так встретились две, не имеющие ранее контакта, вероучительные системы, излагающие свои концепции приблизительно в одном ключе.

Во второй половине XIX века иеговизм был уже известен в Англии и в США. Но у русселитов и ильинцев есть и различия. Если русселиты-иеговисты делают упор на Библию, рассматривая все ее книги как динамику Божественного Откровения, то ильинцы отрицают авторитет Библии в полноте, но основу своего учения базируют лишь на Пятикнижии Моисея и Откровении Иоанна Богослова. Поэтому у последних учение напоминает собою экзотическое переплетение христианства, иудаизма и некоторых элементов буддизма.

Контраргументы и анализ учения иеговистов

Назвать иеговистов христианской деноминацией можно с большой натяжкой, потому что важнейшая ошибка в их учении – представления об Иисусе Христе. I Вселенский Собор (325 г.) осудил учение Ария, видевшего в Христе лишь совершенного человека, II Вселенский Собор (381 г.) осудил ересь, которая отвергала Дух Святой как Личность, как Ипостась Бога, и, наконец, III Вселенский Собор осудил лжеучение о том, будто Пресвятая Дева родила простого человека Христа.

В учении иеговистов как бы возродились и переплелись все еретические учения, осужденные и отброшенные на Вселенских Соборах, но теперь уже поднятые ими и модернизированные.

По их учению:

1. Иисус по Своей сущности не является Богом, а является лишь Сыном Божьим, т.е. сотворенным во времени существом.

2. Смерть Христа – это только принесение в жертву «совершенной человеческой жизни», и спасение иеговистов зависит от дел и от их верности принципам «Сторожевой башни» Бруклинского издания в США. И такая верность простирается не только на этот век, но и на тысячелетнее Царствование Христа.

3. Иисус воскрес не во плоти, а как бессмертный дух.

4. Иисус уже вернулся невидимо в 1914 году на землю, чтобы начать царствовать. Отсюда знамения – начало непрекращающихся на планете войн.

5. Учение о душе не как мыслящей субстанции, а как крови.

6. Общество «Сторожевая башня» неоднократно предсказывает Армагеддон, т.е. конец человеческой истории. Но каждая дата из тех, что «Башня» предсказывала, прошли без особых происшествий.

7. Время от времени их доктрины меняются. В «Сторожевой башне Сиона» за июль 1879 г. Послание к евреям (Евр. 1:6) толкуется так: архистратиг Михаил один из тех, кто поклоняется Иисусу. Однако сейчас они утверждают, что Михаил и Иисус – это одно лицо.

8. Они модернизируют перевод Библии, причем этот перевод отличается почти нарочитым отсутствием лингвистических знаний, что порой приводит к результатам, которые бы рассмешили студента, первый год изучающего иврит или греческий.

Далее, иеговисты настаивают на следующих доктринах:

1. Бог-Творец, имя которого Иегова, является единым истинным Богом. Учение о Святой Троице отвергается.

2. Дух Святой не является отдельной Божественной Личностью, а просто Божьей действующей силой. Именно поэтому в своих изданиях иеговисты пишут о Духе Святом с малой буквы.

3. Смерть физическая есть результат греха. Когда человек умирает, погибает и его душа, т.к. душой является кровь. По этому любое принятие крови, даже в медицинских целях для спасения жизни, является грехом перед Богом.

4. После смерти человек полностью перестает существовать, как праведник, так и грешник. Слово «ад» значит «могила» и является символом временной смерти человека до воскресения. Слова «геенна огненная», которыми евреи именовали свалку за Иерусалимом – Енномову долину, постоянно курящуюся дымами и костром, являются символом смерти без надежды на воскресение. Это и есть полное и окончательное прекращение существования души и тела.

5. После того, как диавол соблазнил Адама и Еву, он совратил и других ангелов, которые во дни праведного Ноя, оставив небесное жилище, сотворили себе человекоподобные тела и сошли на землю. Они брали в жены дочерей человеческих, и от этих союзов рождались дети, ставшие порочными исполинами. После потопа они не погибли в отличие от людей, но были вынуждены оставить земные тела и вернуться в небо. Бог Иегова сковал их узами адского мрака, т.е. отнял у них способность воплощаться в тела, но в других отношениях как невидимые духи они свободны обольщать при участии диавола всю Вселенную.

6. Явление Христа по плоти обозначает прекращение его прежнего бытия как архангела Михаила.

7. Такие мужи веры, как Авель, Авраам, Моисей, Иов и другие были такими же свидетелями Иеговы, как и современные последователи этой организации. Сам Иисус Христос является свидетелем Иеговы.

8. Искупление Христа не дает людям вечной жизни, но означает прощение, заботу и любовь Иеговы. Лишь во время тысячелетнего Царства будет возможность своими поступками и повиновением Иегове заслужить вечную жизнь.

9. Христос умер не на кресте, а на столбе.

10. Иисус не воскрес из мертвых телесно, а воскрес духовно. Неизвестно, что стало с Его физическим телом.

11. Царство Божие – это проявление теократии, где Христос будет назначен Царем. Есть два периода этого теократического Царства: первый – тайный, невидимый, а второй – видимый. Первый начался с 1914 года и описан в Мф. 25:23–46. Находящиеся по правую сторону – это свидетели Иеговы, по левую – все остальные. Когда произойдет битва Армагеддон, она разрушит безбожную мировую систему, включая все христианские Церкви.

12. Царство Божие будет иметь не только Царя, но и правительство. Оно будет состоять из 144 тысяч. Поэтому после телесной смерти они сразу воскресают (первое воскресение) и невидимо царствуют со Христом на небе. Они царствуют и во время тысячелетия. Это – малое стадо и лишь с ними Христос заключал завет, и только они на вечере «поминовения» вкушают хлеб и вино.

13. Во время тысячелетнего Царства уже начнется на земле райская жизнь, и в это время воскреснут как иеговисты, умершие до Армагеддона (не из 144 тысяч), так и вообще многие и многие миллионы грешников. Все они будут жить во время тысячелетия и иметь повторную возможность заслужить вечную жизнь послушанием Богу.

Таким образом, в учении и практике «свидетелей» прослеживается несколько характерных признаков, контрастно отличающих их культ от других сект. Кратко это: неприятие исторической последовательности развития Церкви (организацию свою они и не называют Церковью); отказ от учения о Божестве Иисуса Христа; отрицание Божественности и Личности Духа Святого; мнение о себе как единственно верных христианах; точное неоднократное назначение дат Пришествия Иисуса Христа; непризнание телесного воскресения Иисуса Христа; отказ от учения об аде как вечных муках грешников; передергивание и сознательное искажение библейского текста по бруклинской указке.

В полемике со «свидетелями» главный акцент нужно делать на тождестве того, что Бог Иегова и Иисус Христос – одно Божество, т.к. основное заблуждение иеговистов сводится именно к этому кульминационному моменту в их вероучении.

Учение об истинном Божестве Христа: Мф. 1:23; Ин. 20:28; Рим. 9:5; 1Тим. 1:1; 2:3; 4:10; Тит. 1:3; 3:4.

Из сравнения ветхозаветного пророчества Иоиля (Иоил. 2: 32) с Посланием к римлянам (Рим. 10: 18) ясно, что Господь Иегова Ветхого Завета есть Господь Иегова Иисус Христос Нового Завета, потому что один и тот же стих употреблен в Ветхом Завете в отношении к Богу Иегове, а в Новом – в отношении ко Христу.

Каким же образом производится искажение библейского текста Бруклинской Корпорацией?

1. Использованием перефразировок. Например, греческое слово «en», неоднократно встречающееся в Евангелии от Иоанна (в 15 главе), которое переводится как «во» (en emos перефразировано иеговистами как «в союзе со Мной»). И получается не: «Да будет все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино...» (Ин. 17:21), но получается так: «Да будут все едино, как Ты, Отче, в союзе со Мной, и я в союзе с Тобой»...

2. Безосновательным дополнением текста словами, которых в греческом первоисточнике нет вообще. Такие привнесенные слова переиначивают смысл стиха. Например, в Кол. 1:16, 17 было вставлено слово «иной», меняющее значение стиха: «Ибо Им создано все иное... все иное Им и для Него создано. И Он (Иегова) есть прежде всего иного, и все Им стоит» (ПНМ). Здесь «Перевод Нового мира» (ПНМ) говорит об Иегове и целью своих вставок имеет показать Иисуса тварным существом, а не Богом.

3. Сознательно искаженным переводом греческих слов. Таким образом «подгоняется» перевод под теологию иеговистов. Например, Ин. 8:58 показывает вечную природу Христа: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь (Иегова)». Иеговисты (ПНМ): «До того как стал существовать Авраам, Я бывал» (?). Такой перевод как бы изменяет вечную сущность Христа на существование тварное (об этом уже было сказано выше). Или Кол. 2:9 иеговисты пишут: «Ибо в Нем обитают все Божественные качества телесно», – сравните с евангельским текстом.

4. Вводящими в заблуждение подстрочными комментариями. В ПНМ обнаруживается упорное и настойчивое отрицание основных христианских доктрин.

5. Произвольным использованием или неиспользованием заглавных букв при упоминании Божественных имен. Например, Святой Дух никогда не признается Личностью или Богом, но лишь «святым духом», помощником, духом истины, энергией и т.п.

Причем их греческие переводы столь невежественны и беспардонны, что любой студент, изучающий элементарный курс греческого языка, просто рассмеется, приняв их выпады за шутку.

В противовес «Эмфатическому диаглоту» и «Переводу Нового мира» грамматика греческого языка Нового Завета устраняет любое сомнение в том, что это единственно возможный перевод. Например, Ин. 1:1: «В начале (греч. Archi) было Слово (Logos), и Слово было у Бога (ton Fheon), и Слово было Бог (Fheos)».

Подлежащим в данном предложении является Слово (Logos), сказуемое – было. Не может после глагола «было» идти прямое дополнение, так как согласно грамматической конструкции за переходным глаголом идет не дополнение, а предикативный номинатив, относящийся, опять же, к подлежащему, в данном случае – к Слову (Logos). Есть закономерность, по которой предикативный номинатив (в нашем случае Fheos – Бог), относящийся к подлежащему, никогда не предопределяется артиклем, если ему предшествует глагол (было). Поэтому никакого артикля и не стоит при слове Fheos (Бог), и переводить его как «один из богов» или «божество» грамматически неправильно и свидетельствует лишь о незнании греческого языка, т.к. Fheos является предикативным номинативом глагола «быть» в третьей части стиха 1:1 и относится к подлежащему Слово (Logos). Значит, Христос, если Он есть Слово, Которое «стало плотью» (Ин. 1:14), не может быть никем, кроме Бога, если, разумеется, не отвергать содержание греческого текста.

И подобных ляпсусов в иеговистских трактовках огромное число. Ряд их пояснений просто смехотворен, а цель таких «переводов» – это сознательно ввести человека в заблуждение и втянуть в свою секту.

Когда на I Вселенском Соборе Отцы обратились к поиску «богоприличных слов» для изъяснения тайны Св. Троицы, то они искали не те слова, которые могли бы спрятать различие между православными и арианами (которые как раз и отрицали, что Христос есть Бог), но те, за которыми ариане прятаться не могли бы. Весь труд I Вселенского, таким образом, – это поиск слов, с которыми не согласились бы все участники Собора, поиск тех слов, которые отделили бы ариан от православных.

Сначала предложили в Символе веры вставить формулу «Сын от Бога», но оказалось, что ариане считают эту формулу приемлемой, как частное применение более общей формулы «всяческая от Бога» (2Кор. 5:18). Формула «Сын есть Бог» также принималась арианами, которые уточняли, что Сын стал Богом. Затем предложенная православными формула «Во Отце Сын пребывает» оказалась истолкована как приложимая к твари: мол, все мы «о Нем живем, движемся и существует» (Деян. 17:28). Предложили было формулу «Слово – истинная сила Божия» (Иоил. 2:25), а значит, арианин сможет спокойно говорить о Сыне как «о силе Божией» и при этом видеть в Нем не Бога, а творение. Была воспомянута еще одна библейская формула – «Сын есть сияние славы и образ ипостаси Его». Но оказалось, что ариане прилагают эти образы и к человеку, ссылаясь на 1-е Послание к коринфянам (1Кор. 11:7).

А надо было найти слово, изъясняющее степень исключительной близости Сына к Отцу, которое не могло бы приложимо для описания отношений твари и Творца.

И тогда было предложено слово Единосущный. Тогда ариане наконец-то проголосовали все против. Именно тогда соборная мысль достигла успеха, было найдено слово, которое ясно защищало апостольское предание от ложных перетолкований.

Ведь учение Ария в значительной степени определялось общими предпосысками Антиохийской школы из философии Аристотеля. В начале богословия стояло там положение о трансцендентности Бога и, как вывод, Его непричастности к любым эманациям – в виде ли излияния (prolatio), или дробления (divisio), или рождения. С этой точки зрения не могло быть и речи о совечности Сына; даже в остром противоречии стояло бы и представление о рождении (т.е. некой эманации) Сына от Отца, хотя бы и во времени. Можно было говорить о Сыне только во времени появившемся. Сын Божий, по Арию, произошел по воле Бога раньше времени и веков, именно, когда Бог восхотел создать нас через Него.

Подобно другим религиозным группам, как древним, так и нынешним, иеговисты отрицают Св. Троицу, ссылаясь на Втор. 6:4, где говорится: «...Господь един есть». Но древнееврейское слово, переведенное как «един», относится не к абсолютному, а к составному единству. Ведь здесь же, в Быт. 2:2, где сказано о браке между мужем и женою, в словосочетании «одна плоть» используется то же слово. Таким образом, приведенная выше цитата никак не исключает триединства и вовсе не подразумевает, что речь идет исключительно об одном Лице.

А в Ин. 18: 6 читаем: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю». Это была явная реакция на произнесение имени Божьего. Оно один раз произносилось в год первосвященником, и Христос произнес Его в эту ночь. На вопрос первосвященника: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» Иисус сказал: «Я» (Мк. 14:61–62). В греческом тексте стоит: «Аз есмь». После таких слов первосвященник разодрал свои одежды, т.к. ясно понимал, что они означают, и действовал согласно преданию. Ведь Талмуд считает достойной наказания только такую хулу на Бога, при которой произносится имя Божие вслух, и если кто-то был виновен в этом богохульстве, то те, кто свидетельствовал против него, должен был порвать на себе одежду.

Поэтому мы читаем в Слове Божием:

– "Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах...» (1Тим. 3:16);

– «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте пути Богу нашему» (Ис. 40:3);

– «Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности» (Ис. 9:6);

– «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Ин. 5:20);

– «Господь мой и Бог мой» (Фома) (Ин. 20:28);

– «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки. Аминь» (Рим. 9:5);

– "Богом всей земли наречется Он» (Ис. 54:5);

– «Я и Отец – одно» (по природе и целям, а не в смысле личности и положения) (Ин. 10:30);

– «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13);

– «Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23).

Православный публицист о. Андрей Кураев в своей работе «Если Бог есть любовь» подмечает очень характерную деталь. В частности, он пишет:

«Если Бог сам не страдал на Голгофе – почему и за что мы должны благодарить именно Его при виде распятия сына Марии?

Бог Ветхого Завета говорит: «Славы Моей не дам никому», А не похитил ли Он сам чужую славу? Не присвоил ли Он Себе ту человеческую благодарность, которую мы должны были бы принести к гробнице Галилейского проповедника?

Кому я должен быть благодарен более? Командующему, который из безопасности своего КП дал разрешение на воинскую операцию, или конкретному солдату, который, рискуя своей жизнью, вырвал меня из рук террористов?

По утверждению Писания, «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас» (Рим. 5:8).

Если не признать во Христе «великую благочестия тайну: Бог явился во плоти» (1Тим. 3:16), то апостольская проповедь Христа оказывается... утонченной атеистической пропагандой. Ведь апостолы проповедуют, что «нет ни в ком другом спасения» (Деян. 4:11). Если Христос – не Бог, а только «посланник», «учитель», только человек, если Сын и Отец не одно – то перед нами проповедь атеизма. Бог не спасет и не спасает. Спасение только в человеке Иисусе. Но апостолы явно не атеисты. Они верят в Творца. И они прекрасно понимают, что «человек не даст выкуп за душу свою» (Мф. 16:26). Если спасение в Боге и спасение только во Христе – эти два исповедания веры можно совместить только с помощью учения о Троице».

Так, св. Афанасий Великий пишет:

«… Троица есть абсолютная неизменяемость... У Троицы – никакой зависимости от тварного: акт сотворения мира ни в чем не определяет того, что принято называть «вечное происхождение Божественных Лиц». Тварного могло бы и не быть, Бог и тогда был бы Троицей – Отцом, Сыном и Духом Святым, ибо сотворение есть акт воли, а происхождение Лицакт природы».

Ему вторит св. Григорий Богослов в другом слове, где кратко излагает свое учение, различая при этом характерные черты Ипостасей:

«Быть нерожденным, рождаться и исходить» дает наименования: первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу, так что неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества. Сын – не Отец (потому что Отец – один), но то же, что Отец. Дух – не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный – один), но то же, что Сын. И Три – единое по Божеству, и Единое – три по личным свойства, так что нет ни единого в смысле Савеллиевом (слитность – Прим. авт.), ни трех в смысле нынешнего лукавого разделения (арианства)». (Цит. по «Мистическому богословию». Киев, 1991.)

Ключевое положение Библии, которое совершенно отчетливо прослеживается в Синодальном издании, – в том, что Христос есть Бог. Однако иеговисты не признают этого учения, в силу чего они сделали свой собственный перевод, в котором эта основополагающая истина искажена. Но давайте проследим следующее.

Кто будет судить нас?

Бог?

«Ибо Иегова – судия наш» (Ис. 33:22).

«...ибо судия сей есть Бог» (Пс. 49:6).

Христос?

«Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых» (2Тим. 4:1).

Кто наш Пастырь?

Иегова?

«Иегова – Пастырь мой» (Пс. 22:1).

Иисус Христос?

«Я есть Пастырь добрый» (Ин. 10: 11).

Кто свет миру?

Иегова?

«Иегова – свет мой» (Пс 26:1).

«...хотя я во мраке, но Иегова свет для меня» (Мих. 7:8).

Христос?

«Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру» (Ин. 8:12).

На чей суд предстанем?

Иеговы?

«Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу» (Рим. 14: 12).

Христа?

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2Кор. 5:10).

Во имя Кого мы крестимся?

Бога?

«И приблизившись Иисус сказал им: ...итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:18–19).

Христа?

«Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа» (Деян. 2:38).

«Услышавши это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19:5).

Кто послал Духа Святого?

Отец?

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины» (Ин. 14:16–17).

«Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14:26).

Сын?

«Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины» (Ин. 15:26).

«Ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его» (Ин. 16:7).

Кто Царь Иудейский?

Иегова?

«Так говорит Иегова, Царь Израиля» (Ис. 44:6).

«Иегова – Царь наш» (Ис. 33:22).

Иисус?

«И поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

«Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский» (Ин. 19:21).

Кто воскресил Иисуса из мертвых?

Отец?

«А Начальника жизни убили; Сего Бог воскресил из мертвых, чему мы свидетели» (Деян. 3:15).

«...Но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых» (Гал. 1:1).

Сын?

«Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19).

«А Он говорил о храме Тела Своего» (Ин. 2:21).

Иегова и Иисус – Создатель

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).

«Ибо всякий дом устрояется кем-либо, а устроивший все есть Бог» (Евр. 3:4),

«Я, Иегова, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю. Кто был со Мной?» (Ис. 44:24).

«А о Сыне (сказано)... и: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр. 1:8–10).

«Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7: 3).

Иегова и Иисус – Господь господствующих

«Ибо Иегова, Бог ваш, есть Бог богов и Владыка владык, Бог великий, сильный и страшный» (Втор. 10:17).

«Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде нашего призвания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4:4–6).

«...и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6).

«Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» (Откр. 17:14).

Иегова и Иисус – есть первый и последний

«Так говорит Иегова, Царь Израиля, и Искупитель его, Иегова армий: Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6).

«Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Иегова Бог, Который есть, был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8).

«И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: Я есть первый и последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков; и имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17–18; 22:12–13).

Иегова и Иисус – один Бог

«Я Иегова, и нет иного; нет Бога кроме Меня» (Ис. 45:5).

«...но возложат упование на Иегову, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова – к Богу сильному» (Ис. 10:20–21).

«Видите ныне, что это Я, Я – и нет Бога, кроме Меня» (Втор. 32:39).

«А Мои свидетели, говорит Иегова... прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» (Ис. 43:10).

«Ибо младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности...» (Ис. 9:6).

«Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:5–6).

Иегова и Иисус – Спаситель

«Я, Иегова, и нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11).

«Не Я ли, Иегова? И нет иного Бога, кроме Меня, Бога праведного и спасающего нет кроме Меня» (Ис 45:21).

«По повелению Спасителя нашего Бога» (Тит. 1:3).

«...то да будет известно всем вам и всему народу израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея... нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:10–12).

«...Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2:13).

Поклоняйся только Богу

Поклонение Богу.

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Иегове Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

«Я пал к ногам его, чтобы поклониться ему, но он сказал мне: смотри, не делай сего; я сослужитель тебе... Богу поклонись» (Откр. 19:10; 5:11–12).

Поклонение Христу.

«Также, когда вводит Первородного во Вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все ангелы Божий» (Евр. 1:6).

«...достоин Агнец закланный принять силу... И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр. 5:12, 14).

Что же Христу присуще как Богу?

Вечность:

Иегова (Дан. 7:13; Исх. 3:14; Иер. 10:10);

Иисус (Мих. 5:2; Ин. 8:58; Кол. 1:17).

Неизменяемость:

Иегова (Чис. 23:19; Мал. 36);

Иисус (Лк. 21:33; Евр. 1:11, 38).

Вездесущность:

Иегова (Иов. 28:24; Пс. 138:7, 10; Притч. 15:3);

Иисус (Мф. 18:20; Мк. 28:20; Ин. 1:48; 3:13).

Всеведение:

Иегова (1Цар. 2:3; 3Цар. 8:39; Рим. 15:32, 35);

Иисус (Мф. 9:4; Мк. 10:32, 34; Кол. 2:3; Откр. 2:23).

Всемогущество:

Иегова (Быт. 17:1; Втор. 10:17; Рим. 1:20);

Иисус (Мф. 28:18; Ин. 10:9, 28; Евр. 1:3).

Перевод

В 1945 году Натан Кнорр занял кресло Руттерфорда. Наиболее выдающимся достижением Кнорра было его руководство в завершении «Нового мира» – перевода Библии в 1961 году. Из четырех членов комитета по переводу (Фредерик Франц, Кнорр, Альберт Скрудер и Джон Гангас) только Фредерик Франц имел отношение к библейским языкам, имея за душой двухлетний курс обучения греческому в университете Цинциннати, а еврейский язык он изучал сам. Теперь Франц возглавляет Корпорацию «Сторожевой башни» с 1977 года.

По трактовке «свидетелей» Иисус возвращался на землю в 1874 г. Его царское положение датировалось 1878 г. Армагеддон должен был начаться в 1914 г. Но после войны было засвидетельствовано, что Армагеддон произойдет в 1915 г., потом в 1916 г., 1918 г., 1925 г. Рост «свидетелей» увеличился лавинообразно, когда в 1966 г. Франц в своем произведении «Вечная жизнь в свободе Божьих сынов» установил, что «седьмой период тысячелетней человеческой истории» начнется в 1975 г. Это сообщение привело к экзальтированному ожиданию Армагеддона и очередного установления Христова Царства на земле. В 1974 г. многие «свидетели» продали свое имущество и дома в ожидании события. Но, как и все другие даты, установленные «Сторожевой башней», 1975 год пришел и ушел, предсказание как всегда не исполнилось.

Несмотря на явную пророческую некредитоспособность, «свидетели» возросли численно до 12 млн. человек в 216 странах мира. Руководство их бруклинского штаба, известного как Bethel возымело абсолютную власть над «слугами» и популяризовало свою доктрину через массовое распространение журналов «Сторожевая Башня» и «Пробудись!».

Активный прозелитизм «свидетелей» часто воспринимается с некоторой завистью многими христианами-проповедниками. Но более пристальный взгляд на их доктрины обнаруживает фатальные трещины в их отшлифованном фасаде.

О душе

«Кровь есть душа» (Втор. 12:23).

Иеговисты: Душа личности есть неотделимая часть тела, поэтому, когда личность умирает, душа перестает существовать (Мэйк Шур Ов Тсинг, 1953, стр. 349).

Библия: Христос и апостолы учили, что есть жизнь после смерти (Лк. 16:19–31; Мф. 17:3; Деян. 2:31; 2Кор. 4:16; 5:8; Флп. 1:23; Евр. 12:23; 1Пет. 3:18, 19; 4:6. Иов. 24:12; Откр. 6:9–10).

Иеговисты: Доктрина о бессмертии души – сатанинский вымысел от дней Адама, когда также было произнесено: «Нет, не умрете» (Быт. 3: 4) (Лэт Год Би Тру, 2-е изд., стр. 75).

Библия: Бессмертие души – есть Боговдохновенная правда (Эккл, 12:7; 2Кор. 5:1–6).

Иеговисты: Так как нет бытия души после смерти, свидетели Иеговы, которые умрут, будут восстановлены из праха по банку информации у Иеговы, чтобы обитать в Его Царстве (Мэйк Шур Ов Тсинг, 1953, стр. 311).

Библия: Воскресение – это возвращение бессмертной души (которую иеговисты не признают) в ее воскресшее, восстановленное из праха тело (3Цар. 17:17–24; Лк. 24:39; 1Кор. 15:44), и совершится, когда Христос вернется на землю (Флп, 3:20–21; 1Кор. 15:52).

Доктрина спасения

Иеговисты: Христова смерть только купила для людей земную жизнь и земные благословения, потерянные, когда Адам согрешил (Спадис Ин Зе Скипцерс, т. 5, стр. 145).

Библия: Христова смерть купила настоящее прощение грехов и благословения, простирающиеся за пределы этой земной жизни (Еф. 1:3–14).

Иеговисты: Христова смерть только дает возможность для личности достигнуть вечной жизни через исполнение Божьего Закона, поэтому уверенности в вечной жизни нет (Стадис Ин Зе Скипцерс, т. 1, стр. 150).

Библия: Христова смерть дает спасение от греха всем, кто верою принимает Его Искупительную Жертву за них (Деян. 15:11; Евр. 10:38; Еф. 2:8–9; Рим. 3:28; 5:1; Гал. 2:16; 3:11, 24).

Иеговисты: Христова кровь, пролитая на Голгофе, относится только к элите 144000 праведников свидетелей Иеговы (Божьему Израилю), а не к «великому множеству», которое есть остаток свидетелей (Эйд То Вайвл Андерстэндинг, стр. 389),

Библия: Христос умер за всех людей (1Тим. 2:5–6; 2Кор. 5:15; Евр. 2:9).

Иеговисты: Личность может жить в Божьем раю только через; а) изучение Библии; б) общение со свидетелями Иеговы; в) изменение жизненных привычек и обязательное водное крещение по обряду свидетелей Иеговы; г) проповедь и свидетельство Божьего Царства (фром Парадайс Лост, стр. 242–249).

Библия: Спасение предложено только через веру и доверие Иисусу Христу как Спасителю (Деян. 4:10–12; 10:42–43; Рим. 3:21–24) и добрые дела, неотделимые от веры (Иак. 2:20).

Иеговисты: Учение о горящем аде, где злые будут страдать вечно после смерти, неверно (Мэйк Шур Ов Тсинг, 1953, стр. 154).

Библия: Ад – место вечной муки для нераскаянных грешников (Мф. 13:41–42, 49–50; Мк. 9:47–48; Откр. 20:11–15).

Учение о Боге

Иеговисты: Доктрина Троичного Бога – это неправильная библейская доктрина, порожденная сатаной (Мэйк Шур Ов Тсинг, 1953, стр. 386).

Библия: Бог един по существу (Втор. 6:4), но троичен в Лицах: Отец (Флп. 2:11); Иисус Христос – Сын (Ин. 5:18); Святой Дух (Деян. 5:3–4).

Иеговисты: Иисус Христос – Сын был первоначальным существом, сотворенным Богом-Иеговой (Лэт Год Би Тру, стр. 32).

Библия: Христос – Сын есть вечный несотворенный Бог (Ис. 9:6; 44:6; Ин. 8:58; Евр. 1:8; 1Ин. 5:20; 1Тим. 3:16; Откр. 1:17–18).

Иеговисты: Иисус Христос был воплощением архистратига Михаила. Христос возобновил имя «Михаил», когда взошел на небо (Ю Вил Би Дан, стр. 316; Нью Хэбенс Энд, стр, 30).

Библия: Нигде на страницах Писания не сказано, что Михаил стал Христом. Наоборот, Библия делает четкое различие между ангелами и возвышенным положением Христа (Евр. 1:5, 6, 13–14).

Иеговисты: Христос воскрес из гроба как дух. Иегова позволил Ему материализоваться в другое тело, в котором Он и явится ученикам (Ю Вил Би Дан, Он Эре, стр. 143).

Библия: Иисус Христос восстал в том же теле, которое было положено во гроб, что объясняют следы распятия, пустой гроб, погребальные пелены (Лк. 24:39; Ин. 20:1–9, 20–27).

Иеговисты: Святой Дух не есть личность, а безличная активная сила Бога (Лэт Год Би Тру, изд. 2-е, стр. 108; Вотчтауэр, 1952, стр. 24).

Библия: Святой Дух есть вечная Личность, обладающая Божественной природой (Мф. 12:32; Ин. 14:16–17; Деян. 5:3–4).

Говоря об имени Божием, подумаем, что стоит за именем Иегова. У дубравы Мамре Авраам побежал навстречу Иегове. Не смущаясь присутствием трех ангелов, поклонившись до земли, он сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение... не пройди мимо... и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом» (Быт. 18: 1–15). И Бог (не говорится, что только Отец) насладился хорошей пищей.

Пока Иегова не встретился с Моисеем у горящего куста, не было дано объяснения еврейскому слову ЙАХВЕХ: «Бог сказал Моисею: Я есмь» (Исх. 3:14). Еврейская идиома Иегова, переведенная как Сущий, означает Дающий Жизнь. На протяжении всей Библии Иегова описывается как «Вечный», «Отец вечности» или «Жизнь Вечная».

Почему Бог представил Себя словосочетанием: «Я есмь» ?

Форма инфинитива глагола «Я есмь» – это «быть». «Быть» выражает вечное существование (= Иегова). Здесь Бог пресекает всех искусных фальсификаторов. Независимо от того, в каком времени стоит «быть», оно всегда выражает вечное существование (= Иегова), и это в любом языке.

Я есмь (= настоящее время от «быть») выражает вечное существование.

Я был (= прошедшее время от «быть») выражает вечное существование.

Я буду (= будущее время от «быть») выражает вечное существование.

Будучи (= деепричастие от «быть») выражает вечное существование.

Я бывал (= одна из форм прошедшего времени от «быть») выражает вечное существование (= Иегова).

Бог «опережает» деятелей из «Сторожевой башни», которые подделали Ин. 8:58, превратив «Я есмь» в... «Я бывал». Этим они преднамеренно вводят в заблуждение незнающих (см. Лк. 11:52).

С самого своего зарождения «Сторожевая башня» Русселя отчаянно пытается сделать подкоп под Откровения Библии, что Иисус есть явившийся видимый «Я есмь» из Исх. 3:14. Никто не видел Отца, Однако, Он послал Свое Слово (Христа), Который явил Себя в видимой форме Моисею и народу. Слово, обитавшее с нами (Ин. 1:14), ссылаясь на Свои прежние деяния в Иерусалиме, говорит: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих…» (Мф. 23:37); «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Ин. 8:58). Они не верили, что Он есть Иегова, Который действовал среди их народа: «И еще более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18);. «Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Ин. 10:33). Господь не сделал никакой попытки отвергнуть это утверждение. Его заявление, что Он есть «Жизнь Вечная» (Ин. 8:58; Евр. 7:3; 1Ин. 1:4), – это был основной аргумент в Синедрионе, который привел Его к распятию. Господь указывал, что Он и есть та древняя тайна Божьих явлений – «Я есмь». Поверить этому для иудеев было невозможно. Этому и теперь не верят иеговисты, воистину современные «иудеи»! Так, они, не имея возможности изменить подлинный греческий текст, объясняют его на свой лад. Они не обращают внимания на то, что одно выражение – это просто «настоящее время первого лица», а другое – «причастие или третье лицо» того же самого глагола «быть». Оба варианта означают вечное существование = Иегова = «Я есмь». «Нет Спасителя кроме Меня» (Ис. 43:11). Таким образом, если нет Спасителя кроме Иеговы, Отец и Сын должны разделять одну сущность и природу. Сущность Иеговы или Жизнедающую Сущность, чудесно описанную Исайей: «Так говорит Иегова, Царь Израиля, и Искупитель его, Иегова Саваоф... кроме Меня нет Бога» (Ис. 44:6). Заметьте для себя: Иегова Царь и Иегова Саваоф (Искупитель) – это один Бог.

Таким образом, две духовные Личности имеют одну идентичную сущность, и в то же время это две Личности. Как же так? Но именно такое положение апостол в Кол. 2:2 называет тайной Бога и говорит, что эта тайна – Христос, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2:9). Сам Иисус говорит: «Я и Отец – одно» (одно по природе и целям, а не в смысле личности и положения (Ин. 10:30)).

Христа иеговисты превратили в сотворенную личность («Все испытайте». Изд. «Сторожевая башня», перевод с англ., стр. 207) и в «бога» собственного учения. Библию подгоняют под свои измышления – «к собственной своей погибели превращают... Писания» (2Пет. 3:16). Так, иеговисты заявляют, что Писание многих называет богами, и поэтому Слово – тоже Богоподобное («Книга истины», перевод с англ., стр. 24). В доказательство они цитируют Ис. 9:6, где Иисус назван «Бог крепкий». Действительно, Библия упоминает о так называемых «богах». Падшие ангелы – это «сыны Божий», а сатана даже назван «бог мира сего». Однако Исайя продолжает текст, проводя связь – «Бог крепкий... Отец вечности». Евреи понимают, что никто не может называться Отцом вечности (Мф. 23:9), ибо это означает Вечный Источник Жизни, т.е. Иегова. Собственно говоря, именно этот факт веры во Христе раздражал иудеев: «...во всем делал Себя равным Богу». Цитируем «Книгу истины» (стр. 47): «Библия информирует нас о том, что Он – первородный Сын Бога. Это означает, что Он был сотворен прежде других сынов Божьей семьи». Для них что рожденный, что сотворенный – это одно и то же. Но рожденный – это когда Жизнь исходит из другой подобной Жизни. Творение – это создание чего-то из ничего или из вещества. Христос рожден от Бога, поэтому Библия использует термин «Единородный» (т.е. единственный, кто был рожден). Библия описывает Христа исходящим от Бога (Ин. 8:42; 13:3). Так же, как Отец – источник Божественности, Сын становится ее проявлением. Христос – это сияние Его славы (Евр. 1:3; Ин. 1:14). Библия говорит: «Бог есть солнце» (Пс. 83:12), и мы можем с уверенностью сказать, что Христос – Его лучи. Бог – это «огонь поядающий» (Евр. 12:29), Которого ни один человек не может видеть и остаться жить, но Христос пришел и открыл Отца в видимой форме: «Видевший Меня видел и Отца» (Ин. 14:9). Фактически Он говорит: если вы видели Меня, то вы видели Бога. Так же, как солнце никогда не существовало без своих лучей, так и Бог никогда не существовал без Слова (Христа). Они вместе разделяют вечную сущность. Различные имена Творца характеризуют многообразие Его свойств относительно человека. Другими словами, мы называем Творца тем именем, которое раскрывает нам Его свойства в наших ощущениях: милосердный, справедливый, грозный, страшный, далекий и близкий. Сам Творец, как много раз указывалось, не постигаем нами. Лишь свет, идущий от Него, вернее, та часть света, которая входит в нас, и вызывает те чувства, которыми мы называем Творца. Согласно еврейской традиции, каждое слово, каждый знак в Торе несет информацию о Создателе, Его раскрытии творениям, поэтому и говорят талмудисты-евреи, что вся Тора – это имена Творца.

Свет, исходящий из Творца, несет в себе зародыш будущего творения, и поэтому эта скрытая форма создания в исходящем свете обозначается точкой, т.к. точка – начало любого изображения.

Полемика о Богочеловечестве Христа

Вопрос иеговистам: Скажите, может ли Бог иметь начало дней, конец, отца или мать?

Ответ: Конечно же, нет, и быть такого не может. Тогда откройте и зачитайте им вслух Послание к евреям (Евр. 7:1–8): «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда». Сопоставьте теперь духовную реальность Мелхиседека (самой загадочной личности Библии) и Иисуса Христа. Можно ли говорить, что Иисус «сотворен», если Ему уподоблен Мелхиседек, не имеющий «начала дней»?

Другой вопрос можете задать: может ли что-нибудь или кто-нибудь, кроме Бога, давать вечную жизнь? Ответ естественен, что творение не может ни давать такой жизни, ни поддерживать вечную жизнь, потому что оно не имеет жизни в себе самом. Тогда прочитайте хорошо знакомый им стих: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28). Так сказал Богочеловек Иисус Христос, ибо никакой человек, никакой ангел, никакое духовное создание или «сын Божий» (интерпретация иеговистов) не может давать вечную жизнь, как это делает Бог.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle