В.М. Чернышев

Источник

Тоталитарные секты

Есть множество иных пророков лживых,

Отступников, сектантов всех мастей,

Искателей и власти, и наживы,

Охотников за душами людей.

Они не имут совести и меры,

Снаружи овцы – волки изнутри,

Они хулят святую нашу веру

И нагло лезут нам в поводыри.

Свящ. Сергий Киселев.

Появление евангелистических проповедников на телеэкранах явило использование гипнотического аспекта в электронной технологии. Вот Вы усаживаетесь в удобное кресло и включаете телевизор. На экране возникает харизматический лидер, провозгласивший себя гласом Божиим. Он искусно вызывает у зрителей аудитории измененное состояние сознания, вводя телезрителей в классический гипнотический транс.

«Полноевангельские Церкви» в Украине – это лжехаризматические общины, насаждаемые иностранными миссионерами и слепо копирующие лжеучения своих именитых «отцов» и «матерей»: Ульфа Экмана, Бенни Хинна, Кеннета Хейгена, Боба Вайнера, Мфиса Серулло, Чарльза и Фрэнсиса Хантеров, Кеннета и Глории Коуплендов, четы Ренеров, еще одной «матери» Кэтрин Кульман и множества других «апостолов», «пророков», «учителей». Эти группы усиленно лезут в политику. Например, если сравнить программные цели и задачи сектантского общества «Естер» в Украине с любой предвыборной агиткой, то явно просматриваются два лица «главной Естер». Секта сознательно учла «всенародную любовь» своего электората к «христианствующим» шаманам из Африки Аделадже и Мадавк равно как и к их лакействующим прихлебателям. Эти чернокожие «пастыри» в Украине наилучшим образом олицетворяют собою зловещий союз креста, герба и кошелька. Что касается их «христианства», то они давно уже исповедуют «другого Иисуса» (2Кор. 11:4). Легкомысленные сектанты, услышав магические слова «П. Лазаренко, депутат Верховной Рады, покаялся», – готовы жизнь свою положить, чтобы продвинуть его во власть. А ловкие пасторы-жонглеры Аделаджа, Мадавк, Шушкевич, Ледяев, Иванник, Яковлев, Падун и другие религиозные паяцы умело направляют послушные толпы своих прихожан в губительное русло политических игрищ.

Начнем с того, что подобное шоу показываются в телевизионном эфире с завидной регулярностью. В нем используются ловкие гипнотические техники, как и в рекламных, внушающих покупать только «наши таблетки от диареи».

Продуманный сценарий программы позволяет быстро приблизиться к кульминации. Пристегните ремни, путешественники, когда «шаман» Пат Робертсон страстно сжимает веки, упрямо морщит лоб и потеет от напряжения. Он картинно концентрируется, и это (видно на экране) дается ему нелегко. Понятное дело, ведь парень устанавливает связь с Богом, главным небесным спонсором! Ширли Маклейн называет это ченнелингом. И вот связь установлена. Царь Царей сообщает ему о своем раздражении в связи с последними событиями внутри страны и за рубежом.

Всемогущему Богу «до смерти противно» (любимая фраза бывшего президента США Рональда Рейгана), что Америкой управляют бездари, гомосексуалисты, феминистки, демократы, либералы, атеисты (список можете продолжить сами), и по какой-то неясной причине Бог «страшно ненавидит» иракцев.

А тем временем ведущий Бен Кинглоу благочестиво вздыхает и громко постанывает: «О, Иисус! О, Иисус!» Потом Пат Робертсон начинает умолять Господа-мстителя укрепить и вооружить его народ, чтобы одолеть всех врагов. Напряжение возрастает. Пат и Бен вступают в следующую фазу, начиная ритмично покачиваться.

Затем камера наезжает на аудиторию и показывает крупным планом, как зрители исступленно сжимают руки и с болезненно искаженными лицами тихо скандируют имя Господа.

Все это вызывает у Вас крайнее изумление, и вдруг становится совершенно понятно, что здесь происходит. Все эти люди испытывают наркотический кайф! Они участвуют в искусно разработанной психоделической шаманской церемонии. Когда человек поддается влиянию всеобщего действия и начинает вести себя вовсе не так, как делал бы это в одиночку, он проявляет групповой конформизм. В результате реального или воображаемого давления группы изменяется его поведение или убеждения.

Роль группового конформизма в изменении мнения человека была показана в знаменитом эксперименте доктора Соломона Эша по исследованию восприятия, в котором участники должны были определить, какой из трех сравниваемых отрезков соответствует эталонному. Этот эксперимент продемонстрировал, что при всей простоте и однозначности ответа люди начинают сомневаться в его правильности и даже переживают самый настоящий «эпистомологический кошмар», когда остальные члены группы (в действительности, экспериментирующее) дают за них неправильный ответ на поставленный вопрос. Сам Эш сказал о результате эксперимента так: «Меня тревожит, что разумные и добросовестные молодые люди готовы назвать белое черным. Это обстоятельство поднимает вопросы о методах образования и ценностях, которые определяют наше поведение».

В пятидесятые годы психологи Леон Фестингер разработал теорию когнитивного диссонанса, суть которой сводится к тому, что человек может выдержать лишь небольшое расхождение между его установками и поведением, между его мыслями, чувствами и действиями. Если Вы сможете заставить человека вести себя иначе, чем он привык, его убеждения, его мысли и чувства изменяются. Если Вы сможете убедить его принять новую установку, его поведение изменится. Это происходит потому, что он должен минимизировать возникающий при этом внутренний диссонанс. Вот почему, допустим, тюрьма никогда не может исправить человека.

Осознавая несовместимость двух мыслей или двух убеждений (когниций), или несоответствие между нашими установками и поведением, мы ощущаем несогласованность, испытываем напряжение и ощущаем необходимость перемен. И вот, чтобы уменьшить дискомфортное ощущение внутреннего конфликта, мы меняем наши мысли и чувства, чтобы они оправдали наше поведение (эффект самоубеждения). Изменение повлечет за собой изменение и другого, чтобы максимально сгладить противоречие. Когда мысли и чувства меняются, меняется поведение, меняется и вся личность. Если при этом информация, которую получает человек, жестко дозируется или цензурируется, то он лишается возможности анализировать и утрачивает возможность размышлять (многие тоталитарные секты жестко изолированы от «мира»), что стимулирует изменение его сознания.

Стремясь экспериментально проверить справедливость этой теории в качестве объекта исследования американские психологи выбрали уфологическую тоталитарную секту жесткой эсхатологической направленности в Висконсине, построившую свой культ на идее скорого наступления конца света. Они тщетно прождали всю ночь, но инопланетяне не появились. И вот наступил рассвет. Казалось бы, последователи должны были испытать разочарование и счесть себя обманутыми, но таких «отщепенцев» нашлось немного, и то эти несколько были «неофитами» в секте. Лидер секты утверждал, что находится в телепатическом контакте с пришельцами. Тогда же члены продали дома, раздали деньги.

После того, как ожидания обманули сектантов, большинство из них еще более укрепились в правильности лжеучения. Лидер возвестил, что пришельцы видели их всенощное бдение и решили пощадить Землю. А члены секты стали еще более преданными лидеру и еще теснее сплотились вокруг него после унижения и публичного осмеяния в прессе51. Подобное мы наблюдаем во многих и нетоталитарных сектах.

Вот как раз теория когнитивного диссонанса объясняет, почему последователи секты еще теснее сплотили ряды. Каждый человек стремится сохранить гармонию и придать своей жизни смысл. Он должен считать, что действует в соответствии со своим мировоззрением и системой ценностей. Если же его поведение по какой-то причине меняется, то его представление о себе и система ценностей тоже меняются, чтобы соответствовать новому стилю поведения.

Деструктивные секты умышленно вызывают у своих последователей такой диссонанс, чтобы психологически их контролировать.

Модификация поведения

Модификация поведения – это использование положительного подкрепления для контроля и изменения личности. В социальной психологии сделано замечательное открытие: в попытке адекватно отреагировать на сложившуюся ситуацию мы иногда реагируем на информацию, которую получили подсознательно. Однажды группа студентов-психологов решила проверить действительность техник модификации поведения на одном, из преподавателей. Во время лекций этот профессор обычно расхаживал вдоль кафедры. Когда он двигался к левому окну, студенты улыбались и смотрели на него с явной заинтересованностью. Когда же он подходил к противоположной окну двери, студенты скучнели и как бы теряли интерес к нему. Вскоре профессор начал потихоньку смещаться влево, а потом окончательно застрял у окна до конца занятий. Когда студенты рассказали профессору о своем эксперименте, он искренне заявил, что это просто выдумка! Он стыдился и страстно уверял, что стоял у левого окна исключительно из соображений удобства. То есть человек явно не осознавал, что на него активно воздействовали, и что его поведение было реакцией на информацию, полученную подсознательно.

Научно доказано, в свою очередь, что факторы воздействия на аудиторию распределяются таким образом: 55% внимания приходится на телодвижения выступающего, 38% – на тон и интонацию голоса и лишь 7% – на слова.

Например, в харизматических сектах пасторы, проповедуя, размахивают руками, бегают по сцене, потрясая Библией, опрокидываются на сцену навзничь (как Сандей Аделаджа, например) и проч. Когда же произносят проповедь, растягивают некоторые слова на американский манер, даже доморощенные пастыри говорят с акцентом, то тихим приятным голосом и затем вдруг резко повышают тон, срываются на крик.

Интонация здесь имеет большое значение.

«Правое полушарие чувствительно к тону голоса, громкости и направленности звука – ко всем тем аспектам речи, которые могут изменяться постепенно, в отличие от самих слов, которые отделены друг от друга. Оно чувствительно к контексту сообщения, а не к вербальному содержанию. Поскольку правое полушарие способно понимать простые лингвистические формы, то простые сообщения, выделенные специальным образом, будут поступать в правое полушарие. Такие сообщения минуют левый мозг и вряд ли осознаются» (Джозеф О'Коннор и Джон Сеймор. Введение в НЛП).

Таким образом, применение слов в тоталитарных сектах имеет лишь второстепенное значение.

«В харизматических сектах не важно, о чем будут говорить, хоть, к примеру, рассказывать о Буратино, но люди все равно будут туда приходить: одни, как наркоманы, за состоянием транса, другие смотреть на пастора, как на артиста. Поскольку в харизматических общинах нет Божественной благодати, зачастую то, что там принимают за благодать – это лишь внушение пастора. И когда пастор в отъезде, посещаемость секты резко падает, как будто бы, уехав, пастор забрал с собой и Бога» (Д. Гранов. Торговцы верой в Бога. Киев, 2004, стр. 26).

Безусловно, в секте к новичкам активно применяются техники модификации поведения. Изменяя их поведение, секта изменяет их установки. Происходит психологическое перепрограммирование человека, реформирование его сознания и, наконец, рождение новой личности.

Контроль поведения

Контроль поведения регламентирует индивидуальную реальность и распространяется на разные сферы этой реальности (выполнение ритуалов, работы, формы одежды, рацион питания, продолжительность сна).

Проявление индивидуальности в секте подавляется. Человека нередко заставляют за какие-то нарушения активно участвовать в осуществлении собственного наказания, и тогда он искренне верит, что действительно его заслуживает.

В каждой группе есть свой характерный набор ритуалов, который способствует сплочению ее рядов. Ритуальной становится лексика, манера выражаться, осанка, выражение лица и даже традиционный способ представления групповых убеждений. Все это позволяет последователям ощущать свою «элитарность».

Контроль мысли

В групповой обстановке людям активно изменяют состояние сознания. Члены группы становятся «глухими» и «слепыми» в том смысле, что в отсутствие альтернативной информации они утрачивают возможность интеллектуального размышления и анализа. Иеговисты, например, отказываются читать что-либо критикующее их учение. Встречаясь с серьезным сопротивлением окружающих, которые откровенно высмеивают сектантское мировоззрение, новички вынуждены яростно отстаивать и доказывать состоятельность своей новой системы убеждений. Это только усиливает их приверженность секте, поскольку необходимость отстаивать некую позицию в споре может заставить человека еще сильнее ее придерживаться, даже когда он занимает эту позицию по просьбе третьего лица. Многие из сектантов признаются, что и неприятные ситуации в период прохождения семинаров только укрепляли их решимость остаться в секте. Например, занимаясь вербовкой, они иногда совершали ошибки и подходили не к тем людям. Когда они представлялись и объясняли, почему к ним подошли, те начинали их грубо отгонять и обзывать. Новоявленных вербовщиков убивала мысль, что эти люди, даже не выслушав, с ненавистью отвергали все, что им хотят сказать. В этот момент они вспоминали слова своего наставника (старейшины, гуру, пастора), который предупреждал о готовности к тому, что их слова вызовут раздражение и гнев окружающих. А это и есть начало пути по следам Бога. Даже еще не понимая смысл этой фразы во всей полноте, новички ощущают, как теплая волна радости буквально разливается по их телу. Им кажется, что они выполняют Божественную миссию под руководством опытных наставников и пророков; у них возникает чувство, что они не одни, и в этот момент они понимают: чтобы ни случилось, их сердце принадлежит секте.

В подобных сектах идеология выдается за «истину» и «единственную карту» реальности. Доктрина служит не только фильтром для поступающей информации, но и руководством по осмыслению и обработке отфильтрованной информации. Обычно доктрина носит абсолютический характер и разделяет мир на «черное – белое», «добро – зло», «мы – они». Группа и ее лидер – это воплощение добра, весь остальной мир – воплощение зла. Часто в тоталитарных группах утверждают, что их доктрина научно доказана. Она якобы отвечает на все вопросы, способна разрешить все проблемы и указать выход из любой ситуации. Члену секты не нужно ни о чем думать, за него «думает» доктрина. Не нужно ни о чем заботиться, потому что обо всем «позаботится» доктрина.

Как правило, каждая подобная секта вырабатывает собственный «загрузочный язык» с особыми словами и выражениями. Поскольку язык предоставляет нам символы, которыми мы оперируем в процессе мышления, контроль определенных слов позволяет контролировать мысли. Во многих группах все сложные ситуации принято классифицировать и обозначать емкими терминами-ярлыками, что позволяет перевести эти ситуации из реальной плоскости в плоскость сектантских штампов. Каждый такой термин, или ярлык, служит вербальным выражением «загрузочного языка» и программирует мышление человека в каждой конкретной ситуации, изначально навязывая стереотипы мышления52.

Например, у мунитов любая проблема, связанная с осложнением отношений между членами группы, которые имеют разный статус в группе, автоматически классифицируется как «проблема Каина и Авеля». Этот своеобразный термин-пароль создает априори негативную оценку в глазах сектантов младшею по статусу («Каина»), т.к. старший прав всегда («Авель»), Поэтому именно сектантские клише, как «загрузочный язык», возводят невидимую стену между последователями секты и «чужими». Употребление вербальных штампов приводит к тому, что члены группы начинают чувствовать свою «особенность», элитарность и отделяют себя от окружающего мира. Лидеры настаивают на том, что надо овладевать знанием «загрузочного языка» с тем, чтобы «понимать» истину. В действительности же, усваивая его, сектанты обучаются тому, как не думать, что понимание новояза и подразумевает веру.

Если в информации присутствуют критические замечания в адрес лидера группы, доктрины или всей группы, то член секты мгновенно ставит перед собой «экран», т.к. его обучили не доверять критике. Вся критика заранее объясняется происками сатаны, который завладевает умами людей и внушает им ложные представления о группе. Парадокс в том, что критика в адрес группы лишь подтверждает в глазах ее членов правильность критикуемой доктрины.

Эмоциональный контроль

Контроль эмоций подразумевает манипуляцию эмоциями и попытку сужения диапазона личных чувств. Вина и страх – вот те необходимые инструменты, которые позволяют держать людей под контролем. Во всем следует винить только себя; члены секты всегда виноваты в том, что «не сделали», «не справились», «не смогли», «не предусмотрели», «не так подумали».

Манипулируя чувством страха, можно теснее сплотить ряды секты. Например, можно искусственно создать образ врага, который преследует секту и ее членов. Врагом могут быть спецслужбы, внедряющие свою агентуру в организацию, сатана, психиатры, работающие под заказ; члены конкурирующей секты, мир «внешних», антагонистично настроенные родственники, сослуживцы и т.д.

Декларируется мотив счастья через страдание, и единственный способ быть счастливым – страдать за идеалы организации.

К одной из самых эффективных техник, позволяющих контролировать эмоции, относится негативное программирование на основе внушения фобий. При мысли о том, что они могут оказаться изгоями, часто сектанты испытывают животный страх. Им внушают, что без группы они пропадут, останутся один на один с сатаной, сойдут с ума, станут наркоманами, бомжами, самоубийцами. При этом лидеры рассказывают жуткие истории о тех, кто, покинув секту, якобы терял себя как личность и полностью деградировал. Такие привитые фобии лишают человека психологической возможности уйти из секты, даже если он чувствует себя там дискомфортно.

Информационный контроль

Информация – это пища для ума, которая поддерживает наши мозги в состоянии активности и позволяет им нормально работать. И люди становятся заложниками деструктивных культов именно потому, что к ним не поступает критическая информация из внешнего мира. А со временем их внутренние механизмы, позволяющие анализировать такую информацию, уже перестают адекватно функционировать.

Контроль информации осуществляется путем введения разных уровней «правды». Создается внешняя идеология секты, которая опирается на доктрину для «внешнего пользования», и внутренняя идеология для членов секты с доктриной для «внутреннего пользования». Внешний идеологический материал призван успокоить общественность, а внутренние доктрины раскрываются постепенно, по мере приобщения человека к жизни секты.

Рядовой член секты может искренне верить, что «внешняя» доктрина – это не ложь, но лишь другой уровень «правды». Создавая обстановку, в которой сосуществуют различные уровни «правды», руководство сект лишает своих последователей возможности объективно оценивать и анализировать происходящее. Члены секты не способны разобраться в реальной ситуации. Им говорят, что они еще не обрели достаточную зрелость, чтобы знать всю правду, но скоро они все поймут. Чем усерднее они будут работать над собой в организации, тем быстрее заслужат право знать высшие уровни «правды».

Эффективнее и убедительнее кажутся те доктрины, которые нельзя ни оценить, ни проверить. Они могут быть настолько запутаны, что на их распутывание уйдут многие годы. Но к тому времени последователей отвлекут от изучения доктрины и нацелят на выполнение более прозаичной работы, например, в сфере вербовки или сбора денежных средств в фонд секты. Доктрина создается не для того, чтобы ее понимали. Ее нужно принять. В нее нужно поверить. Она должна быть расплывчатой, всеобъемлющей, но в то же время достаточно последовательной, чтобы казаться содержательной. Ее убедительность зависит от того, насколько авторитетно она заявляет, что содержит в себе единственную универсальную истину.

В таком обществе нет места разуму. В тоталитарном обществе тонкость аргументации, проницательность, интуиция, чувствительность, сложность, толерантность при обмене информацией находятся под запретом.

Примеры «рукоположения» в тоталитарных сектах

Дмитрий Гранов, автор книги «Торговцы верой в Бога», описывает пример «рукоположения» в украинской харизматической общине «Мировая жатва».

«Во время своего визита в Украину «апостол» Нулин «рукоположил» многих харизматических пасторов в апостолы, а их жен в пастырицы.

Нулин добросовестно ковал кадры для харизматического движения в Украине, но лидеры этого движения его чем-то обидели. И Нулин нашел способ с ними поквитаться: в церкви «Мировая жатва» перед «рукоположением» украинских лидеров в «апостолы» Нулин рассказал о том, что иногда сатану можно изгонять из человека хорошим крепким ударом. По комплекции «пророка» и по некоторым профессиональным, навсегда остающимся в человеке повадкам, можно было понять, что в прошлом он был профессиональным боксером.

Нулин выстроил кандидатов в «апостолы» в один ряд и смотрел на них, нагло улыбаясь.

Двухтысячная аудитория верующих ждала снисхождения «духа святого» на их родных пасторов во время «рукоположения». И «дух» на украинских пасторов снизошел... в виде мощного кулака «апостола» Нулина.

Первый, кто удостоился рукоприложения, был хозяин церкви Дмитрий Масон. Нулин подошел к нему и начал молиться. Молитва заключалась в «говорении на языках», в криках, в топанье ногами. Потом «апостол» мощным, профессиональным ударом послал хозяина секты в нокаут. Новоиспеченный украинский «апостол» перелетел через первый ряд стульев и ногами вверх застрял между рядами. Зал был в шоке. Но Масон быстро пришел в себя, поднялся и начал славить Господа. Зал ликовал, – случившееся было воспринято как чудо.

Второй кандидат в «апостолы» был послан в нокаут мощным ударом в живот.

Так проходило «рукоположение» украинских «апостолов». И что интересно: они не стесняются называть себя апостолами» (стр. 77).

Реформирование сознания

Какой бы чудесной ни казалась группа во главе со своим харизматическим лидером, если она использует технологию реформирования сознания – то это деструктивная секта. Каковы же элементы такой технологии?

1. Коммуникативный контроль.

2. Манипуляция мистическими чувствами.

3. Борьба за чистоту души и рядов.

4. «Научное обоснование» доктрины.

5. Лингвистическое моделирование реальности.

6. Доминирование доктрины над личностью.

7. Право на жизнь и право на смерть.

Коммуникативный контроль

Коммуникативный контроль (контроль социальной среды) подразумевает контроль всех контактов и связей членов секты с внешним миром. Когда контроль становится слишком жестким, он перерастает в попытку контролировать и внутренние диалоги последователей. Каждому члену группы внушается убеждение, что реальность – это собственность, которая находится в исключительном ведении группы. В такой обстановке любое стремление к личной независимости пресекается. Контроль может насаждаться в процессе последовательного чередования таких мероприятий, как семинары, лекции, аудитинг, сборы средств для секты, собеседования и групповые встречи, которые проходят все более и более интенсивно и отрывают человека от привычной жизни.

Манипуляция мистическими чувствами

Мистическое манипулирование – это систематический процесс, который тщательно планируется «сверху», хотя внешне может показаться, что он происходит стихийно в рамках данной среды. Здесь важна роль лидера, который провозглашает себя «мессией» и навязывает принципы, «установленные Богом».

Все должно на собраниях быть спонтанно: слезы, покаяние, ликование, т.е. все не должно восприниматься «внешними», как «хорошо отрепетированный спектакль», иначе у «зрителей» могут возникнуть сомнения.

Кроме того, мистическая манипуляция оправдывает обман по отношению к «чужим». Ведь если «чужак» не видит Свет, то он пребывает в царстве тьмы и зла, стало быть, его не так грешно обмануть ради «высокой цели». Когда члены некоторых сект занимаются сбором денежных пожертвований, им велят отрицать их принадлежность к секте («Небесный обман»).

Борьба за чистоту души и рядов

Это некая разновидность манихейства, которое призывало к радикальному отделению чистого от нечистого, добра от зла. Здесь происходит манипуляция механизмами индивидуальной вины и стыда для подавления личности. Исповедь у сектантов публичная в небольшой группе и сопровождается критикой в его адрес со стороны членов секты, что делается с определенной целью – способствовать изменению его личности.

«Научное обоснование» доктрины

Чтобы увлечь за собой людей в современном мире, любое «духовное» учение должно быть «научно обосновано». Но нередко выходят совершенно парадоксальные вещи. Так, христианствующий африканский шаман в Киеве Сандей, постоянно внушая прихожанам мнение о собственной значимости, решил подкрепить свои домыслы «научным обоснованием». В частности, он заявил буквально следующее: «Специалист по биополю (!) замерял энергетику, и оказалось, что у меня – 40 единиц, а у одного из экстрасенсов – всего 12. Кстати, замеры энергетического поля Библии показали также 40 единиц». Такой пассаж был высказан в проповеди Аделаджи Сандея, которая записана на пленку. Комментарии, очевидно, излишни53.

Лингвистическое моделирование реальности

Все наши представления о реальности опосредованы системой устойчивых метафор, интерпретация которых определяется степенью интерпретации в культуру54. Таким образом, с помощью языка с его закономерностями в названии объектов реальности (номинациях) можно воспроизвести или заново создать реальность. Под лингвистическим моделированием следует понимать намеренное использование процессов, которые упрощают представление о реальности. У сайентологов, например, это достигается с помощью искусной лингвистической манипуляции на основе введения обобщений, искажений и игнорирования важных свойств явлений и событий. Язык сводится к набору штампов, а каждой фразе придается статус значимости или Божественный смысл. Упрощенная лингвистика таит в себе очарование и способна оказывать значительное нейрологическое воздействие на сознание. А поскольку в секте любую проблему в жизни человека стремятся свести к общему набору внутренне согласованных принципов, то человек считает, что познает и ощущает истину. Ему все ясно и понятно, на все вопросы всегда есть ответы. Это некий «язык безмыслия», поскольку самые трудные вопросы сводятся к готовым штампам и примитивным лозунгам, как в армии. И так в очень многих деструктивных культах. При этом человек не осознает, каким образом он моделирует реальность, но считает свое восприятие и представление о реальности объективным.

Еще заново «создается реальность» с помощью телепатического воздействия. Существуют две основные формы телепатического воздействия СУЩЕСТВ ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МИРА (СПМ – бесов) на человека: ментальная и сенсорная.

Ментальная (суггестивно-телепатическая) форма воздействия СПМ на человека характеризуется прямым воздействием исключительно на духовную структуру человека, то есть на его сознание и память, причем воздействием, оказывающим влияние в первую очередь на интрапсихические процессы. В этом случае СПМ телепатически вводят в сознание человека мысленную, звуковую (речевую или музыкальную) и зрительную информацию, которая может преобразовываться его сознанием в абстрактно-символическую (обычно ложную) продукцию. Все эти явления характеризуются, как правило, появлением в сознании человека разнообразных галлюцинаций: мысленных, зрительных и слуховых при полной сохранности сознания жертвы тоталитарного культа, что всегда ставит психиатров-материалистов в тупик, не позволяя им понять природу и причины появления галлюцинаторных образов.

Сенсорная (сенсорно-энергетическая) форма воздействия СПМ направлена на перцептивную (чувственно-воспринимающую) сферу человека. Она характеризуется энергетическим воздействием СПМ на конкретные отделы коры головного мозга (вкусовые, тактильные и обонятельные анализаторы, т.е. на материальную структуру человека), чем и создается ложное впечатление раздражения рецепторных полей той или иной части тела или его органа. Благодаря указанному воздействию у человека возникают ложные ощущения, различные формы СЕНЕСТОПАТИИ (тактильные галлюцинации).

Таким образом СУЩЕСТВА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО МИРА могут передавать любые известные им сведения о другом человеке, каких-либо событиях или:

а) путем телепатической трансляции зрительных образов или надписей, возникающих перед мысленным взором (галлюцинаторно-перцептивные явления в интрапроекции);

б) трансляцией мыслей (идеаторный автоматизм синдрома Кандинского-Клерамбо);

в) внушением голоса, звучащего внутри медиума (вербальный псевдогаллюциноз).

Это то, что именуется термином ЧЕНЕЛИНГ (т.е. канализация). Подобный контакт с СПМ может быть трагичен для любого адепта культа. «Заново создавали реальность» не только они, но и их предшественники с более громкими именами.

Следует заметить, что все художники, выходившие на контакт с СПМ, хотя бы они и были по природе своей очень талантливы, к концу жизни нравственно деградировали, сходили с ума или кончали жизнь самоубийством.

Достаточно, чтобы в этом убедиться, изучить биографии Матисса, Врубеля, Пикассо, Дали, Сутина, Филонова, Ван Гога, Гогена, Модильяни и многих других художников.

Вот краткие сведения лишь о трех из них.

М.А. Врубель (1856–1910) в 1902 г. закончил работу над «Демоном поверженным», постоянно видел во сне живое лицо своего «героя», и в этом же году в резкой форме проявилась тяжелая душевная болезнь, сошел с ума.

Ван Гог (1853–1890) два последние года жизни проводит в психиатрических больницах в Арле (отрезает себе ухо), в Сен-Реми и в Овер-сюр-Уаз, где кончает жизнь самоубийством.

А. Модильяни (1884–1920) испытал влияние африканской культовой скульптуры, закончил жизнь самоубийством.

Подобное же явление мы можем наблюдать и в писательской среде. В психопатологии, как выше мы сказали, это явление носит название ВЕРБАЛЬНЫЙ ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНОЗ.

Даниил Андреев написал свою «Розу мира» в тюрьме благодаря медиумическому контакту с СПМ.

Ричард Бах, по его собственному признанию, под диктовку «голоса» писал роман, очень популярный в 70-х годах, «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»; Иоганн Гете о романе «Страдания юного Вертера» говорил, что он писал его почти бессознательно, точно лунатик, и что весьма удивился потом, прочтя его заново. Русский поэт-авангардист Валерий Брюсов очень ясно ощущал контакт с СПМ. Как бы по «наитию стихий», а скорее под их диктовку, он писал:

Сейчас, вот в этот миг не в высь ли

Твои возносятся мечты?

То мы подсказываем мысли

Тебе – из тайной темноты;

То наши помыслы нависли

Над сном твоим: им внемлешь ты!

Сергей Есенин обладал гениальностью большого поэта, глубокой лиричностью, тонкостью восприятия окружающего мира, любовью к природе, но совсем не имел интеллектуального кругозора. Однако в состоянии измененного сознания он весь как бы менялся, словно становился другим – некоей «альтернативной личностью». Закончил он прямым богохульством, стихотворением «Инония», а чуть позже петлей в гостинице «Астория».

Марина Цветаева говорила о своем творчестве: «Кто-то в тебя вселяется, твоя рука лишь исполнитель». «Все мои вещи стихийны, то есть грешны». Закончила она так же, как и Есенин, печально свою жизнь в Елабуге.

Мы привели здесь лишь несколько известных имен. Безусловно, их гораздо больше. Но вот что настораживает сегодня. Газета «Мир новостей» № 41 за 9 октября 1999 года в статье «Озаренные солнцем» повествует: «Вне зависимости от «неспособности...» на обучаемых детей снисходит творческое вдохновение, то есть стихи рождаются как бы сами собой; писание картин не требует многолетнего мучительного технического постижения; к сочинению собственных музыкальных произведений можно приступить, даже не зная нотной грамоты. Дети, опираясь на предложенные в школе «Валашвеш» формы обучения, испытывают неподдельный восторг и гордятся собою».

Подобное же явление описано у Нины Карташевой.

«Хорошо помню, как однажды к нам на вечер пришла девочка лет девяти с косичками. Ее отец с гордостью продемонстрировал книгу стихов дочери, которую он издал на собственные деньги. Открыв книжечку, я ужаснулась: это писал не ребенок! В ней содержались манерные, страстные стихи бурно пожившей и много повидавшей дамы. Эти чувства не могли быть свойственны юной чистой душе. Да бедняжка и сама не понимала, о чем она пишет. Из беседы с девочкой мне стало ясно, что ей самой были глубоко чужды и содержание, и настроение ее стихов. Она никогда не переживала «эротических фантазий», понятия не имела, кто такой Дельфийский оракул, о котором писала». («От чего нас хотят спасти». Даниловский благовестник. М., 2001, с. 96.)

Подобное явление происходит и в мире музыки. Двигательный автоматизм свидетельствует о получении известными композиторами музыкальной информации извне, от СПМ. Такими композиторами были Гофман (Эрнст Теодор Амадей (1776–1822)), Мендельсон, Шарль Гуно, Перголези, Шуман, Скрябин.

Например, у А.Н. Скрябина контакт с СПМ носил столь ясную антихристианскую направленность, что даже свои произведения он называл соответствующим образом: «Сатанинская поэма», а Девятую сонату – «Черной мессой».

О рок-музыке я даже не упоминаю.

Группы «Роллинг-Соунз», «Блек Саббат», «Манкисы», «КиСС» и др. – это скотоподобное стадо бесочеловеков. Злобная, всеразрушающая энергия их песен, полученных нередко путем контакта с СПМ, в сочетании с идеологией ныне процветающей религии сатанизма, которая подводит идеологический фундамент под строящуюся в сознании людей башню ненависти к Богу, отчетливо показывает в какую сторону направляют СПМ пресловутый «прогресс» человечества.

Доминирование доктрины над личностью

«Крестные отцы» религиозной мафии: Хейген, Серулло, Экман, Кэтрин, Кульман, Хинн, Лиардон, Лоо, Роберте, Джойнер, Вайнер, Цонги Чо, Медина, Осборны, Хантеры, Коупленды, Ренеры, Стромбеки и их верные «апостолы"-попугаи: Мадава, Аделаджа, Ледяев, Падун, Гашенко, Майба, Балюк, Валуев и др., – главным своим оружием считают комплекс вины. Назвав всю эту братию «мафией», я не оговорился, так как пастор Алексей Ледяев сам же буквально и заявил: «Наша Церковь – это большая белая мафия, в смысле семья»55. Говорил Ледяев о своем движении «Новое поколение», но, вместе с тем, это и всевозможные сектантско-бюрократические структуры с очень претенциозными названиями – «союз», «альянс», «ассамблея», «вселенская», «независимая», «свободная», «полноевангельская» и т.д., – «свои песочницы», как выразился один баптист.

Элемент доминирования доктрины над личностью начинает работать в этих структурах и у этих «пасторов» в тот момент, когда возникает конфликт между тем, что человек ощущает на собственном опыте, и тем, что предписывает ощущать ему доктрина или «Церковь». В тоталитарном окружении истинна только догма, выдвигаемая «крестным отцом», поэтому человек должен узнать ее и привести собственные ощущения в соответствие с ней. Внутреннее ощущение несоответствия действительных и желаемых ощущений порождает комплекс вины. Ситуация беспроигрышная: если ты не исцелился по молитве секты – виноват ты сам! Причину ищи в себе. Не получил «иного языка» – виноват сам. Недостоин за грехи. И человек начинает чувствовать себя в секте изгоем, комплексует по этому поводу, а сектантские лидеры подогревают это чувство – вот, мол, смотрите, что вас может ожидать в случае сомнений и неуверенности в справедливости нашего учения. Это помогает крепко держать рядовых членов в узде.

Право на жизнь и право на смерть

Лидер тоталитарной секты «Народный храм» Джим Джонс, манипулируя социальной мистикой (неоднократно раздавали «отравленный» компот, предупреждая об этом сектантов и готовя к подобному варианту всерьез), которую сделал обязательной частью групповой идеологии, принял, наконец, решение – отравить всю секту. В Джонтауне произошла катастрофа – около 1000 человек приняли по призыву вождя яд, кто не захотел – был застрелен охраной.

Тоталитарное желание провести четкую границу между теми, кто имеет право жить, и теми, кто такого права не имеет, может стать радикальным (как у фашистов) способом решения фундаментальных проблем человечества.

Некоторых последователей из сект «изгоняют» за то, что они неудобны: они подрывают групповые устои, конфликтуют, не хотят подчиняться или задают слишком много вопросов. Других «выкидывают», потому что они перестали быть «продуктивными». Иногда у них развиваются тяжелые формы физических и психических заболеваний, требующих основательного лечения. Они становятся бременем для секты, и от них избавляются. Такие люди чувствуют, что их отвергла не только организация и лидер, но и Господь. Ведь, когда-то примкнув к секте, они передали ей денежные сбережения, часто и жилье. Им внушалось, что их дом и семья – это секта, которая будет заботиться о своих до их смерти. Но потом выяснилось, что они «не соответствуют групповым стандартам и должны уйти». Вопрос – куда? Эти люди, страдающие такими же фобиями, как и остальные жертвы деструктивных сект, панически боятся встречи с «внешним миром». И вдруг их туда выбрасывают, словно беспомощных котят. Им кажется, что жизнь кончена, и, чтобы избавиться от страданий, они тяготеют к суициду.

Ведь когда члену секты постоянно внушают, что уход из организации вызовет необратимые патологические процессы в его организме, которые никто не сможет ни диагностировать, ни вылечить, он «программируется» на такой исход. Оказавшись вне секты, он чувствует, что у него «едет крыша». В психиатрической лечебнице ставят диагноз: «тяжелая форма шизофрении». Это позволяет бывшему члену секты считать такой диагноз доказательством пророческого дара лидера секты.

Есть ряд оккультных сект, где в подсознание людей вводят «программу самоуничтожения», которая должна сработать, если они покидают секту. После выхода из секты такие люди абсолютно убеждены, что их духовное тело распалось, и они постепенно умирают.

Последствия участия в секте

С какими же проблемами могут столкнуться бывшие члены сект?

Прежде всего, следует определить, что за категория людей туда попадает. Ведь в сущности, сектанство это бизнес, поэтому туда пытаются вербовать квалифицированных специалистов, которые способны возглавить различные службы, придать организации должную респектабельность и успешно вести дела, не получая денег за свой труд. Проблема «неблагополучных семей», из которых молодые люди уходят в секты, пожалуй, сильно преувеличена. Дело не столько в семье, сколько в уровне мастерства вербовщика, сумевшего проявить талант психолога, дар убеждения и интуицию, т.е. почувствовать, как подойти к человеку и его проблеме.

Первая категория вербуемых – это так называемые коллективисты. Попадая в секту, эти люди думают, что получат возможность выразить себя и найти применение способностям, которые не были востребованы в семье или в общественной жизни. Это люди, которые испытывают непреодолимое желание жить и работать в команде. Когда человек не удовлетворяется существующим положением дел и ищет в отношении с людьми большей глубины и содержательности, он становится более уязвимым, что делает его легкой добычей вербовщика.

Но на практике эти идеалистически настроенные люди редко получают возможность реализовать себя в секте. Ведь жизнь в секте лишь предполагает коллективные действия и потенциальную возможность созидательной деятельности и лишь демонстрирует внешние преимущества «сплоченности», возникающей при интенсивном групповом опыте.

Вторая категория вербуемых – это идеалисты, которые стремятся доказать собственную независимость, проявить индивидуальность и отстоять право на собственное мнение в семье. Восставая против семейных и общественных ценностей, они пытаются самоутвердиться через уход в секту. Но парадокс заключается в том, что эти оппозиционеры идеалисты лишаются в секте индивидуальности, так как их генетическая семья подменяется суррогатной семьей в лице руководства секты. Он как бы в ней растворяется.

Третья категория вербуемых – это ищущие, те, которые вступают в сектантские ряды в результате поисков собственного пути, завершив искания приемлемого для них вероисповедания. Активный поиск всеобъемлющего туннеля реальности часто свидетельствует о желании человека решить глубокий внутренний конфликт, найти смысл и место в жизни. Человек этой категории легко из пятидесятников становится сайентологом, затем уходит в неоиндуизм или шаманизм, может увлечься «системой Иванова» или обратиться к трансцендентальной медитации, стать поклонником Асахары или убежденным мунитом.

При этом для многих искателей выбор секты, в которую они вступают, зависит не столько от особенности идеологии и доктрин, сколько от случайного стечения обстоятельств. Просто они в нужное время в нужном месте встретили именно этих сектантов или их вербовщиков.

Четвертая категорияпоклонники. Эти люди, принимая вероучительную систему секты, прежде всего пытаются отождествить себя с кумиром, знаковой культурой или идеалом, который разделяет похожие убеждения.

Чаще всего вербовка оказывается удачной в тот момент, когда человек находится в состоянии стресса и депресиональной нестабильности. Стресс стал характерной приметой нашего времени. Люди испытывают стресс на работе и в школе, из-за семейных проблем, проблем со здоровьем, смене местожительства, из-за финансовых неурядиц, хронического безденежья, потеря близких и т.п. Обычно наши защитные механизмы помогают нам справляться со стрессом, но бывают период особенной уязвимости, когда мы можем подлезть под чье-то влияние. В такие моменты мы способны принять систему убеждений, которая обещает дать нам новый взгляд на мир, придать смысл жизни и поставить перед нами новые цели.

Итак, с какими же проблемами могут столкнуться выбывшие члены сект? Из сект уходят по-разному: кто-то уходит сам, кого-то изгоняют, кому-то помогают уйти. Но когда человек попадает в реальный мир, он оказывается в начале трудного пути, по которому ему предстоит идти. Он сталкивается со множеством проблем, и в первую очередь с тем, что он не приспособлен жить в реальном мире. Если после выхода из секты он не получает всесторонней информационной поддержки грамотных психологов, то привитые ему в секте фобии, которые никуда не делись и по-прежнему «сидят» у него в подсознании в виде фиксированных установок, могут стать «бомбами замедленного действия». Человеку, который в секте был отрезан от общества и отвык нормально работать, очень трудно вернуться к обычной жизни. Поэтому некоторые люди снова возвращаются в секты в поисках безопасности. Обычно это очень ранимые люди, которые в отсутствие психологического контроля секты ощущают себя брошенными на произвол судьбы.

Если после выхода из секты человек не получает психологической поддержки профессионала или священника и не проходит курс психологической реабилитации, его мучения продлеваются на неопределенно долгое время. С помощью друзей или семьи он склеивает себя по кусочкам и продолжает жить, но пока он не поймет суть технологии реформирования его сознания, не узнает о привитых ему фобиях, он не сможет жить полной жизнью свободного человека.

В первые месяцы после выхода из секты бывшие последователи страдают тяжелыми формами депрессии и видят жизнь в черном свете. Они замечают только плохое и трактуют все события негативно. Психическая травма убивает надежду на счастливое будущее. В этот период им нужно помочь осознать, что при всех негативных обстоятельствах они приобрели в секте пусть суровый, но жизненный опыт. Они стали сильнее, сумели пройти через все испытания, а это укрепило их дух. Теперь наступает этап, когда они должны реализовать себя как личности.

Кроме того, бывшие члены сект крайне зависимы от чужого мнения. Они утратили самостоятельность мышления, у них нет собственного мнения, они ждут руководства. Им нужно, чтобы кто-то их направлял. В секте за них думал лидер, а они были послушными исполнителями чужой воли, отказывались от собственного «я» и не имели своего мнения. Такая зависимость замедляет процесс индивидуального развития и ведет к заниженной самооценке. Человек утрачивает способность самостоятельно принимать решения. Он не только не может решить, где ему теперь учиться или работать, но и какие книги читать, какую одежду носить. Тем, кто привык постоянно спрашивать у руководства разрешения на выполнение обычных дел, над которыми в нормальной жизни мы даже не задумываемся, очень тяжело снова принять на себя личную ответственность за каждое принятое решение. Как и большинство навыков, процесс принятия решений облегчается при частом повторении. С повышением внутренней самооценки и постепенным восстановлением уверенности в себе проблемы зависимости в принятии решений у бывших членов сект, как правило, успешно разрешаются.

Но есть и более тяжелые проблемы. Например, бывшие члены сект часто переживают так называемые «наплывы», во время которых возвращение в прошлое, в тот период жизни, когда он находился в секте, травмирует сознание, и человек начинает рассуждать и воспринимать мир с позиции «сектантов». Подобные «наплывы» часто бывают и у бывших «афганцев» или солдат, воевавших в Чечне. Это так называемый «посттравматический стресс», которым страдают люди, прошедшие войну. У человека после войны или после жизни в секте могут возникнуть тяжелые психические расстройства.

Некоторые люди не могут слушать музыку, которую слышали в секте. Когда по радио начинает звучать знаковая мелодия, их мысли мгновенно возвращаются в прошлое, «включая» установки, привитые во время индоктринаций. В некоторых сектах используют музыкальные произведения в качестве фона во время массовых сеансов внушения. Музыка как бы создает устойчивую ассоциацию в подсознании, четко фиксируется в памяти и поэтому часто используется для программирования рядовых сектантов.

Бывшие члены деструктивных сект, в которых активно практикуются медитации, групповые молитвы, чтение мантр, глоссолалия на фоне дыхательных и релаксационных техник, долгое время переживают подобные «наплывы». Например, техника релаксаций широко используется «Церковью Всеобщей и Торжествующей», которую создала в США Элизабет Клер Профет. Она же – автор книг, «продиктованных» ей Вознесенными Владыками из Братства Хранителей огня («Книги Чела и Путь», «Вознесенный Мастер Сен-Жермен: курс алхимии или наука самотрансформации», «Наука Изреченного Слова», «Серапис-Бей» переведены на русский язык). Члены секты читают призывы, которые произносят в очень быстром темпе, что позволяет вводить группу в состояние транса и навязывать процесс остановки мыслей.

Вытеснение сектантского лексикона со всеми его установками и замещение его нормальным языком ускоряет процесс «выздоровления». Расставшись с «загрузочным языком» секты, человек перестает смотреть на мир через «сектантские очки». «Загрузочный язык» ставит информационные фильтры, просеивающие сигналы, которые поступают в мозг из внешнего мира. Чем скорее бывший член секты сумеет восстановить в сознании реальное значение употребляемых им слов, тем быстрее «выздоровеет».

У мунитов, например, все отношения между людьми сводятся к «проблеме Каина и Авеля», как классификации отношений в паре, где один – праведник, а другой должен ему подчиняться. Как уже говорилось, априори, Авель прав всегда.

Бессмысленно стараться не думать и не вспоминать терминологию секты. Наш мозг не знает, как о чем-то не думать. Скажите человеку: «Думай обо всем, кроме вот «этого». О чем теперь будет думать человек? Правильно, как раз об «этом». Поскольку язык организован так, что мы мыслим позитивными ассоциациями, нужно в сознании бывшего сектанта создавать новые ассоциации. Если он не ладит с каким-то человеком, то должен воспринимать это как личный конфликт, а не «проблему Каина и Авеля».

Бывшие члены сект утрачивают способность концентрировать внимание и запоминать информацию. Люди, которые до вступления в секту читали «запоем», а в секте читали только пропагандистские материалы и агитки, после выхода из нее ощущают сильную подавленность и пустоту, апатию к любой литературе. Им трудно читать, так как их внимание рассеивается, мысли разбегаются, и смысл прочитанного ускользает. Часто в тексте встречаются с терминами, смысл которых припомнить не могут.

Иногда во время обычного разговора бывший член секты вдруг может заметить, что его иногда обуревает чувство вины и страха из-за того, что он «предал» лидера и группу. Он перестает здраво рассуждать и интерпретирует окружающий мир уже как сектант. Говорит, что в ночных кошмарах присутствуют темы войны, шторма, погони. Эта фобия его упорно преследует.

Однако многие бывшие члены сект крайне негативно относятся к своему сектантскому прошлому и стыдятся этого периода жизни. Эти мучительные воспоминания заставляют человека испытывать чувство вины, стыда и раскаяния, порождая эмоциональные проблемы. Многим людям, втянутым в секту, где доминируется принцип исцеления верой, возможно пришлось пережить смерть близких, ребенка, друга. Ни в коем случае не надо себя обвинять и заниматься самобичеванием постоянно. Исповедавшись у православного священника и причастившись Святых Христовых Тайн, надо держать сердце в мире с Богом и помнить Его слова: «Вот, во благо мне была сильная горесть, и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой» (Ис. 38:17).

Выйдя из секты, человек остро ощущает, что должен быстрее наверстать упущенное. Из-за этого он испытывает сильное внутреннее напряжение и находится в состоянии постоянного стресса. Но возвращение к нормальной жизни требует времени. Надо убедить человека в том, что он ничего не потерял. Его жизнь – это его жизнь. Не нужно сравнивать себя с другими людьми. У каждого человека свой путь в этой жизни и свой отсчет времени. Следует лишь благодарить Бога-Промыслителя, что Он вывел тебя из «вод многих, дошедших до души» (Пс. 68:2), а осуждающим бывшего сектанта заметить, что если кто «думает, что стоит – бойся упасть» (1Кор. 10:12).

Тоталитарная секта – это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к сложившимся социальным структурам, культуре, порядку, семье и обществу в целом, практикующая скрытое психологическое насилие над своими членами путем использования определенной методологии.

Движение «Нью-Эйдж» – это, по сути, сектантский авангард, рассчитанный на эпатаж и духовную провокацию, которая нередко представляет собой создание эффекта неадекватности ожидания (восприятия) и поведения. Такая неадекватность может возникнуть в совершенно несовместимом окружении, в обессмысливании нового значения и придании ему абсурдности. (Например, архиерейская панагия на экстрасенсе или «целителе», который к тому же держит в руках черную кошку в качестве «энергетической защиты». Или у Сан Мюн Муна обряд «осоления земли» в помещениях, офисах, подобно православному чину освящения.)

New Age, как и постмодернизм в искусстве, в религии лежит «по ту сторону добра и зла» именно в ницшеанском смысле.

Духовный лидер (пастор, гуру, старейшина, пресвитер) секты со всеми его «правами» претендует на то, чтобы стать сверхчеловеком и воссесть на место Бога, которого он «убил». Его «я» во всех его модусах и падежах есть единственное мерило этого мира, религии и культуры, в которых оно, это «я», выискивает «свое» или приспосабливает нечто для себя лично. Служение, подлинное служение истине, здесь уступает место радикальному манипулированию осколками бытия (потому что жизнь превращается у сектантов в грезы), которые и провозглашаются, и воспринимаются как реально осуществляемая свобода и проповедуемая «своя истина».

Таким образом, это движение открывает свободу контртеологической, а по сути революционной, деятельности, бунту, так как останавливает течение здравого смысла, а значит, в конечном счете, отвергает и Самого Бога. Поскольку Логос – это смысл.

Отпадение от Православия побуждает заблудший человеческий дух искать иные объекты поклонения и защиты, иные иерархии и формы, иные способы приобщения к трансцендентному, иные удостоверения в существовании идеальной реальности, ирреальности.

Психоделическая культура при этом несет окончательное самоубийство. Она предлагает человечеству выход в «трансцендентную» и «трансперсональную» сферу, какую обеспечивает галлюциноген растительного происхождения (наркотик), при том, что психоделика полагает себя некой элитой, стоящей особняком, и в ней есть коренное родство с официальной постмодернистской культурой – в частности, это перемена культурного кода на субкультурный, перемена образа мысли, языка на сектанский сленг, а перестроить язык – значит отвергнуть собственный образ, образ твари, повинной в грехе, а потому заслуживающей изгнания из Рая окончательно и бесповоротно.

Все существующие секты обычно делятся на три основные группы: рационалистические, мистические и тоталитарные (или деструктивные).

В свою очередь, деструктивные секты включают в себя пять направлений по вероучительным признакам: псевдохристианской, восточной, псевдонаучной, оккультной и синкретической направленности.

Псевдохристианские культы

Псевдохристианские культы – это те культы и секты, сторонники которых считают свои вероучения истинно христианскими, тогда как на самом деле таковыми они не являются. Это «Международный путь», «Христианская наука», «Вселенская Церковь Божия», «Слово веры», «Надежда», мормоны и др.

Восточные культы

Восточные культы не претендуют на связь с христианством. Их мировоззрение существенно связано с индуизмом, буддизмом, даосизмом, синтоизмом, язычеством. К этой категории принадлежат: Харе Кришна, Миссия Божественного Света, Трансцентальная медитация (культ ТМ), приверженцы гуру Раджниша, японское буддийское движение Сока Гоккай, Аум Синрике, Ананда Марга, Брахма Кумарис, культ Шри Чинмой, центр Униведа, Сахаджа Йога, культ Сатьи Саи Баба, Тантрасахгха, миссия Чайтаньи, «Институт знания о Тождественности», Восточный дом, Белый лотос, культ Ауробиндо Гхоши, центр Ананда и др.

Псевдонаучные культы

К этой категории принадлежат культы, которые представляют себя в основном как психотерапевтические организации. Они проводят сеансы для «лечения» людей – как физически, так и душевно. В то же самое время их мировоззрение связано с языческими культовыми идеями. К ним относят: «Наукологию», «Дианетику», «Умственный контроль Силвы», «Форум» Эрхардта, «Основание человеческого понимания» Роя Мастерса, экстрасенсорику Рейки и ряд других.

Синкретические культы

Учения культов в этой категории преимущественно состоят из элементов двух и более религий. Очень часто это сочетание происходит путем переистолкования противоположных идей так, чтобы они согласовывались друг с другом. К этой категории принадлежат: Теософское общество Блаватской, бахаизм, Церковь Объединения Муна и др.

Оккультные секты

Слово «оккультизм» означает скрытый, тайный, мистический. В эту категорию входят секты и культы, сейчас особенно бурно развивающиеся: Новый Акрополь, Церковь Адамитов, Международный центр космического сознания, Экология сознания, Движение Грааля, Ассоциация «Колыбель Сибири», Центр йоги «Крылья совершенства», семья Детей Тропа, Церковь Последнего Завета, эзотерический центр Вита, храм Шеол, группа Марии де Эльфана, Белая экология, Стрелы Урилы, Удмурт Вось, школа Диворга, Тетрада, Орден Храма Солнца, школа единения «Всеволод», Спиритуалистическая Церковь и еще ряд других.

Нередко грань культа сглажена и точно его дифференцировать достаточно сложно.

Почему плодятся культы

Культовый контроль сознания, практикующийся в ряде деструктивных религиозных организаций, не только стирает прежнюю личностную идентификацию, но и создает совершено новую личностью (или псевдоличность).

Анализ деятельности деструктивных религиозных организаций показывает, что даже с принятием соответствующей законодательной базы в Украине по деструктивным религиозным организациям проблема их роста не будет снята, что определяется шестью очевидными факторами:

1) высокая трудность идентификации и выделения деструктивных религиозных организаций среди множества других подобных;

2) многие деструктивные религиозные организации действуют под прикрытием так называемых фронтовых организаций, регулярно меняют свои названия, проводят некие «реорганизации», отрекаясь от прошлого («Белое братство», «Аум» и т.д.), что также затрудняет их правильную идентификацию;

3) после запрета многие деструктивные культы перейдут на нелегальное положение, ужесточат конспирацию и увеличат свою мобильность (передвижение), что еще более снизит контроль над ними со стороны властей;

4) разобщенность специалистов по деятельности деструктивных культов, отсутствие координированности в работе;

5) арест и изоляция руководителей конкретной деструктивной религиозной организации не прекратит ее существования (примером могут служить письма М. Цвигун своим последователям из тюрьмы, по которым последние строят свою жизнь до сих пор), так как даже при ликвидации конкретной деструктивной религиозной организации и изоляции ее лидеров остается проблема ее адептов, действия которых непредсказуемы;

6) финансовая поддержка сект втянутыми в их жизнь дельцами-бизнесменами, которые получают внутреннее удовлетворение, получая благословения (оправдания) якобы свыше или отпущение грехов, связанных с их незаконными действиями.

В настоящее время в Украине действует множество разных старых и новых сект, в том числе тоталитарных, жестко руководимых из-за рубежа. Только крупных сект в нашей стране насчитывается около полусотни. Количество же мелких сект точно неизвестно. Наблюдается криминализация сект, особенно по применяемым средствам и методам вербовки.

К сожалению, государственные чиновники, в компетенцию которых входит эта сфера, не всегда обладают достаточными знаниями об особенностях сект и их тоталитарных форм, предоставляя им скорую регистрацию. Более того, они мало и, зачастую, неверно информированы о традиционных культурообразующих религиозных конфессиях, у которых сложились устойчивые и конструктивные отношения с государством. Это все затрудняет своевременное распознание сектантов.

Сотрудники, предоставляющие право на регистрацию, редко консультируются с представителями Украинской Православной Церкви по вопросам специфики сект. Весьма опасно и проникновение сектантов или их сторонников в органы внутренних дел.

Актуальность указанных проблем видна из того, что, по данным социологов, в нашей стране большая часть населения относит себя к православным и до 90% в той или иной степени считают себя религиозными людьми. Социально-экономические процессы в Украине способствовали возникновению сложной религиозной ситуации. Это обусловлено в значительной мере деморализацией, бездуховностью и криминализацией населения, происходящими в связи с распадом партийно-идеологической государственной структуры и забвением многовековых народных традиций.

Пытаясь повлиять на отмеченные негативные процессы, многие отечественные идеологи, политики и журналисты приветствовали и стимулировали появление массы иностранных проповедников и учителей для быстрого привлечения населения, в частности, молодежи, к каким-то правилам и принципам поведения.

Зарубежные «стадионные» (и очень богатые) проповедники представлялись активными, красноречивыми, современными и привлекательными, способными умело манипулировать массами. Этакие имиджмейкеры от масс-медиа...

Методы вербовки в секту

Сознательная манипуляция людьми происходит на фоне мощного адреналина. Вначале возникает стресс. «Клиент» надеется на что-то, испытывает редкие переживания и поневоле следует задуманному алгоритму, совершает действия, которые ему диктуют исподволь.

Адреналин (от лат. «ад» – над, «рен» – почка) – это гормон мозгового слоя надпочечников. Сегодня он уже благополучно синтезирован. Опыты с людьми наглядно демонстрируют, что адреналин может превратить человека в робота. Рецепты одинаковые и для вербовки в секту, и для устройства на работу. Допустим, 20 человек откликнулись на объявление о том, что есть вакансия. Кого возьмут? Все аккуратны, вежливы, умны. Поговорили и ушли. Следует знать, что в памяти у человека вы навсегда останетесь таким, каким он видел вас в течение первых полутора минут. И выберут того, кого запомнят, кто на подкорке у начальника оставит запись. А запись будет яркой лишь тогда, когда в крови у собеседника активно вырабатывается адреналин. Как вызвать максимум адреналина, учащенное дыхание и пульс у замдиректора по кадрам, не нагрубив ему, не задирая платье до ушей и не сморкаясь в угол? Просто. Вам задают вопрос. Пусть вы готовы без запинки отвечать, но перед каждой выкладкой своих позиций необходимо делать значительную паузу. Тогда адреналин у собеседника – рекой. Психологические и прочие гуманитарные методики (тот же Д. Карнеги) возможно и сработают, но это потом, в процессе общения. Но в первые 90 секунд всегда и безотказно работает одно и то же.

Так же и в религиозной сфере. Талантливо продуманный сюжет и грамотная интонация проповедника-актера дают приток адреналина. Воздействие его реализуется, минуя собственную критику. И независимо от того, как к этой информации относятся окружающие, они получают запись.

Когда человек приходит в секту, как правило, ему понятно, что догмы, постулаты – липовые. Но сильное волнение от леденящих душу фраз о том, что «скоро конец света», а порой всеобщий апокалипсический настрой (особенно у иеговистов) внушают страх, заставляют быть рабом чего угодно. А счастье на лицах «братьев» и «сестер» – игра, исполненная в честь новенького.

Одновременно со всем этим искусственно создавались условия, когда заграничным миссионерам реально работалось значительно легче, чем православным церковнослужителям. Быстро выяснилось, что нахлынувшие активисты привлекают многих и всерьез.

Дело в том, что людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов – более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная «пористость» больших религий и противостоящая им железная, все пронизывающая организованность сект, их устремление полностью завладеть человеком, сориентировать его исключительно внутрь секты, уничтожить все его свободные связи с миром. Это собственно и есть тоталитарность: культивирование слепого подчинения авторитету, суровая организация, всеобщий контроль за всеми сторонами жизни адепта секты. При криминализации верхушки секты неизбежно криминализируется вся секта, превращаясь в слепое орудие реализации целей всяческих «гуру», «учителей», «руководящих корпораций».

Несмотря на внешнее разнообразие сект, их внутренние правила схожи. Жестокая дисциплина, носящая часто характер тоталитарного порабощения с подавлением личности. У многих украинских сект руководящие центры и основные источники финансирования находятся за рубежом. Авторитет учителя в сектах чрезвычайно высок. Под ним находится близкое окружение (доверенные лица), среднее звено – активисты. Иерархические структуры сект и преступных группировок весьма схожи. Во имя интересов секты их членам обычно разрешается и обман (по принципу: нельзя говорить неправду – поэтому научитесь не говорить всей правды). Тоталитарные секты почти всегда тщательно скрывают свои главнейшие цели и задачи. Полную правду знает лишь узкий круг руководителей высшего звена. Принцип утаивания применяется относительно внешнего мира и внутри секты – вводятся многослойные уровни посвященных. Вместе с тем, руководители многих сект (учителя) активно взаимодействуют между собой по вопросам взаимоотношений с государством и традиционными религиозными конфессиями, особенно в конфликтных ситуациях. Несмотря на внешнюю пестроту и практику, делают это быстро и, чаще всего, скрытно.

Для новичков секта маскируется и воспринимается ими как дружелюбная организация, активно желающая помочь им в самостановлении, развитии, преодолении жизненных трудностей. Секта стремится войти в сферу интересов новичка и завлечь его. Такой человек зачастую не знает, что уже начал взаимодействовать с сектой. Он может быть уверен, что посещает кружок любителей рок-музыки или театр, желающих изучить Библию или стремящихся укрепить свое здоровье или уметь драться. Любимые заманивающие способы культов и сект – приглашение на бесплатные курсы обучения или выгодную работу, индивидуальные беседы в общественном транспорте или визиты на квартиру, настойчивые телефонные звонки, организация массовых мероприятий, выдавание себя за международные организации, студенческие движения, центры здоровья и проч. Безусловно, в духовном плане главный приоритет их деятельности – дискредитация традиционных вероисповеданий, в первую очередь, Православия, что разрушает единую духовную структуру страны. Здесь они спекулируют на неосведомленности большинства граждан Украины в религиозных вопросах.

Правила духовной безопасности

Имя им – легион. Их просто невозможно перечислись по именам: от невинных на первый взгляд эмвэев, ньювэйстов, гербалайфов и высоко духовных религиозных братств, научных собраний любителей дианетики до агрессивных фанатиков-сатанистов. Запомните в этом случае золотое правило. Вас хотят обмануть, если:

– это самый дружественный человек, которого вы когда-либо встречали;

– это человек, слишком заинтересованный тем, что интересно и Вам (будь-то марки, аквариумные рыбки, книги, фотография и прочее), т.к. он предварительно выяснил круг ваших интересов;

– это тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять – энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т.д.;

– это тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

И, наконец, он обязательно предлагает вам простой путь к полному и всеобъемлющему счастью. Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик тут же пытается вовлечь его в беседу, разжечь интерес и увлечь такими средствами.

Во-первых, показать заботу о благополучии предполагаемого клиента, демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, его интересам, надеждам, целям, говоря, например: «О, ты такой классный музыкант. Мне раз случилось жить с популярной группой музыкантов...».

Во-вторых, удерживать контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость (в психологическом смысле). Эти примеры хорошо известны спецслужбам и психиатрам. Например, пристальный и долгий взгляд на середину лба вызывает у собеседника беспокойство, на губы – сексуальное влечение, прямой и долгий взгляд «глаза в глаза» – неуверенность и раскаяние.

В-третьих, извлекая личную информацию о вашем нынешнем положении, о ваших заботах, проблемах, стрессах, могут, например, спросить: «Знаешь ли ты, что хочешь делать дальше со своей жизнью?» Или: «У тебя сейчас есть с кем-нибудь интимные отношения?», шокируя беспардонностью и отсутствием такта. Если вербовщик добивается успеха, вы ощущаете с ним эмоциональную связь, а позже и готовность поддерживать контакт.

Когда клиент считается готовым – иногда это бывает и в течение 20 минут разговора случайной встречи – его могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали вашим интересам. Например, если вы ищете духовного развития, вас пригласят в «духовную дискуссионную группу», в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого, озабоченного карьерой, на бесплатный бизнес-семинар.

Вам может показаться, что новый знакомый печется о вашем благополучии. Однако их истинное намерение гораздо менее привлекательно – быстро оценить, будете ли вы хорошим приобретением для секты, то есть способным приносить деньги и привлекать новых последователей. Если человека считают заслуживающим «вложения», на вербуемого будет обрушиваться лавина внимания и щедрой заботы до тех пор, пока он не примет обязательство влиться в секту. В этот момент первоначальная забота вербовщика перемещается на других вероятных кандидатов. К несчастью, новый рекрут часто слишком захвачен энтузиазмом своей новой преданности, для того, чтобы заметить, что этот хороший приятель покинул его для кого-то другого.

«Чемпионами» по методичности вербовки являются, конечно, члены секты «Свидетели Иеговы», которые обходят квартал за кварталом, квартиру за квартирой, вооружившись подробной инструкцией, содержащей 86 приемов завязывания контактов и вступления в беседу с вербуемыми. От их назойливости в Европе спасаются только специальными табличками на двери «Свидетелям Иеговы не беспокоить».

Они же успешно и легко применяют то, чем гордятся и что скрывают имиджмейкеры успешных политиков, – антитехнологии. Например, они апеллируют к «общему мнению», к группе; с легкостью и удовольствием они поставят вас перед группой в неловкое положение фразой типа: «Только полный болван не понимает, что...», и вам не захочется быть болваном, не понимающим прелестей предлагаемого пути к счастью. Они вам укажут врага, а если с ними не согласитесь – сделают врага из вас самих.

Если же вас угораздило все-таки попасть к ним в сети, они будут навязывать определенный уклад и образ жизни, определенные речевые обороты и языковые формы, употребляемые только в этом узком кругу, и в конце концов выстроят непреодолимую стену между вами и окружающим миром. Вы не сможете понимать нормальных людей, и даже близкие перестанут вас понимать.

Они совершат вторжение в ваше сознание. Подадут вам наркотик. Не в таблетке или шприце. Это наркотик совершенно другого свойства. Они подарят вам мир иллюзий и болезненно-эйфорическое сознание. Под этим «кайфом» вы можете прожить всю жизнь.

Им нужны ваши деньги, имущество, недвижимость, дети, а если такого вдруг не окажется, им пригодятся ваши силы, здоровье, энергия, интеллект, «харизматический» потенциал. Причем на главные, особенно интересные для них ценности они начинают посягать потом, когда адепт уже в достаточной мере подчинен их влиянию.

* * *

51

Пример из книги «Деструктивные психотехники» под ред. И. Митрофановой. Изд. «Экслибрис», 2002, стр. 93.

52

Деструктивные психотехники. Под ред. И. Митрофановой. Изд. «Экслибрис», 2002, стр. 96.

53

В. Жукотанский. А потом суд. Видавництво християнсько книги «Євфанія», Фастов, стр. 62.

54

Деструктивные психотехники. Под ред. И. Митрофановой. Изд. «Экслибрис», 2002, стр. 109.

55

В. Жукотанский, стр. 68.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle