В.М. Чернышев

Источник

Заключение

Сейчас мы рассмотрели различные аспекты расхождения православного вероучения с вероучением нескольких крупных сектантских религиозных течений. Автор не претендует на полноту изложения данного материала. Однако, если данный материал послужит подспорьем в полемике с представителями тех или иных деноминаций или внесет некоторую ясность интересующихся вопросами возникновения палитры сект, автор будет считать, что он внес небольшую лепту в общецерковное дело.

Обобщая все вышесказанное, приведем слова известного православного философа С. Хомякова: «...все западные христианские общества суть ереси против Церкви. Важность правильного понятия о Церкви такова, что между тем как ложный догмат, касающийся даже самых основных влияний истин христианства, может ограничить свое вредоносное влияние одним кругом понятий к нему относящихся, оставляя все прочее неповрежденным и истинным, – то ложное понятие о Церкви неминуемо ведет хотя иногда и медленным, но неизбежным логическим процессом к ниспровержению всего христианского учения, лишая его всякого основания и всякой опоры». Истинное понятие о Церкви является фундаментом всего вероучения. Поэтому самое значение Откровения (что является доминирующим звеном в Протестантизме) будет зависеть от того, какое значение придается понятию Церкви. Так, понятие православное утверждает, что Церковь есть собрание всех верующих всех времен и народов во главе с Иисусом Христом и под водительством Св. Духа, приписывающее Церкви непогрешимость. Католическое понятие сосредоточивает понятие о Церкви в лице папы и потому приписывает ему непогрешимость. Понятие протестантское переносит право толковать Откровение на каждого члена определенной деноминации, а потому и переносит на каждого же и непогрешимость относительно его самого. Поэтому вся сущность религии, по протестантскому воззрению, необходимо сводится на одно лишь личное субъективное восприятие. То есть, представитель, скажем, мистических сект не удостоит вниманием всего того в Св. Писании, что покажется ему слишком простым и естественным (ведь в мистических сектах непогрешимость последователей идет от непосредственного просветления каждого из них Духом Святым), тогда как рационалист, наоборот, отвернется от всего, что покажется слишком таинственным и сверхъестественным. Так, отвергнув церковное предание, Лютер, вместе с тем, и устранил из проповеди текст апостола Павла, где повелевается держаться преданий (1 Кор, 11:2; 2Фес. 2:15). Он же, отвергнув установленное апостолом Иаковом Елеосвящение, опустил в проповедях и его необходимость (Иак. 5:14). Кальвин идет дальше и совсем не упоминает беседу Иисуса Христа с учениками о значении причащения. Одним словом, после Лютера, Кальвина, Цвингли расколы пошли быстрее, чем можно было ожидать. Дробление продолжается и сейчас.

Но подобная участь Протестантизма постигла и русский раскол XVII в. Появились беспоповцы, беглопоновцы, дьяконово согласие, лушковское согласие, перемазайцы, окружники, раздорники, перекрещенцы, нетовцы, авраамовцы, расстриженцы, дырники, странствующие, молокане, прыгуны, скопцы, хлысты и многие другие. И все они, как неугодные Богу, как творение человеческого своеволия, исчезли. И если русский раскол перестал дробиться, поскольку и дробиться-то стало нечему, то на Западе этот процесс даже и сейчас набирает силу. «Многие придут под именем Моим», – говорит Христос (Мф. 24:5). Под Его именем пришли в мир многие лжепророки: Сан Мун Мюн со своей «Церковью унификации», уже объявивший себя третьим Адамом; и Моисей Берг со своей общиной «Дети Бога», где воплощены все мерзости мира: сластолюбие, цинизм, стяжательство; и Джим Джонсон, который основал колонию «Народный хор», 914 членов которой в 1978 году по призыву своего вождя приняли яд... Цель духа тьмы предельно ясна: раздробить человечество в религиозном сознании на мелкие куски, превратить по возможности в пыль и, таким образом, руками же верующих уничтожить дело Божие. «Симоне, Симоне, се сатана просил сеять вас, яко пшеницу...» (Лк. 22:31). И сектантские вожди вольно или невольно, сознательно или несознательно, но помогают ему в этом, подгоняя Истину Божию к своему греховному пониманию. Западный богослов Уильям Баркли писал: «Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это – значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение, смирение и нравственные требования». Брат американского президента Уильямсон Кеннеди рассказал об одном старике, который вспомнил однажды факт из своего детства. «Когда я был мальчишкой, – рассказывал старик, – я часто играл на большом пустыре, в центре которого пересекались две дороги, и на их перекрестке стоял покосившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его гак, что он стал показывать неверное направление. И с тех пор я часто думаю о том, сколько людей пошло по неверной дороге по моей вине». Если пилот авиалайнера уклонится в воздухе всего на градус от маршрута, то он приземлится не только не в пункте назначения, но, скорее всего, в другом регионе страны... Сектантство дает людям неверное направление, или полуправду, а словами праведного Иоанна Кронштадтского – «истину в неправде». Христос Спаситель говорил о едином камне веры, на котором созиждется Его Церковь (Мф. 16:18).

Разделяй и властвуй, т.е. «сей, яко пшеницу» – основной принцип диавола, пытающегося отделить как можно больше людей от Истинной Церкви, чтобы свести в погибель.

Давайте проследим историю Церквей от наших дней до апостольских времен, и станет очевидным, что верность апостольской преемственности сохранилась лишь в Православной Церкви.

Вначале проанализируем XX век. В нем присутствуют: православные, католики, лютеране, баптисты, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы, Белое братство и еще множество представителей других религиозных объединений, групп, школ.

Вот XIX век. Здесь нет уже пятидесятников, Берга, Муна, Джонсона, Кривоногова. Значит не их основал Христос.

Вот XVIII век. В этом веке отсутствуют адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, квакеры, штундисты и еще некоторые секты. Значит не Христом основаны они.

Вот XVI век, где есть лишь православные, католики кальвинисты, меннониты, пуритане.

Спустимся через историческую ступень в XIV век, где остались лишь православные и католики. А это значит, что все вышеупомянутые религиозные объединения не были основаны Христом.

Если же спустимся с XIV к X веку, то останется Единая Святая Соборная Церковь – Вселенская, не раздробленная и монолитная, вероисповедание сохранилось в чистоте и неповрежденности лишь в Православной Церкви.

В трех первых веках церковная организация, богослужения из-за постоянных гонений на христиан были просты, не так богаты ритуалами, потому как совершались тайно, под покровом ночи, в уединенных местах. Но это была та Церковь, которую основал Сам Христос, и она не была похожа ни на одну из современных сект. В ней совершались богослужения, среди которых была и Божественная литургия, составленная апостолом Иаковом. В этой Древней Церкви существовало три степени священства и семь таинств. Именно об этой Церкви писал св. мученик Иустин-философ, живший во II веке.

Можно проследить и епископат Константинопольской Церкви от древности: 36-й год – апостол Андрей Первозванный, 37-й – апостол Стахий, 53-й – епископ Онисим... и так без перерыва до Иоанна Златоуста (407 год). Именно присутствие законной иерархии в Церкви как Божьего установления делает эту Церковь истинной, Апостольской. Без иерархии, без священства нет Церкви. Об этом говорят все учителя церковные, среди которых и такой великий святитель, как Игнатий Богоносец. В своем послании к троллийцам он писал: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа... пресвитеров же, как сонм апостолов. Без них нет Церкви».

Сектанты же, поняв, что «без них нет Церкви», решили обзавестись собственной иерархией, избирая из своих общин лучших членов и «рукополагая» их. Образовалась такая самосвятская иерархия. Но подлинная практика Церкви таких рукоположений не знает и не принимает их. Мирянин не может дать благодати священства кому-то другому, так как не обладает ею сам. Вспомните из Ветхого Завета Корея, Дафана, Авирона, взбунтовавшихся против Моисея, призванного на служение Самим Богом. Когда они пожелали встать на его место, то разверзлась земля, и поглотила бунтовщиков. Где нет законного священства, там нет и подлинной Церкви, а только простое собрание верующих, отошедших от Церкви и потому называемых еретиками. Святой Игнатий Богоносец в послании к троллийцам (гл. 6) писал: «Итак, прошу вас, не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одной христианской пищей, а от чужого растения, какова ересь, отвергайтесь. К яду лжеучения еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие: но они подают смертоносную отраву в подслащенном виде. Не знающий охотно принимает ее, и вместе с пагубным удовольствием принимает смерть».

Что же объединяет сектантов всех мастей и в чем они солидарны, не взирая на свой особый, так сказать, профиль? Безусловно, это ненависть к исторической Церкви. Эта почва сближает и роднит все, что не хочет вписаться в Церковь, несет чужеродный дух своему народу при отсутствии исторических корней. Вспоминаются строки русского классика Ивана Бунина, которые вполне созвучны с этой проблемой. Кто хоть раз имел диалог или участвовал в диспуте с сектантами, не может не согласиться с такой меткой характеристикой:

Они глумятся над тобою,

Они, о, Родина, корят

Тебя твоею простотою

Убогим видом черных хат.

Как сын спокойный и нахальный

Стыдится матери своей

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей.

Глядит с насмешкой снисхожденья

На ту, что сотни верст брела

И для него последний грошик

Ко дню свиданья берегла.


Источник: Сектоведение. Части 1-3 / В.М. Чернышев. Киев: Общество любителей православной литературы; Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, Часть 1.: 2006. —. 608 с.

Комментарии для сайта Cackle