В.М. Чернышев

Источник

Сектантство на Руси

Религиозный аспект происхождения русского сектантства

Русь, практически с начала становления государственности, формировалась и развивалась как государство православное. Однако, несмотря на религиозность народа, некоторые из православных русских людей, особенно из простонародья, будучи невежественны в религиозных вопросах, суеверны и едва зная Священное Писание и Священное Предание, вдруг дерзали «богословствовать», называя это «откровением свыше». Не доверяя соборному разуму Церкви, ее авторитету, такие люди уходили на путь ложных мечтаний, уводя за собой и других. Так возникали еретические и раскольнические секты, основателями и идеологами которых становились не только люди низкого сословия и невежественные, но и деятели, известные всей России.

Иоанн Кронштадтский писал, что все «Ренаны, Бюхнеры, Шопенгауэры, Вольтеры – ничто в сравнении с нашим безбожным россиянином – Толстым»2. Отца Иоанна возмущало само покушение Толстого на устоявшиеся догматы Церкви, на ее вероучение. Он вовсе не отрицал значение Толстого как великого художника, но «...я думаю, что он болезненно возмечтал о своем умственном величии»3.

Итак, определим основные причины возникновения русского сектантства:

1. Неудовлетворенность ортодоксальной Церковью.

2. Попытка разрешить внутренние духовные проблемы самостоятельно.

3. Окончательный отход от Церкви.

Нравственный аспект сектантства

Православная Церковь как Богочеловеческий организм – свята, однако в жизни ее существовало и существует много разного рода недостатков, поскольку ее членами являются люди, стремящиеся к святости, но не святые. Естественно, что Церковь у человека ассоциируется прежде всего со всем лучшим, возвышенным, идеальным. Не случайно со Словом Божьим принят был человек и в вертепе разбойников, и в высшем аристократическом обществе. Вместе с тем, недостатки в жизни Церкви, грубость и другие пороки отдельных ее членов могут оттолкнуть чувствительных людей от храма.

Соблазняются прихожане также небрежным, формальным совершением богослужения и треб, отсутствием учительства, нетрезвой жизнью и корыстолюбием пастырей, лихоимством, отсутствием простоты. Все это вызывает недоверие к пастырям, и даже, как следствие, вражду к Церкви, делает людей более восприимчивыми к проповеди лжеучителей. Посему и Господь говорит: «...итак, будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Если же человек не готов к пастырству, то лучше пусть и не дерзает, по слову апостола: «...не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению...» (Иак. 3:1).

Психологический аспект сектантства

Гордость, как превозношение человека над другими людьми и любыми общественными установлениями и правилами, вплоть до заповедей Божиих, приводит в результате к отрицанию Бога и постановке себя на Его место, т.е. самообожению. Гордый самообольщенный человек считает излишним в деле спасения какое бы то ни было посредничество, так как у него есть свои средства спасения: плоть свою он может обуздать радениями, постом, веригами и т.п. И так, восходя от «совершенства к совершенству», он достигает сам собою «безгрешности» и «святости». Церковь, считает такой человек, налагает на свободную волю оковы, томит дух, порабощает дерзновение, поэтому она не нужна, ибо Дух Святой и так с ним. Иерархия, таинства, посты и уставы, кресты и иконы – все заблуждение; если же и нет, то не через них спасение.

В книге Притчей Соломоновых сказано: «Погибели предшествует гордость» (Притч. 16:18); и у пророка Авдия (Авд. 1:3) то же: «Гордость сердца твоего обольстила тебя». Таким образом, причиной возникновения сектанства, прежде всего, является гордость, бесовское самообольщение, или прелесть.

Исторический аспект возникновения сектантства

До конца XVIII в. в России преобладало византийское влияние; оно-то и направляло через Церковь общественно-политическую мысль народа к религиозно-нравственному идеалу. С Западной Европой Русь хотя и имела общение (в рамках торгово-дипломатических отношений), но в делах веры твердо оставалась на позициях Православия. XVIII в. стал временем расцвета рационалистических идей в России. В царствование Петра I происходит сближение императорского двора с Германией, и постепенно влияние протестантского Запада проникло на Русь. Удобным местом для распространения религиозного вольнодумства была Украина, в южной части которой в 1817 г. расселились немецкие колонисты. В Азовскую крепость ссылали преступников. Там же поблизости селились беглые люди, раскольники, дворяне, недовольные государственной службой, и беглые крестьяне-крепостные. Естественно, это была среда достаточно благоприятная для всякого рода религиозного вольнодумства и ересей. Масла в огонь подливали недовольные церковной властью и покинувшие свои приходы церковнослужители и монахи, которых там тоже было с избытком. Таким образом, юг Украины стал благодатной почвой для зарождения и развития еретических вероучений. Там и стали сеять немцы-колонисты первые плевелы Протестантизма, которые потом взошли и разрослись чертополохом протестантских ересей.

* * *

2

Слово о. Иоанна Кронштадтского. Мысли мои по поводу насилий христиан над евреями в г. Кишиневе, Одесса, 1903, стр. 3–5.

3

Св. прав. Иоанн Кронштадтский. О душегубном еретичестве графа Л.Н. Толстого. СПб., 1907, стр. 9.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle