В.М. Чернышев

Источник

Украинская автокефальная православная церковь

После февральского большевистского переворота 1917 г. на Украине началось движение за национальное возрождение. Оно в значительной степени затронуло и Церковь. Группы священников, вовлеченные в борьбу за независимость Украины, и определенная часть мирян требовали образования на Украине автокефальной Церкви. Украинское национальное движение в церковной среде было одновременно и революционным. В 1918 г. по благословению святейшего патриарха Тихона в Киеве начал работу Всеукраинский Собор, который решительно отверг предложение об установлении церковной иерархии на автокефальной платформе и выразил единодушное желание иметь на Украине автономную Церковь в каноническом единении со всей Русской Православной Церковью и с ее иерархами. В том же году Всероссийский Поместный Собор утвердил решение Всеукраинского Собора, представив Православной Церкви на Украине широкую автономию. Но решение Поместного Собора не удовлетворило радикально настроенную группу духовенства и мирян. По окончании гражданской войны в 1921 г. патриарх Тихон назначил на Украину патриаршим экзархом архиепископа Гродненского Михаила (Ермакова, † 1929 г.).

Всеукраинская Православная Церковная Рада, в организации которой принимали участие Симон Петлюра и В. Чеховской, 14 октября 1921 г. созвала «Всеукраинский Собор» представителей духовенства и мирян под председательством В. Чеховского, на котором самочинно, вопреки канонам была провозглашена автокефалия Украинской Православной Церкви. Никто из епископов не принимал участия на этом сборище, а автокефалистам нужна была своя иерархия. К митрополиту Михаилу обратилась делегация с просьбой прибыть на Собор и поставить для Украинской Церкви епископа, избранного Собором. Митрополит явился на заседание и заявил, что он Собором церковным его не признает и просьбы Собора о поставлении епископа не удовлетворит. Поэтому 23 октября 1921 г. в Киевском Софийском Соборе мятежные клирики с участием нескольких пресвитеров организовали лжехиротонию женатого и запрещенного в служении протоиерея Василия Липковского во «епископа», которого затем «возвели» в сан «митрополита» Киевского и всея Украины. На следующий день сам Василий «поставил» во «епископа» своего товарища – киевского клирика Нестора Шараивского. Вдвоем уже они «рукоположили» Иоанна Теодоровича, Я. Ярешенко, С. Орлика и др.

Таким образом, в течение одной недели появилась целая иерархия лжеепископов, получивших по имени основателя раскола название «липковцев», а в народе названных «самосвятами». На том же «Всеукраинском Соборе» были приняты некоторые постановления, которые вошли в сборник «Каноны УАПЦ», а также единогласно принято положение, что брачное состояние кандидата не является препятствием к его возведению в сан епископа, и даже епископ-вдовец может вступить во второй брак.

Вскоре за первой автокефалией появилась и вторая, провозглашенная бывшим архиепископом Подольским и Брацлавским Пименом (Пеговым) в 1922 г.

В этом же году Всеукраинская Православная Церковная Рада по докладу В. Чеховского от 23 октября 1922 г. приняла постановление: «Принимая во внимание, что основное препятствие к объединению с Христовой Апостольской Церковью церковных общин баптистов, духовных христиан, евангелистов и прочих, отошедших от единой Православной Церкви, устранены, а именно – остановлено использование Церкви для стародержавного господства, Всеукраинская Православная Церковная Рада признает соответственным обратиться ко всем церковным общинам, отошедшим от Вселенской Соборной Церкви с посланием об объединении». Но такого объединения быть не могло уже потому, что сектанты не признают ни иерархии, ни Св. Таинств и полностью отвергают все Св. Предание.

Уже третья «автокефалия» была провозглашена осенью 1924 г. Феофилом (Булдовским), епископом Лубенским (в расколе самозванный митрополит Харьковский), и потому называлась «булдовщиной» или лубенским расколом. Основным его очагом были Полтавская и Харьковская епархии. Булдовщина была связана с «иоанникиевщиной» по имени бывшего Екатеринославского архиепископа Иоанникия (Соколовского), отошедшего от патриарха в 1924 г.

В это время, время церковных расколов, патриаршая Церковь продолжала свое спасительное смирение в условиях церковной борьбы с автокефалистами и обновленцами. Подлинная Церковь боролась за то, чтобы во всех епархиях сохранить иерархию. В 1930 г. т.н. «Украинская автокефальная Церковь» окончательно раскололась и прекратила свое существование. В заключение своей деятельности Василий Липковский признал то, что их деятельность на Украине окончена и надежда на возрождение этой Церкви полагается на епископа Поликарпа Сикорского в Польше. В 1941 г., после вторжения немцев в пределы Украины, епископ Поликарп пытался возродить идею автокефалии, но после разгрома гитлеровцев Сикорский вместе со Скрыпником и Абрамовичем, боясь сталинских лагерей, бежали за границу.

Все эти события явились подтверждением слов Спасителя из Мф. 15:13. Исполнились потому, что это было творение рук человеческих, а не Божиих. У истоков автокефального движения лежал самый тяжелый порок – гордость, которая проявилась в желании «алтарь новый водрузить на земле украинской». Это полностью противоречит 31-му Апостольскому правилу. Кроме этого нарушения было попрано и 1-е Апостольское правило: «Епископа да поставляют два или три епископа» (IV Всел. 25, 28; VII Всел. 3). Шла цепная реакция, когда и все остальные правила Вселенских и Поместных соборов нарушались в одночасье. Здесь же 17-е Апостольское правило гласит: «Кто во святом крещении двумя браками обязан был или наложницу имел, тот не может быти епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного сана» (VI Всел. 36; Вас. Вел. 12, 20), а в «автокефальной» Церкви разрешалось епископу-вдовцу вступать во второй брак.

В Св. Писании мы читаем, что если человек нарушает одну заповедь закона, то он виновен перед всем законом (Иак. 2:10). Спаситель говорит: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Ин. 15:2). Плод же Духа, как известно из текста Писания: «...любовь, радость, мир, благость, вера, кротость, воздержание...» (Гал. 5:22). Именно этот плод отсутствовал в деятельности вождей автокефалии УАПЦ, и потому в памяти их современников они остались как негативное явление. «И если слепой поведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15:14).


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle