О единстве церкви
Единство Церкви является одним из основных догматов христианского вероучения. Иисус Христос основал на земле одну Церковь: «...Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Таким образом, речь идет об одной Церкви, а не о многих. Господь также говорит о единстве верующих: «...и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:16). Единство верующих составляло предмет Его последней молитвы, известной под именем первосвященнической: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое; тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). Было установлено одно крещение и одно причастие. И опять акцент делается на одной Церкви: «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех...» (Еф. 4:5). Апостолы заповедали на все времена: «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). В связи с этим апостол Павел предупреждает: «...остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16:17). О том же сказано и в слове Иоанна Златоуста: «Разрывать единство и полноту Церкви – есть не меньшее зло, чем создать ересь» (ЖМП, 1971, № 8, стр. 10).
Таким образом, Церковь – это живое тело Божественного Логоса, воплощенной второй ипостаси Святой Троицы – Иисуса Христа. И надо помнить, исходя из этого определения, что тело это растет и развивается, а стало быть, изменяется и совершенствуется. Мы святимся святостью Церкви, но сама Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо ее святость не от нас, а от Бога через Христа. Церковь Свята и Божественна потому, что освящена кровью Иисуса Христа и дарами Духа Святого, хотя дела церковных людей могут быть далеки от совершенства.
«Воспринять Божество, – писал В. Соловьев, – человек может только в своей истинной целости, во внутреннем единстве со всем; следовательно, воистину обожествленный человек... непременно есть соборный или кафолический – всечеловечество или Вселенская Церковь. Человек, который сам по себе помимо Церкви хочет достигнуть Божественного значения, такой индивидуальный человеко-бог есть воплощение лжи, пародия на Христа, или антихрист... Так радиус круга один и тот же для всей окружности, одинаково определяет расстояние от центра люби из ее точек, и, следовательно, он сам по себе есть уже образующее начало круга, точки же периферии лишь в своей совокупности могут образовать круг. Вне этой совокупности, т.е. вне круга, отдельно взятые, они не имеют никакой определенности, но и круг без них недействителен. В человечестве такой круг есть Церковь»4.
Хотя среди паствы Христовой временами и появлялись еретики: Арий, Македонии, Несторий, Диоскор и др., которые старались сеять плевелы, но Церковь, следуя наставлению апостола: «да будет анафема» (Гал. 1:8), отсекала таковых от общения, оставаясь Единою, Святою и Соборною в течение многих веков.
В XI в. (1054 г.) в христианском мире произошло печальное событие: от Единой Православной Кафолической Церкви отделилась западная ее ветвь – Римо-Католическая Церковь. Это разделение сохраняется и до настоящего времени.
* * *
Соловьев В. Духовные основы жизни. Жизнь с Богом. Брюссель, 1982, стр. 122.