Отделение пятое. О Боге совершителе судеб мира
Бог Творец веков есть совершитель и преобразователь всего существующего случайно – говорит св. Григорий Богослов. Воля Божия о мире касается 1) судьбы каждого человека при смерти и по смерти, 2) всего рода человеческого и 3) всей вселенной при конце сего видимого мира.
1. О последней судьбе человека
Последняя судьба человека на земле заключается в окончании земной жизни, в частном суде и последствиях сего суда.
Бессмертие души человека
Земная жизнь человека оканчивается разлучением или разрешением души от тела (Флп.1:23); тело разрушается, но душа остается бессмертной, т. е. сохраняет свое отдельное существование с полным сознанием себя и со всеми способностями, силами и действиями, ей свойственными. Св. Дорофей говорит: «Ничего не забывает душа из того, что она соделала в сем мире, но все помнит по выходе из тела и при том еще лучше и яснее, как освободившаяся от всего земного» (авва Дорофей. Душеполезные поучения, Поучение 12).
Св. писание исполнено свидетельствами о бессмертии человека. О сем свидетельствует и вера всех людей, во всех странах, во все времена.
Смерть тела
Душа бессмертна, но тело подвержено смерти, т. е. когда душа отделяется от тела, то тело истлевает и разрушается, возвращается в землю. И возвратится персть в землю якоже бе, и дух возвратится к Богу, иже даде его (Еккл.12:7). Бог смерти не сотворил (Прем. 1:13, 2:13), но она есть следствие греха (Рим.6:23) и потому ныне она неизбежна для всех людей. Лежит человеком единою умрети (Евр.9:27; сл. Пс.88:49; 1Кор.15:20–21). В этом удостоверяет и опыт веков.
Частный суд
Душа по разделении от тела предстает пред Богом на суд, на котором испытываются все добрые или худые мысли, слова и дела во время жизни в теле и решается участь ее новой жизни. Сей суд называется частным, ибо совершается над каждой душой особо тотчас после ее исхода из тела. Св. Апостол Павел пишет: лежит человеком единою умерети, потом же суд. Вера, что для каждой души по исходе из тела назначается особый частный суд, была в ветхозаветной Церкви (Сир.11:26). Она сохраняется и в новозаветной Церкви с самых первых времен ее. В православной Церкви учение о частном суде представляется под образом воздушных мытарств, которые душа, чрез многократные встречи с духами злобы проходит по разлучении с телом. Основание сего учения находят в словах: истяжут душу твою (Лк.12:20). Сии посмертные мытарства суть только испытания души, ее добрых и худых дел, но не служат к очищению ее от худых дел и к прибавлению заслуг ее и потому нисколько не сходны с выдуманным Латинянами чистилищем.
Состояние святых душ после частного суда
После частного суда души святых удостаиваются от Господа награды на небе и прославления на земле. После частного суда святые люди входят в покой Божий (Евр.4:9–10), не знают ни скорбей, ни болезней, ни страданий (Откр.7:17), и удостаиваются блаженного состояния по мере заслуг, трудов и подвигов в здешней жизни. Блажени мертвии умирающии о Господе отныне. Ей глаголет Дух, да почиют от трудов своих (Откр.14:13). Святой Григорий Великий пишет: «Яснее света известно, что души совершенных праведников тотчас, как выдут из оков сей плоти, принимаются в небесное жилище, как и сама истина своими устами свидетельствует, говоря: идеже тело, тамо соберутся и орли (Лк.17:37). Где искупитель наш находится телом, туда без промедления собираются и души праведников. И Павел желает разрешитися и со Христом быти (Флп. 1:23). Итак, кто не сомневается, что Христос на небе, не будет отрицать того, что душа Павлова на небе. Он же говорит о разрешении от своего тела и о вселении в небесном отечестве: вем, яко аще земная наша храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворену, вечну на небесех (2Кор.5:1). (Св. Григорий Великий Двоеслов. Беседы на Евангелия. Беседа 15).
Место, где пребывают души праведных, называется раем (Лк.23:43), царством Божиим и другими именами, показывающими, что души скончавшихся находятся в месте покойном, чуждом всяких болезней, скорбей и воздыханий.
Но полное блаженство святых душ наступит после их соединения с умершими телами и после всеобщего суда, а до сего суда состояние их блаженное не есть еще состояние полного блаженства, полной славы. Прочее убо, говорит Св. Апостол Павел, соблюдается мне венец правды, его же воздаст ми Господь в день он, праведный судия: не токмо же мне, но и всем возлюбившим явление Его (2Тим.4:8). «Воздаяние для праведных, – говорит св. Григорий Великий, – чудным образом возрастает в день суда: теперь они блаженствуют только душами, а после второго суда будут блаженствовать и телами, в которых ради Господа переносили болезни и страдания. О сей имеющей возрасти славе написано: землю свою вторицею наследят» (Ис.61:7; Св. Григорий Великий Двоеслов. Беседы на Евангелия. Беседа 15).
Состояние грешных душ после частного суда
Как души святых тотчас по смерти получают награду, так и души нераскаянных грешников и нечестивых тотчас по исходе из тела осуждаются на страдания и муки, находятся в удалении от Бога, терпят угрызения совести, чувствуют лишение блаженства и мучения. Сие видно:
а) из притчи о богатом и Лазаре. Господь Иисус Христос говорит: умре богатый, и погребоша его. И во аде возвед очи свои, сый в муках, узре Авраама (Лк.16:22–24). Слова сый в муках показывают ясно, что богатый не ждал только мучения, но действительно терпел мучения и тяжко страдал.
б) Из постоянного предания Церкви. Святой Иаков Низибийский пишет: «Вера наша учит, что, когда умирают люди, души праведных отходят к Богу, а души грешных в геенну» (святитель Иаков Нисибинский. Слово о воскресении мертвых).
Место, куда отходят грешные души по смерти тела, называется адом (Лк.16:23) и другими именами, выражающими, что место умерших во грехах есть место осуждения и гнева Божия.
Но в полной мере наказание для грешных откроется после воскресения тела. Святой Златоуст говорит: «Грешные души по отшествии отсюда уводятся в некую страну и, уже не имея возможности возвратиться оттуда, ожидают страшнаго онаго дня» (Беседы на евангелие от Матфея, 28:3.).
Нерешительное состояние некоторых душ
Хотя состояние блаженных есть решительное состояние, которого они не могут лишиться, но состояние осужденных не для всех решительное. Для грешников, которые в земной жизни не принесли достойных плодов покаяния, но скончались в вере и уповании, есть возможность получить отраду по особенной милости Божией и по молитвам Церкви (Мф.12:32; 1Пет.3:19–20; Еф.4:8–9).
Единение небесной и находящейся на земле Церкви
Блаженные духи или святые Ангелы и искупленные и освященные святые души, находящиеся на небе, составляют с верующими на земле одну Церковь, под одним Главою Иисусом Христом; и Ангелы, и святые, и живущие на земле суть члены одного таинственного тела Христова. Живущие не небе образуют собой Церковь торжествующую, а находящиеся на земле – Церковь воинствующую. Святые по вступлении своем на небо не только не прерывают своего общения с Церковью воинствующей на земле, но находятся в общении с нею еще более тесном, так как они вошли в чистое и полное единение с Иисусом Христом. а) Свое общение с Церковью на земле находящейся Ангелы и Святые выражают чрез молитвы и ходатайство пред Богом о живущих на земле; живущие же на земле входят с ними в общение чрез почитание и прославление их, чрез призывание их на помощь в молитвах, равно чрез почитание икон, и нетленных святых мощей. б) С душами тех людей, которых вечная судьба в неизвестности, верующие, находящиеся на земле, входят в общение чрез поминовение их в молитвах, чрез благотворения и бескровную жертву о них.
Почитание Ангелов и призывание их
Вселенская Церковь заповедует своим чадам почитать и прославлять Св. Ангелов и прочие бесплотные силы и призывать их в своих молитвах.
В св. писании видим, что Патриархи, Судьи и Пророки воздавали благочестивое почитание Ангелам. Так покланялись Ангелам Авраам, Лот и Иаков; Валаам как скоро увидел Ангела, поклонился ему до земли (Чис. 22:31). Сам Бог говорит народу Израильскому: се Аз послю Ангела Моего пред лицем твоим… вонми себе и не ослушайся его: имя бо Мое есть на нем (Исх.23:20–21). Иисус Навин пал лицом своим на землю пред Архистратигом небесных сил, и сей не только одобрил поклонение себе Иисуса Навина, но сказал ему: иззуй сапог с ногу твоею, место бо, на немже ты стоиши свято есть (Нав.5:14–15). Церковь ветхозаветная чтила силы небесные в изображениях Херувимов, поставленных не только в скинии свидения, но и во Святом Святых. Новозаветная Церковь с первых времен почитает Ангелов посвящением имени их храмов, чествованием, изображением на иконах, молебным пением, особенно Ангелу Хранителю и научает верующих призывать их в молитвах.
Почитание Ангелов и призывание в молитвах основывается на том, что они окружают престол Господа Бога (Ис.6; Дан.7:10; Иез. 1), видят всегда лицо Отца небесного (Мф.18:10), слышат глас словес Божиих (Пс.102:20). Они возвещают людям волю Божию (Суд.6:11; 3Цар.19:5; 4Цар.1:15; Дан.9:21; Лк.1; Мф.1:20). Возносят молитвы людей к Богу и ходатайствуют за них (Откр.8:3), служат вообще спасению всех тех людей, которые по вере и доброй или покаянием исправляемой жизни желают наследовать вечное спасение (Евр.1:14). Присутствуют при смерти людей и возносят души праведных в лоно Авраамово (Лк.16:22). Сохраняют людей во всех путях жизни (Пс.90:11) и в царстве природы и в царстве благодати служат Богу, как сильные крепостью, готовые к исполнению воли Творца с ревностью, подобной пламени огненному (Пс.103:4). История ветхого и нового завета представляет многие опыты благодатного предстательства Ангелов. Ими св. мужи были укрепляемы среди различных напастей и затруднений (Быт.19, 21:17–19; Исх.14:19; Дан.3:92, 6:22; Деян.5:19, 2:7). Ангелы оказывали и оказывают помощь царствам и народам, как от внешних, так и внутренних опасностей и бед. Например, из книги пророка Даниила видно, что Ангел молил Бога о возвращении народа Еврейского из плена, ему помогал Архангел Михаил, между тем Ангел царства Персидского препирается с тем и другим; добрые Ангелы получили просимое (Дан.10), и много других примеров.
Почитание и прославление Пресвятой Богородицы
Из святых душ, царствующих со Христом на небе, особенное почитание и прославление воздается Пресвятой Деве Марии Богородице. Ибо в нее Бог вселился самым существом Своим. Прочие святые человеки, хотя и соделываются по действию Святаго Духа причастниками Божественного естества и обителями триипостасного Бога, но совершенно иным образом, нежели Богоматерь, которая одна приняла в Себя Бога Слова для Его вочеловечения (патриарх Каллист Константинопольский. Житие иже во святых отца нашего Григория Синаита). Как Матерь Божия, она сделалась выше всех сотворенных существ – Ангелов и святых. Ей воздал особенное почитание и прославление Архангел Гавриил, посланный к ней Богом для благовещения о зачатии ею Сына Божия, исполняя повеление Божие (Лк.1:28–30). Словами Ангельского славного приветствия Церковь постоянно ублажает Пресвятую Деву Марию. Ее ублажила, по внушению Святаго Духа, праведная Елисавета (Лк.1:41–43). Пресвятая Дева Мария сама изрекла: отныне ублажат мя вси роди (Лк.1:48). «Это пророчество в самом точном смысле сего слова, изречение Духа Святаго, изъявление определения и соизволения Божия о ее судьбе и обязанности христиан почитать ее» (Митрополит Филарет Московский (Дроздов). Слова и речи. 142. Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы). И вселенская Церковь при всяком Богослужении постоянно и ревностно ублажает Пресвятую Богородицу. Это не простое человеческое предание, не обычай только, введенный произвольным усердием, не подражание примерам частного верования, но мысль Духа Святаго, преданная человекам, последование мановению перста Божия, исполнение обязанности столь же священной, сколько справедливой и благотворной для христианина. Богородица во время своей земной жизни избегала славы человеческой, доколе не был прославлен Сын ее; Иисус Христос, в дни земной жизни Своей, не спешил открыть славы Матери Своей, чтобы не показалось делом естественной человеческой любви то, что должно быть действием благодати. Но после Его смерти, воскресения и вознесения открылась и слава Матери Его (Митрополит Филарет Московский. Там же).
Призывание Божией Матери
Призывание Божией Матери, по свидетельству истории Церкви, началось от самых Апостолов на третий день после ее успения. Как Матери Божией, ей даны особенные власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о людях. «Если сосуд, в котором было благоуханное миро, и после онаго благоухает и в некоторой степени продолжает действие самого мира: кольми паче соделавшаяся сосудом Божества во время воплощения, должна была на веки быть умащена Божественным благоуханием благодати от Того, Которого и единое имя есть миро излиянное (Песн. 1:2), и потому ей свойственно и как бы сродно своим присутствием и молитвой приближать к человекам благодатное присутствие и спасительное действие Обитавшего в ней телесно и всегда обитающего в ней духовно и Божественно» (Митрополит Филарет Московский. Там же). Призывание Божией Матери в помощь и предстательство сопровождается неисчислимыми благодеяниями как для всей Церкви, так и для каждого верующего.
Матерь Божия есть первая и величайшая заступница, предстательница и помощница всех труждающихся о благоугождении Ему, всех посвятивших земную жизнь на служение Богу; она скорое утешение скорбящих и плачущих и избавляет от всяких бед и напастей и от врагов видимых и невидимых; она есть предстательница кающихся; она благонадежное пристанище для грешников, желающих обратиться к Богу; она теплейшая ходатаица за них перед Богом. Вся Церковь преисполнена примеров и опытов заступления и ходатайства Божией Матери.
Почитание Святых
Почитание воздается святым как верным слугам и угодникам Божиим, и честь им воздаваемая относится к Богу как дивному во святых. Так сыны пророческие торжественно поклонились до земли Елисею, как рабу и другу Божию (4Цар.2:15). Такое же почитание воздала Ему Суманитянка, когда он воскресил сына ее из мертвых (4Цар.4:37). Строго Бог наказывает тех, которые оскорбляют святых Его (4Цар.1:13). Вефильские отроки были съедены медведицами за насмешку над Пророком Елисеем (4Цар.2:23–24).
Святые, как создание и подобие Божие, как живые члены Христа и храмы Святаго Духа, суть достойный предмет почитания. Почитанием святых слава единого Ходатая и Спасителя нашего Иисуса Христа не только не уменьшается, но возвышается. Ему и воздается слава во святых Его; Его спасительная благодать, Его Божественные заслуги прославляются в искупленных Им. В них прославляются и Бог Отец и Бог Дух Святый, как в сосудах святости и совершенств Божественных. Почитание святых служит к убеждению неверующих, что в Церкви православной живет благодать Христова, и вместе к утешению в печальные времена Церкви. Очевидно, что не должно бояться оскудения рабов Божиих, когда Бог даровал Церкви святых из всех времен и стран, и делает для всех доступным духовные познания и опыты и все духовные дары и силы, какими Он украсил их.
Призывание Святых
Хотя Бог есть единственный источник всех даров и благ, но Ему благоугодно изливать дары Свои и чрез посредство святых Своих, к ходатайству которых прибегают люди, или которые сами по своей любви к Иисусу Христу и ко благу братий земных ходатайствуют пред Богом. Слово Божие побуждает прибегать к предстательству святых. Так Авимелеху царю Герарскому, оскорбившему Авраама, Сам Бог повелевает прибегнуть к ходатайству праведника: яко пророк есть, и помолится о тебе (Быт.20:7). Согрешившим пред Богом друзьям Иова Господь повелевает идти к Иову, чтобы он принес Ему жертву примирения о грехе их: раб мой Иов принесет жертву о вас и помолится о вас, понеже точию лице его прииму (Иов.42:7–8). Необходимость такого ходатайства сознавали Израильтяне, когда устрашенные знамениями Божественного присутствия, просили Моисея быть посредником и ходатаем между ими и Богом: глаголи ты к нам, да не глаголет к нам Господь (Исх.20:19), т. е. да глаголет Он к нам чрез твое посредство и ходатайство у Него. Учение о ходатайстве святых подтверждается свидетельством и примером святых. Они научали верующих молиться друг за друга (Иак.5:16) и взаимно сами молились за них: творю о вас память непрестанно в молитвах моих, – писал Апостол Павел к Римлянам (Рим.1:9–10) и сам Апостол просил у них молитв о себе (Рим.15:30). Если Апостолы признали полезными себе молитвы верных, то сколько более нужна всем прочим молитвенная помощь святых?
Святые действительно ходатайствуют и молятся за живущих на земле. И в ветхом (2Мак.15:13–14), и в новом завете говорится о сем: двадесять и четыре старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и фиалы златы полны фимиама, иже суть молитвы святых (Откр.5:8). Многочисленные опыты свидетельствуют, что Господь продолжает миловать грешных людей ради молитвы святых (Ис.6:12–13; Исх.17:11; 4Цар.19:34). И грядущие бедствия времен последних прекратятся предстательством святых к Господу Богу: избранных ради прекратятся дние оны (Мф.24:22). Святые, имея силу помогать верующим, исполнены пламенной любовью к людям. Те, которые на земле так пламенно молились за своих братий, как Моисей (Исх.32:11) и Ап. Павел (Рим.9:3), как Иеремия (Иер.11:14), который, услышав от Бога: не молися о людех сих, не перестал молиться, – без сомнения еще пламеннее молятся за братий своих на небе, где не только не могли оскудеть в любви (1Кор.13:8), но еще должны более исполниться ею, когда познали вполне все величие небесной славы и множество опасностей на земле, и ясно видят то, как необходима их молитвенная помощь для бедных странников земли.
Что Ангелы и святые могут знать нужды и слышать молитвы живущих на земле, это видно из того, что Ангелы верующих видят лицо Божие (Мф.18:10) и что на небе бывает радость об обращении грешника (Лк.15:7).
Свидетельства исторические о почитании и призывании Святых
Почитание Святых и призывание их в молитвах существует в Церкви с самых первых времен. Она учреждала в честь их особенные праздники, особенно в память мучеников, чтила их гимнами, похвальными речами, всенощными бдениями и совершением Божественной Литургии, их имени посвящала храмы, чтобы почтить в них Господа, дивного во святых Своих, и укрепить и утешить верующих. Это видно из самых древних памятников: во втором веке из послания Смирнской Церкви о мученичестве святого Поликарпа; из сказаний о мученичестве святого Игнатия в начале второго века; в третьем веке свидетельствует Ориген (Беседа 7 на Иезек.). В четвертом веке Василий Великий (письмо к Епископам Понта), Григорий Богослов, Григорий Нисский, Златоуст и многие другие. То же свидетельствуют все древние Литургии от Апостольских времен. В них могло быть написано только то, что переходило от одних к другим по непрерывному преданию, ибо они совершались и совершаются открыто пред всеми. Невозможно было ввести ничего такого, что не было принято Церковью от времен Апостольских. Ужели из числа святых и знаменитых мужей первых веков никто не возвысил бы голоса против нововведения, несогласного с учением Христовым, если бы оно появилось во дни их, когда они за истину готовы были всегда жертвовать не только временными выгодами, но пролить кровь и положить душу свою?
Почитание Святых мощей
С почитанием святых соединено почитание их нетленных тел или св. мощей и вообще вещей, имевших близкое прикосновение к телам их. Св. писание хвалит Иосию за то, что он оказал почтение гробам и костям пророков (4Цар.23:16 и след.; сл. 3Цар.13:2, 30). Самые кости святых получают прославление (Сир.46:12, 49:10): воды Иордана разделяются милотию Илии (4Цар.2:8, 14); чрез прикосновение к телу умершего пророка Елисея восстает мертвец (4Цар.13:21; слич. Сир.48:14–15); чрез головотяжи и убрусцы, которые были на теле Святого Апостола Павла исцелялись болезни и прогонялись демоны (Деян.19:12); чрез одно осенение тенью Ап. Петра подавались исцеления (Деян.5:15).
История Церкви свидетельствует, что открытие нетленных тел или св. мощей угодников Божиих совершалось по особенным действиям промысла, благости, всемогущества и премудрости Божиих – чрез многочисленные чудеса, и знамения, и исцеления болезней, что верующие собирали и сохраняли останки св. мучеников, как драгоценное сокровище, как сосуд благодати Божией; города спорили об обладании ими, делили их между собой, совершали торжественные перенесения оных, поставляли в храмах и утверждали над ними св. престолы. Седьмой вселенский собор правилом 7 постановил, чтобы ни один храм не был освящаем без положения св. мощей, что доселе сохраняет православная Церковь. В послании Смирнской Церкви пишется: «Мы почитаем Сына Божия, но воздаем и поклонение любви мученикам, Его ученикам и последователям. Поэтому мы тщательно собрали кости его (св. Поликарпа), которые для нас лучше жемчуга и драгоценнее золота, дабы мы могли собираться подле них, когда возможно, и прославлять память св. мучеников».
Таким образом с самых первых времен Церковь почитает и доселе непрерывно продолжает сохранять и почитать нетленные святые мощи угодников Божиих. В книге «Сказание об обретении св. мощей Свят. Митрофана Воронежского» (М., 1846 г.) сказано: «Всеблагий Бог к вечному и вседовольному чуду Своего Божественного откровения и благодатного смотрения, явленного через животворящее страдание и смерть Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, благоизволил присоединить разновременные и разноместные и до ныне продолжающиеся чудеса святых Своих; а к сим и в настоящие дни присовокупляет обновленное знамение нетленного телеси и благотворные чудеса молитвенного предстательства иже во святых отца нашего Митрофана, первого Епископа Воронежского, новоявленного чудотворца. Сие подкрепление вере, сие утешение Церкви нужно было в век, в котором соблазны в вере и жизни так часто сеются среди народов, называющихся просвещенными, и в котором иноземный ветер наносит плевельное семя и на благословенную землю отечества нашего».
Почитание Святых икон
Иконы святых прославленных Богом человеков и святых Ангелов, Пресвятой Богородицы, Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа и изображение честного и животворящего Креста св. Церковь заповедует почитать через молитву, поклонение и возжжение свеч пред ними, чрез лобызание оных и каждение фимиамом, а духом и мыслями обращаться к тем, которых они изображают. Ибо, по свидетельству Василия Великого, «чествование образа переходит к первообразу» (Василий Великий, ч. 3, стр. 300).
В ветхом завете Бог повелел устроить ковчег завета, как знамение присутствия Божия (Исх.25:8, 22); за неосторожное прикосновение к нему Оза был поражен внезапной смертью (2Цар.6). Сам Бог повелел сделать два изображения херувимов для поставления их подле ковчега (Исх.25:19–22), и истканые изображения на завесе скинии и храма (Исх.26:31–32; 2Пар.3:14); на стенах храма Соломонова были изображения херувимов (3Цар.6:27, 29, 3:7, 10–13). Из сего видно, что в ветхозаветной Церкви были иконы в употреблении и почитании.
В новом завете Апостол Павел ковчег завета и то, что вмещалось в нем и окружало его, изображает как особенную святыню (Евр.9:1–6).
По свидетельству Василия Великого и седьмого вселенского собора почитание св. икон есть Апостольское предание, которое всегда и везде сохранялось у христиан.
За святые иконы пострадали весьма многие от иконоборцев и своей кровью запечатлели учение св. Церкви о почитании икон; Церковь предала анафеме иконоборцев, как, например, Льва Исаврянина, Константина Копронима и Льва четвертого.
Св. иконы суть для ученых и неученых постоянная проповедь, для зрения представляющая сокращение истории в одном мгновении времени и пространства. Они проповедуют живо, непрерывно и понятно учение, преподанное в слове и письме, сильно возбуждают дух благочестия. Возможные злоупотребления не дают причины к отвержению икон, ибо христианское чувство не на красках останавливается, а почесть воздает первообразу. Многие из икон прославлены от Бога бесчисленными чудесами во все времена и у всех христианских народов, почитающих иконы.
Седьмой вселенский собор так определил догмат о почитании св. икон: «Последуя благоглаголивому учению святых отец наших и преданию Кафолической Церкви (ибо знаем, что она научается от Духа Святаго в ней живущего) со всякой достоверностью и тщательным рассмотрением определяем: подобно (прилично) изображению честнаго и животворящего Креста, полагати во святых Божиих Церквах, на священных сосудах, и одеждах, на стенах и на досках, и на путях, честные иконы, написанные красками и из дробных камней и из другаго способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и честных Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобызанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Богопоклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго Креста и св. Евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестный обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходить к первообразному, и покланяющийся иконе покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение св. отец наших, си есть предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие (Догмат 367-ми святых отец VII Вселенского Собора, Никейского. Об иконопочитании).
Молитвы и приношения за умерших
Святая Церковь учит, что души в истинной вере и надежде умерших, которых вечная участь неизвестна, получают, по особенной благости Божией, великую пользу, когда об упокоении и оставлении грехов их приносятся живыми молитвы, благотворения, особенно бескровная жертва (Правосл. испов., ч. 1, отв. 64, 65. Послание восточной кафолической церкви о православной вере, чл. 18).
Основание сему находится в св. писании и в св. предании.
О молитве живых друг за друга часто упоминается в св. писании. Так Апостол Павел пишет, что он молится за верующих (Кол.1:3, 4:3; Еф.6:19) и просит молитв о себе (1Сол.5:25; Евр.13:18); верующие молились об Апостоле Петре (Деян.12:5); заповедуется молиться друг за друга (Иак.5:16) и за всех (1Тим.2:1), даже за святых (Еф.6:18). Апостол Павел предметом своей молитвы делает вечное благо друзей своих: да даст Господь ему (дому Онисифорову) обрести милость от Господа в день он (2Тим.1:18).
Если молитва одних за других, даже отсутствующих, и приносимая для испрошения духовных благ ближним очень полезна, и если отдельность существа и свободы не препятствует действовать молитве за живых, то также отдельность не препятствует молитве за усопших. Пред Богом все живы (Лк.20:38). Мир настоящий и будущий, живые и умершие, соединяются в Иисусе Христе и образуют одну великую Церковь (Еф.1:21–23; Фил. 2:10).
Если Апостолы и все святые имели нужду в пособии молитвы других, то тем более в ней нуждаются умершие, не успевшие очиститься в здешней жизни не могущие сами себе помогать. «Молиться за умерших не то ли значит, что бросать, хотя не всегда решительно надежную, но иногда, может быть, часто благопомощную вервь отторгшимся от брега жизни временной, но не достигшим вечного пристанища и последним судом Христовым зыблются над бездной. То возникая верой, то тяготея делами ей несообразными, то возвышаясь благодатью, то низводясь остатками поврежденной природы, то восторгаясь Божественным желанием, то запутываясь в грубой еще не совсем совлеченной одежде земных помышлений» (Митрополит Филарет, слов. 1848 г., ч. 2, стр. 22).
В силе молитвы уверяет Сам Господь Иисус Христос: вся, елика аще воспросите в молитве верующе, приимете (Мф.21:22). Он и хочет и может исполнять молитвы живых об умерших, ибо Он для того и умер и воскрес и ожил, чтобы обладать мертвыми и живыми (Рим.14:4). Он имеет ключи ада и смерти (Откр.1:18), т. е. власть освобождать пленников его. Так, сошедши в темницу ада, Он вывел оттуда души сопротивлявшихся некогда долготерпению Господа (1Пет.3:19–21). Молитвы за умерших суть выражение благоговейной веры и истинный святой любви к ним живых. Господь Бог, по Своей милости, благоволит плоды веры и молитвы одних усвоять другим (Мф.8:13, 9:2, 15:18); по молитвам живущих на земле иногда души умерших возвращались из другого мира и соединялись со своими телами (4Цар.4:38; Деян.9:40).
В изъяснение того, что умершие чувствуют общение молитв за них, препод. Ефрем Сирин указывает на масло и вино. «Разве, – говорит он, – не замечали вы, когда зреет живое вино в винограднике, бродит и мертвое в глиняном сосуде? И масло, выжатое из растений, поднимается в сосудах в то время, в какое цветут растения? Не тем ли паче должны чувствовать умершие, когда творят память о них» (Ефрем Сирин, Творения. Предсмертное завещание).
Такое отношение между живыми и умершими напоминает о том, что в писании Сам Иисус Христос называет Себя виноградною лозою, конечно, в том смысле, что верующие в Нем и о Нем соединяются и почерпают свою жизнь.
Особенную пользу душам умерших приносит поминовение их при совершении Божественной Литургии. Ибо во время оной приносится бескровная, но та же великая и страшная жертва, какая принесена была Иисусом Христом на Голгофе. Как не умилостивится Бог об умерших, когда предлежит такая жертва, которую в лице священнодействующего приносит Сам Христос – и жертва и священник, и приносимый и приносящий, – когда кровь Его очищает нас от всякого греха (1Ин.1:7)? Бескровная жертва имеет ту же силу и действенность, какую имеет жертва, однажды принесенная на кресте; не ограничивается ни пространством, ни временем, и простирает свою силу за пределы здешнего мира (Мф.27:53; Еф.4:8). Великую пользу для душ, о которых приносится моление при совершении бескровной жертвы, св. Кирилл Иерусалимский объясняет примером: «Если, – говорит он, – какой царь пошлет в изгнание оскорбляющих его, а потом принимающие в них участие соплетут венец и поднесут его царю за подвергшихся наказанию, то ужели не облегчат наказаний осужденным? Таким же образом и мы, принося Богу моление за усопших, хотя и грешники, не венец соплетаем, но приносим закланного за грехи наши Христа, за них и за себя умилостивляя человеколюбца Бога» (Кирилл Иерусалимский. Тайноводственные поучения. 5:10).
Молитва за усопших существовала еще в ветхозаветной Церкви (Сир.7:36; 2Макк.12:39–46).
В новозаветной Церкви с самых времен Апостольских положено правилом, законом, молиться об упокоении и оставлении грехов всех умерших в общении с Церковью (Карфагенский Собор, правило 8). Свидетельствуют о сем древние Литургии на востоке и западе; и сие Апостольское предание сохраняется в Церкви неизменно. Совершается поминовение о новопреставленных особенно в третий, девятый и сороковой день; чрез год в день преставления; причины сего изъяснены св. Макарием Александрийским (Макарий Александрийский. Слово об исходе души из тела и о посмертном состоянии человека).
О великой пользе для умерших чрез молитву живых, особенно чрез принесение о них бескровной жертвы, имеется бесчисленное множество достоверных свидетельств во всех странах и у всех народов, принадлежащих к кафолической Церкви.
Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земный, ученики и Божественные Апостолы Спасителя не без причины, не напрасно и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и соборная Церковь Христа и Бога и содержит твердо и беспрекословно с того времени даже до ныне и до скончания мира содержать будет» (Иоанн Дамаскин. Слово об усопших в вере).
Лишение умерших христианского погребения и церковных молитв есть одно из тяжких наказаний Церкви. Лишаются погребения и поминовения только еретики, самоубийцы, нераскаянные грешники (1Ин.5:16) и отлученные судом церковным от Церкви (Мф.18:17).
2. О последней судьбе мира
Антихрист
Пред концом мира явится по попущению Божию Антихрист, то есть противник Христов (1Ин.2:18). Попущение Божие будет удовлетворением и судом для человеческого духа. Пришествие Антихриста предварится отступлением большей части людей от христианской веры; сим отступлением человечество приготовится к принятию Антихриста, к сочувствию ему, будет желать, призывать его. Сего Антихриста Св. Апостол Павел так изображает: день Христов не приидет, пока не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемаго Богом, или священным, так что он сядет во храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога (2Сол.2:3–4,7,9).
Из сих слов Св. Апостола, при сличении их с другими местами св. писания, видно, что:
1) под именем Антихриста нельзя разуметь здесь какого-либо общества беззаконников или их преемственности, или противохристианского духа учения, или всего сего вместе (1Ин.2:18, 22, 4:3; 2Ин.1:7). «Кто же он таков? – спрашивает св. Златоуст, – сатана ли? Нет: он человек некоторый, приемлющий все действие его» (Толкование на второе послание к Фессалоникийцам – 2Фес. 2:3). Св. Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком подобно тому, как вочеловечился Господь – да не будет! но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действо сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры). Антихрист будет особенный человек, чрезвычайный враг Церкви Христовой, имеющий открыться пред концом мира по действию сатаны, который сообщит ему свою силу и власть, какую имеет над миром и нечестивыми людьми.
2) Антихрист будет сыном беззакония, т. е. он будет чрезвычайным беззаконником, который совершит всякого рода грехи и привлечет других ко грехам, будет злодеем, безбожником в особенном и крайнем смысле. Самый развращенный не может поверить, чтобы зло могло достигнуть той степени, какой оно достигнет в Антихристе. Св. Кирилл Иерусалимский говорит, что он своими нечестиями превзойдет всех прежде него бывших неправедных и нечестивых людей (Кирилл Иерусалимский. Огласительное поучение пятнадцатое).
3) Антихрист, последний чрезвычайный враг Христов, будет стараться искоренить веру в Иисуса Христа, как Богочеловека и Спасителя, и испровергнуть Его Церковь (1Ин.2:22). Св. Ефрем Сирин говорит: «Он положит свою печать на правой руке и на челе, чтобы человеку не было возможности правой рукой напечатлеть крестное знамение и также на челе знаменовать святое имя Господне или славный и честный крест Христа и Спасителя нашего» (Ефрем Сирин. Творения. Слово на Пришествие Господне, на скончание мира и на пришествие антихристово).
4) Отвергая Божество Иисуса Христа и Его учение, Антихрист открыто будет присваивать себе Божеское достоинство и распространять свое богохульное учение: он сядет в храме Божием, как Бог, выдавая себя за Бога, то есть, как изъясняет Златоуст «насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя Богом над всем. Он будет богоборец и повелит, чтобы вместо Бога покланялись ему» (Иоанн Златоуст. Толкование на второе послание к Фессалоникийцам – 2Фес. 2:3–4). Св. Ипполит пишет: «Возгордившись Антихрист начнет превозноситься и прославлять себя как Бога, изрыгая хулы на Христа и на святых Его, и сие будет делать столь явно, что повелит везде убивать всех тех, которые не захотят покланяться ему и служить как Богу» (Ипполит Римский. Слово о Христе и антихристе).
5) Антихрист для распространения своего нечестия будет прибегать к жестоким и непрерывным гонениям на христиан и употреблять лживые чудеса и знамения, чтобы прельстить, если возможно, избранных. Сам Господь Иисус Христос (Мф.24:21) свидетельствует, что последние времена будут сами по себе самые бедственные. Но Антихрист будет употреблять еще всякого рода гонения и насилия против истинных христиан. Без явного подчинения ему нельзя будет пользоваться никакими гражданскими правами, нельзя будет ни продать, ни купить что-либо. Верные Христу Спасителю будут преданы страшным пыткам, мукам и смерти (Откр.13:3–4, 7–8, 10:15–17). Кроме жестоких гонений Антихрист воспользуется обманом и лестью для удаления людей от Христа, предложит человечеству устроить высшее земное благосостояние и благоденствие, доставит почести, богатство, великолепие, плотские удобства и наслаждения, удовлетворит тщеславию и гордости человеческой, плотскому мудрованию. Злые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее самое выгодное мнение об Антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему (Ефрем Сирин, сл. 106); он будет употреблять необычайные знамения и ложные чудеса (Мф.24:24; 2Сол.2:9–10; Откр.13:3, 13, 15), которые уловят в последование ему многих.
6) Чрез это он успеет распространить свое учение среди не любящих истину; и будет господствовать не только над умами и сердцами нечестивых, но составит из них внешнее общество, которое признает его своей главой и станет исполнять его требования; они будут иметь свою печать или особенный знак, которым они будут отличаться от всех (Откр.13:16–17, 14:9, 11, 15:2, 16, 20, 20:4). Св. Ефрем Сирин полагает, что печать Антихриста будет внешним отличительным знаком людей, принадлежащих к его обществу, в котором имя Господа и Спасителя даже и не именуемо будет в то время (т. 3, стр. 29).
7) Хотя царство Антихристово распространится по всем странам, но Церковь Христова пребудет непоколебимой до скончания мира (Мф.16:18), не прекратятся ни постановления ее, ни иерархия, ни Богослужение, ни таинства (1Кор.11:24–25). Любящие истину будут охраняемы и ограждаемы Иисусом Христом.
8) Времени пришествия Антихриста никто не может и не должен определять заранее; известно только то, что он откроется уже пред кончиной века (Мк.13:32), и придет на короткое время (Откр.12:12, 20:3). В писании время сие определяется 42 месяцами (Откр.11:2, 13:5) или 1260 днями (Откр.11:3, 12:6), т. е. тремя с половиною годами.
9) Господь Иисус Христос сокрушит и уничтожит Антихриста и погубит его одним дуновением уст Своих и явлением славы Своей, как Бог и Спаситель (2Сол.2:8; Тит.2:13), т. е. появлением и пришествием Своим, как изъясняет св. Златоуст.
Второе славное пришествие Иисуса Христа на землю
С прекращением царства Антихристова откроется вечное царство Господа Иисуса Христа. Он, Сын Божий, воплотившийся для спасения людей, живший на земле и умерший и воскресший и вознесшийся на небо, опять придет с неба на землю судить живых и мертвых таким же видимым образом, как Св. Апостолы видели Его восходящим на небо (Деян.1:11); придет совершенный Бог и совершенный человек с великой славой и силой, как Он Сам предсказал: тогда явится знамение Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная и узрят Сына человеческаго, грядущаго на облацех небесных с силою и славою многою (Мф.24:30; Лк.21:27; Мк.13:26). Пришествие Его будет так, как молния исходит от востока и блистает до запада (Мф.24:27); «оно видимо будет вдруг везде по причине сияния славы», – как говорит Златоуст (Иоанн Златоуст. Беседы на евангелие от Матфея – Мф.24:27). Слава Господня явится в величии всего пришествия; Иисус Христос будет окружен всеми Ангелами (Мф.25:31); сила Его откроется в потреблении огнем земли (2Пет.3:7, 10, 12), в воскресении мертвых вдруг, в мгновение ока (Ин.5:29–30; 1Кор.15:52); в изменении живых в образ воскресших (1Фес. 4:17; 1Кор.15:51); в суде над живыми и мертвыми (Мф.25:34–41). Св. Апостолы многократно возвещают о втором пришествии (Деян.10:42, 17:31, 24:25; 2Кор.5:10; Откр.20:12). Все Св. Отцы восточные и западные постоянно проповедуют о втором славном пришествии Господа Иисуса Христа.
Никому не известно время второго пришествия Христова. Сам Господь Иисус Христос говорит: о дни же том и часе никтоже весть, ни Ангели, иже суть на небесех, ни Сын, токмо Отец (Мк.13:32); впрочем, не неведый время скончания держай века, день оный неведети предрече, но пределы всем положи в смиренномудрии (тропарь на повечерие вторника страстной седмицы). Приидет день Господень, яко тать в нощи, т. е. неожиданно, внезапно (2Пет.3:10).
Признаки времени второго пришествия Иисуса Христа на землю
Впрочем, Богу угодно было открыть некоторые признаки приближения второго славного пришествия Христова. Таковы: 1) в мире физическом – глады, землетрясения, моровые язвы, особенные страшные явления в природе и разные небесные знамения; 2) в нравственном – страдания и изнеможение человеков от страха и чаяния чего-то страшного, грядущего на вселенную и в тоже время общая неизъяснимая беспечность относительно вечной судьбы своей, подобная глубокому сну в глубокую полночь; охлаждение взаимной любви и умножение беззакония (Мф.24:12), ненависть и предательство (Мф.24:11), жестокие вражды и брани между народами и царствами, друзьями, самыми близкими родными, и такое оскудение веры (в лицо, учение, заповеди, обетования Иисуса Христа), что Сын человеческий пришедши едва обрящет веру на земли. Но человечество не будет видеть своего бедственного нравственного состояния, напротив, станет провозглашать о своем преуспеянии, ослепляясь преспеянием для времени и земли, и забыв о преспеянии христианском для духа, для вечности, для Бога (1Фес. 5:2). 3) Проповедание Евангелия всем народам, исполнение числа язычников, назначенных войти в Церковь Христову, обращение ко Христу остатка народа Еврейского, появление многих лживых, от Бога не избранных и не посланных, но именем Божиим говорящих мессий и учителей. 4) Наконец, признак более других решительный и более других определенный – появление Антихриста, прежде которого не будет пришествия Христова как свидетельствует святой Апостол Павел (2Фес. 2:1–3).
Воскресение мертвых
Первым делом Господа Иисуса Христа в славное пришествие будет воскресение мертвых. Мертвии о Христе воскреснут первее (1Сол.4:16).
Воскресение есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душой в той личности человеческой, какая некогда была в здешней жизни. Григорий Нисский пишет: «Чтó иное есть воскресение, как не совершенное восстановление в прежнее состояние» (Григорий Нисский. Точное истолкование Екклезиаста Соломонова, беседа 1).
Иисус Христос в ясных словах возвещает воскресение. Грядет час, в оньже вси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и услышавше оживут. И изыдут сотворшии благая в воскресение живота: а сотворшии злая в воскрешение суда (Ин.5:28–29; сл. Ин.6:40; Мф.10:28, 12:41–42, 22:29–32). В своем собственном воскресении Он даровал залог воскресения всех.
Апостолы указывают на воскресение тел как на следствие воскресения Христа, а на воскресение Христово как на основание общего воскресения. Аще воскресения мертвых несть, то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша (1Кор.15:12–19; Деян.4:2, 17:18, 32; Евр.6:2; 2Тим.2:18–19). Воскреснут все люди от Адама до того, который умрет последний (1Кор.15:20). Воскреснут люди всех веков и вероисповеданий, не только добрые, но и злые (Деян.24:15). Те, которых второе пришествие Иисуса Христа застанет живыми, не умрут, но изменятся, т. е. тела их получат вдруг вид подобный прочим телам воскресшим (1Кор.15:51; Ин.5:29). Ветхозаветные несомненно ожидали воскресения мертвых. Так, например, Иов (Иов.19:25), Давид (Пс.15:8–11; сл. Деян.2:25–32), Мария, сестра Лазаря (Ин.11:24). Сам Спаситель доказательства воскресения мертвых заимствует из Ветхозаветных книг Св. писания (Мф.22:31; сл. Исх.3:6; Дан.12:2; Ис.26:19; Евр.11:15–16).
Вера Церкви в воскресение мертвых выражается в Символе веры, в сказаниях о страданиях мучеников, в постановлениях вселенских и поместных соборов и в учении отцов Церкви. Отцы Церкви воскресение мертвых признают основанием учения об уповании, а отвержение оного дьявольским учением. Они находят образ воскресения в возрастании семени, вверенного земле, в возобновлении дня, луны, года и природы, в пробуждении от сна, и в фениксе. Возражающим, что тайна воскресения непостижима, указывают на непостижимость рождения человека, сотворения мира из ничего и последнего возрождения мира всего. Указывают на благость, правду и всемогущество Божественные как на залог воскресения. Человек делает доброе и худое с телом, следовательно, с ним должен получить награду и наказание. Св. отцы указывают как на залог воскресения еще на достоинство тела человеческого. Оно принято Сыном Божиим чрез воплощение в ипостасное соединение с Божеством; в теле обитает Дух Святый как в своем храме; оно чрез крещение служит к возрождению человека в вечную жизнь, приемлет печать дара Духа Святаго в миропомазании, делается ковчегом тела и крови Христовых в таинстве причащения. Некоторых, освященных благодатью, тел не касается тление и в здешнем тленном мире. В них, несмотря на разлучение душ, остается Дух Святый и обнаруживает свое присутствие различными свойственными ему знамениями.
Качества воскресшего тела
Тело по воскресении в существе своем будет то же, какое было соединено с душою в настоящей жизни, но только прославленное, духовное, т. е. чуждое грубости и дебелости, и будет нетленное, и бессмертное (1Кор.15).
Но тело нечестивых не будет телом славным, хотя оно и будет нетленным, но будет страдать и послужит к увеличению мучений души. «Все приемлют тело, – говорит Св. Ефрем Сирин, – сообразное собственным делам. Тело праведных сияет светлее света солнечного, а тела грешников оказываются темными и полными зловония. Тело каждого показывают дела его, потому что каждый из нас носит дела свои в своем теле» (Ефрем Сирин. Слово о Суде и Воскресении).
Конец мира
По воскресении мертвых наступит конец настоящего вещественного мира, т. е. видимых неба и земли. Иисус Христос, беседуя о втором пришествии, сказал: небо и земля мимоидет (Мф.24:35). В псалме 101 сказано, что земля и небо погибнут и вся яко риза обетшают, и яко одежду свиеши я, и изменятся (Пс.101:27; сл. Евр.1:11–12).
Конец мира будет состоять только в разрушении, но не в решительном уничтожении вещественного мира. Апостол Петр говорит: нова же небесе и новы земли чаем, т. е. нового неба, а не другого, новой земли, а не другой, т. е. мир сей преобразуется в лучший, новый, вполне приспособленный к людям обновленным и по плоти. Страшная сия перемена с миром совершится посредством огня (2Пет.3:7, 10, 12).
Последний суд
Иисус Христос во второе Свое пришествие придет судить вселенную. Он Сам много раз упоминал о всеобщем суде и изображал его в ясных и точных чертах. Приити имать Сын человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по деянием его (Мф.16:27, 25:31–42; сл. Мф.11:22–24, 12:36; Ин.5:27–30). Апостолы также возвещали о последнем суде (Деян.10:42; Рим.2:5–7; 1Кор.5:10; Кол.3:24–25, 2Тим.4:1; Откр.20:11–15).
Церковь всегда веровала, что будет последний суд. Это видно из символов Апостольского, Никейского, Афанасия Великого и из писаний св. отцов. Отцы Церкви изображают в разительных чертах зрелище последнего суда, в коем откроется величайшая слава для Бога, награда для праведных, наказание для грешных. На всемирном суде откроется ясно порядок Божественный во всем мире, обнаружатся скрытые замыслы, тайные лукавства злых, все скорби, напасти и подвиги праведных; наконец, пред всеми откроются самые сокровенные изгибы сердца человеческого.
Суд последний будет всеобщий; на сем суде будут судимы вообще все люди, жившие от начала до конца мира, злые и добрые (Ин.5:28–29; Мф.25:41; Деян.10:42; 2Тим.4:1; Рим.2:6, 14:12; Откр.21:8, 27), не только христиане, но и неверующие во Христа. Суд будет решительный. На сем суде окончательно решится судьба как людей, так и падших ангелов, блюдомых, как изъясняется Апостол Иуда, на суд великаго дне (Иуд.1:6).
Предмет суда
Предметом суда будут все дела всех человеков и злые, и добрые, сделанные в продолжение всей жизни (2Кор.5:10; Рим.2:6), все слова (Мф.12:36–37), все мысли, намерения и желания самые сокровенные (1Кор.4:5); наконец, будут судимы такие дела и слова, которые допущены другими, но к которым мы подали повод соблазном, повелением, советом, согласием, одобрением, помощью, участием, молчанием, непрепятствованием и прикрытием (1Тим.5:22; Мф.18:6–8). К оправданию или осуждению на последнем суде преимущественно будут служить дела человеколюбия или нечеловеколюбия (Мф.25:34–46).
Судья мира
Судьей будет Сам Бог, потому что Он есть и законодатель и защитник Своих законов, отмститель и воздаятель. Но Бог Отец будет судить чрез Иисуса Христа, Который получил от Него власть и суд. Тому, кто благовестил и совершенным образом исполнил закон Божий, истощил Себя, приняв образ раба, и Своими страданиями и смертью искупил род человеческий, надлежит и явиться во всей славе Божественного величия Своего и судить людей (Ин.5:27–30; Рим.2:16, 14:10; 2Кор.5:10; 1Фес. 4:15; 2Тим.4:1; Флп. 2:7–11).
Сын Божий откроет в совести каждого все дела, мысли и слова, и люди увидят и осознают все забытое или сокрытое (1Кор.4:5).
Добрые Ангелы и святые люди будут орудиями или подчиненными действователями единого, всеобщего, верховного суда Божия (1Кор.6:2; Пс.149:9; Мф.19:28; Откр.20:4; Мф.13:41, 49).
Последствия всеобщего последнего суда Божия
На всеобщем суде Божием отделятся окончательно и решительно праведные от нечестивых, и после суда тотчас начнется наказание осужденных и вечное блаженство праведных.
Наказание осужденных грешников
Осужденные грешники правосудием Божиим будут заключены в ад (Лк.16:23), место всех скорбей, страданий и казней, где только беспорядки, ужас и смятения, и где нет ни отрады никакой и надежды получить когда-либо облегчение (Мк.9:44, 46, 48). Св. Василий Великий так изображает это место: «Будут приставлены к грешникам страшные и угрюмые ангелы (демоны), у которых и взор огненный и дыхание огненное по жестокости их воли, и лица подобны ночи по унылости и человеконенавидению; там непроницаемая пропасть, глубокая тьма, огонь несветлый, который во тьме содержит попаляющую силу, но лишен светозарности; потом какой-то ядоносный и плотоядный червь, пожирающий с жадностью, никогда не насыщаемый и своим пожиранием производящий невыносимые болезни; потом жесточайшее из всех мучений – вечный позор и вечный стыд» (Василий Великий. Беседы на псалмы. Беседа на псалом тридцать третий). Вечное удаление от Бога и лишение всякого дара Божия, мучительные терзания собственной совести, равно упреки, ругательства и проклятия со стороны вовлеченных осужденными в грехи, нападение демонов, сожительство с ними и со всеми осужденными, будут производить тот скрежет зубов (Мф.22:13), о котором упоминает Спаситель.
Страшно будет мучение осужденных особенно от огня геенского (Мф.3:12, 13:42, 50, 25:41; Откр.20:14–15, 21:8). Святой Златоуст говорит: «Услышав об огне, не думай, что тамошний огонь похож на здешний. Этот, что захватит, сожжет и изменит; а тот, кого однажды обымет, будет жечь всегда и никогда не перестанет; он одной и той же силой и будет жечь нечестивых и возобновлять, и сколько будет отнимать у тех, столько и возвращать, и себе самому будет доставлять пищу вечную» (Иоанн Златоуст. Творения в двенадцати томах. Т.1, кн.2. Слово первое к Феодору падшему. М., 1991. С.17).
Различие наказаний
Наказания осужденных будут различны по делам каждого, одних более тяжкие, других менее тяжкие. О сем свидетельствует Слово Божие (Мф.10:15, 11:22; Лк.12:42; Откр.18:6–7). Такого различия требует правда Божия, которая за различные проступки должна различно наказывать, как и за различные добрые дела различно награждать. Св. Василий Великий пишет: «Если Бог есть праведный судья не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого или сильнейшего, или более пожигающего, червя неумирающего, но опять сноснее или нестерпимее причиняющего боль по достоинству каждого, иной геенны, в которой без сомнения есть разные роды мучений, и другой тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой от усиленных мучений и до скрежета зубов» (Прав. кратк. изл. вопр. 267, ч. 5, стр. 346).
Вечность наказаний
Неизъяснимая тягость состояния осужденных еще более увеличивается тем, что оно вечно. О вечности адских мучений говорится ясно в св. писании. О сем свидетельствуют Сам Спаситель (Мф.12:32, 18:8, 25:46; Мк.3:29) и Апостолы (2Фес. 1:9; Иуд.1:13; Откр.14:11, 20:10). Состояние осужденных изображается как смерть (Ин.6:50, 8:51, 11:26), как неумирающий червь (Мк.9:44, 46–48) и как неугасимый пламень (Мк.9:43–45). Вечность мучений противополагается вечности блаженства (Мф.25:46; Рим.6:23; Гал.6:8); потому вечность адских мучений должно принимать в том же смысле, как и вечность блаженства. Вселенская Церковь всегда учила и учит, что мучения вечны.
Пятый вселенский собор торжественно произнес анафему на последователей Оригена, отвергавших вечность мучений.
Награда праведным
На последнем суде Божием окончательно решится участь праведных. Им уготована великая награда (Мф.5:12). Праведные будут введены в самое совершенное и прекрасное место, которое в св. писании называется раем (Лк.23:43), небом (Мф.6:9), царством небесным (Мф.5:3,10, 8:11). Здесь устроен город, небесный Иерусалим (Евр.12:22–23). Сей город изображен Иоанном Богословом в откровении (Откр.21). В нем особенно уготованы блаженным три блага: вода жизни, древо жизни и лицезрение Бога.
Вода жизни означает обилие даров Духа Святаго, какими будут преисполняться блаженные (Ин.7:37–39; Ис.11:2). Древо жизни есть Господь Иисус Христос, Который Сам называет Себя хлебом жизни, которым питающийся никогда не умрет (Ин.6:48–51). Лицезрение Бога (1Кор.13:12) состоит в том, что слава и величие Господа Бога сделаются доступными для блаженных; они в Боге увидят все величественнейшее, высочайшее, священнейшее, совершеннейшее, будут принимать на себя непосредственно впечатление величия Бога и Сына Божия. В сем созерцании они будут находить полное удовлетворение для ума, воли и сердца, и неисчерпаемый источник вечных наслаждений и блаженства; вечная радость и вечное веселие будут их достоянием. Созерцая Бога, праведные узрят весь мир в надлежащем виде, постигнут тайны искупления; от лицезрения Божия праведники просветятся яко солнце в царствии Божием (Мф.13:13); они будут так же светоносны, как Тот, Которому уподобятся (1Ин.3:2). Добродетели, которые они здесь совершили, последуют за ними в царство небесное (Откр.14:13) и все святые и благочестивые мысли, чувства и навыки их будут действовать у них в новой чистоте и обширности. Святые души, возлюбленные Богом, сами возлюбят Бога самой высокою любовью. Сия любовь будет выражаться вечным служением пред престолом Божиим (Откр.7:15), вечным благодарением и славословием Сына Божия (Откр.5:9–12). Праведные будут на небе как Ангелы Божии (Мф.18:11), или равными Ангелам (Мф.22:30). Они войдут в общение с Ангелами высших чиноначалий (Евр.12:22–23). Тьмы тем Ангелов примут святых людей в среду свою как братьев и будут с ними разделять чувства любви и благодарности к Богу. Каждый праведник также соединится тесными неразрывным союзом со всеми святыми (Мф.8:11). Они все составят одно стадо Христово (Ин.10:16) или одно семейство, соединенное чистой любовью (Ин.17:21).
Вечность блаженства праведных
Блаженство праведных вечно. Священное писание исполнено свидетельств о сем, например Мф.25:46, 1Тим.6:19, Лк.16:9, 1Пет.5:4, 2Пет.1:11.
Во все века истинные христиане всегда выражали твердую уверенность, что блаженство праведных вечно.
Это видно из понятия о блаженстве, ибо не может быть блаженства без твердой уверенности, что оно никогда не кончится; из врожденных стремлений человека к вечной блаженной жизни; также из того, что творение, промышление и искупление не имели бы достойной себя цели, если бы блаженство имело конец. Совершенство сотворения, в котором человеку дано дыхание жизни, и он запечатлен образом Божиим, совершенство искупления, чрез которое уничтожен грех с его последствиями, следовательно, и со смертью, – совершенство освящения, в котором сообщаются не в меру дары Духа Святаго, подтверждают истину, что жизнь блаженных должна быть вечной.
Различие блаженства праведных
Блаженство праведных будет иметь степени сообразно с мерой подвигов, трудов и заслуг каждого. Слово Божие ясно свидетельствует: в дому Отца Моего обители многи суть (Ин.14:2). Кийждо свою мзду приимет по своему труду (1Кор.3:8; 1Кор.15:41).
Хотя различная слава ожидает святых в вечности, но все они будут чувствовать себя совершенно блаженными, и предоставленная каждому мера или степень блаженства не оставит ничего желать более. Величие вечного блаженства всех святых, в какую бы кто из них вечную обитель ни вступил, превосходит всякое разумение и представление человеческое и не может быть изъяснено никакими словами. Ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1Кор.2:9; Ис.64:4).
Заключаем наш труд молитвой Св. Ефрема Сирина: «Ей, Владыко Господи, единый безгрешный и человеколюбивый, излей на меня неизреченную благость Твою, дай мне и всем любящим Тебя поклониться славе Твоей в царствии Твоем, и в веселии сказать лепоте Твоей: Слава Отцу, сотворившему нас, и слава Сыну, спасшему нас, и слава Всесвятому Духу, обновившему нас, во веки веков! Аминь (М., 1858 г., ч. 1, стр. 130–131).